Дело жизни
– Мужчина, пакет! Пакеет! Вы забыли пробить пакет.– Заорала дама в шляпе на кассира, лет тридцати пяти.
– Извините. – Сухо произнёс Виктор,и пробил пакет даме.– Что-нибудь ещё?
– Всё. Понаберут не пойми где... Что за люди?– Дама собрала свои покупки и ушла прочь.
– Выдохни.– Прошептала напарница Маша.– Всё хорошо.
Благо сегодня покупателей больше не было, типичный рабочий день приближался к концу, и Виктор мог немного побыть наедине со своими мыслями.
Мужчина вновь прикрыл глаза. Перед ним стоял он, но как-будто моложе. Это был полный сил, улыбающийся, светловолосый, голубоглазый парень. Парень размахивал зачёткой на ступенях университета в толпе жужжащих студентов.
– Так и будешь здесь сидеть?– Маша указала на часы.–Восемь!
Виктор ничего не ответил, только молча собрался и вышел из магазина. Перед глазами мужчины стоял всё тот же парень, но уже без улыбки, его взгляд был наполнен болью и вопросом: за что.
Вечерело. Подул шквалистый ветер. Парень закутался в шарф, но домой торопиться не стал. Он вошёл в незнакомый двор, присел на скамейку.
«Так больше продолжаться не может!»– Виктор покрутил обручальное кольцо, снял, затем снова надел. Нервничал.
На детской площадке запищал котёнок.
–Ты откуда здесь? Маленький!– Мужчина прижал к себе мурлыкающий комок шерсти, сунул за пазуху, и побежал домой.
Рая стояла у плиты, и когда вошёл муж, даже не обратила на него внимания.
Виктор прошёл в кухню, не раздеваясь, достал котенка и посадил его на стул.
–Смотри какой хорошенький!
– С ума сошел? Зачем нам это в доме?!– зарычала жена.
– Его зовут Мось, и он будет жить с нами, хочешь ты этого или нет.– Сурово ответил Виктор.
Он вышел из кухни, переоделся, умылся и вернулся обратно.
Рая швырнула тарелку с ужином на стол и приборы.
–Ешь.
–А ты?
– Сыта по горло!– Рая вылетала из кухни, как ошпаренная.
– Вот, видишь, Мось, какая она? А ведь она была раньше совсем другой...–Виктор поел без особого удовольствия и аппетита.
Котёнок сидел на его ноге и мурчал.
– Рай! Рая! Раиса!
–Чего тебе?– Жена вернулась на кухню и села напротив мужа.
– Я решил увольняться.
–Что ты решил?!– Рая побагровела, привстала из-за стола и нагнулась в сторону Виктора.
– Уволиться. Я больше так не могу.
– Посмотрите -ка на него! Не может... А я могу?
–Ты? Можешь. Ты всё можешь. А я не могу. Я устал. Не для этого я учился. Не об этом я мечтал!
– А о чём? О зарплате в двенадцать тысяч?
– Ну может и не в двенадцать...
–Ай! Делай что хочешь. С меня хватит. Я ухожу.
–Как уходишь? Куда?
Рая выбежала из кухни, Виктор за ней, в комнату.
Женщина начала судорожно собирать вещи. Она плакала.
Виктор подошёл сзади и обнял её.
–Чего ты? В самом -то деле?
–Устала. На море хочу! В кино хочу, в ресторан... Просто отдохнуть хочу, понимаешь?
–Понимаю. Но и ты меня пойми.
–Этот разговор ведёт в никуда.
Женщина запоковала чемодан и направилась к выходу.
– Не провожай! – Рявкнула у выхода, с надеждой, что он остановит.
Но Виктор был недвижим, у его ног тёрся котенок и шумно мурлыкал.
Дверь захлопнулась. Виктор взял Мося на руки.
– Идём, брат, налью тебе молока.
Виктор достал из шкафа любимую суповую тарелку жены и налил в неё коту молочка.
