Копаем глубже?! Часть2

 
Итак, в ближайшие годы на планете необходимо будет построить СОТНИ новых  атомных реакторов. И кто этим займётся? А кроме «Росатома»  некому. Если Франция объёмы ещё потянет, то их устаревшие реакторы просто никому не нужны.  Китай замкнулся на себя. Ещё и «Росатом» активно строит в Поднебесной. Россия же может увеличить  строительство реакторов как минимум на порядок. Говоря о мировых достижениях, мы немного погорячились, потому что никаких «мировых» просто нет. А есть Россия в лице «Росатома», оторвавшаяся в технологической гонке если и не навсегда, то надолго.
 
В год, когда немцы окончательно решили остановить последний реактор - если не сбрасывать со счетов что в Третьем Рейхе на развитие оккультных программ ввалили ресурсов больше, чем на Атомный проект, то удивляться нечему: мастерство  не пропьёшь! -правительство РФ утвердило проект «Прорыв».
Программа, рассчитанная до 2030 года, предусматривает строительство новых атомных станций и внедрение технологии замыкания ядерного топливного цикла (ЗЯТЦ) на основе быстрых реакторов.  Если  объяснить суть вопроса вкратце: количество сырья для атомных станций увеличивается В СОТНИ РАЗ и теперь его хватит не на ближайшие пятьдесят лет, а на МНОГИЕ ТЫСЯЧИ лет. И это при том, что речь идёт не о термоядерной, а о ядерной энергетике!    Вот вам две новости на диссонансе, для кого-то и когнитивном. На фоне побитых градом техасских «панелек»  в городе  Северске  Томской области стартовал уникальный проект по монтажу первой на планете реакторной установки нового поколения БРЕСТ-ОД-300.
БРЕСТ - Быстрый Реактор Естественной безопасности со Свинцовым Теплоносителем  — российский проект реакторов   на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем, двухконтурной схемой отвода тепла к турбине и использованием перегретого пара. Проект реализуется в виде строительства   комплекса, состоящего из заводов переработки ОЯТ - отработавшего ядерного топлива - и фабрикации топлива в замкнутом топливном цикле, и экспериментального реактора БРЕСТ-ОД-300.
 

Пока Запад пытается подсадить на «зеленую» энергетику   всех и вся, Россия идет своим путем и чихать она хотела на лидерство западных стран в сфере альтернативной энергетики. Не стыдно перечислить и достижения:
  Россия единственная страна в мире, обладающая не только технологиями строительства АЭС, но и производства ядерного топлива, утилизации отходов, производства изотопов, строительства исследовательских реакторов десятка видов.  Кроме нас ни у кого нет  технологий замкнутого цикла, и строительства промышленных реакторов на быстрых нейтронах.
Это:
Атомные реакторы на быстрых нейтронах БН-600 и БН-800;
Экспериментальный комплекс замкнутого ядерного цикла с реактором "БРЕСТ-300" (проект "Прорыв");
Первый в мире прототип гибридного термоядерного реактора "Т-15МД".
Космический аппарат с ядерным реактором на борту, способным работать в глубоком космосе (проект «Нуклон»).


  Но, как известно,      каждый кулик своё болото хвалит. Например, крутизна немецких танков «Леопард» и американских «Абрамс» не подвергалась сомнению, пока на этой бронетехнике  охотились за погонщиками верблюдов, то  есть «пацанами в пододеяльниках». Да вот только «как увидел молодца и сам овца».
Отметим, Коллективный Запад, а это и Япония с Ю. Кореей и Австралией, плевать на географию, составляет лишь 12% населения планеты, а его доля в экономике скукоживается  как  шагреневая кожа. И «Росатому» абсолютно  «равнобедренно», «фиолетово» и вообще «по барабану», в какой точке планеты строить свои ядерные объекты. Любой каприз за ваши деньги!
Буквально на днях президент России  заявил:
«Российская инженерная школа по строительству и обслуживанию атомных энергетических объектов не просто сильна, а практически не имеет конкурентов на мировом уровне…
…В настоящее время специалисты госкорпорации «Росатом» одновременно строят за рубежом 22 энергоблока атомных электростанций, что составляет около 80% мирового рынка».
Да, господа хорошие, да и нехорошие заодно, население России даже с возвращёнными территориями составляет менее двух процентов от мирового. А 80% мирового атомного рынка наши! Поясню. Все страны мира, а это и Китай, и Ю. Корея, пытаются строить реакторы за собственными пределами. Так вот на сегодня «Росатом» возводит на планете ДВАДЦАТЬ ДВА энергоблока, а весь остальной мир ПЯТЬ. Вот тебе и «рашка» пьяная на медведе задом наперёд с балалайкой…
 Россия первая в мире построила реактор нового поколения "3+" - ВВЭР-1200 Нововоронежской АЭС-  5 августа 2016 года. Были  применены даже "избыточные" меры безопасности, такие как усовершенствованная ловушка расплава, чтобы полностью исключить даже гипотетический чернобыльский сценарий.
Неотъемлемым вектором развития атомной энергетики в 21 веке является замыкание ядерного топливного цикла, а также разработка безопасных и коммерчески эффективных реакторов на быстрых нейтронах.
Достижения в области переработки ядерного топлива и производства целого семейства МОКС-топлива сегодня есть только у России.
Физическая реализация проекта по замыканию ядерного топливного цикла воплощается в жизнь только в России, проект "Прорыв". Проекты по радиационной деактивации конечного отработанного ядерного топлива   на практике исполняются только в России, благодаря непрекращающимся исследованиям и работе промышленных реакторов на быстрых нейтронах - "БН-600" и "БН-800".
Разработка нового поколения промышленных реакторов на быстрых нейтронах в наши дни идёт только в России, проект "БН-1200М".
На подобных реакторах  отрабатываются технологии и процессы уменьшения в ТРИСТА РАЗ конечной радиоактивности отработанного ядерного топлива путём выжигания самых опасных актиноидов.  Ранее это было опытным путем подтверждено в эксперименте на "БН-600", в котором радиоактивность ОЯТ падала в СОТНИ РАЗ.


