О проигрыше в холодной войне

 Я уже упоминала в своих заметках, что преподаю в Германии не только немецкий язык, но и русский.

Однажды у меня на протяжении пяти лет была очень хорошая группа. Занимались мы всего раз в неделю, по два часа, поэтому дело шло нескоро. Но «скоро» никому и не было нужно. Мы учили язык, знакомились с русскими писателями и поэтами, говорили об истории и политике. И мои ученики спросили меня однажды, что я думаю о перестройке, о том времени вообще.  Я задумалась и честно сказала, что Запад, по моему мнению, прямого отношения к гибели Советсткого Союза не имеет. Конечно, Западу мысль о победе в холодной войне льстит, но я вижу это время иначе. В 80-ые годы, после брежневского застоя, было чувство, что в стране умерла идеология. Она умерла вместе с последними носителями этой идеологии – революционерами, с последними коммунистами, которые действительно верили в возможность построения коммунизма. А такие были! Среди партийных функционеров, среди фронтовиков. Когда они ушли, вместе с ними умерла и идеология. Потому что носители идеологии – люди. Так я чувствовала то время: за идеологией примерно через пятнадцать лет умерло и государство.

Нужно всё-таки осознать одну важную истину: Россия, как бы она в разное время ни называлась, провела грандиозный  эксперимент: она попыталась построить социально справедливое государство. Да, этот эксперимент в конечном итоге не удался. В чём-то он был хорош – недаром мы, советские люди,  вспоминаем об этом времени с ностальгией,  но   в то же время у него было и много недостатков.

Ведь это не просто какой-то эксперимент не удался – это великий эксперимент потерпел неудачу. Он был великим по замыслу и потому что заставил измениться почти весь мир, разрушил колониализм. Запад, чтобы не допустить такого же у себя, построил очень дорогую социальную систему, от которой сейчас начал потихоньку, маленькими шажками, отказываться. И мелкая суета Запада с его попытками приписать себе в заслугу развал Советского Союза мне кажется смешной.


Рецензии