– Что смотришь? Вот такая она, брат, жизнь. А ну её! Ты б знал... Я так устал. Мне тридцать пять! И чего я добился? Работаю кассиром в «Карасе» за двадцать пять тысяч. Живу с женщиной, ай... – Махнул рукой.– Мечты разрушены. Планов нет. Детей нет! Ни одной души вокруг нет, которая хотя бы немного пыталась меня понять…
Кот немного полакал из тарелки, после, запрыгнул на колени хозяина и понимающе потёрся об его руки.
– Вот даже ты понимаешь, а она– нет.
Виктор взял котёнка в руки, прижал к груди, унёс в комнату, лёг с ним в кровать и уснул.
Утро подкралось настолько быстро, что Виктор подумал, что вся эта история с женой и котом – была сном. Но не тут то было.
Мось сидел за кухонным столом и чесал за ушком.
Мужчина позавтракал, накормил кота и пошел на работу, чтобы написать заявление об уходе.
– И куда ты теперь? – Сочувственно поинтересовалась Маша.
– В школу.
– В школу? – Недоуменно поправила блузку девушка.
– Понимаешь, Маша, когда-то, я мечтал стать учителем. Даже получил диплом с отличием. Но потом, познакомимся с Раей, и понеслось: цветы, ухаживания, комплименты, женитьба, съёмное жильё, кредиты... И думать нельзя было о преподавании! И вот теперь, мне тридцать пять. Треть жизни позади! А столько хочется в жизни хорошего сделать...
Виктор оформил увольнение , забрал свои вещи, тепло попрощался с Машей и отправился в ближайшую школу, через дорогу.
– Здравствуйте! Где я могу найти директора?– поинтересовался он у охраны.
– Прямо по коридору и налево.
Виктор волновался до того, что у него вспотели ладони, наконец, он набрался смелости и вошёл в кабинет директора.
– Женька! Ты ли это? – Виктор обнял приятеля по ВУЗу.
–Витёк! – Похлопал товарища по плечу директор школы.– Какими судьбами?
– Работа нужна.
– Присядь. Рассказывай.
– А что рассказать? Вот.– Мужчина положил на стол трудовую книжку.
–Так, так... Стажа работы в школе два месяца. Не густо. О, даже дворником был, похвально.–Директор шумно закрыл трудовую Виктора.– Сейчас октябрь. Штат у меня уже укомплектован, сам понимаешь. Приходи в следующем году, может найду что для тебя.
– Хорошо. Спасибо! – Обречено ответил Виктор.
– Хотя постой, знаешь, есть у меня для тебя кое-что... Ты про инклюзию знаешь что -нибудь?
– Так, в общих чертах.
– У меня есть ученик,ни один преподаватель с ним не хочет работать. Говорят– не идёт на контакт. Если готов, приходи завтра к первому уроку. Будешь тьютором. Дело его я сейчас тебе дам. Сам знаешь, сейчас тенденция доступной среды... В общем классе не адаптируется, что я только не делал, может у тебя получится с ним совладать. По зарплате не обижу, будет полная ставка шестнадцать девятьсот восемьдесят. Ещё годовая премия есть.
Виктор повеселел, бережно взял толстую папку с личным делом Кошкина С., и поспешил домой.
Зашёл в зал, даже не разделся, включил компьютер, и начал подробно изучать информацию по обучению и адаптации детей с особенностями развития. Прибежал котёнок, залез на колени хозяина и начал их мять коготочками.
– Мось! Я совсем про тебя забыл. Сейчас, ещё страницу, и покормлю.
Информации было много. Виктор достал из ящика стола толстую тетрадь, цветные ручки и начал записывать по пунктам.
Кот терпеливо ждал. Наконец, хозяин отодвинул записи от себя, откинулся на спинку кресла, потянулся и пошел в кухню.
– Мось, айда сливок налью.
Котёнок засеменил маленькими лапками вслед за хозяином.
– Ты не поверишь, но сейчас я будто заново родился. Впервые за столько лет, я чувствую себя живым, я могу быть кому-то по-настоящему нужен!
Виктор вернулся к рабочему столу.
–Так, так, так... Приступим к знакомству.
Мужчина открыл папку. На первой странице красной ручкой большими буквами было подписано ОВЗ: слух, вклеено фото маленького, щупленького, зеленоглазого мальчика, далее указана дата рождения и адрес. Виктор перевернул страницу, но там было пусто.
