Он и она
- Неужели цыганка смогла поступить в Московский университет? – подумал Сергей.
- А может она испанка? – размышлял он.
Дальше пришел декан заочного факультета вместе с тремя девушками, которые были представлены студентам как инспекторы и лаборанты. Пока декан выступал, Сергей то и дело поглядывал временами в сторону испанки или цыганки. Она, видимо, заметила это и даже улыбнулась в ответ. Так в переглядываниях прошли первые сорок пять минут. В перерыв, когда большинство студентов вышли из аудитории в коридор, Сергей набрался смелости и подошел пока что к незнакомке для того, чтобы с ней познакомиться.
- Девушка, я увидел в вас какие-то очень знакомые черты из литературных произведений А.С. Пушкина и хочу с вами познакомиться! Понятно, что мы и без того с вами познакомились бы, обучаясь в одной группе.
- Меня зовут Элла, - ответила она.
- А вас как? – тут же спросила девушка.
- Меня звать Сергеем, а можно просто Сережей. Они подали друг другу руки и стали знакомиться дальше.
- Вас, наверное, привлекла моя внешность? Ну что ж, я испанка по происхождению и русская по жизни в Москве. Наверное, помните эпопею вывоза детей из Испании в конце 30- годов?
- Конечно, помню, но до сих пор не видел в живую, ни одной испанки. Так что вы первая испанка в моей жизни – ответил Сергей.
Дальше они договорились сразу перейти на «ты». Тут же к ним подошла такая пухленькая невысокого роста выпускница Московской средней школы. Она тоже пожелала с ними познакомиться.
- Ой, девочки-мальчики, я, наверное, намного моложе вас и в этой жизни еще мало что видела. Может быть, вы возьмете меня в свою компанию?
Элла с Сергеем тут же согласились с ее предложением. Теперь их стало трое.
- Я коренная москвичка. Моя мама является профессором химического факультета Московского университета. Но на дневное отделение не прошла по конкурсу, поэтому пришлось согласиться на заочное отделение. Дальше она назвала свое очень приятное имя Наташа. Для них это было так необычно: дочь профессора, москвичка, а ведет себя очень естественно и просто.
Сергею сразу понравилась такая компания. Наташа могла помочь им вспомнить математику, так как они с Эллой уже почти ее подзабыли. Относительно Эллы он только предположил, что, возможно, и она подзабыла математику. Это выяснилось дня через два, когда послушав очень молодую математичку, по-видимому, аспирантку, получив от нее множество заданий на самостоятельную работу и две контрольных работы, все трое отправились в читальный зал. И только здесь он и она поняли, какое сокровище в лице Наташи им досталось. Наталья очень хорошо разбиралась в математике и объясняла материал доходчивее, проще и понятнее математички. В перерывах они рассказывали друг другу тонкости своей жизни, и выяснилось, что Элла замужем за москвичом и что у нее есть дочь. Сергей честно признался, что был женат всего три дня и сейчас фактически находится в «свободном плавании», Наташа была еще слишком молода, чтобы рассказывать какие-то жизненные истории. Единственное о чем она рассказала, так это о том, что была отличницей в школе, личной жизни практически еще не знает.
Через какое-то время у него с Эллой наметился роман, так и не продолжившийся дальше. Элла все больше и больше нравилась Сергею. Такие необычные для русских черты лица, темные волосы, черные глаза. Все это увлекало Сергея. И видя, что он и сам вроде бы нравится Элле, предложил ей погулять вокруг университета в центре Москвы. Иногда эти гулянья продолжались два-три часа. Однажды Сергей ее легонько обнял, она не сопротивлялась. Так слегка обнявшись, они и гуляли по центру Москвы. Ни он, ни она не понимали и не задумывались, что с ними происходит, что они делают, как поступают и что их ждет дальше. Испанка ему определенно нравилась все больше и больше. В этом, конечно, была повинна и она сама, давая ему какие-то и на что-то надежды.
Домой она видимо возвращалась поздновато, провожать ее не разрешала, мол, вдруг увидит их ее муж. Мужу, видимо, показались подозрительными ее поздние возвращения, и он начал за ней следить. Как-то библиотекарша заходит и говорит:
- Кто тут Элла и называет ее русскую фамилию? За Вами пришел муж и просил Вас спуститься к нему в холл первого этажа. Она убежала, вернулась вся раскрасневшаяся, собрала сумку, извинилась перед Сергеем с Наташей и ушла.
- Вот, видишь, Наташа, к чему ведет раннее замужество. Она ответила, что это с ней не случится. Правда, заметила:
- Но ведь ты тоже женат?
- Ну, можно сказать, и женат и не женат. К тому же, какое значение это имеет к занятиям в библиотеке, если и за библиотекой никаких серьезных отношений между мной и Эллой пока не было.
- А я слышала от нее, что Элла на что-то надеется большее.
- Но ведь пока-то ничего нет, и не будет, если уже муж начинает за ней следить и ревновать.
И действительно их, не начавшийся роман, в ближайшие дни прекратился. Однажды Элла подошла к нему во время занятий и сказала, что ей было приятно со мной познакомиться, но пора заканчивать, потому что муж подозревает, чуть ли не в измене, и говорит, что я к нему охладела.
