Президенту Республики Таджикистан
Глубокоуважаемый Эмомали Рахмон!
Посмотрел в Интернете Ваш разговор с В.В. Путиным, в котором Вы укоряете Россию. И возникло желание обратиться к Вам со своей думкой.
Человек я возрастной, возможна шероховатость изложения. Но в моей честности, правдивости, искренности, уважении можете не сомневаться.
Родом я из Смоленской области, испытал все тяготы Великой Отечественной войны.
Закончил в Казахстане технический техникум, затем Московский строительный институт, инженер – гидростроитель, член Союза журналистов. Предложили строить Кайрак-Кумскую ГЭС «Дружба народов».
Таджикистан для моей семьи всё равно что вторая Родина. В паспортах сына и дочери записано: «место рождения – Кайрак-Кум». Дети с таджикскими ребятами вместе учились, гостевали по-соседски. Не припоминаю каких - либо серьёзных конфликтов между ними.
Поначалу меня поставили прорабом с тремя бригадами по 50 – 70 рабочих в каждой: плотники, арматурщики-сварщики, бетонщики. «Мой» бригадир бетонщиков Гулям Арзыкулов в дальнейшем (за «Нурек») получил звание «Герой Социалистического труда СССР».
По ходу дела я стал задумываться: почему начальник стройки - Флигельман, главный инженер - Жимский, главный механик - немец, главный экономист – кореец, начальник моего участка - Рахманкулов, татарин из Казани и т.д.
Классные руководители и личности, ничего не скажешь. Но в их числе ни одного таджика, кроме бригадира Гуляма, который вовсе не начальник , а уважаемый старшОй по бригадному ранжиру.
А как дальше? Вот построим ГЭС, разъедемся, а кто будет эксплуатировать это чудо? Поделился этой думкой с Жимским, а тот в ответ: - у меня такая же думка, пусть большое начальство мозгами шевелит.
После прорабства был директором завода железобетонных изделий, осваивал Голодную степь. И рассказывал в печати о проблемах и успехах в строительной отрасли, о мастерах своего дела с упором на местные кадры.
Познакомился с Джабаром Расуловым. Случилось это в Голодной степи, куда он приехал на обкомовской «Волге» вдвоём с водителем и без всякой охраны и уведомления.
Позднее выяснилось, что после избрания Партийным Лидером Таджикистана вместо Ульджабаева, который мне лично импонировал, он первым делом прибыл в родной Ходжент и начал ознакомление с большой ирригационной стройки.
Ответственным администратором в это воскресенье на объекте оказался автор этих строк. Спокойно, понятно доложил товарищу Расулову о состоянии стройки, ответил на вопросы. Поездили вместе на нашем УАЗике по трассе канала с внушительными насосными стациями, удивлялся инженерной задумке. И от предложенной еды не отказался. На следующий день «степь» гудела новостью.
Видимо, я приглянулся. Пригласили в ЦК партии Таджикистана на должность сотрудника по работе с кадрами одного из административных образований. Нужное и интересное занятие. Но чувствовал, что испытывают меня на нечто другое.
Так и случилось. Утвердили заведующим Отделом строительства и городского хозяйства ЦК партии. То есть организатором исполнения партийных решений с использованием разнообразных форм и методов. А также работа с кадрами.
И вновь закавыка: почему поставили русского? Ответил на него сам себе: дипломат высшего ранга, доктор наук, многоопытный государственный деятель Джабар Расулов решил именно так, а моя теперь обязанность – не подвести.
Сотрудники нашего Отдела отдавались работе полностью, инициативно и, без преувеличения, с пользой. Обсуждение и принятие решений по капитальному строительству готовились как правило с нашим участием. Мы знали руководителей всех рангов и кто на что способен, узкие места, передовиков производства. И должным образом реагировали, без жалоб и доносов.
Избрали депутатом Верховного Совета Республики.
А в качестве общественной нагрузки мне поручили кураторство над футбольной командой «Памир», для чего включили в состав Федерации футбола Республики. Неоднократно с командой ездил на матчи по городам России, поднимал, по возможности, её боевитость.