– Не густо, но ничего. Всё будет хорошо.
Виктор внёс в поисковик новый запрос и снова начал записывать. Мось влез на стол, развалился возле клавиатуры и начал пристально наблюдать за то и дело, меняющейся ручкой в руке хозяина.
«Сколько у него их?» Котёнок фыркал и ловил ручки лапами.
–Мось! Ты гений!
Виктор схватил пальто, выключил компьютер и куда-то спешно ушёл. Вернулся он где -то через час с огромным шуршащим пакетом.
Мужчина не заметил, как подкралась ночь, и время подошло ко сну.
Он даже уже лег в кровать, но всё не мог заснуть. Завтрашний день. Каков он будет? «Правильно ли я поступаю?»
Виктор взял в руки телефон. Что если от неё есть сообщение? Однако, сообщений не было. Он поставил будильник, но так и не смог уснуть. Полежал немного. Сделал зарядку. Погладил рубашку, брюки. Начистил ботинки.
Мось ещё спал.
Виктор взял с собой записи, шуршащий пакет и вышел из дома.
На часах было пять, но ждать дома было невыносимо. Мужчина шёл по парку широко размахивая руками, и напевая что-то тихо-тихо вслух.
Наконец, время подошло к восьми, и Виктор мог спокойно войти в школу.
Евгения в директорской ещё не было, но дверь была открыта. Виктор вошёл вовнутрь кабинета и сел напротив кресла директора.
–О! Не ожидал тебя увидеть здесь в такую рань.
–Доброе утро! Да я всё думал об этом мальчике. Как ему помочь, если я ничего о нём не знаю?
– Пошел на попятную?
– Да нет. Просто здесь даже имени нет.– Виктор протянул личное дело Кошкина С. директору.
–Действительно. Нет. Так допиши. Не вижу здесь никаких проблем. Значит, если не передумал, на первом этаже в холле вывешено расписание. Он учится в третьем Б. Вообще, у нас личные дела учеников нельзя выносить за стены школы, но тебе я разрешаю. Заполни тут всё до следующей среды. У нас грядёт проверка.
–Будет сделано, Жень!
–Да, и ещё, я Евгений Иванович. Запомни. Женя я за стенами школы.
–Евгений Иванович, я могу идти?
–Иди. Если всё пройдет хорошо, занеси мне документы для оформления трудоустройства.
– Хорошо.
Виктор добежал до расписания, глянул номер кабинета и направился на занятия. Первым уроком был русский язык.
Мужчина вошёл в класс. Дети галдели так, что не слышно было звонка на урок. Виктор вглядывался в ребят, но своего подопечного не видел. Наконец, когда учительница вошла в класс, дети успокоились и заняли свои места, Виктор заметил серенького зеленоглазого мальчика, стоящего у подоконника, и рассматривающего какой -то научный журнал.
–Здравствуйте, дети! – Поприветствовала учеников Ирина Антоновна.–Садитесь, пожалуйста. Кошкин! Тебя это тоже касается! Сергей!– С надрывом крикнула учительница.
Но Сергей был недвижим.
Виктор подошёл к мальчику и попытался взять его за локоток, чтобы проводить за парту, но мальчик резко отнял руку и побежал прочь к столу учителя.
– А Вы, товарищ, собственно, кто?
– Виктор Михайлович. Тьютор Кошкина Сергея. Сегодня первый день.
– Ну. Ну. Сергей, иди на своё место!– Как можно громче произнесла учительница.
Класс загоготал.
– Тишина в классе!
– Так Вы сами кричите.– Заметил Ёлкин.
– Ёлкин к доске.
Сергей прошел на своё место. Виктор Михайлович сел рядом с ним.
–Итак, Ёлкин, что вам было задано?
–Нам было задано...– Ёлкин посмотрел на одноклассников с мольбой о помощи.
–Садись. Два. Давайте, все кто сделал, дружно сдаём тетради. Все кто не сделал– сдают дневники. Тема сегодняшнего урока – имя прилагательное.
