Бог Вселенной - Ишвара
***
Третья четверть Атмана, называемая праджня,
отождествляется с третьей четвертью Вселенского Сознания, называемого Ишварой.
Ишвара всемогущ, и поэтому Он рассматривается как Источник и конец всего Творения.
Праджня является причинным состоянием Вселенной, как внешней, так и внутренней. Макрокосмически мы рассматриваем это сознание как Творца всей Вселенной,
в то время как микрокосмически то же самое сознание является
Творцом внутреннего мира дживы.
Это Сознание как причина всех вещей - также Господь над всем – *esha sarvesvarah*.
Эпитет sarvesvara, как и другое качество, sarvajna, всеведущий,
не может быть отнесен к дживе, потому что джива не господствует над всем (*sarvesvara*), и также не всеведущ (*sarvajna*).
Мандукья Упанишада, похоже, не делает ощутимого различия
между индивидуальным и космическим,
и она гармонизирует отношения между дживой и Ишварой.
Причинное условие дживы, а именно праджня,
рассматривается только как часть Космического Причинного Состояния Ишвары.
Согласно этой Упанишаде, есть только одна Реальность,
и различия, которые мы обычно делаем между Космическим и индивидуальным,
между Ишварой и дживой, разрешаются в более глубинном анализе Упанишады.
Все есть Бог, и только Бог; Ишвара везде,
И дживе нет места для существования отдельно от Бытия Ишвары.
Поэтому, когда вы описываете природу Бога, вы также описываете природу всего Творения,
включая его содержимое, вместе со всеми дживами.
Нам не нужно отдельно описывать каплю, когда мы описываем океан;
и поэтому здесь описывается океан, океан причинности, который обозначается как Ишвара,
из которого исходят Хираньягарбха и Вират.
*Esha sarvesvarah*:
Это Владыка всего; Владыка всех вещей; в высшей степени могущественный.
*Esha sarvajnah*:
Это Существо всезнающее, всеведущее.
Ничто не может быть скрыто от восприятия этого Существа.
Ишвара вездесущий, и поэтому Он также всеведущ; поэтому, также, Он всемогущ. Всепроникающее Присутствие Ишвары объясняет Его всезнание.
Джива не характеризуется этим знанием из-за того,
что она локализована в точках в пространстве,
из-за того, что разум дживы не способен двигаться вне своего собственного тела,
из-за того, что наши мысли ограничены нашими личностями.
Мы, как дживы, *aikadesika*, присутствуем только в одном месте,
в то время как Ишвара *sarvagata*, присутствует везде.
*Знание Ишвары* не является *познанием* объектов,
и никакое «познание» или «восприятие» не может рассматриваться как часть всеведения,
потому что объекты познания не обязательно попадают под контроль познающего.
Хотя мы познаем объекты снаружи, нельзя сказать, что мы имеем власть над ними, полностью. Мы видим весь мир своими глазами, но какую власть мы имеем над миром?
Наши знания не приносят нам силу, хотя часто говорят, что знание — это сила.
Знание — это сила, но не чувственное знание.
Это некое другое знание, в целом, которое можно приравнять к силе.
*Сарваджнатва* становится тождественной с *сарвашактиматвой*(знание-сила)
только при определенном условии, и не всегда.
Хотя мы можем обладать обширными знаниями в смысле обучения или информации,
нельзя сказать, что мы имеем власть над вещами или объектами этого типа знания.
В то время как знание дживы является чувственным, перцептивным и когнитивным,
знание Ишвары является интуитивным.
В то время как знание дживы не может быть отождествлено с существованием его объектов,
знание Ишвары тождественно существованию всего.
В то время как «сат» (бытие) и «чит» (знание) объединяются в Бытии Ишвары, они разделяются в случае дживы.
Вот причина, по которой джива не является ни сарваджной (всезнающим), ни сарвешварой (господином всего);
причина в том, что мир находится вне знания дживы,
хотя джива, кажется, имеет познание объектов с помощью процесса,
искусственно вызванного через отношение пространства и времени.
Знание Ишвары находится выше пространства и времени и не является реляционным.
Знание дживы относительно; знание Ишвары абсолютно.
Ишвара есмь, и Само Его Бытие есмь всё знание и сила,
в то время как бытие дживы не может быть приравнено к знанию и силе.
Существование дживы отделено от ее знания, а знание от силы,
в то время как всё это едино в случае Ишвары.
Таким образом, только Ишвару можно назвать *сарвешварой* и *сарваджной*;
и Мандукья Упанишада, описывая третью паду или фазу Атмана как причину всех вещей
и наделяя её эпитетами *сарвешвара* и *сарваджня*,
очевидно, ссылается на Вселенского Ишвару.
