Кое-что о чтении эзотерики
закон Т.Старджона
Во времена возрастания нестабильности в обществе внимание людей, занятых поиском решений усложнившихся насущных задач помимо прочего чаще начинает обращаться к эзотерике*.
Понятие эзотерики достаточно условное и динамичное. То, что когда-то относилось к эзотерике, в последствие могло стать частью некоторой религии или вполне официальной науки. Например, Гермес Трисмегист [см. РУВИКИ] - синкретическое божество, сочетающее в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. В герметической традиции — пророк, автор теософского учения, излагаемого в известных под его именем книгах и отдельных отрывках (герметический корпус). В христианской традиции — один из пророков, предвестивших явлению спасителя. И в то же время некоторые приписываемые Гермесу постулаты вошли в современную методологию системного подхода.
Таким образом, в эзотерических текстах может содержаться информация, впоследствии становящаяся достоянием широкой общественности. Но проблема состоит в том, что эти крупицы мудрости очень трудно отыскать в океане существующей эзотерической литературы. Существует и другая проблема – подавляющее большинство эзотерических текстов - это более или менее удачные копии отрывков более ранних чужих работ. Некоторые авторы прямо или косвенно указывают на первоисточники; но большинство авторов этого не делает, либо скромно приписывая всё себе, либо вообще ничего не читая и занимаясь "изобретением велосипеда".
Однако, читателю в общем-то всё равно, первоисточник это или нет - лишь бы было интересно и имеющиеся крупицы истины не слишком искажались. А искажаются они довольно часто. И потому главная проблема чтения эзотерики – это "отсеять зёрна от плевел". И это проблема того, кто читает. Её нельзя переложить ни на кого другого, ни на какой источник или авторитет. Только собственная практика - критерий истины.
А если написано: "Наше учение - единственное верное" или "Наш святой - святее всех святых", то это – явно не от избытка ума и эрудиции автора. Однако искажения не так уж страшны, если на них не зацикливаться. В своё время П.Д.Успенский говорил даже о пользе "ложных школ", имея в виду, что у них ведь не всё ложно. И, если ученик не останавливается на искажениях и продолжает развиваться, то поймет, что именно было ложным и получит очень ценный собственный опыт. И вообще, все талантливые люди стали таковыми именно потому, что превзошли своих учителей...
Есть много способов понимания текстов. Упомянем очень упрощенно три наиболее общих способа:
1) "эмоциональный" - то, как мы обычно понимаем художественную литературу, бытовые разговоры и т.д.;
2) "интеллектуальный" - то, как мы обычно понимаем научную и техническую литературу, интеллектуальные беседы (ниже - чуть подробнее);
3) "интуитивный" - то, как надо бы понимать духовную литературу: либо вдруг "осенит" (типа, я же всегда это подозревал, только выразить не мог!), либо - не осенит.
Конечно, при чтении мы пользуемся сразу всем, чем владеем. Но, всё-таки, у каждого человека один из способов преобладает...
Но и "интеллектуальный" подход, на самом деле, может быть разный, например:
а) поиск опечаток, ошибок, описок, стилистических шероховатостей - так читают корректоры, редакторы (это их работа) и зануды (это их хобби);
б) формально-логический анализ - так можно найти причины, следствия и формальные противоречия в тексте;
в) диалектический анализ - можно докопаться до движущих сил и понять тенденции развития;
г) системный подход – который в своих алгоритмах анализа включает все вышеперечисленные способы.
С точки зрения системного подхода, текст следует "раскручивать" от общего к частному, а не наоборот, как принято в формальном анализе. Современная лингвистика признает, что "единицей смысла" является не слово, и не предложение, а контекст. То есть, текст целиком и всё что с ним связано (все те условия, в которых он был написан)
Таким образом, читателю для понимания нового трудного текста приходится его читать несколько раз: сначала - бегло, чтобы уловить контекст; потом, исходя из контекста, - понять парадигмы; затем - через них расшифровать смысл ключевых понятий и т.д. Увы, это трудно, но иначе – трудный текст не одолеть. Будет ли толк от прочтения - зависит только от читающего: если хотите узнать что-то новое, - узнаете; если хотите только покритиковать, - не узнаете, т.к. освоение нового требует труда и терпения, а не встречи "в штыки". И, что особенно противно, непонимающий не понимает, что именно он не понимает...