Сергей сидел за последней партой у окна и наблюдал за птицами. Виктор потрогал мальчика за плечо, пытаясь привлечь его внимание. Мальчик повернулся, глянул на Виктора и отвернулся обратно.
Тогда, будущий тьютор, пошебуршал в пакете, достал оттуда тетрадь и цветные ручки, и написал на первой странице: «Меня зовут Виктор, давай дружить?» Затем нарисовал улыбающуюся рыбку и передал Серёже.
Мальчик улыбнулся. Взял свою ручку и нацарапал ответ: «А зачем?»
«Я хочу тебе помочь лучше учиться, понимать сверстников и учителей, но самое главное, хочу стать твои другом .»
Между Серёжей и Виктором пошла живая переписка. Мужчина пододвинул мальчику цветные ручки, и так они пропереписывались весь урок.
А когда прозвенел звонок на перемену, учительница выгнала всех ребят за дверь, в том числе и Серёжу, лишь Виктора Михайловича попросила остаться.
– Что Вы себе позволяете?! Прохихикать весь урок! А у нас, между прочем, сложная тема. После завтра уже следующая. Мальчик не успевающий, не дисциплинирован, не социализирован, не...
–И ещё много не. Я понял. А ещё я понял, что он ни разу не писал ничего на уроке. Верно?
– Какое отношение это имеет к нашему разговору? Да. Он в основном, занимается только дома с мамой и то с трудом.– Дёрнулась Ирина Антоновна.
– Вот.– Виктор Михайлович протянул учительнице тетрадь, в которой старательно была выведена тема урока и часть того, что Ирина Антоновна давала в классе.
– Как Вам это удалось? Понимаете, мальчик совсем не слышит...
Виктор Михайлович отогнул вторую часть тетради, и показал то же самое, только написанное его рукой.
–Гениально!
– К мальчику нужен просто другой подход.
– Видимо…
– Скажите, на время следующего урока, Вам нужна будет доска?
–Нет. Будет окружающий мир. Запишу только тему.
– Позвольте это сделаю я?
–Да, конечно.
Прозвенел звонок на урок.
Все ребята вернулись в класс и заняли свои места.
– Минуту.– Виктор Михайлович что-то написал Серёже в своей тетради, а потом, взял из пакета цветные мелки и подошёл к доске.
Ирина Антоновна начала рассказывать новую тему, а Виктор вслед за ней, тщательно конспектировал важные моменты на доске разными цветами и сопровождал всё рисунками и подчёркиваниями.
Весь класс был в восторге!
Урок стал не только познавательным, но ещё и интересным.
А самое главное, Серёжа впервые за учебный год, открыл свою рабочую тетрадь и стал делать записи вместе с остальными ребятами.
Так пролетели четыре урока. Виктор был так воодушевлён происходящим, что не хотел, чтобы заканчивался рабочий день. Он не выходил из класса ни на минуту, и всё следил за Серёжей.
– Учитель.– Робко позвал Виктора мальчик, когда тот стал собирать мелки, ручки и тетрадь в пакет.
–Да?
– А Вы завтра придёте?
Виктор улыбаясь кивнул.
Серёжа крепко обнял учителя и побежал домой.
В этот момент у Виктора внутри всё перевернулось. «Как же хорошо! Как же хорошо! Какой славный мальчишка!»
Виктору так хотелось помочь мальчугану, что он забыл про трудоустройство, дом, Раю, про Мося, в общем, про всё на свете.
Важным было только одно: ещё раз увидеть блеск в глазах маленького Серёжки.
Мужчина отправился в местную детскую поликлинику.
–Извините. Здравствуйте! Могу я поговорить с сурдологом?
–Мужчина! Что значит поговорить? У нас нет такого специалиста. У нас только лор. Вас записать? Фамилия имя ребёнка?
– Можно и с лором. У меня нет ребёнка. Мне просто нужно с ним поговорить.
– Мужчина, что Вы мне голову морочите? Здесь детская клиника. Взрослых мы не записываем.
–Вы меня не так поняли, меня не нужно записывать. Мне нужно поговорить с ним, чтобы понять диагноз. Понимаете, у меня есть ученик…
–Мужчина! Мне некогда с Вами разговаривать. Моя работа – записывать детей на приём. Всё!