*Esha yonih sarvasya prabhavapyayau*:
Он – лоно всех вещей. Все вещи исходят от Него, как дерево исходит из семени.
Дерево может быть огромным в своей протяженности в пространстве;
тем не менее, все это скрыто в своей потенциальности в семени.
Будущая структура или форма и природа дерева уже определены содержанием семени.
Это не то, что что-то новое появляется, когда происходит прорастание семени.
Что бы ни было в семени, только это выходит в форме следствия, а именно, растения и дерева. Вселенная Самоопределена в том смысле, что она уже содержится
и полностью присутствует в Бытии Каузального Состояния, Ишваре.
Таким образом, в космическом смысле мы можем сказать, что всё всегда предопределено.
Никакие изменения не могут быть вызваны в космосе усилиями любого рода,
потому что все усилия являются деятельностью джив,
существование и функции которых контролируются семенем, а именно Ишварой,
от которого всё это исходит.
Всеведение включает в себя знание будущего, и если будущее будет неопределённым,
то не может быть такой вещи, как всеведение.
Мы не можем сказать, что будущее может быть изменено индивидуальными усилиями,
и так называемое изменение, которое мы пытаемся ввести в будущем, уже известно Ишваре,
и все наши усилия в будущем определяются Волей Ишвары.
Таким образом, хотя есть свобода выбора с точки зрения дживы,
это предопределённость с точки зрения Воли Ишвары.
В то время как мы, кажется, меняем общество, Бог уже знает изменения,
которые мы собираемся ввести, «почему» и «как» это сделать.
Таким образом, это космическая предопределённость, с точки зрения Ишвары,
но с точки зрения деятельности дживы, это, по-видимому,
«процесс изменения с неопределённым будущим».
Бог, Ишвара, поэтому, Всемогущ, Всезнающ, семя всех вещей, начало и конец всего.
*Prabhavapyayau hi bhutanam*:
Всё исходит из Него, и всё возвращается к Нему, и всё также поддерживается в Его Бытии.
Наши движения не могут вывести нас за пределы Тела Ишвары.
Даже если мы путешествуем миллионы миль в далёком космосе, к звёздам,
мы находимся внутри Тела Ишвары. Мы не можем выйти за его пределы.
Пусть наши мысли, пусть душа летит в выси эмпиреев или спускается в нижние области,
это находится в пределах знания Ишвары и содержится в Бытии Ишвары.
Какова бы ни была свобода воздушного змея летать в небесах,
пока он привязан верёвкой к колышку на земле, его движения ограничены.
Наша свобода, похоже, находится в радиусе действия нашей *прарабдха-кармы*,
и мы не можем выйти за пределы этого.
У нас есть свобода, но ограниченная свобода, а не абсолютная свобода.
Это свобода, которую мать даёт своему ребенку.
У ребенка есть свобода, но в некоторых пределах;
за пределами этого мать не будет делать никаких попущений.
Ишвара даёт нам свободу в том смысле, что у нас есть способность понимать, рассуждать
и судить ситуации, но все эти суждения определяются законом Ишвары,
и мы не можем отменить этот закон; мы должны соблюдать этот закон.
И если наш эгоизм действует так, чтобы нарушить этот закон Ишвары,
то возникает реакция, и эта реакция - то, что называется законом кармы.
Связывающая карма - это не что иное, как следствие нарушения закона Ишвары,
и следование Его Воле – бескорыстная карма. Это карма-йога.
Когда мы соблюдаем Его Волю, следуем Его закону, а затем действуем, мы совершаем карма-йогу. Но когда мы нарушаем Его Волю и действуем в соответствии с велением эго,
мы совершаем связывающую карму.
Ишвара, следовательно, есть всё, приход и уход всех вещей, всех существ.
Такова слава, великолепие и величие Бога, Ишвары,
чьи неотъемлемые части, органические члены, являются дживами,
а также все вещи и сущности, одушевленные или неодушевленные.
Различие живых и неживых существ, неорганического и органического,
не проводится в сфере Бытия Ишвары. Для Него всё это - Сознание.
Для Ишвары нет *джадатвы*, или мёртвой материи, потому что это Его Бытие.
Он пронизывает все вещи; Он - *антарьямин*.
Это Причинное Состояние Вселенной,
которому соответствует причинный опыт дживы, называемый праджня.
Индивидуальное причинное состояние - праджня;
Универсальное Причинное Состояние - Ишвара.
Индивидуальное тонкое состояние - тайджаса;
Космическое Тонкое Состояние - Хираньягарбха.
Индивидуальное грубое состояние - Вишва;
Космическое Грубое Состояние - Вайшванара, или Вират.
Ишвара часто понимается как Всецелое Бытие,
в котором объединены все космические состояния.
Свидетельство о публикации №225012601801