Учительница из блокадного Ленинграда

 

    На третьем году войны я пошёл в первый
 класс.Было это под Омском в селе Черёмуш-
 ки.Там в то время находились колхоз,воин-
 ская учебная часть и госпиталь.Запомнился
 мне этот год моей первой учительницей Люд-
 милой Ивановной Перминовой.Приехала она к
 нам из блокадного  Ленинграда  с сынишкой,
 которого первое время мы всем классом тай-
 ком от его мамы подкармливали.Любую найден-
 ную на пыльной дороге  морковку  после кол-
 хозного  обоза он тотчас  прятал за пазуху.
 Так наголодался.

   Через некоторое время  все  ребятишки нашего
 класса ходили  за своей  учительницей  гуськом,
 как утята за уткой. Помимо  интересных уроков,
 внимательного доброго отношения к нам она каж-
 дому из нас давала "боевые поручения".Девчонки
 становились санитарками,ходили с сумками с крас-
 ным крестом и смазывали нам каждую царапину йодом
 Мальчишки изучали по развешенным в школе плакатам
 винтовки,гранаты,танки,боевые самолёты, корабли и
 выбирали себе род войск.Однако и несколько санита-
 рок подошли к Людмиле Ивановне с насупленными ли-
 цами и заявили, что они хотят быть лётчицами, как
 Гризодубова.

   Чтобы приблизиться к "боевой обстановке", группа
 наиболее отчаянных "бойцов",в том числе и я,тайком
 пробрались в окопы учебного полигона,дождались нача-
 ла стрельб и около часа просидели под свистящими пу-
 лями, пока нас не заметили с командного пункта.В об-
 щем,через три месяца мы были готовы всем классом идти
 воевать с фашистами.

   Однако нам хватило ратных дел и в тылу.В колхозе на-
 чалась уборка урожая.Наш первый класс вместе с Людмилой
 Ивановной  был  направлен на повторную уборку картошки.
 Учительница вручила нам старые помятые вёдра и торжест-
 венно объявила, что каждое полное ведро - это снаряд по
 врагу.Мы тогда очень переживали,что насобирали картошки
 всего на несколько снарядов.А ведь многих из нас из-за
 этих вёдер и видно не было.

   Потом кто-то из руководителей школы решил нас направить
 в поле на отлов сусликов.Из их шкурок, объясняли нам,будут
 шиться мягкие удобные для фронтовых снайперов перчатки. Мы
 должны были заливать норки водой, предварительно накрыв их
 сеткой,а затем выскочивших и запутавшихся добивать колотуш-
 ками.Людмила Ивановна сразу воспротивилась:"Не позволю кале-
 чить души малышей,делать из них живодёров!"

   Вскоре мы получили новый приказ Людмилы Ивановны:"Те, кто
 научится хорошо читать, будут направлены командиром части в
 госпиталь для чтения раненым журналов и книжек.Успеваемость
 по  изучению букваря, а затем и русского языка  резко пошла
 вверх.

   В первую  пятёрку чтецов попал и я. Мне досталась брошюра
 из популярной тогда библиотечки "Огонька" с рассказами Леони-
 да Соболева.Назывался сборник "Морская душа".Раненые были в
 бинтах,некоторые не вставали.Помню,они попросили ещё раз про-
 читать последние радиограммы зенитчиков из рассказа о Воробь-
 ёвской батарее.И когда я читал:"Биться некем и нечем,открывай-
 те огонь по командному пункту,тут много немцев", многие раненые
 тяжело вздыхали.

   Вероятно,у каждого на фронте были подобные моменты.Когда мы
 уходили,нам силком совали бесценные тогда кусочки сахара и про-
 сили придти ещё.

   У меня до сих пор хранится моя первая боевая награда- похваль-
 ная грамота за первый класс,подписанная учительницей из блокадного
 Ленинграда.
     ******   ******   ******  *******   ******   ******

 


   

   
 


Рецензии