Миф и психоанализ. размышление

                25  .  01  .  2025 
Размышление  о  генезисе  германских  писателей  , пытающихся  решить проблему  аристократизма  , или  ,    более  точно  ,  предопределённости к  спасению   -  немецкого  протестантизма   , преломлённую   в  дух избранности  -
в  дух патрицианства  -  как можно  усмотреть  в  главной  идее  «  Игры  в  Бисер  «  Германа  Гессе  ,   выразителя  идей  Томаса  Манна  ,  как  предшествующего  ему  « Магистра  Игры  « .
Путём  введения  мифологии  .  Но  как  ? 
Как  можно  избавиться  от    «  зова  «  крови  в  себе  ?
Уникальность  Германии состоит  в  том  ,  что  она состояла    из  множества  отдельных  княжеств  ,  и  почувствовать себя  принцем  , или  избранным  ,  могло  бы  множество  людей  .
И  Томас  Манн  ,  живущий  в  «  патрицианской  «  семье  главы  города  Любека  ,  богатого  торгового  города  , мог чувствовать себя  в детстве  наследником  «  партиция  «  .
И тема  патрицианства  звучит как  отдельная                « музыкальная  «  тема  в  «  Игре в  бисер  «  Германа  Гессе .
Не  ощущающим  себя  « патрицием  « в  детстве  из  -  за  того  унижения  окружающими  детьми  ,  которые  не  признавали  за  ним  « патрицианство  «  ,  а  только  вымогали  у него  деньги  ,   как   у  плебея  , прорвавшегося  в  патриции  незаслуженно  .
Потому  он  и  ощущал  себя  как  тем  ,  кто сам  себя  сделал  аристократом  , но тем  не  менее  Йозеф  Кнехт  принимает  смерть  , чтобы  передать свои  дары  истинному  патрицию  -  Тито  ,   сыну  Плинио  Дезиньори  ,  по  существу  ,   это как  бы  главная  цель  смерти  Кнехта  .
Путём  Игры  -  игры  между  психологией  и  мифом  .
Тонкие  ирония  и  даже  сарказм  звучат  в  этой  теме  .
Выбирая  мифы  герметизма  . Откровенно  у Томаса  Манна  -                в  его  « Смерти  в  Венеции  «  , где  изображается  юный  психагог  .  Это тема  Сиддхартхи  , где  психагогом  выступает мифический  Васудева  , или  Кришна  , что в переводе  означает         «  чёрный  «  ,и  куда  он  может перевести  ?  должно  быть  ,                в  черноту  , поглощающую  свет  и  всё  же  не  ставшей  светом   .   У  Манна  встречается  Гермес  с собачьей  головой                из  египетской  мифологии  .   В  «  Иосифе   и  его  братьях  « .
У  Манна  Иосиф  беседует  о  Гермесе  .  Сам  получая  образ  Гермеса  как  бога  торговли  .  Сейчас  под именем  Меркурия  в виде  памятника  главенствует   в     Штатах  .
Так  что  миф  стал современным  .
Эта  игра  персональных   мифов  выступает  иронически                в  форме  святого  Христофора  в  « Игре  в  бисер  « . По  легенде  этот святой  иногда  изображается  с  собачьей  головой  , но тем  не  менее  сумевшим  осуществить  спасение  .
Осуществление  спасения  для    «  неспасённых  «  в  формуле  идеи  предопределения  -  не  могущихся  спастись никак  .
Это  тема  отверженности  Богом  -  центральноевропейская   .

Что им  делать  ?  Прибегнуть к  мифам  о   спасении  .
По  словам  Лосева   «  Миф  -  это и  есть реальность  . « 
Ставший  реальностью  .
В  1897  году  в новелле  «  Паяцы  «    Томас  Манн  формулирует  это стремление  к  индивидуальному  мифу   так  :
Важно   за  кого  имеешь смелость  выдавать  .
Главное  : найти  себе правильный  миф  .
Как  воплощение  чего  - то  , давно  узаконенного  .
Претендующего  на  некоторую универсальность  .
Чтобы  создать вневременной  образ  .
Недаром  в  Касталии  есть  запрет  на  собственное творчество  .  Так  сказать  , на  автобиографию  .
Так  сказать  ,  «  у  меня  нет ничего  , кроме  меня  самого .  «
Ибо  , чтобы  стать легендой  , необходимо  воплотить  древний  миф  .  У  Томаса  Манна  с  детства  миф  избранничества  .
Изображавший  себя  в  виде  холодного  , безжалостного                к  слабым  ,  обречённогог  на  погибель  . Манн  говорит  :
«  Это я  - мальчик  , умирающий  от  школы  . « 
Под  этими  словами  смог  бы  подписаться  и  Герман  Гессе  .

И  составляется  житие  героя  - политика  , актёра  и  т  . п  .
