Миф и психоанализ. размышление
Размышление о генезисе германских писателей , пытающихся решить проблему аристократизма , или , более точно , предопределённости к спасению - немецкого протестантизма , преломлённую в дух избранности -
в дух патрицианства - как можно усмотреть в главной идее « Игры в Бисер « Германа Гессе , выразителя идей Томаса Манна , как предшествующего ему « Магистра Игры « .
Путём введения мифологии . Но как ?
Как можно избавиться от « зова « крови в себе ?
Уникальность Германии состоит в том , что она состояла из множества отдельных княжеств , и почувствовать себя принцем , или избранным , могло бы множество людей .
И Томас Манн , живущий в « патрицианской « семье главы города Любека , богатого торгового города , мог чувствовать себя в детстве наследником « партиция « .
И тема патрицианства звучит как отдельная « музыкальная « тема в « Игре в бисер « Германа Гессе .
Не ощущающим себя « патрицием « в детстве из - за того унижения окружающими детьми , которые не признавали за ним « патрицианство « , а только вымогали у него деньги , как у плебея , прорвавшегося в патриции незаслуженно .
Потому он и ощущал себя как тем , кто сам себя сделал аристократом , но тем не менее Йозеф Кнехт принимает смерть , чтобы передать свои дары истинному патрицию - Тито , сыну Плинио Дезиньори , по существу , это как бы главная цель смерти Кнехта .
Путём Игры - игры между психологией и мифом .
Тонкие ирония и даже сарказм звучат в этой теме .
Выбирая мифы герметизма . Откровенно у Томаса Манна - в его « Смерти в Венеции « , где изображается юный психагог . Это тема Сиддхартхи , где психагогом выступает мифический Васудева , или Кришна , что в переводе означает « чёрный « ,и куда он может перевести ? должно быть , в черноту , поглощающую свет и всё же не ставшей светом . У Манна встречается Гермес с собачьей головой из египетской мифологии . В « Иосифе и его братьях « .
У Манна Иосиф беседует о Гермесе . Сам получая образ Гермеса как бога торговли . Сейчас под именем Меркурия в виде памятника главенствует в Штатах .
Так что миф стал современным .
Эта игра персональных мифов выступает иронически в форме святого Христофора в « Игре в бисер « . По легенде этот святой иногда изображается с собачьей головой , но тем не менее сумевшим осуществить спасение .
Осуществление спасения для « неспасённых « в формуле идеи предопределения - не могущихся спастись никак .
Это тема отверженности Богом - центральноевропейская .
Что им делать ? Прибегнуть к мифам о спасении .
По словам Лосева « Миф - это и есть реальность . «
Ставший реальностью .
В 1897 году в новелле « Паяцы « Томас Манн формулирует это стремление к индивидуальному мифу так :
Важно за кого имеешь смелость выдавать .
Главное : найти себе правильный миф .
Как воплощение чего - то , давно узаконенного .
Претендующего на некоторую универсальность .
Чтобы создать вневременной образ .
Недаром в Касталии есть запрет на собственное творчество . Так сказать , на автобиографию .
Так сказать , « у меня нет ничего , кроме меня самого . «
Ибо , чтобы стать легендой , необходимо воплотить древний миф . У Томаса Манна с детства миф избранничества .
Изображавший себя в виде холодного , безжалостного к слабым , обречённогог на погибель . Манн говорит :
« Это я - мальчик , умирающий от школы . «
Под этими словами смог бы подписаться и Герман Гессе .
И составляется житие героя - политика , актёра и т . п .
Особенно политика .
Отсюда возвращение не только к греческой мифологии .
У Ницше - к Дионису , трижды рождённому , как и Гемесу .
Погтому что для Ницше - Бог умер , и не воскрес .
А для тех , кто не верит в воскресение Христа - невозможность воскреснуть , согласно апостолу Павлу .
Приведу в этом месте свою личную историю .
Когда я перевезла свою маму к себе , это было непросто .
Из - за взаимных обид . Мама не могла принять Христа в своё сердце , потому что не верила в воскресение Христа .
В остальном ей легко было поверить . И она верила .
Но не могла принять до конца . Потому что это было бессмысленно - принять Христа , если ты не веришь в Его воскресение . В это время я прекратила обучение в институте индуктивного изучения Библии , потому что мне необходимо было ухаживать за мамой . Но в ячейку по изучению Библии я ходила . Мы изучали в то время Послание к Филлипийцам апостола Павла . И стала вместе с мамой изучать вторую главу . У меня хранится рукописное изучение этой главы моей мамой . И она поверила , и приняла Иисуса Христа в своё сердце . И изменилась .
