О живописи. Часть 3
Он , будучи на пенсии, приходил в библиотеку санатория и на «общественных началах», то есть «из чистой любви к искусству», проводил беседы с отдыхающими «о классической живописи».
Признаюсь, что если бы он рассказывал о «искусстве современной живописи», то я бы не стал его слушателем и вот по какой причине:
Я, как зритель не воспринимаю мазню современных оп- арт, поп-арт «художников» с их «абстракционизмом», «сюрреализмом», «минимализмом», «модернизмом», «кубизмом», «символизмом», «инсталляциями» и прочими «примитивизмами».
Я, конечно, отдаю должное их исключительной изобретательности в поисках создания своей «бомбы» для зрителя», похожей на удачные
эксперименты их предшественников (П.Пикассо, Ж.Брак, П.Сезан, С Дали, Л.Попова, К. Малевич и др.), которые с успехом гуляют по престижным мировым аукционам с баснословными ценами за штуку. Но это к художественной ценности этих «произведений» не имеет никакого отношения.
Раскрученный галеристами бизнес, и не более.
Но финансовые пирамиды и карусели в так называемой «живописи» закончились ещё в прошлом веке, а новых не предвидеться. Ходить на их выставки , чтобы их пожалеть? Это уж без меня!
«Академия художеств» в СПб работает, там успешно обучают студентов ремеслу художника.
Как же дальше складывается творческий путь выпускников?
Это раньше, в советское время, выпускник сразу попадал на «священную корову» - в ряды борцов идеологического фронта, выполняющих политические задачи «руководящей и направляющей».
А именно:
Боевые призывы-плакаты на тему дня на улицах, острые карикатуры на идейных врагов в журналах, многочисленные портреты партийных «членов» на улицах в дни праздников, оформление стендов передовиков соцсоревнований на всех предприятиях и т.д и т.п.
И всё на высоком техническом уровне!
Особенно «упёртые» живописцы шли в искусствоведы и экскурсоводы, чтобы вовлекать «простой народ в культуру», придумывать и рассказывать байки «о муках творчества» своих, более успешных коллегах, сумевших пробиться в члены ССХ, или повторять сказки и легенды о работах «старых мастеров».
Обычная работа, весьма далёкая от искусства и творческих прорывов.
Истинное искусство у них проявляется лишь тогда, когда они со слезами на глазах рассказывают об «открытиях» примитивистов, или о филосовском содержании «чёрного квадрата» Малевича.
Если копнуть поглубже, в те времена, когда современное искусство только зарождалось ( Древняя Греция и Древний Рим), то окажется, что «живопись» совсем и не «искусство», а просто способ «украшение жилого помещения».
И ничего плохого в этом нет.
Красивый пейзаж или натюрморт радуют глаз, создают иллюзию близости к природе, действуют на зрителя успокаивающе .
И всё-таки, живопись искусство или «ширпотреб»?
По крайней мере, среди девяти Муз – покровительниц Искусствам, «Музы живописи» как не было в древности, так нет и сейчас.
Известные живописцы- мужчины прошлого за неимением «официальной Музы», делали «музами» своих жён, любовниц и подружек.
(Женщины вплоть до 19 века в это «таинство» категорически не допускались .С чего бы это?)
Я думаю, что живопись просто слишком утилитарна, чтобы быть «высоким искусством» наряду с поэзией, музыкой, пением, танцами и науками.
Своими работами художники просто украшали жилые дома, дворцы знати, музеи и храмы.
С ещё более древних времён сохранилась привычка людей украшать стены своих жилищ рисунками животных, растений и цветов.
В наше время- это модная среди молодёжи «хобби»,- раскраска заборов и стен домов причудливыми надписями и рисунками своих "кумиров",- «граффити».
Да, здесь тоже нужно знание техники рисунка и химию красок, нужна фантазия художника и практические навыки работы с различными материалами .
Но многим ли это «творчество» отличается от работы опытного квалифицированного маляра?
( Кстати, по- немецки художник так и называется- «Maler» или «Kunstmaler»).
При общении с моим новым знакомым мы нашли общие взгляды на живопись вообще, и на современную живопись в частности.
Видимо, этому способствовало то, что он после окончания Академии, где культивируется «классическая живопись», попал на работу в бригаду реставраторов.
А там совсем другой подход к художественным произведениям прошлого-сохранить или «открыть» их первоначальный вариант , зачастую погребённый под несколькими поздними слоями краски и грязи.
Здесь не «личное видение»автором объекта произведения, а творческий поиск и разгадка идеи его первоначального автора, чем-то напоминающий работу археолога.
На выставке картин местной художнице, что была организована в фойе клуба, он очень интересно и подробно рассказывал о каждой картине, отмечая своим «классическим» взглядом мелкие неточности технического плана.
Это было очень хорошим «показательным» уроком для нас, его слушателей, поскольку все мы оказались любителями «побаловаться красками» в свободное от домашних дел время.
Техническая революция нанесла жестокий удар по востребованности живописи и художников в человеческом обществе.
Сначала обычная чёрно- белая фотография достигла качества «искусства», затем цветная закрепила успех, и, наконец, цифровое фото
«убило» всё предыдущее способы воспроизведения и сохранения истории человеческой жизни, и необыкновенной красоты нашей замечательной планеты Земля.
Сделать натюрморт или пейзаж точнее и достоверней «цифры»,- невозможно!
Теперь живопись вернулась туда, где она и родилась,- в «гущу народа», став увлекательным и полезным творческим занятием для миллионов людей, заселивших огромные «человейники».
Именно им не хватает общения с природой, именно им хочется сохранить впечатления от летних пейзажей, вновь увидеть красоту цветов на своих дачах, чтобы затем , в городских квартирах вспоминать и любоваться ими в долгие зимние вечера, запечатлённые на своих пейзажах и натюрмортах.
Это ли не радость, не счастье вспомнить и пережить приятные эмоции ещё, и ещё раз ?
Вот это и есть то , что должно делать «настоящее искусство»!
Именно это отличает его от всего другого, придуманного и не настоящего
О. К.
Свидетельство о публикации №225012601562