***

И вновь случай вмешивается в мою жизнь, не случай а повод к познанию нового и неведомого ранее. Мы живем в истории, ходим мимо нее , создаем ее , но не задумываемся об этом. Почему то мне, морскому пехотинцу тихоокеанского флота довелось сегодня прикоснуться к истории Северного Флота, а именно Юнгам Северного Флота. Я знал о существовании  понятия юнги Северного Флота и даже присутствовал на открытии памятника Юнгам в нашем городе, видел одного из них три года назад, но не подозревал тогда того, что мне сегодня придется представить эту тему. Готовиться к лекции непростое дело, особенно, когда хочется чтобы тема была интересным и доступным в восприятии повествованием, основанным на некоторые факты. За дело взялся с энтузиазмом и сделал в ходе подготовки для себя несколько открытий. И мне открылся смысл фразы, услышанной накануне днем "Когда мы учим- мы учимся". Эти слова можно понимать по- разному. И я понимаю ее с двух сторон, возможно она еще более глубока,  Готовясь к лекции я учил и учился- это одна сторона ее смысла. А начать мне хочется с информации, которую мне предстоит дать юным слушателям, она будет краткой, без особого проникновения в тему по ряду причин и одной из них является ограниченность во времени.
Начало войны для Гитлера преподнесло сюрприз  ввиде срыва его молниеносного плана " Барбаросса" по захвату СССР и внесло понимание, что война приобрела затяжной характер,  к весне 1942 года немецкие войска были остановлены, но находились в близости от Москвы на расстоянии 160 километров. Ленинград находился в блокаде, продвижение по всей линии фронта блокировано Красной Армией. Ставке Вермахта не оставалось ничего кроме того, чтобы подготовиться к новому наступлению с юга, на Кавказ, к бакинской нефти к Сталинграду и Астрахани, что поставило бы под угрозу существование Советского государства. На линии соприкосновения были собраны 6 млн солдат Вермахта 3.  танков,  2    орудий и минометов, 2.  самолетов. С нашей стороны 5 млл солдат. 3   танков, 2   самолетов. Положение становилось критическим, моряки с кораблей были собраны в подразделения морских пехотинцев и переведены на берег, Личный состав флота  испытывал нехватку кадров  Нарком Флота Николай Кузнецов издает приказ о создании школы юнг, для пополнения в дальнейшем ими судов ВМФ личным составом. К апрелю 1942 года в Архангельск прибывают ребята со всех городов нашей страны, где они проходят мед комиссию и отбор. Одними из требований к поступлению были- 6-7 летнее образование и возраст от 14-17 лет. После прохождения комиссии ребята были направлены на Соловецкие острова, где было предложено обучать морские кадры. В это время  на территории монастыря находились ... 1144 юноши были доставлены к месту обучения. Соловецкие острова являют из себя гряду островов в Белом море и занимают площадь 300 га. Так как не все ребята могли разместиться в кельях монастыря, то было принято решение копать землянки. Дети строили их сами, копать приходилось в тяжелых условиях северного климата. Валуны, которые достигали огромных размеров не могли быть перемещены  вручную и тогда их обкладывали ветвями и бревнами, благо их было достаточно, которые поджигали  и те после того как их поливали водой лопались. После этого их убирали . Так же выкорчевывали пни  и продолжали строительство землянок. К 7 Ноября было построено 30 землянок на 25 человек. Их отапливала одна печка "Буржуйка" Кровати двухярустные, туалета и умывальника не  было. 7 Ноября была проведена присяга для ребят и теперь они стали юнгами. Начались занятия. Основное внимание уделялось математике, русскому языку и географии. К ним стали добавляться специальные дисциплины, классы разделялись по специальностям. Однообразное питание на протяжении длительного времени привело к байкоту. Распорядок дня был таким Подъем в 6 ч   все по распорядку, обучение по 10 ч в день. Вечером после ужина 2 часа самоподготовки  и 22 ч отбой. На завтрак была треска, на обед сечка с треской и компот, на ужин треска. Из за нехватки витаминов и однообразия рациона ребята заболевали аппендицитом. Операции делали тут же. По возможности юнги убегали в лес и ловили уток, жарили на костре. Собирали бруснику и заливали водой, так получался морс. Нигде не говорится о том, что бегать в лес было разрешено, смею предположить и не без оснований, это считалось самовольной отлучкой и наказывалось. К концу первого года обучения ребята получили специальности и многие закончили его с отличием. Лентяев и неспособных к наукам исключали. Отличники подготовки имели право выбора дальнейшего места службы. По окончании обучения, они дали торжественную клятву и отправились на свои корабли и катера. За время существования школы  сменилось три командира. Преподавательский состав подбирался из числа кадровых моряков , имеющих боевой опыт


Рецензии