Особенно  политика  .
Отсюда  возвращение  не  только к  греческой  мифологии  .
У  Ницше  -  к  Дионису  , трижды  рождённому  , как  и  Гемесу  .
Погтому  что  для  Ницше  -  Бог умер  ,  и  не  воскрес  .
А  для  тех  , кто не  верит  в  воскресение  Христа  - невозможность  воскреснуть  , согласно  апостолу  Павлу  .
Приведу  в этом  месте  свою  личную историю  .
Когда  я  перевезла  свою маму  к  себе  ,  это  было непросто .
Из  -  за  взаимных  обид  .  Мама  не  могла  принять  Христа                в  своё  сердце  , потому  что не верила  в  воскресение  Христа  .
В  остальном  ей  легко  было поверить  .  И она верила  .
Но не  могла принять до конца  . Потому  что  это  было бессмысленно  - принять Христа  ,  если  ты не  веришь                в  Его воскресение  .  В  это время  я  прекратила  обучение                в  институте  индуктивного  изучения  Библии  ,  потому  что мне  необходимо  было  ухаживать  за  мамой  .  Но  в  ячейку  по  изучению  Библии  я  ходила  . Мы  изучали  в  то время    Послание  к  Филлипийцам  апостола  Павла  . И  стала  вместе  с  мамой  изучать  вторую  главу  . У  меня  хранится  рукописное  изучение  этой  главы  моей  мамой  .  И  она  поверила  ,  и  приняла             Иисуса  Христа  в  своё  сердце  .  И  изменилась  . 
Когда  я  как  то  накричала на неё  ,  она  не  обиделась  ,  как  обычно  ,   а отнеслась  к  этому  с каким  то пониманием  моей  усталости  . И я сказала  ей  :  «  Вот теперь ты  стала  моей  мамой  полностью  .  «  . Проблемы  были  , но у  этих проблем  уже  находился  выход  .  Однажды  она  пожалела  меня  , что мне приходилось  ухаживать  за  ней  ,  и  не  только мне  ,  но и  внуку 
Без его помощи  я  бы  не  справилась  . И  вот  , она  решила  просить  Бога  об  уходе  с  земли  .  Я  же  сказала  ей  ,  что                в   моей  молитве  Бог  сказал   , что она не  уйдёт  с  земли                до тех пор  , пока  мы  не  полюбим  друг  друга  .
Это очень важное  условие  для  ухода с  земли  .
И  как  то мама в  воскресенье  сказала  и  мне  , и  сыну                о  том  ,  что  она  так  любит  нас  ,  что сердце  своё  готова  отдать  .  А  глубоким   вечером  того  же  дня  кто  - то  как  будто  поднял меня  без  того  ,  чтобы  мама  сама  меня  позвала  .  Я  пришла  в её  комнату  ,  а  она  , улыбаясь  ,  ласково  сказала мне  :    «  Аллочка  пришла  .  «  . Я  подошла  , чтобы  помочь  ей  перевернуться  на  другой  бок  .  Взяла  её  за  руки  ,                приподняла  ,  как  обычно  ,  и  вот  ,  её  дух  отошёл  от  неё  .
Я  закричала  :  «  Юра  !  звони в  скорую  !  «  .
То  ,   что  я  только  смогла  закричать  .
В  эту  ночь  я  сидела  над телом  моей  мамы  одна  , читала  Псалтирь  ,  все  150  псалмов  , пока  ожидала  то  скорую  ,                то  полицию  ,  то  ритуальное  агентство  .
И  спрашивала  у  Бога  , как  мне  понять  то  ,  что  моя  мама  ушла  именно  к  Иисусу  Христу  .  И  мне  был  ответ  .
Что она  пришла  к  Иисусу  Христу  , Который  по обетованию  сотворил ей   обитель  у  Себя   .
В  это время  меня  ждали  на  той  работе  ,  которую я  должна  была  получить  .  Условия  были  прекрасные  ,  хороший  отпуск  , материальная  помощь и  всё  такое  . И  мне  звонили  ,                когда  же  я  выйду  . То  есть ждали  .  А  я ждала  справку  из  КНБ  об отстутствии  судимости  .   В  те    день  убили  директора  предприятия  Ибраева  .  И  пришёл новый  директор  . Несмотря  на то  ,  что  моя  кандидатура  была  согласована  с  прежним  директором  ,  новый  директор  ,   увидев  в   моей  анкете  запись  , что я общаюсь  с иностранцами  ,  отказал  в  работе  .
Об  этом  я  не  знала  .  Известие  об  убийстве  директора                и  обо всём  прочем  только  ожидало  меня  в  будущем  .
Я  же  была  уверена  в  том  ,  что  я выйду  на  работу  .
Так   вот  ,   почему  я  обо всём  этом  рассказываю  ?
