Псалом 43. Боже, ушами нашими мы слышали
Псалом 43 имеет то же содержание, что и два предыдущих – богословская тема плена для народа, который содержит внутри себя Церковь. Кроме этого, псалом 43 содержит в себе важную тему соотношения Св. Писания и Св. Предания. Как живёт Писание? Острый вопрос, встающий в момент, когда Церковь живёт в плену.
Надписание псалма: «Руководителю хора сынов Кореевых. Разум». Здесь имеется ввиду тот разум – «маскиль», который питает богообщение. Сказано в 1-й книге Царств: «И был Давид в каждом пути своём разумеющим, и Яхвэ с ним». Это слово может иметь смыслы – разум, разумеющий и вразумляющий. Т.е человек, который разумеющий, тот бывает Богом вразумляем. Таким образом, слово «Разум» обозначает общение человека с Творцом. Теперь что ном известно о Корее? Он был правнук Левия, известный бунтовщик. Вместе с Дафаном и Авироном он поднял мятеж против Моисея и священства, и они стали прообразами первых протестантов. Под ними расступилась земля, и они провалились и живыми сошли в ад со всем имением, кроме трёх сынов. И они, как потомки Корея, служили в Храме певцами.
Святые отцы говорят, что псалом написан от лица иудеев, находящихся в вавилонском плену, а именно сыновьями Корея, которые имели наследственное право и способность разуметь Господа, служа в Храме.
«Боже, ушами нашими мы слышали, и отцы наши рассказали нам». Здесь сразу ставится вопрос о Св. Предании. Непрерывность Предания состоит в том, что оно передаётся особым образом – в уши и от поколения к поколению. «Рассказали» - глагол «софар» это – перечислять, произносить в точности, производить экзегезу. А как устанавливаются отношения между Св. Писанием и Св. Преданием?.. Так, что сначала происходит изъяснение, которое вкладывается в уши и может затем быть вписано в книгу – «сефер» (тот же корень). Отношения Предания и Писания это важная часть религиозной жизни и истории. Первоначальное описание дано в книге «Исход» в двух эпизодах. Первый – победа Израиля над Амаликом. После этой победы сказал Яхвэ Моисею: «Напиши это напоминание в книгу и вложи в уши Иисуса: стирая, сотру память об Амалике». Это странно, ибо Иисус Навин был полководец и знал все факты битвы в подробностях. Однако этого было совершенно не достаточно, чтобы понять духовный смысл того, что произошло. Оказывается, что богословское содержание этой битвы было связано, прежде всего, с памятью о человеке и народе, которую можно стереть. То, что написано в книге имеет и смысл, и жизнь, и длительность в истории, но только если есть уши, чтобы слышать и понять. Священная история записана в книге, но чтобы её понять, нужно самому быть в русле событий Священной истории от Сотворения Мира до его завершения. Таким образом, для понимания Св. Писания необходимо Св. Предание, которое рассказывает, истолковывает действия и движения Бога в их взаимодействии с человеком. Если есть толкование - «софар», то это можно записать в книгу - «сефер». А чтобы книга жила в истории, нужны уши - услышать. Такова цепь взаимодействий.
