Пожарные

        Вы ведь знаете, что пожарные никогда не любят, чтобы их называли пожарниками. И догадываетесь почему? Хотя скажу, что покопавшись в словаре Даля, и в разговорном жанре, возможно, употреблять слово "пожарник". А в старину, по показаниям милицейских протоколов, вообще, пожарниками называли погорельцев, пострадавших от пожара.
        А знаете, какие они, эти пожарные? Стойкие, смелые, мужественные, храбрые, стройные, и в полном расцвете сил...
        А ещё от одного из них пахло хорошим парфюмом, от другого чесноком, после обеда, от третьего (самого молодого) перегаром, а четвёртый, что их начальник, просто был гладко выбрит, одет с иголочки и стоял молча, только улыбаясь при малейшем удобном случае.
        Они собрались вместе со мной, а точнее я приехал к ним по долгу службы, вместе со своим коллегой Феликсом. Феликс тоже по своей натуре скромный человек, поэтому он ходил и молча выслушивал все «хотелки» наших заказчиков. Пожарным были выделены деньги на ремонт своих инженерных сетей. Не важно, отопление ли это, или холодное с горячим водоснабжение...
        Не суть важна. Важен сам диалог, сама мимика, харизма, восприятие, отношение, тактичность, те качества, о которых мне захотелось поведать тебе, дорогой читатель. Ведь они не могли даже и задуматься, что я, исполняя свою основную работу, параллельно начну оценивать их, как личности персоналии. Нет, нет, что вы, они ничуть не плохи. А, наверное, совершенно наоборот. Я бы даже с виду, предположил, что помимо своей работы, они являются очень крепкими друзьями по жизни, возможно даже дружат семьями, держатся костяком и всё время вместе. Итак, знакомьтесь:

        Андрей Вадимович. Сразу меня поправил, еще при диалоге с ним в телефонной беседе: «Мое отчество не Владимирович, а Вадимович». Дело в том, что мой директор, сказал мне, что его зовут Андрей Владимирович. Я, естественно, так его и назвал. А знаете о чём это говорит? О намерении человека на долгие и продолжительные взаимоотношения. Возможно даже помимо фирмы, в которую он обратился. Ведь мне, если честно, не важно, как меня называют: Алексей, или Андрей. Иногда меня называют даже Сашей, причём с полной уверенностью, что я Саша. И это называет меня тот человек, с которым я рука об руку проработал не много, и не мало двенадцать лет. Возможно, он валяет дурака... Ну да что там? Знакомьтесь: Олег Петрович Гаврилов, - бывший наш Главный инженер. На сегодняшний день, он является техническим руководителем местной ресурсоснабжающей организации. Человек очень интересный. Да, бывали курьёзы, когда я подтрунивал над ним. И мне казалось, что он легко воспринимает эти сложившиеся ситуации с недоразумениям. Очень приятно и легко всегда на душе становилось от этого. Вот он то без зазрения совести и называет меня Сашей. Я даже не поправляю его, а усмехнувшись, продолжаю диалог. Ну, что-то я полез, не в те дебри.

        Александр. Это тот, от которого в тот день пахло перегаром. Почему-то захотелось рассказать о нем, о следующем. Молодой и амбициозный парнишка. Много говорит. Говорит, может и не по делу, но правильные вещи технического заключения. Знаете что? Он не нашёл здесь себя. Ему надо двигаться дальше, а ему не дают, или не разрешают. Возможно, он и сам не рвётся, что более печально. Однако все его домыслы в инженерной структуре верны. Он действительно молод и амбициозен, как я заметил ранее. Он прям, шёл и рассказывал мне, обращая внимание на каждый нюанс трубопроводов, руками ничего не трогал, но говорил всё верно. Его руководители смотрели на него и только говорили: Саш давай ещё, показывай все больные места нашей инженерной системы. Он провёл нас по всем помещениям пожарной части, а, в конечном счете, спросил: "А сколько будет стоить одна калориферная установка, которую вы видели в одном из помещений? Нагрузку примерную я вам скажу. Честно? Я даже промониторил, сколько она стоит, но мне очень интересно, какую цену назовёте вы". Недолго думая, я сразу произнес ему фразу, которую всегда любит говорить мой директор: "Сначала нужно разработать проект". В ответ он промолвил: "Начинается..." Можно конечно бесконечно спорить с такого рода действительно, как я уже подчеркнул ранее, молодыми и амбициозными парнями, но понимая, что он заводит, меня в «блудняк», я обратился ко всей собравшейся публики: "Ребят, вот смотрите, вам нужна установка. Так? К ней фильтрация нужна? Насосы? Смесительные узлы? Расчёты? Ведь это всё стоит денег. Вы представляете, что будет, когда эта вентустановка у вас полетит/крякнет? Вы ведь захотите по гарантии сдать её на завод-изготовитель. Что вам ответят на заводе-изготовителе? Правильно! Монтировала ли это специализированная фирма? Да. Которой оказались мы. Вот мы и будем нести убытки, в случае не правильной обвязки всей установки" Проехали.
        Коллеги в раздумье покачали головами. «Смышлёный юнец», - послышалось со стороны.