Когда я как то накричала на неё , она не обиделась , как обычно , а отнеслась к этому с каким то пониманием моей усталости . И я сказала ей : « Вот теперь ты стала моей мамой полностью . « . Проблемы были , но у этих проблем уже находился выход . Однажды она пожалела меня , что мне приходилось ухаживать за ней , и не только мне , но и внуку
Без его помощи я бы не справилась . И вот , она решила просить Бога об уходе с земли . Я же сказала ей , что в моей молитве Бог сказал , что она не уйдёт с земли до тех пор , пока мы не полюбим друг друга .
Это очень важное условие для ухода с земли .
И как то мама в воскресенье сказала и мне , и сыну о том , что она так любит нас , что сердце своё готова отдать . А глубоким вечером того же дня кто - то как будто поднял меня без того , чтобы мама сама меня позвала . Я пришла в её комнату , а она , улыбаясь , ласково сказала мне : « Аллочка пришла . « . Я подошла , чтобы помочь ей перевернуться на другой бок . Взяла её за руки , приподняла , как обычно , и вот , её дух отошёл от неё .
Я закричала : « Юра ! звони в скорую ! « .
То , что я только смогла закричать .
В эту ночь я сидела над телом моей мамы одна , читала Псалтирь , все 150 псалмов , пока ожидала то скорую , то полицию , то ритуальное агентство .
И спрашивала у Бога , как мне понять то , что моя мама ушла именно к Иисусу Христу . И мне был ответ .
Что она пришла к Иисусу Христу , Который по обетованию сотворил ей обитель у Себя .
В это время меня ждали на той работе , которую я должна была получить . Условия были прекрасные , хороший отпуск , материальная помощь и всё такое . И мне звонили , когда же я выйду . То есть ждали . А я ждала справку из КНБ об отстутствии судимости . В те день убили директора предприятия Ибраева . И пришёл новый директор . Несмотря на то , что моя кандидатура была согласована с прежним директором , новый директор , увидев в моей анкете запись , что я общаюсь с иностранцами , отказал в работе .
Об этом я не знала . Известие об убийстве директора и обо всём прочем только ожидало меня в будущем .
Я же была уверена в том , что я выйду на работу .
Так вот , почему я обо всём этом рассказываю ?
Потому что мне было сказано , что подтверждением того , что мама находится у Иисуса Христа , было то , что меня не возьмут на работу . Я не могла в это поверить .
Мне каждый день звонили ,спрашивали , когда я выйду .
Я уже работала там по договору прежде .
Надо ли говорить о том , что я не расстроилась .
Вот что значит - верить в воскресение Иисуса Христа .
Вот что значит - верить в то , что Иисус не только умер , но и воскрес !
И не искать себе каких то психопомпов в виде Кришны , например . Или искать в Меркурии чудотворца , как это делал Карл Юнг , основатель психоанализа .
Притом и в марсистской , и в лево - либеральной политической культуре психоанализ уже считается важным союзником . Более того , он выступает в качестве института , который в клиническом аспекте способствует эмансипации , а в теоретическом - обеспечивает интсрумент наблюдения для критики феномено капиталистического общества . Так далеко он пошёл . И об этом говорю не я , профан , а специалисты . В этой логике все люди - извращенцы , и потому можно уже не переживать из - за нессответствия идеалам добродетелей и сексуальных норм .
Разумеется , Гессе ещё буржуазен , он не может говорить так , но поступать так по временам может , выпуская на волю , как он говорит , волка , чтобы кормить . по его словам , волка « правильно « . Репутацию психоанализа укрепили в своё время мыслители Франкфуртской школы . Идеи Герберта Маркузе о подавлении желаний и возможности их освобождения оказали влияние на радикальные движения .
В том числе , на Красные Бригады , свидетелем действий которых я невольно оказалась в 1978 году , тогда , когда было Пальмовое воскресение , то есть в преддверии Католической Пасхи . Не могу сказать о том , какой миф ими двигал , но такой миф был . Потому что Маркузе рассматривал психоанализ как инструмент скрытых принципов ВЛАСТИ . Лакановский психоанализ говорит о том , что « желание психоанализа « - это желание принять участие в ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ . Например , в кампании по выдвижению на президентский пост Мари Ле Пен утверждалось , что защита психоанализа поразумевает защиту неолиберального кандидата Эммануэля Макрона .