 
 Российские  технологии позволяют снизить срок захоронения отработанных ядерных отходов с сегодняшних СТА  ТЫСЯЧ  лет до  СТА лет, то  есть в  тысячу раз,   всего до ста лет! А  это хоть и не «две большие», а всего лишь одна,  но колоссальная разница.  Уже в 2019 году российские исследования деактивации радиоактивности ядерных отходов были признаны экспертами МАГАТЭ. Для человека  ядерные отходы, которые ранее нужно было захоранивать на срок в 100 тысяч лет, становятся безвредными всего через 100 лет.
  Российский гибридный термоядерно – ядерный   реактор производит  огромный поток нейтронов. Энергии нейтронов, порождённых термоядерной реакцией дейтерия и трития,  достаточно, чтобы разделить ядро Урана-238 с выходом дополнительной энергии, или трансмутировать ядро атома Тория-232 в топливо для  АЭС с реакторами старых моделей – Уран-235.
Проще говоря, всё то, что топливом не являлось, а было радиоактивными отходами и головной болью экологов, превращается в источник энергии, сгорая дотла.
 Данная технология расширяет сырьевую базу ядерной энергетики в ДВЕСТИ – ТРИСТА раз. То есть, если Урана-235 хватит человечеству на пятьдесят лет, то образующегося в гибридных реакторах  сырья  на  десять тысяч лет при нынешнем уровне потребления энергии.  Напомним, вся письменная человеческая цивилизация, начиная от шумеров, существует всего пять тысяч лет.  Рискнём привести метафору. Сжигаемые в реакторах ЗЯТЦ  радиоактивные элементы превращаются в пепел, но после обработки потоком нейтронов в гибридных термоядерно – ядерных   реакторах они снова – а цикл, по сути, бесконечен – становятся топливом!  Как тут не задуматься  об алхимии? Но, чтобы оставаться в рамках материализма, лучше вспомним о роли катализаторов химических реакций, широко используемых во всех видах производственных процессов.
Итак, «окончательно измотанная и обескровленная на украинском фронте» Россия даёт  «Наш ответ Чемберлену». Впрочем, в свете рассматриваемых реалий  слоган можно и подкорректировать до «Ну, и как тебе такое, Илон Маск?!»


Замкнутый ядерный топливный цикл (ЗЯТЦ) по своим энергетическим характеристикам, в  соотношении удельного выхода полезной энергии к рабочей площади НЕ УСТУПАЕТ  ТЕРМОЯДЕРНОЙ энергетике на тритий-дейтериевом топливе. И в ближайшие десятилетия, обнулив углеводородную составляющую,   станет  реальной альтернативой  термоядерному синтезу  и  по экологическим требованиям, и по энергетическим параметрам.
По рентабельности  двухкомпонентная ядерная энергетика  на основе ЗЯТЦ    в  несколько раз  превосходит производство энергии на основе углеводородов. И у тех, кто оседлает новую технологическую волну, цена энергии будет в разы, если не на порядок ниже, чем у тех, кто вкладывается в ветряки, солнечные батареи и, уж тем   более, биотопливо.
В России же    ядерные энергоблоки, работающие по принципу ЗЯТЦ,    будут задействованы не только  для электро- и теплоснабжения.  Технологии производства,  как  водорода, так и  иных не менее перспективных видов синтетического топлива  для авиации, судоходства и других потребителей  уже отработаны и совершенствуются. Итак, в одной линии окопов мы видим растерявшийся Запад,  пришедший в ужас от им же открытого ящика Пандоры, ибо вылетающие оттуда санкции не спешат отделять грешных от праведных.
А в другой?
Но об этом в следующей главе.


Рецензии