- И он, к сожалению, прав – продолжала она. Я действительно начала в тебя влюбляться!
- Элла, зачем ты себя винишь в чем-то? Любовь приходит и уходит. Я по-настоящему в тебя влюбился, и если ты испытала то же самое ко мне, то спасибо тебе за это! Давай остаемся друзьями на всю оставшуюся жизнь, если ты уже сделала окончательный выбор в пользу сохранения семьи. Мне запомнится на всю жизнь дружба с единственной испанкой, которую я встретил в Москве, - страстно говорил Сергей.
- Я обдумала всю свою жизнь, вспомнила последствия, которые нас ждут, и решилась сохранить семью.
Сергей поблагодарил ее за внимание к нему, за выбор, который, видимо, она окончательно сделала, и предложил ей просто остаться хорошими друзьями. Так оно было и дальше, вплоть до окончания университета. Сергею было очень обидно. Только что разгорающийся роман с испанкой и с таким необычным именем так быстро начавшийся, еще быстрее закончился. Он понимал всю абсурдность этого романа, потому что будущего у него явно не было.
С Эллой они, конечно, встречались и дальше в течение всех шести лет учебы. Но встречались действительно как друзья, хотя смотрели друг на друга влюбленными глазами.
- Ты почему-то не встречаешься ни с кем из студенток, разве мало их на нашем курсе? – иногда спрашивала она Сергея.
- Честно скажу, что после тебя не тянет ни к одной из них. Я, наверное, однолюб – с грустью рассуждал Сергей.
С Натальей они еще сколько-то продолжали заниматься в читальном зале, но ему казалось, что ей неудобно дружить с парнем, который на 8 лет старше ее, да и начавший уже лысеть. Постепенно дружба с ней как-то сама собой иссякла. Сергей рассуждал примерно так:
- Куда мне с «суконным рылом» в профессорский дом, потому что рано или поздно пришлось бы решать задачу: дружба или любовь.
О чем Наташа думала в то время, трудно было сказать. Затем на втором курсе она перевелась на дневное обучение, и они не виделись с ней лет семь. Но случай их свел все-таки в МГУ.
В 1972 году Сергей поступил в очную аспирантуру Экономического факультета МГУ. Помнится, вдруг после какого-то очередного аспирантского семинара в перерыве в аудиторию заходит незнакомая женщина с темными волосами и говорит:
- Здравствуй, Сережа! Он смотрит на нее и ничего не понимает. А она продолжает:
- Я так поняла, что ты меня не узнаешь? На днях видела тебя в коридоре, ты прошел и не обратил на меня никакого внимания. А я Наталья, сейчас, правда, под другой фамилией. Помнишь, такую?
- Наталья, ну как же не помнить? Все я помню, но просто не узнал тебя. Ты стала такая «взрослая» и красивая женщина, что тебя очень трудно узнать. К тому же, мы ведь не виделись с тобой лет шесть или семь?
Она рассказала о себе, что уже закончила аспирантуру и трудится на кафедре политической экономии МГУ в методическом отделе. Сергей тоже рассказал ей свою примерную биографию, что оказался женат не на три дня, как это было в 1963 году, а кажется на всю оставшуюся жизнь. Жена решилась, в конце концов, жить с ним, что они имеют уже дочь. Они поздравили друг друга с успехами на своем жизненном пути и расстались. Дальше Сергей еще не раз обращался к ней по поводу приглашений на различного рода конференции. Она не отказывала и старалась помогать ему в этом. Так что, Сергей понял, что видимо не совсем ей был безразличен и что старая дружба иногда, а может быть и всегда, не стареет. Одновременно Сергей сделал вывод:
- Как меняются с возрастом женщины? Проходит лет пять-десять, вдруг встречается какая-нибудь женщина вроде бы совсем незнакомая, подходит к нему, здоровается, называет его по имени и начинает что-то вспоминать, знакомое и ему, и он начинает понимать, что где-то они встречались, но никак не может вспомнить, кто она. Она, видя его замешательство, называет свою фамилию и имя, и тут становится понятно, кто она. Он понимает, насколько она изменилась, в основном в лучшую сторону.
Что касается Эллы, то она успешно закончила Экономический факультет, стала экономистом и преподавателем политической экономии. Последний раз Сергей виделся с ней на торжественном собрании по случаю вручения дипломов. После собрания он подошел к ней, сказав, что он уезжает в другой город на преподавательскую работу, что отношения с женой у него вроде бы наладились, пожелал ей успехов в воспитании дочери и в работе в столице нашей родины Москве.
Она, в свою очередь, извинилась перед ним за то, что они вынуждены были так быстро расстаться, что ее как будто бы черт подталкивал к нему, и она, позабыв о ребенке и о муже, чуть было не совершила опрометчивого, а может быть и рокового поступка. На всякий случай спросила о Наталье:
- А как Наталья, по-моему, она имела тоже какие-то виды на тебя?
- Какие виды? Я уже старик для нее. К тому же она перевелась на дневное отделение и исчезла с моих глаз. Возможно, тоже получила уже диплом экономиста.
Он и она распрощались на этом и теперь уже навсегда. Но чуть было не разыгравшаяся любовь испанки к Сергею, навсегда осталась в его памяти.
Свидетельство о публикации №225012501204