Кира Грозная. Сцена и закулисье великой мистерии

Предисловие Киры Грозной к сборнику рассказов Вячеслава Власова
«Пять историй о Рихарде Вагнере»


Книга Вячеслава Власова – своеобразный, уникальный литературный труд, в котором мемуаристика, опирающаяся на архивные данные и исторические факты, изложена так изящно-художественно, что иначе как «рассказами» эти произведения, героями которых являются исторические личности, не назовёшь. В чем отличительная особенность художественного слова? Не только в том, что художник выдумывает и создает свой собственный мир, а скорее в том, что его герои выписаны так живо и узнаваемо, с такими характерными чертами и особенностями, что читателю начинает казаться: он давно знаком с персонажами, жил среди них, влюблялся, дружил и разочаровывался, расставался навсегда и обретал их вновь после долгой разлуки. При этом, не отдавая себе отчёта, писатель наделяет своих героев чертами личности, о которых он вряд узнал из архивов, хрестоматии, всемирной истории или всезнающей Википедии. Писатель оживляет, одухотворяет носителей известных имен, когда-то живших, ставших историческими фигурами, порой легендарными. 

Книга Вячеслава Власова содержит три художественных рассказа и два документальных очерка (впрочем, тоже написанных весьма художественно). Все его герои – великий композитор Рихард Вагнер, его любимые женщины, строгие, критичные и вечно сомневающиеся цензоры, решающие судьбу его постановок в России – сложные и симпатичные персонажи, которые быстро становятся дороги читателям. Мы переживаем за них, чувствуем их боль и радость, желаем, чтобы судьба была к ним справедлива, – и Рихард Вагнер был счастлив и обеспечен при жизни, чтобы не складывались так трудно его молодые годы – и чтобы жили всегда его неповторимые, непостижимые по сей день музыкальные творения.

Автор книги страстно любит Вагнера. Эта любовь сквозит в описаниях и внешности композитора, и его быта, и сложной, непредсказуемой Минны, и любящей, преданной Козимы, и русского друга Павла Жуковского, и сильных мира сего, распоряжающихся судьбами хрупких с виду, но несгибаемых творцов, и видов Венеции, будто бы скорбящей о том, что уход гения так близок и неизбежен... Рихард Вагнер, полагает Власов, всегда осознавал свое величие, его гений был бесспорен. Но ему потребовалось много сил и лет, чтобы подняться на самую вершину Олимпа, стать признанным, обрести себя, увидев отражение своего величия в восторженных глазах ценителей настоящей классической музыки.

Начало этого пути мы наблюдаем в рассказе «Воссоединение на берегах Даугавы», где встречаем молодого дирижёра, в облике которого уже угадываются черты признанного в будущем композитора. В Кёнигсберге начинается его непростая семейная жизнь с Минной, «его беснующейся богиней Фрикой» из «Кольца нибелунга», там он терпит лишения, работает запасным дирижером в ожидании должности капельмейстера театра… Но, пусть брак с Минной и нельзя назвать счастливым (частые ссоры, побег жены, расставания на долгие годы), именно он побуждает Вагнера к созданию самых его великих творений. Затем мы становимся свидетелями встреч и диалогов творца с Великой княгиней Еленой Павловной, от которой зависит постановка его опер в Санкт-Петербурге; будучи умной и тонкой дамой, ценительницей искусства, Великая княгиня тем не менее не поддерживает композитора (рассказ «Рихард Вагнер и Великая княгиня Елена Павловна»). А ведь премьера «Кольца нибелунга» могла состояться в России! Читая «Закат в Венеции», мы невольно проникаемся печалью и скорбью: Вагнер уже обрел своё величие, создав величайшие в жизни мистерии, и по-прежнему полон творческих сил… однако судьба его трагична, а здоровье подорвано. Друг дома, художник Павел Жуковский, в этот период становится поддержкой и доверенным лицом Вагнера. И рядом с ним верная жена Козима, дочь композитора Ференца Листа, и их чудесные дети…

Проследив жизненный путь Вагнера – вначале безвестного молодого таланта, прозябающего в Риге и стремящегося прорваться на главные мировые сцены, к признанию и массовому зрителю, а затем знаменитого композитора, тихо догорающего в Венеции, – мы узнаём из четвертого произведения о дальнейшей судьбе его творческого наследия, вернее, о том, как его произведения стали доступны российской аудитории. В рассказе «Закулисье первого “Кольца нибелунга” в России в 1889 году» автор рассказывает о подоплеке первой постановки знаменитой оперы. Не все складывается в пользу «Нибелунгов» – например, П. И. Чайковский, увидевший пьесу в Байройте, так охарактеризовал оперу: «Страшная тягомотина, доводящая до полного изнеможения» (и это не наихудший отзыв!). Лишь через шесть лет после смерти композитора Петербург увидел все четыре части тетралогии – и принял с восторгом!

И, наконец, пятое и наиболее сложное произведение сборника – «Сколько времени занимает отмена “культуры отмены”?» – о бойкоте произведений Вагнера из-за Первой Мировой войны и немецкого происхождения композитора. Имеет ли смысл «отменять», убирая со сцен, из картинных галерей и с книжных полок, великие шедевры из-за национальности их творцов? Могут ли настоящие художественные шедевры носить идеологическую и политическую окраску? Наконец, во что обойдётся подобная «отмена» культурному человечеству? Такими вопросами задаётся автор, призывая поразмыслить об этом наших современников. Ответ находится быстро – вернее, его подсказывает каждый подобный случай: «отмены» кратковременны, шедевры – вечны.

Первые публикации «вагнерианы» Вячеслава Власова состоялись в журнале «Аврора», и по сей день публикуются новые главы повестей, сюжеты которых строятся вокруг Вагнера, его творчества и высокопоставленных лиц, которым выпала роль так или иначе распоряжаться музыкальным наследием Гения. Ну, а книга, безусловно, обретет своих читателей и поклонников.


Кира Грозная,

главный редактор журнала «Аврора»,
член Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области журналистики и литературной премии им Н. В. Гоголя


Рецензии