Без всякой натяжки отмечу, что я тот самый болельщик, который обратил внимание Федерации футбола СССР на Гулямхайдарова, и он оказался в составе московского «Торпедо». Далее его карьера пошла по нарастающей. Эту историю он должен помнить.
Сотрудники Отдела трудились словно гребцы на галерах. При этом зарплата наша абсолютно не соответствовала трудовым затратам, её хватало лишь на аскетическую потребность. Мне лично так и не удалось приобрести даже «Москвича» или хотя бы приличную квартирную мебель.
Такое положение с оплатой труда госслужащих, бюджетников в целом, было во всей стране. В основном этот фактор и породил массовые приписки объёмов работ в строительстве, в сельском хозяйстве, во всех сферах и отраслях. Отсюда - взяточничество, лицемерие, ханжество, блат.
Мне тоже предлагали сделки и подачки, на которые решительно не пошёл и, Слава Всевышнему, чист как памирский алмаз.
За время моей деятельности в Таджикистане построено 4 ГЭС, Регарский алюминиевый и химические заводы, в том числе минеральных удобрений, предприятия домостроения и стройматериалов, лёгкой и пищевой промышленности, мосты, стадионы и другие спортивные объекты, жилые микрорайоны, объекты городского коммунального хозяйства и т.д.
Будем откровенны, средства на всё это громадьё отчислялись из Союзного бюджета, а если точнее - из РСФСР. Сама же Россия оставалась в ту пору голодранцем, с соломенными крышами деревенских изб и полуголодным народом.
Старались не только на Таджикистан, но и на всю Советскую страну, сцементированную железобетонным Гимном:
«Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Великий Могучий Советский Союз!»
В Таджикистане прибрёл бесценный опыт, имел возможность общаться с замечательными личностями, например, с Ильёй Глазуновым, Индирой Ганди, Косыгиным, Микояном, Урунходжаевым, отцом и сыном Севенардами, многими другими.
Помню надрывное выступление Хрущёва, потребовавшего снять в зале ЦК люстры из цветного металла и сдать их на переплавку…
Посещал уроки заведующей кафедрой иностранных языков Пединститута Мамлакат Сабировой, той самой девочки, отличницы по сбору хлопка, которую Сталин держал на руках на Мавзолее.
Бывал в соседней стране, которая простирается за Вахшем. Простые афганцы, и не только они, страшно завидовали Таджикистану, обеспеченному электричеством, водоснабжением, газом, школами, больницами. Жилищное строительство в Кабуле в качестве дара Советского Союза произвело фурор. Они открыто говорили, что готовы ради такой жизни как у нас напрочь завязать с наркотиками. А ещё бы лучше – войти в состав СССР.
Мои статьи изданы, в том числе в Индии, помещены в Интернете. Помощники могут поинтересоваться…
Таджикистану отдано 18 лет! Но возникла необходимость вернуться в Россию. Джабар Расулович отнёсся ко мне с пониманием. Спросил:
- А как, Юра, у тебя с работой?..-
- Обещают,- говорю,- должность начальника стройки в одной из центральных областей.-
Он задумался и молвил с грустинкой:
- Такие кадры терять нельзя. Переговорю с кем надо…-
Вскоре пришло распоряжение Секретариата ЦК КПСС о назначении меня инструктором Отдела строительства ЦК КПСС в группу специалистов по вопросам создания отрасли минеральных удобрений и микробиологии.
Впоследствии избрали членом парткома аппарата ЦК КПСС.
Усилиями всей страны такая отрасль была создана. Мы оказалась в числе передовых по объёму производства и качеству этого важнейшего продукта.
Благодаря научно обоснованному применению удобрений вкупе с улучшением агротехники урожай хлеба в России вырос в разы, ежегодно 60 млн тонн зерна идёт на экспорт.
Отсюда - достаток всего основного продовольствия. При Союзе подобное и не снилось.
Мне также удалось обосновать более совершенный метод управления жилищным строительством и внедрить его на практике.
Без дополнительных материальных затрат этот метод реально избавляет от авралов и штурмовщины, обеспечивает качество и ритмичность строительного производства. Начинание было одобрено решением ЦК КПСС и Совмином СССР.