Потому  что  мне  было сказано  ,  что  подтверждением  того  ,  что мама находится  у  Иисуса  Христа  , было  то  ,  что меня  не  возьмут  на  работу  . Я  не  могла  в это поверить  .
Мне  каждый  день  звонили  ,спрашивали  ,   когда  я  выйду  .
Я  уже  работала  там  по  договору  прежде  .
Надо ли  говорить  о том  ,    что я не  расстроилась .
Вот что  значит  - верить  в  воскресение  Иисуса  Христа  .
Вот  что  значит  - верить  в  то  ,   что Иисус   не  только                умер  ,   но и  воскрес    ! 
И  не  искать  себе  каких то психопомпов  в виде  Кришны  , например  .  Или  искать  в  Меркурии  чудотворца  , как  это  делал  Карл  Юнг  ,  основатель психоанализа  .
Притом  и  в  марсистской  ,  и  в  лево  -  либеральной  политической  культуре  психоанализ  уже  считается  важным  союзником  .  Более  того  , он выступает  в  качестве     института  , который  в  клиническом  аспекте  способствует  эмансипации  , а  в  теоретическом  -  обеспечивает  интсрумент  наблюдения  для  критики  феномено  капиталистического  общества  .  Так  далеко  он пошёл  .  И  об  этом  говорю не  я  , профан  , а  специалисты  .  В  этой  логике  все  люди  -  извращенцы  , и  потому  можно  уже  не переживать  из  - за нессответствия  идеалам  добродетелей  и  сексуальных  норм  .
Разумеется    ,  Гессе  ещё  буржуазен  ,   он не  может  говорить  так  , но поступать так  по временам  может  ,   выпуская  на  волю  , как он  говорит  , волка  , чтобы  кормить  . по его словам  , волка  «  правильно  «  . Репутацию  психоанализа  укрепили                в  своё  время  мыслители  Франкфуртской  школы  .  Идеи  Герберта  Маркузе  о  подавлении  желаний  и  возможности                их  освобождения  оказали  влияние  на  радикальные  движения  .
В  том  числе  , на  Красные  Бригады  , свидетелем  действий   которых  я  невольно оказалась  в 1978  году  ,  тогда  ,   когда  было  Пальмовое  воскресение  , то есть в  преддверии      Католической  Пасхи  . Не  могу  сказать о том  ,   какой  миф  ими  двигал  , но такой  миф  был  .  Потому   что Маркузе    рассматривал  психоанализ  как  инструмент  скрытых принципов  ВЛАСТИ  .  Лакановский  психоанализ  говорит  о  том  ,  что  «  желание  психоанализа  «  -  это  желание принять участие  в  ИСТОРИЧЕСКОМ  ПРОЦЕССЕ  .  Например  ,                в  кампании  по  выдвижению на  президентский  пост  Мари  Ле  Пен  утверждалось  , что  защита  психоанализа  поразумевает  защиту  неолиберального кандидата  Эммануэля  Макрона  .
Лакан  не  утверждал  , что психоаналитикам  следует поддерживать  неолиберальных  кандидатов  ,  но  центральные  аспекты  его  учения  означали  существование  условий  ,                при  котором  такая  поддержка  стала  органичной  .  А  сами  лаканисты  пронизаны  представлениями  о  том  , что психоанализ  политичен  сам  по себе  .  А  это  , в  свою очередь  , означает  , что те  духовные учителя  , которых  Юнг  призывал  приглашать в  свою  жизнь  под  видом  психотипов    из   бессознательного  -  всё  же  политики  . Лакановский  психоанализ  очень комфортно  ощущает себя  в  качестве  верховного  судьи  и  не  позволяет  другим  дисциплинам                ничему  себя  научить  :   «  Марксизм  и  прочие  критические  направления  политического  мышления  могли  бы  существенно  углубить нашу  теорию  .  Однако  мы  ,  лаканисты  ,  по  большей  части  остаёмся  на  позициях  идеологической  защиты  ,  гласящей  ,  что нам  нечему  учиться  у  этих направлений  ,              и   ВЕРИМ  , что  о  «  Реальном  «  социальной  жизни  может  говорить  лишь психоанализ  « . Наиболее  реалистично  предположить  ,  что  . поскольку  лаканисты  поддерживают  неолиберализм  , клиника  психоанализа  создаёт подобную модель  личности  .  Тем  более  , что субъект  формируется  в  рыночном  обществе  и  пеернимает  его принципы  и  способы  поведения  . Психоанализ  заявляет  о  себе  как  о  союзнике  левых  ,  именно  не  в теории  ,  а в  клинике  . Лакановский  психоанализ  создал  идеологию  .
Если  марксизм  говорит  , что коренная  причина                в  экономической  системе  ,  то психоанализ  утверждает  , что проблема  ещё  глубже  -   в  недостижимом  Реальном  .