Второй эпизод из книги «Исход». Моисей не имел такого человека, которому бы он мог вот так вложить в уши события исхода. Наконец пришёл к нему его тесть – Иофор, и: «пересказал Моисей ему всё, что сотворил Яхвэ фараону Египта, и всё страдание, которое настигло их в пути, и как избавил их Яхвэ». И в Новом Завете повторяется мысль, что жизнь Св. Писания возможно только тогда, когда есть уши, в которые вкладывают истину. Это в Евангелие Христос повторяет много раз: «Имеющий уши, да слышит». Так вот, Иофор имел эти слышащие уши. Далее в книге «Исход»: «И возрадовался Иофор о всём благе, которое сделал Яхвэ Израилю, что избавил его от руки Египта». Это была какая-то священная радость, похожая на исступление, обозначаемая редким еврейским глаголом. На греческий перевели – «Экзесте». От этого слова происходит понятие – экстаз. Это говорит о том, что и в рассказе Моисея, и в радости слушателя присутствовал Господь. Иофор имел в себе достойный событиям духовный масштаб, вместилище смысла мировых событий, и сам фактор рассказа был достоянием Священной истории, чтобы записать его в книгу. Таким образом, рассказ о страданиях народа в событиях Песаха завершился той священной радостью, которая прообразует радость новозаветной Пасхи. «И сказал Иофор: «Благословен Яхвэ. Ныне познал я, что велик Яхвэ более всех богов элохим» (языческих богов фараона). Иофор по-новому это узнал и проникся этим знанием, что стало его личным достоянием. Однако такое благоговейное выслушивание о событиях Священной истории есть только первое условие того, чтобы Предание укоренилось. Второе важное условие – церковное собрание. Далее текст Исхода: «И взял Иофор, тесть Моисея, все возношения и жертвы Богу, и пришёл Аарон и старейшины Израиля есть хлеб с тестем Моисея пред Богом». Это была жертва всеприношения и от неё не вкушали, а только ели хлеб пред Богом. Жертву эту принёс Иофор, старший по священству и для священников, и для Израиля. Таким образом, общение Моисея с Иофором о событиях Исхода расширилось до церковного собрания и приняло священную форму в этом собрании. Вот теперь, после всех разъяснений, можно оценить тот зачин, который сыны Кореевы предоставили для своего исторического повествования:
«Боже, ушами нашими мы слышали, и отцы наши рассказали нам дело, что Ты сделал в дни их дни древние». «Дело Ты сделал»… Это усиление сообщения, что есть в этой фразе. А конкретно говорится о вхождении и заселении земли обетованной как истинное и подлинное дело. «Дни древние». Это те дни, когда только началась заселяться эта земля. А уже жизнь на ней и, тем более, уход в плен – это уже современность. Понятие – древность – «кедем», имеет важное значение для еврейского мировоззрения и имеет пять основных значений: 1 – передняя сторона, 2 – Восток, 3 – древность, 4 – вечность, 5 – начало. Здесь важно помнить, что библейская древность это не то, что прошло, а то, что всегда перед глазами, впереди, на Востоке, там, где Бог. И ощущение времени у библейского человека было в корне иным, чем у современного человека, ибо мы смотрим вперёд и что-либо делаем перед собой, ощущая прошлое и будущее. Но, когда вы входим в храм, эти ощущения меняются. Все алтари храмов смотрят опять же - на Восток. Когда мы молимся Богу, то мы не привязаны к земле и её ориентирам. Когда мы стоим лицом к алтарю, мы обращены к древности, которая есть и будет, имеет начало, но не кончается. А всякое житейское попечение здесь необходимо отложить, оно остаётся позади, за спиной. А человек, живущий по теории прогресса, чувствует всё наоборот – древность это варварство и темнота, которые надо оставить позади, а жизнь, мол, только начинается и всё будет лучше и лучше. Иваны, не помнящие родства, и теория прогресса только губит их. Однако важно заметить, что иудеи и мусульмане тоже религиозно обращены в прошлое, но их прошлое – на земле – Иерусалим и Мекка, куда они обращены лицом во время молитвы. А христианских храмов много везде, и они обращены на Восток, т.е. христиане обращаются к такому прошлому, которое есть вечное и поэтому не может быть земной локализацией. Итак, эти разъяснения нужны для понимания предмета изложения и достоверности источника. Достоверность источника это – Писания и Предания, а предмет изложения – это события Священной истории. Именно так, в таком порядке изучения этих предметов возникает у людей высокий уровень духовно-исторического сознания. Таким образом, сыны Корея находились именно на таком уровне сознания, что было изложено в книге «Исход».
«Ты рукою Твоею народы изгнал, а этих насадил, повредил племена и прогнал их». Здесь - «изгнал» означает не только прогнать, лишить владения, но и лишить наследства, которое нельзя взять силой. И это понятие – изгнал и лишил наследия, обозначает смысловую и узловую проблему завоевания Палестины, ибо еврейский народ, после её завоевания, тут же начал уклоняться в идолослужение, т.к. к этому времени умерли все вышедшие люди из Египта. За это, как сказано в книге Судей, Господь не стал изгонять и лишать наследства народы, населявшие эту землю ранее для того, как сказано, чтобы искушать ими Израиль – сохранит он завет с Богом или нет? Итак – лишил наследия, повредил, изгнал. Эти три действия должны были совершенно освободить землю Палестины от коренных народов, но этого не произошло. Ещё важно обратить внимание на глагол – «насадил». Здесь присутствует аналогия, ибо первым насаждённым был сад-Рай. У Бога был определённый замысел домостроительства, который не был осуществлён в полноте из-за непослушания Израиля. Итак, смысл стиха – сыны Корея благодарят Бога за этот замысел.
