Голос из прошлого века
В такую жару даже молодой человек себя чувствует не в лучшей форме, а что тогда говорить о человеке преклонных лет.
Постучался я в окошко и после недолгого ожидания из-за дверей услышал обычный вопрос: кто там?
Но каким голосом был произнесён этот вопрос! Было такое ощущение, что этот голос донёсся из прошлого века. Чувствовалось, что между нами не дверь, а очень большой отрезок времени.
Проведя меня в дом, Галина Петровна сразу предупредила, что из-за слабого здоровья долго говорить не сможет, от силы пятнадцать минут.
Свой рассказ Галина Колоскова начала ещё с далёких 20-х годов.
Покушение на Ленина
– В 21-м году нас в семье было пять человек, мать уже умерла, – вспоминает Галина Колоскова. – Отец нас увёз на север – спасал от голода. В то смутное время были повсюду гонения, люди бросали дома, ехали кто куда мог. А с теми, у кого было большое хозяйство и кто не желал делиться с новой властью, – долго не церемонились: увозили в неизвестном направлении. Если кто и возвращался назад, то его уже было невозможно узнать. По дороге, в Курске, мы и услышали, что на Ленина покушались. Волнение среди людей было большое!..
Возвращение домой
– Назад возвращались на скрипящих телегах, по пыльным степным дорогам. Приехали в Астраханку, её уже было трудно узнать – вокруг царили хаос, разруха и нищета. В то тревожное время люди не знали чего ждать от завтрашнего дня: просыпаясь утром, крестьянин в первую очередь задавался вопросом, портрет какой власти вешать ему сегодня на стену.
Удивлялись, что дом наш не только уцелел, но и внутри всё осталось в том же виде, каким мы всё и оставили: нетронутая постель, сохранился под обгоревшей старой иконой огарок от свечи. Казалось, что даже запах от лампы ещё витал в доме, не выветрился временем. Меня это настолько тогда потрясло...
Война
– Началась Великая Отечественная война. После общей мобилизации в Астраханке остались одни только дети и старики. Помню, как немцы вошли в село: въехали на мотоциклах, танках, как к себе домой. Да, собственно, так оно и было тогда. Не помню, чтобы особенно безобразничали, но вот дисциплина у них была жёсткой, даже за незначительное воровство расстреливали. Жило у меня много немцев, но надолго не задерживались. У меня ведь уже было две дочери и с сыном ходила в положении. Поэтому немцы старались быстро выехать: видимо, побаивались, что на них может упасть подозрение. У них это руководством не поощрялось.
Даже сейчас очень хорошо помню холёное лицо немецкого коменданта, который по несколько раз на день объезжал на своей тачанке село. Осматривал свои владения.
… Когда наши пришли, это был незабываемый момент: исхудалые, истощённые лошади с трудом тянули разбитые военным временем телеги. Было много раненых. Шли уставшие, все в дорожной пыли красноармейцы. При виде такой картины, как-то и не верилось, что наши лидируют в войне.
В 44-м году Галина получила похоронку на мужа, из которой узнала, что он до этого ещё побывал в плену. После войны Галина до самой пенсии работала в колхозе, дояркой. Вырастила сама троих детей, дала им образование.
«Главным советником была совесть»
Все главные события мой жизни прошли здесь, в Астраханке, – рассказывает Галина Петровна. – Было всё – горе и радость. За свою жизнь я многое видела. И то, что сейчас происходит у нас, совсем не укладывается в моём сознании. Не скажу, что в настоящее время стало хуже или лучше, чем раньше. Просто я перестала вообще что-то понимать. Телевизор не смотрю, не знаю украинский язык. Но одно скажу, что раньше такие понятия, как нравственность и мораль, были намного выше, чем сейчас. А главным советником у людей была их совесть.
На этом и закончила свой рассказ Галина Петровна. После общения с этой женщиной, рождённой при царе, пережившей пять поколений, понимаешь, что таких людей осталось очень мало, отчего рассказ её становится ещё ценней.
Статья написана 6 сентября 2007 года
Запорожская область, Мелитопольский район, село Астраханка
Свидетельство о публикации №225012500507