***
Начало войны для Гитлера преподнесло сюрприз ввиде срыва его молниеносного плана " Барбаросса" по захвату СССР и внесло понимание, что война приобрела затяжной характер, к весне 1942 года немецкие войска были остановлены, но находились в близости от Москвы на расстоянии 160 километров. Ленинград находился в блокаде, продвижение по всей линии фронта блокировано Красной Армией. Ставке Вермахта не оставалось ничего кроме того, чтобы подготовиться к новому наступлению с юга, на Кавказ, к бакинской нефти к Сталинграду и Астрахани, что поставило бы под угрозу существование Советского государства. На линии соприкосновения были собраны 6 млн солдат Вермахта 3. танков, 2 орудий и минометов, 2. самолетов. С нашей стороны 5 млл солдат. 3 танков, 2 самолетов. Положение становилось критическим, моряки с кораблей были собраны в подразделения морских пехотинцев и переведены на берег, Личный состав флота испытывал нехватку кадров Нарком Флота Николай Кузнецов издает приказ о создании школы юнг, для пополнения в дальнейшем ими судов ВМФ личным составом. К апрелю 1942 года в Архангельск прибывают ребята со всех городов нашей страны, где они проходят мед комиссию и отбор. Одними из требований к поступлению были- 6-7 летнее образование и возраст от 14-17 лет. После прохождения комиссии ребята были направлены на Соловецкие острова, где было предложено обучать морские кадры. В это время на территории монастыря находились ... 1144 юноши были доставлены к месту обучения. Соловецкие острова являют из себя гряду островов в Белом море и занимают площадь 300 га. Так как не все ребята могли разместиться в кельях монастыря, то было принято решение копать землянки. Дети строили их сами, копать приходилось в тяжелых условиях северного климата. Валуны, которые достигали огромных размеров не могли быть перемещены вручную и тогда их обкладывали ветвями и бревнами, благо их было достаточно, которые поджигали и те после того как их поливали водой лопались. После этого их убирали . Так же выкорчевывали пни и продолжали строительство землянок. К 7 Ноября было построено 30 землянок на 25 человек. Их отапливала одна печка "Буржуйка" Кровати двухярустные, туалета и умывальника не было. 7 Ноября была проведена присяга для ребят и теперь они стали юнгами. Начались занятия. Основное внимание уделялось математике, русскому языку и географии. К ним стали добавляться специальные дисциплины, классы разделялись по специальностям. Однообразное питание на протяжении длительного времени привело к байкоту. Распорядок дня был таким Подъем в 6 ч все по распорядку, обучение по 10 ч в день. Вечером после ужина 2 часа самоподготовки и 22 ч отбой. На завтрак была треска, на обед сечка с треской и компот, на ужин треска. Из за нехватки витаминов и однообразия рациона ребята заболевали аппендицитом. Операции делали тут же. По возможности юнги убегали в лес и ловили уток, жарили на костре. Собирали бруснику и заливали водой, так получался морс. Нигде не говорится о том, что бегать в лес было разрешено, смею предположить и не без оснований, это считалось самовольной отлучкой и наказывалось. К концу первого года обучения ребята получили специальности и многие закончили его с отличием. Лентяев и неспособных к наукам исключали. Отличники подготовки имели право выбора дальнейшего места службы. По окончании обучения, они дали торжественную клятву и отправились на свои корабли и катера. За время существования школы сменилось три командира. Преподавательский состав подбирался из числа кадровых моряков , имеющих боевой опыт
Свидетельство о публикации №225012400531