Виктор понял, что этот разговор ни к чему не приведёт, и ещё подумал:вот,что значит– человек не в своей профессии. Раздосадованный, он направился домой.
Виктор всунул ключ в замок, прокрутил, но дверь не открылась. «Странно.» Затем попробовал снова, но тщетно.
За дверью послышались шаги и знакомый запах духов.
«Рая!»
Рая открыла дверь и кинулась на шею мужа.
– Витенька! Прости, меня, мой хороший!
– Ты не виновата. Это же я…
– Мне нужно столько тебе рассказать! Идём, идём… –Рая тянула мужа на кухню за руку.
Мось пил молоко из любимой тарелки хозяйки.
–Мне вчера приснился сон, будто тебя не было в моей жизни. Было всё, всё, Витенька, а тебя – нет. И как-то горестно мне стало от этого, так не хорошо сделалось…Ведь, всё, что было в моей жизни хорошего – это всё ты! И будь ты хоть лекарь, хоть пекарь, не важно, я одно поняла, не будет тебя у меня, не будет меня у меня, такой какая я есть.– Жена плакала и сумбурно махала руками.
–Райка!– Виктор схватил жену на руки и закружил, что было сил. Затем опустил на пол и начал рассказывать о сегодняшнем дне.
Женщина улыбалась, она давно уже не видела это искры в глазах, этой тяги к жизни, того, за что в первый раз полюбила его.
Но, как только, Виктор рассказал о случае в больнице, улыбка с его лица куда-то пропала.
–Слушай, у меня же подруга училась в меде, как раз на лора, мы ещё смеялись над ней. Её мама в детстве Лора называла, а она вообще Лариса! Сейчас, сейчас…
Женщина набрала подруге и пошла поговорить с ней в комнату.
Раи не было около часа, Виктор всё это время ходил из угла в угол и, то и дело, поглядывал на часы. Мось важно следовал за хозяином и мурлыкал.
–Завтра! Завтра она тебя примет. Вот, адрес.–Рая протянула оторваный листок бумаги мужу.
–Ай, да, Рая! Что бы я без тебя делал?!
На следующий день Виктор направился в поликлинику, по указанному адресу. Возле кабинета стояла толпа народа, люди спорили о том, чья очередь подошла. Виктор скоромно пристроился в конце.
–Здравствуйте! Кто последний?
–Держитесь за мной. Отведено ей тринадцать минут на пациента, нет же. Вон, как вошла бабуля в десять, так до сих пор оттуда не выходила.
–Зато смотрит, как следует!
–Ничего не смотрит. Им всё равно, лишь бы деньги получать!
Началась перепалка. Из кабинета вышла сначала пожилая женщина, затем выглянула врач.
– Виктор Михайлович Селёдкин есть?
–Есть.–Смущенно ответил Виктор.
–Пройдемте.
Виктор вошёл в кабинет.
–Рассказывайте.
И Виктор рассказал всё, что знал о заболевании Серёжи и о том, как прошли занятия с ним.
–Нет, на расстоянии, ни разу не видя пациента, я не могу ничего сказать. И наверняка, родители мальчика сделали все возможное. Он носит слуховой аппарат?
– Нет.
– Очень плохо, ведь чем раньше сделать диагностику и на основании неё изготовить аппарат, тем лучше.
–Я могу к Вам его привести?
–Я взрослый врач.
–А в качестве исключения?
–Я поговорю с коллегами, найдем вам хорошего детского специализированного врача.
–Огромное Вам спасибо!
–Одного не могу понять, почему Вы так печетесь о мальчике?
–Вы бы видели его глаза! Вы бы сразу всё поняли. Буду ждать звонка. Огромное Вам спасибо!
Виктор вышел из кабинета врача, с таким лицом, будто бы выиграл в Спортлото, люди, которые хотели его обругать, что прошел без очереди, потеряли дар речи, они лишь улыбнулись и проводили его взглядом.
Виктор поспешил в школу. Все ребята выстроились возле класса – ждали его.
–Виктор Михайлович, здравствуйте! А нам сказали, что Вы не придёте.