И ГОВОРИТЬ  О НЁМ  МОЖЕТ  ТОЛЬКО  ПСИХОАНАЛИЗ  .
Лакан  обратился  к  структурной  лингвистике  Фердинанда          де  Соссюра  и  обнаружил  ,  что его понятие  «  означающее  «  хорошо  подходит  для  описания  речи  анализанта  . Лакан  обнаружил  , что  это происходит  через высказывание  означающих  -  элементов  языка  , образующих  смысл                в  связи    с  рядом  сказанными  словами  , а  не со   значением  слов  в  их словарном  определении  .  И  последовательная  речь  , и оговорки  , противоречия  , ругательства  - всё  , что указывает  на  симпом  , сущестывует  исключительно в  языке  .
Оказывается  , что и сознание  ,  и  бессознательное  структурированы  как  язык  . Теперь  можно описывать  язык  любой  научной  дисциплины  и  социальной  практики   , указав  ,   что  он не  нейтрален  ,  а выражает  нечто субъективное  -  симптом  ,  о  котором  субъект  не  отдаёт себе  отчёт  .  Симпом  ,  коренящийся  в  недостижимом  Реальном  ,  и  с  ним  может  работать  только психоанализ  .
«  маленький  объект  «  ,  «  фаллическое  означающее  «                и  т .  д  .  -   эти  понятия  пьянят  , заколдовывают                и  заставляют  поверить  , что у тех  , кто выяснил  их    значения  , хранятся  ключи  от  последних  тайн  реальности  .
Психоаналитический  сеанс  .  Анализант приходит  на  сеанс                с  симптомом   и  заводит  о нём  речь  ,  ширя  круг  ассоциаций       и  детализируя  нюансы  .  При  этом  по настоящему  анализ  начинается  , когда  выясняется  скрытая  польза  симптома  .  она  заключается  прежде  всего в том  , что симптом  поддерживает  отношения  субъекта  с его  желанием  .  Польза  выявляется  , когда  аналитик  через вопрос  указывает  анализанту  на  противоречия  в  его речи  .  Симптомы  рассеиваются  ценой  возникновения  новых  .
 «  Пиком анализа становится "  прохождение через фантазм   "   . Вся речь анализанта вращается вокруг недостижимого Реального — центра субъектности  . Эту область невозможно символизировать  , но можно пережить опыт ее присутствия   , выяснив   , как она дает о себе знать внутри речи   . Это и есть прохождение через фантазм   , оно может стать завершением анализа и предельным приближением к истине своего желания  . В такой логике социальные проблемы игнорируются   , ведь означающее говорит прежде всего о субъективности  , а не о внешней реальности  . О чем бы анализант ни говорил   , это всегда будет способом скрыться от Реального его желания  , поэтому все им сказанное заключается                в кавычки .   «   Вот   так  , аналитик  похож на  волшебника  .
Или  это симулякр  исповеди  .  Но  грехи  не  отпускаются  , а    психоаналитик  утверждает  ,  что  грехи  -  это  нормально  , более  того  ,  нужно  полюбить свой  грех  ,  или  того  , кто  за  ним стоит  .  Это и называется                «  кормить волка   «  , свою  греховную природу  .
Один психоаналитик  пишет  : 
«  Наша  клиника  Реального  , избегая  любых  нормативных   утверждений  , даже  в отношении  мышления  ,  оставляет нас  с  ЦИНИЧНЫМИ  РЕЗУЛЬТАТАМИ   «  .  Дальше  больше  .
Возврат  к  сатурналиям  , или  , говоря  современным  языком  ,  к  карнавалам  .  Надеваются  маски  .
Это и  есть современный  интернет  .
И  короли  и королевы  Дома  2  или  Тик  - Тока  .
Привлекает  лёгкостью  коронований  .
Забывая  о  том  ,  что в  древних сатурналиях    король  -  шут  должен  будет  отдать свою  жизнь  за  то  ,  чтобы  есть и пить  ,  и  исполнять свои  простые  желания  , напоминающие  часто  животные  .
Сатурналии требуют  жизнь  взамен  .
По  Жижеку  аналитик  -  это политический  активист  .
Он  должен  разрушать иллюзии  субъекта  и  при  этом  создавать  платформу  для  новых   означающих  .
Это касается  конформизма  , КУЛЬТИВИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТИ  ,  УДОБНОЙ  ДЛЯ  НЕОЛИБЕРАЛЬНОГО  ПОРЯДКА  . Трансформация  психоанализа  и  самосознание  его в  зависимости  от влияний  рынка                и  политики  остаются  открытой  перспективой  …
То есть  это только начало  для  того  , что  будут  ставить  печати  зверя  на  похотливые  сердца  .


Рецензии