Задачка с двумя неизвестными рассказ

Задачка с двумя неизвестными (рассказ)

Не выпуская из рук листочка с номером, мальчишка покрутил тяжелый диск телефона и не без смущения заговорил: «Деда, это я. Здравствуй»

Ничего не понявший спросонья, вздрогнул прикорнувший после обеда Андрей Антонович.
– Мама сказала, тебе звонить можно, когда трудно. Ну, не справляюсь когда сам. Не получается. Тут задачка ... Поможешь?
– Что? – не поверили услышанному. – Ты кто, мальчик?
– Это я. Твой Андрик. Ты меня забыл? – нотка отчаянья фальцетом.

Что почувствовал в эту минуту каждый? Просто у взрослого что-то сжалось в груди, кольнуло слева и шаровой молнией ушло в межреберье – миг.

Пауза затянулась.

– Подожди, – перевел дыхание старик и положил таблетку под язык. – Андрик говоришь? А лет тебе сколько, Андрик?
– Мне? Десять. Ты забыл… Ты же ко мне на день рождения в этом году не пришёл. Обиделся? Это родители разошлись. А я же твой остался.

И не зная, как педагогически грамотно реагировать на ошибшегося номером тёзку, Андрей Антонович без энтузиазма направил разговор в нужное русло:
– Что там у тебя? Диктуй.

И еще пару минут назад незнакомые два Андрея сосредоточились. Междугородний автобус оборудован сорока двумя пассажирскими креслами (по четыре в каждом ряду) и два рядом с водителем (для сменщика и экскурсовода). Задние ряды дооборудованы откидными сидениями (по одному в каждом). Первоначально в турагентстве продали 36 билетов. Но нашлись ещё желающие побывать у водопада в горах. Сколько всего человек вёз автобус, если, кроме стационарных кресел, были заняты откидные сидения в четырех рядах? По всему выходило 46. Так подсчитал третьеклассник. Все 42 посадочных места заполнились. Плюс 4 откидных. Сорок шесть всего. Но в конце учебника правильным ответом обескураживающе значилось 47.

«Деда» выручил. Растолковал нежданно–негаданному внуку, что водитель тоже человек и что автобус вёз сорок четыре туриста, плюс ещё двоих (запасного водителя с экскурсоводом) и ещё одного – того, кто управлял туристическим транспортным средством. Вот он и есть второй неизвестный. Спрашивается ведь не о пассажирах только, а об общем количестве людей! Вот тебе и сорок семь. С шофёром вместе. Тем, что за рулём.

– Читай, Андрюшка, условие внимательно, –  спокойно наставлял Андрей Антонович. – Эра самоуправляемого транспорта не за горами. Но без человека не обойтись. Учись, чтобы что-нибудь такое эдакое изобрести.
– Деда, а ты что сейчас делаешь?
– Одного рассеянного с улицы Бассейной считать учу, – улыбнулся небритому отражению в зеркале новоиспеченный дед.
– А ещё?
– «Орла» рассматриваю. Знаешь первый русский парусник? Ещё до Петра. По Каспию ходил. Торговые суда сопровождал.
– А у тебя откуда?
– Сынок мой в твоем возрасте склеил. Я помогал, конечно. Сначала купил ему коробку с картинкой такой. Обложкой. Фрегат «Орёл». Потом помогал со всем, что внутри. В основном по мелким деталям. Яхта. Шлюпы.
– А где он стоит? – любопытствовал мальчик.
– На полочке специальной. Стеклянной. Протереть бы. Да тронуть боюсь. Рассыплется, небось.

И в благодарность добрый мальчик вызвался помочь. Если надо. Он готов.

Андрей Антонович размышлял. Сомневался. Но договорились встретиться  в скверике. После школы. А уговор дороже денег.

А если по-другому? Не прийти – погорюет пацан. Но ничего страшного не произойдет. Больше не позвонит, если правильно, внимательно, номер наберёт. Настоящий.

Если познакомиться лично, то разоблачит случайного деда. Чужого деда. Бывшего деда.

Лето. Жара. Курорт. Воздушный шар. С высоты море, небо, горы, водопад – картинка, грёза. Безбрежность впечатлений! Последних ... Сын с внуком разбились. Невестка не пережила. Вот так в одночасье и стал сиротой Андрей Антонович Казанцев.

Всё утро прошло в переживаниях. Идти? Не идти? Но при этом собирался-наряжался, прихорашивался.

Устал. С облегчением опустился на стул у входной двери.
А перед глазами стояло условие из задачки с двумя неизвестными. И где-то там, в чреве туристического автобуса, двое - Антон Андреевич и Андрей Антонович. Старший и младший Казанцевы. На пути к стартовой площадке для аттракциона.

Сколько так сидеть Андрею Антоновичу, второпях забывшему принять сердечное? Но на лавочке в сквере терпеливо дожидаются его двое – Андрик и мама.

2024–2025                © Елена Е.Топильская


Рецензии