Золотой век портретов Короля
Хочется начать монгол о настоящем в витке прошлого.
Небольшая историческая вставка: "Бодегон (исп. bodeg;n, от bodega — трактир, харчевня) — традиционный жанр испанской живописи эпохи барокко XVII века. Создателем жанра считается живописец и гравёр Франсиско Эррера Старший. На картинах других испанских мастеров XVII–XVIII веков изображались закуски и напитки, обеденная посуда, цветы и плоды, украшающие стол. Диего де Веласкес был учеником основателя и поначалу стал писать бодегоны — небольшие жанровые сценки, происходящие преимущественно в тавернах. Тогда они были излюбленным местом досуга всех испанцев — как вечером после тяжёлого трудового дня не зайти в таверну выпить кружечку пива и не поболтать с друзьями, обсудить последние новости".
Установим связь с настоящим. Чем не галерея "фотографий" в Инстаграм о трапезах современности? О новостях и встреч друзей? Прошло столько лет, а наши предпочтения в проживании прекрасного сохранились по сей день. Только есть тонкая разница с испанским художником: им передана атмосфера без приукрашивания. Картины "живые" и актуальные для настоящего.
Меня взволновали "Завтрак" и "Водонос". За счёт того, что я ничего не понимаю в живописи, мне стало интересно выделить то, к чему я привыкла: сюжет, эмоциональный интеллект персонажей и атмосферу. Что я вижу? Для чего? И в чем сама суть картины для меня именно сейчас? Проживу в себе ученицу и совершу вместе с творцом скачок в дружбу с Королем.
"Завтрак".
Я вижу людей разных возрастов, которые в испанской страстной манере обсуждают какое-то событие. Напротив сидят два поколения мужчин, но эмоционально угнетены и шокированы оба. Оба сутулы, хмуры и морщинесты. Уголки губ приспущены и все говорит о каких-то переживаниях негативного плана уже с самого утра. Мужчина в возрасте тот, что слева, по моим ощущениям чуть ли не хватается за сердце, чтобы переубедить или убедить, отстоять, либо опровергнуть услышанное.
Рассеянный взгляд женщины меня поразил. Я встретила в одной из статей о критике этой картины, что она выражает, на первый взгляд, слишком застывшее (не цитирую) выражение эмоций и поз персонажей. Я не согласна. Прострация и рассеянность женщины, ее туманный взял также говорит о том, что услышанное в беседе мужчин ее просто выбило из равновесия, но она терпимо продолжает приносить еду к столу.
Я помню, что я сейчас вместе с Диего ученица. Я ещё не знаю, что буду портретистом в семье короля Испании. Мне очень приятно, что угнетение передано так "серебристо-золотисто". Слева больше серых, песочно-мышиных сочетаний цвета, а справа жёлтых и оранжевых оттенков и игра цветов словно отражение характеров героев картины.
В картине "Завтрак" меня захватывают тени. Я помню, что я вместе с художником в трактире. Я понимаю, что это закрытое заведение, где мало места для солнечного света. Утро! А такие сумерки в сюжете. И при всей атмосфере мы видим белоснежную скатерть. Она настолько чиста как чистым для человека должно быть каждое утро. Для чего меня Диего посвятил в завтрак? Чтобы он был для меня кристально чистым каждый день.
"Водонос".
Лица героев сюжета "Водонос" иные. Есть уважение и почтение. Ощущается, что Гостю предлагается самое ценное: утоление жажды, то без чего не выживет человек - вода. Поклон не сильно низкий. Водонос уважает и свое служение. "Вкусно" художник учит меня выделять посуду и трактирные принадлежности: фужер для воды, кувшины. И задумчиво-подозрительный взгляд мужчины на заднем фоне. Он не настолько сосредоточен как Водонос по отношению к Гостю, он внимательно изучает его уставшее и чем-то не совсем довольное выражение лица.
Что, как ученица, я подчёркиваю для себя в этом сюжете? Почтение к новому, живому и интересному, в каком бы настрое на гостеприимство не был при этом человек.
Входим вместе с художников в скачок его мастерства: придворный художник, близкий друг Короля и создание условий со стороны монарха для победы над стереотипом, что портретист - это "ремесленник". Художник взял ответственность за влияние и стал чиновником. Он обрёл статус благодаря труду в королевской семье и среди влиятельных лиц Испании и Италии.
Какие картины этапа становления обер-гофмаршала меня заинтересовали?
"Портрет Филиппа IV в латах", "Конный портрет принца Бальтазара Карлоса", "
«Менины» (исп. Las Meninas — «фрейлины»)" и портрет, созданный Диего в Италии - это "Портрет Папы Римского Иннокентия Х".
Что мне удалось заметить и расшифровать для самопознания? Нашла в интернете, цитирую: "Веласкес, но когда ему говорили, что он пишет слишком грубо и не стесняется показать вещи обыденные, то тот в ответ говорил: «Лучше быть первым в грубом жанре, нежели одним из многих в изящном»".
Согласна с автором статьи. Я ощутила грубое изящество и изящную грубость королевского двора. От этого сочетания и жутко и одновременно возвышенно.
У каждого члена королевской семьи от мало до велико именно такой взгляд: глубокий и грустный, твердый и милый, величественный и наивный. Таким же стал и взгляд художника, словно он вырос в "королевских задачах" с младенчества. Он сам был Королем, но как художник.
Насколько манеры человека при власти отличаются. Особенно этот контраст виден в картине "Менины". Нести величие с ранних лет ответственно и трудно. Владеть собой, когда ты будущая королева или король, ведь этому уже нужно учиться с детства.
О любви ли эти картины? О любви между людьми или о любви к своему предназначению? Могут ли понять люди из картины "Завтрак" трудности людей на картинах "другу Королю"? И наоборот. Вечный вопрос людей и их дорог.
Дорога Диего де Веласкес мне показалась трудной и очень интересной. От картины к картине менять себя как персону. Проживать и пропускать через себя судьбы и оставаться "золотым" Наблюдателем - это действительно искусство.
Я научилась у "короля" Веласкеса свободе возможностей. Он рос и выбирал их, учился и менялся. Спасибо ему за "след" в истории, где якобы "ремесленник" не остался в нищете материального мира и смог свое внутреннее богатство окружить роскошью внешнего. Я беру этот опыт с собой и учусь этой смелости и живости.
Благодарю художника за "величину" и "корону" его разумного сердца.
Фотонатюрморт для картин "Завтрак" и "Водонос":
"Волшебство границ удовольствия"
Фотонатюрморт для картин "Менины" и другие портреты влиятельных людей:
"Романс: тонкий намек и ожерелье Невесты"
Свидетельство о публикации №225012400465