Рецензия на стихотворение Фёдора Тютчева Чародейко

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Вдохновленная строками Фёдора Тютчева, я решила написать рецензию на это стихотворение. Оно прекрасно как ослепительная белизна снегов под солнцем. Оно нежно как пуховый платок из снега на ветках, чуть тронешь их и осыпаются снежинки словно серебряные драгоценности. Оно таинственно как волшебный взмах Зимушки-зимы, будто её движение во царило время года.

Описание зимнего леса по истине сказочное! Такие строки мало кого оставляют равнодушным, ведь использованные метафоры, эпитеты, сравнения — чувственны и образ рисует читатель. Великие поэты как Федор Тютчев умеют не только свой талант показать обществу, но и сделать из читателя художника! Это особый дар, который дан человеку — вдохновлять!

А теперь посмотрим «...под снежной бахромою...» глубинный смысл этого произведения. Золотой век русской литературы — век расцвета литературы. Множество великих поэтов, писателей нам подарил XIX век, которые своим творчеством обогатили потенциал человечества.

В стихотворении лес словно литература - «Чудной жизнью он блестит», «Сном волшебным очарован», «Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой». И нет совсем противоречий в этих строках, мы учим стихотворения со школьной скамьи, читаем уже во взрослом возрасте, воспринимая их в соответствии со своим опытом, смотрим фильмы, снятые по значимым произведениям, которые нам рассказывают о добре и зле, правде и лжи.

Но есть в этом стихотворении и другие строки - «Неподвижною, немою», «Не мертвец и не живой», « Весь опутан, весь окован», «В нем ничто не затрепещет». Откуда они, о чём? Мы знаем XIX век — это государство крепостнического уклада, знаем чем могло грозить писателю или поэту свободомыслие политическое, религиозное, новаторское. Русская литература — величественна, поэты и писатели слышат Вселенную настолько, что связь в их строках тесно переплетается между собой. Но в стихотворении эта связь перерастает в оковы, в путаницу.

Идеальное сочетание в творческом человеке религии, таланта и стремления — это Золотой век русской литературы.

А парадокс русской мысли: Золотой век — интеллигенция ограничена канонами, которые нельзя оспаривать, Серебряный век — отказ от религии, но творцы мысли не могут не слышать Вселенную. Слишком придирчивые поэты и писатели? Нет! Творить на благо общества, соединять Высшее сознание с человечеством — мне кажется это не запредельные капризы. А с другой стороны так кого подчинить или ограничить, если это обогащает и облагораживает наш мир?


Художник картины "Зимний лес" Пятин Олег


Рецензии