Пастухи Альфёльда! часть 4

  Венгры(мадьяры) ведут свое  происхождения от легендарного Атиллы-вождя гуннов,хотя  историки сомневаются в этом и указывают родину венгров в степях у подножия Уральских  гор.По языку они близки другим народам Приуралья,которых объединяют в т.н финно-угорскую группу.Но по укладу предки мадьяр были кочевниками,что объединяло их скорее с соседями-тюрками.В эпоху великого переселения народов мадьярские племена,теснимые  этими тюрками,двинулись на запад.Перевалив Карпаты,они оказались  на обширных равнинах,подходящих для их кочевого уклада.И здесь венгры обрели свою новую родину-Паннонию(так назывались эти земли в период римского владычества),подчинили себе,живших тут оседлых земледельцев-славян,и стали весьма беспокойными соседями для европейцев.Полчища конных воинов-мадьяр  наводили ужас на жителей соседних государств.Тогда даже у немцев появилась молитва-"Избави нас  Бог от чумы и от венгров!"И лишь объединив военные силы и призвав на помощь церковь,смогли европейцы мечом и крестом укротить  буйных пришельцев.Укротили,но не покорили!И дух мадьярский остался тот же-свободный  и гордый,он жив и поныне там,где  между  Дунаем и Тисой пасут свои стада лихие наездники пусты.Из их среды вышли и отважные гусары и гайдуки(по-венгерски-Huzar и Hajduk)и разбойники-бетяры,герои народных сказок и легенд.Вернемся и посмотрим ,как же жили пастухи Альфёльда,скажем  в 19-ом веке.
   Ну для начала опишем костюм пастуха-мадьяра.Если с одеянием пеших пастухов мы уже  вкратце знакомы,то у наездников  его стоит рассмотреть подробнее,ибо он весьма красочен и даже богат по стоимости.Начнем со  знаменитой шляпы(калап) из черного войлока с загнутыми полями и обязательным павлиньим пером слева.У наездников Хортобади шляпа с широкими полями,а у их коллег из Бугаца с узкими.Шляпа имела кожаный подбородный ремешок с  медной пряжкой,надеваемый во время скачки и ветра.Рубахи с широкими рукавами и черный жилет(пруслик)с медными пуговицами и конечно знаменитые плессированные штаны-юбки(гатья),широкий кожаный в заклепках пояс(тусё),на который подвешивали разные нужные пастуху принадлежности-кисет с табаком,кресало,нож в ножнах.Трубку с коротким мундштуком обычно затыкали за ленту на тулье шляпы.Цвет рубах и штанов в Хортобади был  всегда синим(по утверждениями историков в  честь цвета венгерской кавалерии во времена борьбы за независимость от Австрии).Но в Бугаце традиционно цвет был белый,так что возможно,причины были иными(синий цвет в Хортобади олицетворял  отличие пастухов от простых селян).Кстати и пешим пастухам синий цвет одежды воспрещался,как  впрочем и езда верхом на лошадях.Чикоши носили мягкие сапоги без каблука,со швом сбоку(чизмат),а гуйяши-высокие с каблуками(бочкоры).И конечно стоит упомянуть красочный войлочный плащ-бурку(сюр),с рукавами,зашитыми или завязанными узлом,в которых хранился нехитрый скарб пастуха.Он был украшен аппликациями,вышивкой ,имел медную  застежку,цвет у чикошей только белый,у гуйяшей мог быть и  черный.Вооружениие наездника-это его кнут(оштор) длиной около 3  м,которым они умели оглушительно  щелкать и увесистая дубинка со свинцовым наконечником,с кожаной петлей на рукояти-грозное оружие против волков,конокрадов да и на поединках лихих молодцов в степи.Интересны седла конных пастухов.Если гуйяши ездили на обычных ленчиковых седлах с подпругой (патрац),то чикоши использовали небольшие седла-попоны со стременами ,но без подпруги(прикш).Это для безопастности в случае падения на скаку всадника или лошади в степи,где полно нор сурков.Правда сесть в такое седло  было крайне затруднительно для кого-либо постороннего.Да и езда  требовала особого умения.Амуницию всадника завершали украшенные пряжками и кожаными розетками уздечки и недоуздки  и длинные арканы,свернутые кольцом и надетые на шею коня.
  Как жили,работали и чем  питались венгерские наездники в следующей главе.


Рецензии