–Глупости!
Дети обступили учителя и начали задавать ему разные вопросы: кто, что, да как.
Из другого конца коридора показался директор с какой-то женщиной и Серёжей.
–Виктор Михайлович! Ребята разойтись, следуйте в класс.
– Евгений Иванович…
Серёжа подбежал к учителю и обнял его.
–Поразительно!– Взволновано воскликнула женщина.
–Серёжа, иди в класс, нам надо поговорить с Виктором Михайловичем.– Попросил директор, но мальчик не шелохнулся.
Тогда Виктор взял мальчонку за руку, завёл в класс, и затем вернулся на место.
–Виктор Михайлович, это мама Серёжи.
–Как хорошо! Вы знаете, я сегодня был у врача, нам помогут найти хорошего детского сурдолога, он выпишет слуховой аппарат, и Серёжа сможет слышать! Понимаете?
–Виктор Михайлович, это не возможно. У нас нет столько средств. Мы узнавали, сам аппарат нам обойдётся в двести тысяч рублей, плюс установка, подбор, приёмы, я боюсь представить сколько это будет стоить…– Женщина стала плакать.
– Ну неужели, неужели мы возьмём и просто так сдадимся? Надо искать способы!
Женщина ничего не ответила, только ещё пуще заплакала и ушла.
– Ты слишком много на себя берёшь,парень. Твоя задача– создать для мальчика условия в классе, научить адаптироваться… Лечением занимаются врачи, Витя! Вернись, пожалуйста, к своим обязанностям. А за сегодня, я вычту из твоей зарплаты.
Виктор вернулся в класс, вместе с Ириной Антоновной, провёл оставшиеся уроки. Но уже без особой искры в глазах, он не мог поверить, что всем всё равно.
После уроков Виктор Михайлович решил пройтись другой дорогой. Проветрить мысли. Может быть, Женька прав? Может быть, не стоит лезть не в своё дело?
Вдруг, на столбе, ему попалась реклама: требуются грузчики, зарплата 300 рублей час, Лисий переулок, дом 8.
«Была не была!»– Подумал мужчина, и отправился по указанному адресу.
Виктор устроился грузчиком на треть ставки, отработал свою смену, и вернулся домой.
Рая встречала у входа.
–Чего так поздно? Случилось что?
–Лорка прислала мне контакты детского сурдолога, я записала…
–Я грузчиком устроился на треть ставки. Мальчику нужен слуховой аппарат, а у его матери денег нет.
–Это, конечно, печально, но ты здесь при чём?
–Вот и Женька говорит, не при чём… А я не могу мимо чужой беды, понимаешь?
–Не понимаю. Но раз так, есть у меня идея. Давай устроим сбор средств для Серёжи. Расскажем его историю. Я уверена, найдутся такие же, как и ты, и ты сможешь помочь мальчику. Но пойми, этому ты мальчику поможешь, хорошо. Но сколько в городе, стране, мире, таких мальчиков?! Ты не сможешь всем им помочь.
– Смогу! Я разработаю адаптивную программу для каждого вида заболеваний детей, и буду преподавать её учителям. Буду учить Серёжу, и таких деток, как он.
–Тогда на работу грузчиком у тебя не будет времени.
–Пожалуй, ты права.
На следующий день, Рая и Виктор создали акцию в помощь Сергею. Пришло очень много людей, и необходимая сумма была собрана.
Прошёл почти месяц. Виктор Михайлович помогал Серёже на уроках, занимался с ним после. У мальчика появилась положительная динамика в развитии.
Ещё через два, мальчику, наконец, установили слуховой аппарат, и он стал учиться слышать с его помощью. Благодаря Виктору весь класс, в котором учился Сергей, стал самым сильным по успеваемости учащихся.
Виктора стали приглашать в другие школы, проводить лекции для учителей по не стандартным способам работы с детьми.
Рая прониклась стремлением мужа помогать детям с ОВЗ, и они вместе организовали фонд помощи «Протяни руку».
Ведь, когда человек горит делом, он своим огнём зажигает всё вокруг.
Свидетельство о публикации №225012500227