«Ибо они не мечом своим наследовали землю, и мышца их не спасла их, но десница Твоя, мышца Твоя, и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил им».
«Ты Сам царь мой, Боже, назначь спасение Иакову». Здесь – «Иаков» это обозначение всех трёх форм церковной общности: 1. Семья, 2. Народ, 3. Вселенская Церковь. А при патриархе Иакове Церковь достигла своей формы как – семья, обрела внутренние разделения – колена, а после выхода из Египта каждое колено подняло знамя своей ветви. И это уже была иная форма Церкви – народ. Но во Вселенской Церкви все эти знамёна станут едины единым символом – спасением от Бога.
«Тобой врагов наших избодаем, именем Твоим растопчем восстающих на нас». Этот смысл подводит к упоминанию о рогах жертвенника Иерусалимского храма, который символизирует мистического неукротимого быка божественного происхождения, а проще говоря – Христа. Вот этими рогами и будем как бы бодать. В Ветхом Завете такова божественная поэзия, смысл которой – избодать все народы до конечности земли. А в Новом Завете этот смысл трансформируется в словах Христа: «И проповедано будет Евангелие Царствия по всей Вселенной во свидетельство всем народам и тогда придёт конец» (Мф. 24:14).
«Ибо не на лук мой уповаю, и меч мой не спасёт меня»,
«Ибо Ты спасал нас от врагов наших и ненавидящих нас посрамил».
«Бога восхвалим во всякий день и Имя Твоё во век прославим». Важно помнить, что историческое и религиозное сознание неразделимы. Если же теряется взгляд на историческую перспективу, то христианство тоже размывается, ибо память о древности уже есть молитва и эта память и молитва есть реальное укрепление в бедствии, когда оно постигает народ. Когда народ оказывается в плену глобальных обстоятельств и бедствий - что ему делать?.. Надо вспомнить о древности, и эта опора на память будет силой, крепостью и ободрением. Очень часто и повсеместно такого религиозно-исторического взгляда на нашу историю и древность нам и не достаёт, ибо именно в те времена Бог явно был с народом и в народе. Вот тогда историческая память станет молитвой, а христианское осмысление и обучение истории – высокой педагогикой. Таким образом, для сынов Кореевых память о завоевании Святой земли становится источником крепости духа, когда народ оказался в плену.
« Но теперь Ты отринул и посрамил нас, и Ты не выходишь в воинствах наших»
«Обратил нас вспять от врага и ненавидящие нас грабят для себя». «Грабят для себя» - это самый беспощадный грабёж, мародёрство. И это такой же импульс и инстинкт для своих же внутренних властных структур, которые съедают свой народ словно хлеб, т.е. враги народа, коррупционеры. Это страшный образ, ибо такими хищниками происходит поглощение народной силы безвозвратно. Тут опять возникает тема плена. Со стороны внешних врагов, чужих она понятна, но как это осмыслить со стороны своих же властей?..
«Ты дал нас как овец на съедение, в народах Ты развеял нас» Развеял – это не в смысле пустить по ветру, а в смысле отделять зерно от мякины. Это развеяние, что было с народом в плену, имело смысл – отделение семян (ценного) от мякины (пустого). Вопрос выживания стоял остро – народ, несущий в себе Церковь, мог погибнуть. Нас, русских, это тоже касается. И здесь надо различать процесс веяния зерновых для отделения и сбора зерна и семян из народа Божьего и, одновременно с этим, развеяния пустой мякины, шелухи по ветру, которая плода для Бога не даст.
«Ты продал народ Твой без цены и не увеличил стоимость их». Продают обычно в рабство. Без цены – никто ничего не получил ни за кого. К рабу, за которого ничего не заплачено, который достался даром, бывает самое беспощадное отношение владельца. «Стоимость» - дана в контексте во множественном числе, как стоимость каждого человека из народа, т.е. никто ничего не получил.
«Сделал нас поношением соседям нашим, посмеянием и издёвкой окружающим нас».