        А вот теперь знакомьтесь, - Алексей. Это он посмел обронить такую фразу, мне, человеку в самом расцвете своих сил. Это был он, тот самый человек, от которого так рьяно несло чесноком. Тактичный, угрюмый, сам себе на уме. Особо не произнёс ни слова на нашей встрече. Однако изрядно кивал головой. Видимо чуял, что хватанул лишнего. Он ходил за нами, скрестив руки за спиной и пытался вставить свои "пять копеек" по ремонту. Женат. Вероятнее всего, его супруга приготовила на этой неделе неплохой борщ и собирая мужа на работу, подсунула ему контейнер, который с легкостью можно подогреть в любой микроволновой печи, небольшую буханку чёрного хлеба, и соответственно несколько зубчиков чеснока. Ну не выбрасывать же продукты? И правильно, лучше выбрасывать зловонный запах на своих коллег. «Всё правильно сделал!» - говорят в таких ситуациях.

        Ну, и собственно говоря, сам Начальник пожарной команды. Владимир Стефанович. Стефан, - как вы поняли, звали его отца. Древнерусское имя, а следовательно и сын в такой семье воспитывается по старославянским канонам. Во всяком случае, так подумалось мне. Владимир же, как я уже говорил ранее: Скромный, молчаливый, статный, красивый. Конечно, он на своей работе, принимает только грамотные решения. А знаете почему? Потому что его окружают грамотные коллеги, которые и стояли сейчас в нашем окружении.
        Про Стефановича в принципе и говорить то нечего. Да и зачем говорить, тут и так всё ясно. В основном он молчал. А если заглянуть немного вглубь, то можно в этом человеке что-то и найти. Окончил школу он с отличием, затем поступил на «вышку», которую тоже, вероятнее всего окончил с отличием, сидя на первой парте, не пропуская ни одной лекции, и постоянно поднимал правую руку вверх, для передачи преподавателю правильного ответа. Обычно преподаватели в таких случаях говорят: «Сиди, Емельянцев. Я знаю, что ты и так всё знаешь. Пусть лучше Дьяченко ответит». Затем армия. Впереди планеты всей. Лучшие показатели и вовремя сданные нормы ГТО. Ни одного огреха. Затем девушка, та самая, в ситцевом платье, белых носочках и скромных туфельках, скрестившая ручки с охапкой полевых цветочков, застенчивая и смотрящая в рот своему возлюбленному, а на голове у нее две косы, раскинутые по сторонам, и веснушки на пол лица. Самая настоящая русская женщина, - добропорядочная, родившая Володе двух сыновей, - Алёшку и Андрюшку. Это я не знаю наверняка, это такой образ сложился, глядя на крепкого и стройного Владимира Стефановича. Наконец поступление в ряды МЧС, экзамены, тренинги, стажировка, дублирование, опять экзамены, разряд, еще выше разряд, медали за храбрость, почетные грамоты… И вот он: Начальник пожарной команды.