Значение метода не утрачено. ( Интернет, «Быль Орловской Непрерывки»).
Последняя встреча с Расуловым произошла в мой 50-летний день рождения. Он приехал на Старую Площадь, нашёл меня, высказал добрые пожелания и вручил Поздравительный Адрес с личным факсимиле.
Позже прояснилось, что Расулов находился в Москве, в Центральной клинической больнице.
Поздравление это для меня остаётся превыше любой награды.
Прилетал в Душанбе на Его похороны…
* * *
Я - русский! Каждой клеткой ощущаю себя единым целым с Великим Русским народом, с Великой Россией.
Задаю риторический вопрос, гложущий мою и моих соплеменников душу:
Когда с развалом СССР в Вашей стране происходили массовые расправы над ни в чём не повинными русскими, меня бы тоже безжалостно расстреляли? Меня, который трудился на пользу Таджикского Народа, не покладая рук и не жалея мозгов?
Уж если Ваш народ решил изгнать русских, то почему не сделал это цивилизованно? Несколько железнодорожных эшелонов и десяток самолетов за пару месяцев справились бы с этой проблемой.
Решительных выводов из чудовищного геноцида по отношению к моим соотечественникам не было сделано.
Подтверждением тому – недавний террористический акт под Москвой, совершённый группой зверских негодяев. Убили 145 душ, ранили 550 человек. Тысячи и миллионы морально, духовно и материально пострадавших…
Об этом помалкивают, разумеется, по политическим соображениям. Лишь Интернет пестрит публикациями того позорного периода…
Всё помнится до мелочей. Но чтобы Великий Таджикский Народ в едином порыве вышел на площади и улицы своих городов и кишлаков и погоревал вместе с Русским Народом, такого в памяти не отложилось…Сожалею. Очень…
А русский народ как был добропорядочным, таким и остаётся, хоть кол на голове теши.
Как известно, пожилым свойственно иметь неприкосновенную заначку для уготованного срока.
Половину этого запаса в душевном порыве пожертвовал на лечение покалеченных в злополучном Крокус Сити. Реакция знакомых неоднозначная. От восхищения поступком до потери дара речи… Но так уж получилось. Пусть знают наших …
А недавно на конкурсе вокалистов на Главном телеканале «Россия-1» Первое место и несколько миллионов рублей единодушно отдали таджику Хасанову. Покорил он своим пением всё Жюри!
Хрупкий такой, неприметный, но голос прошибает. А теперь и сам в составе Жюри на телевизионном виду и на слуху всей России. Вот такие Мы Русаки…
* * *
По военным базам в Таджикистане мое ветеранское мнение такое.
Российская и Китайская базы - дело хорошее. Мы же друзья и совместно охраняем Ваш и свой покой.
А что до американской базы на Вашей территории, то здесь бо-ль-шой вопрос.
Баз США по всему миру насчитывается 950 единиц. Они столько неприятностей приносят народам, что они готовы в петлю лезть.
Представим такую ситуацию. США доставляют в Таджикистан обманным путём ядерную бомбу, и какой-либо наркоман из их же охраны случайно нажимает на пусковую кнопку. За минуты в прах превратится половина Средней Азии. Такое Таджикистану нужно?!
И про лаборатории американцев с заразными болезнями по границам многих стран забывать нельзя.
* * *
Что касается Ваших претензий на взимание с России арендной платы за участок под базой аж 250 млн. рублей в год, то моё мнение следующее.
Прикиньте стоимость трудового, морального, творческого вклада тысяч беззаветных россиян и всей Матушки - России в развитие Таджикистана по всем направлениям и сферам за многие годы.
Вам придётся впасть в глубокое раздумье.
По моему скромному анализу этот вклад выливается в сумму не менее 2,250 ТРИЛЛИОНА долларов.
Всего наилучшего!
Цыганков Ю.Г.
Ветеран Великой Отечественной войны,
Заслуженный строитель России, к.э.н,
Грамоты Верховного Совета Таджикистана, ордена и медали СССР,
член Союза журналистов СССР и Москвы.
Свидетельство о публикации №225012501917