Пушкин Методика поэтики гения
(эпитомы пушкинистики)
Исследователи творчества Пушкина поражались творческому методу АС Пушкина в поэтике и прозе.
Первым из таких пораженных был Н.В. Гоголь. В 1832 г при обосновании формулы исключительности Пушкина как русского национального поэта:
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.»
им было выделено при рассуждении о «прелестной антологии мелких поэтичесикх сочинений» в самом конце статьи, вошедшей в 1835-ом в Арабески:
«Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто, всё прилично, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт.»
(см. Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952. Т. 8. Статьи. — 1952. — С. 50—55.
https://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-050-.htm)
В каждом слове бездна пространства и каждое слово необъятно как и сам Поэт. Вначале было «Слово». Вселенная «Пушкин». Иная параллельная, увлекающая, без дна, конца, края и крышки
Ю. Н. Тынянов оценил эту формулу Гоголя так:
« …самое веское слово по отношению к семантике пушкинского стиха было сказано Гоголем: “бездна пространства”», понимая под этим «отношение к слову как к лексическому тону, влекущему за собой целый ряд ассоциаций»
(см. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. — М.: Наука, 1969)
Затем находят у В. В. Виноградова:
«Для Пушкина слово, образ, фраза, помимо своих вещественных значений, были отягчены отслоениями литературной традиции, литературных стилей. Вокруг слова сгущалась атмосфера литературных намеков»
(см. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. — М.: ГИХЛ, 1941)
То есть в этой пушкинской вселенной бездны пространства слова-мысли (логоса) вокруг него сгущалась «темная материя литературных намеков». Одно слово с массой намеков. Вот, к примеру в примерочной: Вспыхнувшая в Татьяне любовь как болезнь души только при одном появлении Онегина … Болезнь души, в которой зерно любви созрело и рвануло из нее ввысь словно дельта-функция или стрела Амура
Л. Я. Гинзбург назвала позднее фундаментальный признак литературной «школы» Пушкина - тыняновское определение:
«гармоническая правильность распределения предметов» является фактически прозаическим адекватом той «гармонической точности»
(см. Гинзбург Лидия. О лирике. — 2-е изд. — Л.: Советский писатель, 1974)
Правда эта текучесть, тотальная совершенная идеальная гармоничность и сладкозвучность довели потом Иосифа Бродского до порицания поэтики Пушкина (будто они не задерживают мысль, а лишь тешат слух). А как тогда с «Пока коней мы …» или « Я баллы люблю…» удивившие фу-туристов?
Для понимания гения Пушкина важно проникнуть в его творческий метод, побывать на его поэтической кухне, помесить тесто слов и попытаться постичь эту Haute cuisine @Art poetique@.
М. В. Строганов (дфн, внс ИМЛИ и проф-р РГУ) в статье выразился о них так:
«Для творчества А. С. Пушкина в разных жанрах свойственны три постоянных признака. Первый — игра на законченности / незаконченности текста; второй — подчиненное положение фабулы по отношению к сюжету (завершенность / незавершенность произведения) и третий — открытая композиция. Все эти признаки являются тремя сторонами единого закона пушкинской поэтики, в котором проявился новый уровень в развитии историзма в европейском эстетическом сознании.»
При этом Строганов в трактовке «генерального понятия поэтики Пушкина» отмечена подчиненность фабулы сюжету в открытой композиции творений (особенно – Евгения Онегина)
Разбор признаков ликбезный конспективный: хочется не только понять работу инструмента и «метОду», но и узнать «откуда да зачем Пушкину это надо …»
(1)
Дихотомия законченного / незаконченного текста у Пушкина
(2)
Дихотомия завершенное/ незавершенное произведение у Пушкина
Я в тупике. Депо ст. Сортир-овочная … Чем законченность (или не-) отличается от завершенности (или не-)
А вот позиция препода:
«Здесь и далее мы будем использовать термины законченный и незаконченный текст по отношению к такому сочинению, которое не было подготовлено к печати самим автором, которое он сам считал недоработанным. А термины завершенное и незавершенное произведение мы будем применять к сочинениям, которые сам автор считал доработанными и (даже) подготовил к печати.»
Например, «<Дубровский>» — это незаконченный текст, но как вполне завершенное произведение он проник даже в школьную программу. Или: стихотворение «Мирская власть» считается законченным и в собраниях сочинений печатается в разделе завершенных произведений, хотя внешне оно кажется недоработанным; «Напрасно я бегу к сионским высотам…» к числу незаконченных текстов, хотя никаких примет того, что работа была не закончена, нет.
****
Фабула и сюжет
«Часть текста у Пушкина всегда воспринимается как заместитель целого, как само целое, а фабульный мотив воспринимается как сюжет. Это позволяло Пушкину заканчивать, не начав, и бросать на полпути, но бросать — вещь уже почти целую и готовую.
Причина постоянной игры Пушкина с законченностью / незаконченностью текста заключена, как мы попытаемся далее показать, в том нетрадиционном понимании поэтом вопроса о соотношении фабулы и сюжета, которое он внес в литературу.
Речь идет о совершенно нетрадиционном для искусства соотношении фабулы как реальной последователь-
ности событий, изложенных в произведении, и сюжета как художественно организованной цепи событий в произведении
Согласно описанному выше соотношению фабулы и сюжета, фабула должна быть исчерпана в сюжете, то есть все основные мотивы фабулы как реальной последовательности событий должны быть использованы в построении сюжета — их художественной реализации.»