        Тут в гаражные боксы заехала одна пожарная машина, затем другая. С одной стороны вышли ребята, с другой. Перед нами стоял, казалось, весь пожарный отряд. Я, конечно, преувеличиваю, но так как часть маленькая, возможно, что так оно и было. Парни стояли и слушали вердикты, которые мы с Феликсом пытались вразумить. Начальник пожарной команды посмотрел на меня и шутливо спросил: "Алексей, ну вот по вашим подсчётам, насколько такой ремонт тянет? Миллиона на три-четыре?" Все парни засмеялись, потому как знали, что их смету урезали до безобразия и финальной выделенной суммой оказались каких-то 319 тысяч.
        Мы немного пообщались ещё с ребятами. И я переключил свой взгляд на мощь машин, стоящих в боксах. Это были и пожарные автоцистерны, и автомобили порошкового тушения, и автомобили пенного тушения, телескопические и коленчатые автоподъемники, и аварийно-спасательные автомобили и даже, так называемый, ПАК-40. Машина очень интересная и даже захватывает от неё дух. Как оказалось, она сделана на базе необычного пожарного автомобиля - КРАЗ-255Б с пожарным катером.
        А дело тут вот в чём. Наша страна изобилует большим количеством крупных водоёмов с крутыми высокими берегами, превышающими длину всасывающей линии. Или, наоборот, у берега мелководье или заболоченность, что не позволяет установить там пожарный автомобиль для полноценной работы насоса. Конечно, в таких случаях можно воспользоваться гидроэлеватором, но его производительности в 10 литров в секунду не всегда хватает... Получается вроде бы водоисточник рядом, но по сути район безводный.
        И вот в конце 1970-х годов решили как то облегчить эту проблему, выдав техническое задание на плавучую пожарную станцию "Искра ", состоящую из оснащённых насосами автомобиля и катера, работающих в перекачку. За её основу взяли буксирно-моторный катер-толкач БМК-Т (проект 1396), и его автомобиль-транспортёр на шасси КРАЗ-255Б, входившие в состав понтонно-мостовых парков инженерных войск. В оригинальном виде катер уже оснащался вихревым насосом, и среди прочего мог тушить пожары с помощью рукавов и ручных стволов, входивших в его комплектацию. Доработку под пожарные требования поручили Торжокскому заводу. Там автомобиль оснащался дополнительной кабиной расчёта, в которой был установлен насос ПН-40УА, а также пенобаком на 215 литров.
        Машина получила название ПАК-40 (ПАК расшифровывается как "пожарный автомобиль-катер"). Катер тоже доработали под пожарные нужды, установив лафетный ствол ЛС-С-40 и пенобак. Теперь он назывался "пожарный катер проекта 16650ПМ", а комплекс целиком ПАК-40(255Б)-16650ПМ.
        Катер мог и самостоятельно тушить пожары с помощью лафетного ствола, но основная идея заключалась в работе именно в перекачку с автомобилем ПАК-40.
На данный момент известно всего о двух полностью комплектных, почти в первозданном виде, ПАК-40(255Б)-16650ПМ - один в России (Выборг), и один в Белоруссии.
        И, как оказалось, Выборгский редкий экземпляр нам и удалось увидеть. Вот в этот самый момент, мне не хватало своего сына рядом со мной. Ведь буквально до отъезда в пожарную часть на обследование, я позвонил ему, а он не взял трубку, так как звонок на его телефоне был выключен. Уроки у него уже давно закончились и, как оказалось, он носился с друзьями по коридору, забыв включить звук. А перезвонив мне, было уже совсем поздно, так как мы с Феликсом к тому времени, были уже на половине пути.
        Внезапно зазвучала пожарная тревога. Я аж вздрогнул от такой неожиданности. И тут, все бравые ребята: и Андрей Вадимович, и Александр, и Алексей, и ещё несколько патрульных, приехавших с задания, мигом выстроились в одну шеренгу перед Владимиром Стефановичем, выправив спины и ожидая чётких указании. Их лбы расправились и даже самая малейшая улыбка, мигом слетела с лица. Владимир Стефанович мгновенным взглядом пересчитал коллег, и, как мне показалось, открылся рот, и чётко, со всей строгостью он начал раздавать команды своей пожарной бригаде. Всё закрутилось, как в сумбурном сне. Что он говорил, я даже не слышал, так как стоял в оцепенении собственных зашкаленных эмоций… Еще и эта сирена погружала тебя в особое состояние. «А ведь где-то сейчас горе», - подумалось мне. Я представил бедных стариков, детей-сирот, всех тех погорельцев. В сознании крутились лица несчастных людей, а наяву я видел чёткое исполнение указаний пожарной бригады.
        Вот такие они, наши стойкие, смелые, мужественные и храбрые, пожарные.
        А ведь возможно, что для кого-то из них, это было их последнее задание…



        *В описательной части рассказа про пожарные машины, частично использован материал из книги А.В. Карпова "Пожарный типаж. Том 2. Целевое применение", из серии "Пожарный автомобиль в СССР. А также материал из источника Дзен, автора: Игоря Жукова

        **На фотографии, прикрепленной к данному очерку, изображена та самая машина "ПАК-40" одна из оставшихся в городе Выборге, которую нам удосужилось лицезреть в гаражных боксах посещаемой пожарной части. Фото найдено случайно на просторах интернета. Фотограф: Игорь Жуков.


Рецензии