И ещё немного о "высшем пилотаже" в понимании текстов. В одной из стаей И.Н.Калинаускас писал:
"Теперь по поводу «понял - не понял». Что такое «понял»? В большинстве случаев, когда человек говорит: «понял» – это значит, он объяснил новое, имеющимся старым. Приспособив, таким образом, новое понятие к себе и успокоился. «Я понял!» Существует другая, активная позиция, когда «понял», это значит, себя перестроил в соответствии с новым понятием, т.е. переструктуировался, в пределе – трансформировался. На другом языке, преобразился. Есть вещи, не предназначенные для понимания. Их не возможно приспособить к себе такому, какие мы есть, но себя к ним приспособить притянувшись, трансформировавшись, возможно. Когда человек говорит «не понял» – это шанс на преображение. Когда человек говорит «понял», шансов уже нет. Пауза между - услышал, узнал, и понял, освоил, умею пользоваться, - эта пауза и называется – не понимаю. Действовать, делать усилия в условиях «не понимаю», по-другому называется – стоять лицом к неизвестному. Быть в потоке лицом к неизвестному, значит быть проницаемым для света. Или стать потоком… "
Для чего читать эзотерику?
Прежде всего, чтобы осмыслить и понять самого себя. Ведь главное, что мы можем и должны сделать в этой жизни, это "сделать себя". А для этого приходится не только читать и понимать, но и что-то делать. Простая аналогия - нет смысла читать о вкусе еды или рассуждать о нем, когда можно попробовать и получить собственный опыт.
О чём именно читать?
Сейчас очень много книг по эзотерике - на все вкусы. Но здесь как в медицине: каждому интереснее читать только про свои болячки. Каждый выбирает сам то, к чему душа лежит, что хоть как-то он сможет применить к себе. Но, как говорится, у всякого - свой вкус, а иному червячку и горькая полынь по вкусу...
Каких авторов читать?
Если брать древние тексты, то для их адекватного понимания придётся изрядно потрудиться: читать на языке оригинала, хорошо знать тот социально-психологический мир, в котором они создавались, ту систему понятий, мифологию, архетипику и т.д. Например, в русском варианте Библии из-за двукратного перевода содержится ряд неточностей перевода. Но чтобы заметить ошибки, надо иметь соответствующую эрудицию. Поэтому начинать читать по какой-либо теме лучше с современных русскоязычных авторов.
Каковы тенденции в развитии эзотерической литературы?
Сейчас эзотерика стала довольно популярной, написание и издание эзотерических книг превратилось в бизнес, и потому качество этих книг скатилось до уровня развлекухи, которую читают в общественном транспорте. С эзотерической литературой происходит то же самое, что и с остальными книгами: кто-то на ней делает деньги, кто-то удовлетворяет свое любопытство, а большинство читателей - просто убивает время. Не стоит преувеличивать значение книг. Еще никто не стал великим от одного чтения книг из серии ЖЗЛ.
Бывает ли какая-то польза от чтения эзотерики?
Для отдельных людей – да, а для основной массы – нет. Например, за последнюю тысячу лет около миллиарда людей читали Библию, но это им не помешало регулярно нарушать заповеди, устраивать жестокие Крестовые походы и кровопролитные религиозные войны.
Как же быть?
Как всегда - следовать совету М. Салтыкова-Щедрина: "Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития".
* * *
* Эзотерика - это область знаний, которая изучает скрытые и тайные аспекты реальности, находящиеся за пределами обычного понимания. Термин «эзотерика» происходит от греческого слова «эзо» («внутри» или «скрыто») и «терос» («учение»). Эзотерика предлагает свои собственные способы понимания мира и места человека в нем
[https://trends.rbc.ru/trends/social/65dee3dc9a794757d70d3db4].
Свидетельство о публикации №225012501506