«Сделал нас притчей в народах, покиванием головы в племенах». Притча - по-еврейски имеет смысл уподобления, сравнения, сближения, здесь же употребляется в значении позорного слуха, пугала и словесной остроты. Покивание головы – это осудительный жест. А имеет ли это отношение к нам, ибо богоносные народы схожи в своей судьбе?..
«Всякий день позор мой предо мной, и стыд лица моего покрывает меня». Обычно от стыда краснеет лицо, но здесь же стыд покрывает всего человека, ибо глобален и уничижителен.
«От голоса поносителя и хулителя от лица врага и мстителя». Это голос не тех, кто ругает пленный народ, а кто Бога хулит. Апостол Павел, цитируя Исайю говорит: «Ради вас Имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Т.е. из-за народа, утратившего Бога, Имя Его хулится в иных племенах. Опять же, а имеет это отношение к нам?..
«Всё это пришло на нас, и мы не забыли Тебя (опять идёт тема памяти, ибо она основа для молитвы) и не солгали в завете Твоём». Т.е. в плену мы не допустили ложь в отношение завета и сохранили Предание неповреждённым. А всё богоотступничество и каинство начинается от лжи, которая началась ещё до Нового завета. Именно тогда Христос сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Вы устранили заповедь Божью преданием вашим». (Мф.23:2) А потеря Предания это потеря контакта с Писанием.
«Не обратилось вспять сердце наше и не уклонились шаги наши от стези Твоей». В религиозно враждебной среде проще всего принять верования окружения. Но сыны Корея подтверждают, что с ними этого не произошло. «Шаг» по-еврейски имеет тот же корень, что и слово – «блаженство». Здесь присутствует упоминание о блаженствах, ибо человек может быть блажен в великом страдании и скорби, т.к. блаженство – это возможность сделать шаг на правильном пути. Она доступна каждому человеку.
«Когда Ты смирил нас в месте шакалов, покрыл нас тенью смерти». Смирил – то же, что и сокрушил, как то сердце, которое Бог не уничижит (Пс.50). Шакалы – это обитатели руин и разрухи. Они также образ плача и воя в пустыни или просо – голодная тварь. Т.е. народ ощущает себя живущим в руинах, в разорении, кругом плач и вой, и голодные твари. Однако есть ещё один смысл, понятный лишь на языке оригинала. Шакал по-еврейски – «тан», а шакалы – «таним», слово, которое означает имя сатаны.
«Если мы забыли имя Бога нашего и простёрли руки к богу чужому»,
«Не разыскал ли бы сего Бог? Он знает сокровенное сердца». Бог знает сокровенное нашего сердца. Об этом сказано в псалме 25: «Не входил на совет с теми, кто скрывает себя», т.е. коварно, скрытно, консперативно, с теми, кто думают, что могут что-то скрыть. От людей – да, но от Бога – нет.
«Но Тебя ради мы умерщвляемы всякий день, считают нас овцами на заклание». Здесь не только религиозный смысл, но просто – забой, убиение как скот. Как раз то, что сейчас и происходит с частью обширного русского этноса.
«Восстань, что спишь, Адонай? Пробудись, не отрини навсегда». Пробудись – это ещё один способ богообщения и взаимности. Но человек тоже должен пробудиться. Об этом Давид говорит: «Когда пробужусь, насыщусь природным Твоим». Имеется ввиду пробудившееся человеческое сознание к пониманию связей и отношений с Богом. Тогда человек просит Бога, чтобы Он тоже пробудился по отношению к человеку. Иоанн Златоуст: «Спит Бог, но не сном, а долготерпением».
«Для чего лицо Твоё скрываешь? Забываешь смирение наше и угнетение наше?» Это дерзновенное требование к Богу в молитве.
«Ибо погрязла до праха душа, прилепилась к земле утроба наша». «Прах» и «прилепиться» это богословские термины из истории творения человека. Они дают два ярких образа смерти. Плоть - это прах, а душа – вдохновение от Бога. А если душа погрязла до праха, это значит, что она потеряла свои божественные свойства, стала скотской. И это яркий образ духовной смерти.
«Восстань на помощь нам, избавь нас ради милости Твоей». Избавь - здесь может быть в смысле – искупи, как в законе искупления первородного. Ещё в плену египетском Израиль был назван сыном Божьим первородным, которого Бог в исходе из плена искупил и освободил. Завершается псалом по смыслу прошением – восстанови, Господи наше сыновство!
Свидетельство о публикации №225012501099