Лакан не утверждал , что психоаналитикам следует поддерживать неолиберальных кандидатов , но центральные аспекты его учения означали существование условий , при котором такая поддержка стала органичной . А сами лаканисты пронизаны представлениями о том , что психоанализ политичен сам по себе . А это , в свою очередь , означает , что те духовные учителя , которых Юнг призывал приглашать в свою жизнь под видом психотипов из бессознательного - всё же политики . Лакановский психоанализ очень комфортно ощущает себя в качестве верховного судьи и не позволяет другим дисциплинам ничему себя научить : « Марксизм и прочие критические направления политического мышления могли бы существенно углубить нашу теорию . Однако мы , лаканисты , по большей части остаёмся на позициях идеологической защиты , гласящей , что нам нечему учиться у этих направлений , и ВЕРИМ , что о « Реальном « социальной жизни может говорить лишь психоанализ « . Наиболее реалистично предположить , что . поскольку лаканисты поддерживают неолиберализм , клиника психоанализа создаёт подобную модель личности . Тем более , что субъект формируется в рыночном обществе и пеернимает его принципы и способы поведения . Психоанализ заявляет о себе как о союзнике левых , именно не в теории , а в клинике . Лакановский психоанализ создал идеологию .
Если марксизм говорит , что коренная причина в экономической системе , то психоанализ утверждает , что проблема ещё глубже - в недостижимом Реальном .
И ГОВОРИТЬ О НЁМ МОЖЕТ ТОЛЬКО ПСИХОАНАЛИЗ .
Лакан обратился к структурной лингвистике Фердинанда де Соссюра и обнаружил , что его понятие « означающее « хорошо подходит для описания речи анализанта . Лакан обнаружил , что это происходит через высказывание означающих - элементов языка , образующих смысл в связи с рядом сказанными словами , а не со значением слов в их словарном определении . И последовательная речь , и оговорки , противоречия , ругательства - всё , что указывает на симпом , сущестывует исключительно в языке .
Оказывается , что и сознание , и бессознательное структурированы как язык . Теперь можно описывать язык любой научной дисциплины и социальной практики , указав , что он не нейтрален , а выражает нечто субъективное - симптом , о котором субъект не отдаёт себе отчёт . Симпом , коренящийся в недостижимом Реальном , и с ним может работать только психоанализ .
« маленький объект « , « фаллическое означающее « и т . д . - эти понятия пьянят , заколдовывают и заставляют поверить , что у тех , кто выяснил их значения , хранятся ключи от последних тайн реальности .
Психоаналитический сеанс . Анализант приходит на сеанс с симптомом и заводит о нём речь , ширя круг ассоциаций и детализируя нюансы . При этом по настоящему анализ начинается , когда выясняется скрытая польза симптома . она заключается прежде всего в том , что симптом поддерживает отношения субъекта с его желанием . Польза выявляется , когда аналитик через вопрос указывает анализанту на противоречия в его речи . Симптомы рассеиваются ценой возникновения новых .
« Пиком анализа становится " прохождение через фантазм " . Вся речь анализанта вращается вокруг недостижимого Реального — центра субъектности . Эту область невозможно символизировать , но можно пережить опыт ее присутствия , выяснив , как она дает о себе знать внутри речи . Это и есть прохождение через фантазм , оно может стать завершением анализа и предельным приближением к истине своего желания . В такой логике социальные проблемы игнорируются , ведь означающее говорит прежде всего о субъективности , а не о внешней реальности . О чем бы анализант ни говорил , это всегда будет способом скрыться от Реального его желания , поэтому все им сказанное заключается в кавычки . « Вот так , аналитик похож на волшебника .
Или это симулякр исповеди . Но грехи не отпускаются , а психоаналитик утверждает , что грехи - это нормально , более того , нужно полюбить свой грех , или того , кто за ним стоит . Это и называется « кормить волка « , свою греховную природу .
Один психоаналитик пишет :
« Наша клиника Реального , избегая любых нормативных утверждений , даже в отношении мышления , оставляет нас с ЦИНИЧНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ « . Дальше больше .
Возврат к сатурналиям , или , говоря современным языком , к карнавалам . Надеваются маски .
Это и есть современный интернет .
И короли и королевы Дома 2 или Тик - Тока .
Привлекает лёгкостью коронований .
Забывая о том , что в древних сатурналиях король - шут должен будет отдать свою жизнь за то , чтобы есть и пить , и исполнять свои простые желания , напоминающие часто животные .
Сатурналии требуют жизнь взамен .
По Жижеку аналитик - это политический активист .
Он должен разрушать иллюзии субъекта и при этом создавать платформу для новых означающих .
Это касается конформизма , КУЛЬТИВИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ , УДОБНОЙ ДЛЯ НЕОЛИБЕРАЛЬНОГО ПОРЯДКА . Трансформация психоанализа и самосознание его в зависимости от влияний рынка и политики остаются открытой перспективой …
То есть это только начало для того , что будут ставить печати зверя на похотливые сердца .
Свидетельство о публикации №225012501765