(см. Сюжет и фабула // Литература и язык: энциклопедия / науч. ред. П. А. Николаев, М. В. Строганов. М.: Росмэн, 2007)
Роман ЕО – известнейший пример игры Пушкиным в дихотомию. Издание первой главы стихотворного романа в 1824 г. содержало в себе предисловие, которое начиналось словами:
«Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено»
***
Наше без АИЯ мнение – возражение доктору филологии и внс ( не мнс) ИМЛИ на Поварской
1) Дихотомия законченность – незаконченность. Этой проблемы (и самой дихотомии) у Пушкина не было и нет. Она – кафедральная выдумка: проф-р ее придумал списка трудов ради у кафедры, пудря неучам недорослианским стьюдентам мозги и опрелости.
Доказательство просто как песнь дятла желны: у Пушкина в печатном варианте законченность обозначена проще некуда – поставлено – выставлено слово «КОНЕЦ» (Fin).
И потому «не надо ля-ля» как заповедовал Слава Гущин в ВВИА.
2) Дихотомия завершенность - незавершенность. Аналогично и даже неприлично. Пушкин завершил роман о вирусе любви и нестыковке любовей всей квадриги – «Тани - Вовы- Оли - Жени» так, как ему продиктовало его личное житие. Завершил тем, что сам женился. И ему позарез стала нужна «верная жена». И он создал ее образец - модель своей домашней Ма Донны и изваял из нее памятник нерукотворный = статую «милый и верный Идеал». Никакого иного завершения роман о стихосложении и не мог иметь … как и продолжения( о котором настаивали ничего не расчухавшие современники (Плетнев со-товарищи etc)
3) Теперь о третьем признаке поэтики Пушкина по Строганову (МВ) = открытость композиции
Это наиболее трудная для непосвященных часть в анализе текстов. Композиция текста — это не просто набор слов, а тщательно продуманная архитектура, которая определяет, как идеи и события будут представлены читателю. Композиция (от латинского «compositio» — «сочинение») — это структура текста, которая отражает порядок следования его частей и их взаимосвязь. Это своеобразный скелет, на который «наращивается» плоть — содержание, язык, стиль. Композиция — это не просто набор элементов, а их взаимодействие, которое создает целостное впечатление. По сути, это план, который помогает автору организовать свои мысли и идеи в логичную и связную последовательность. Он определяет, с чего начать, как развивать сюжет или тему, и как закончить повествование.
Открытая композиция ничем не ограничивается. Композиция может свободно выйти за пределы формата. В творениях с закрытой композицией все детали находятся внутри определенной границы, что вынуждает взгляд двигаться по кругу и не позволяет ему выйти за пределы кадра. Отличительная черта замкнутой композиции
Открытая композиция текста — это композиция без структурного элемента — развязки, с открытой концовкой, дающей возможность интерпретации смыслов или требующей продолжения. Писательские секреты https://dzen.ru/a/Y8i3vTaNfhDXu8ed
Незаконченность текста – композиционная открытость текстовой структуры (случайная или осознанная, являющаяся художественным приемом), https://vk.com/wall-14861577_3780
В этой связи (при таком ликбезе) текст романа ЕО Пушкиным фактически был закрыт, ибо развязка (пушкинская!) очевидна: Татьяна Онегину отказал дать обещанное по его запоздалой требе и … Таня за этот подвиг и обет целомудрия установлена автором в парке Победы в виде статуи «Идеал верности» в павильоне «Человекообразные по Гесиоду».
Композиция в такой трактовке закрыта, дверь к ней заперта и ключи от проекта утеряны … уже навсегда
Если же композицию понимать как позицию автора к содержимому текста и нарисованным им картинам нравов, то открытая композиция понимает открытую авторскую позицию …. А Пушкин в романе ЕО будто носится по шнуровкам альпийский дорог: он то автор, то редактор, то Евгений, то сам собой, то чуть ли не Таня … Он закрыл свою позицию, нас мистифицируя …. Но и ничего нам не запрещая
Он оставил нам также право безграничной интерпретации. И это ведет к открытой композиции. В «даль свободного романа» …
Если композицию понимать еще и как упаковку со-става текста и всего произведения, то вспомним, кривляне, - Пушкин ведь задумывал сатирическую поэму песен эдак в 25, но написал лишь 10 глав и те вмонтировал в 8. При этом одну главу он зашифровал и полностью не кокнул. Значит, он дал нам намек: продолжайте, сочиняйте, чухайте, мечтайте … роман не завершен! Просто его личная жизнь ему этого не позволила. Он суеверно верил: тексты сбываются… а в продолжении и ежу ясно было = Таня отдастся. В этой связи роман ЕО имеет открытую композицию.
И народ пытался продолжить ...
Толстой сделал из Татьяны Лариной (N по мужу) – Анну Смидович (Каренину по мужу). И не будь на путях ее поезда о на ст Обираловка и горбуна мужичка у колес второго вагона --- еще неизвестно насколько широко открылась бы композиции … Был бы комп и «клава»!
А Петр Ильич (на Ильичей нам везет – не то, что не блудей) тот и вовсе бросил в первой постановки оперы (Лирические картины Е. Онегина» Таню на шею Жене …. И вмешался муж , указавший возбужденному любовнику на дверь. Не будь Петр гей – кто знает куда бы нас нелегкая занесла, как бы мы нарезались и в кого бы врезались …
В одной пародии открытая Пушкиным композиция имела такую версию:
Татьяна там заворковала:
Я вам дала
Чего же более
Чего еще могу я дать…
Теперь я знаю
В вашей воле меня
Как Ольгу ***ать
Не говоря о том, что альтернативный и менее наивный мой дядя после второго пришествия так исправил одного честного, что конюх не мог оказать успешную ветеринарную услугу
Нет, фрэры и сёры, Пушкин знал что творил
Свидетельство о публикации №225012500321