Прости, Саша, мы не хотели

Сегодня в музее «Дача певицы В.В. Барсовой» прошла обычная презентация поэтического сборника Александра Гаврилина «Ребро Адама» с необычной заявкой: «Творческий вечер врача-поэта, кандидата медицинских наук».

Интригу, заложенную в названии сборника («Ребро Адама») усиливает графическое оформление обложки и подзаголовок «Пряные письмена пяти платоновых пространств». Ожидание потенциальных читателей, которых едва вместила гостиная «Дачи…», усилило талантливое и лаконичное вступительное слово Светланы Поволоцкой. Мы, во всяком случае я, приготовились слушать поэтическую расшифровку геометрических многоугольников в собственной системе... костей (скелете). Потом оказалось, что после душевного, с глубоким погружением в тему, представления автора и его детища Светланой Борисовной, можно было со спокойной совестью собрать манатки и расходиться по домам, пляжам или куда еще.

Следующие выступающие (главный редактор издательства «Алетейя», председатель Содружества писателей Сочи и др.) не продолжили благодатную линию, проложенную С.Б. Поволоцкой. Говорили о чем угодно, но только не об авторе и содержании его книги. Да, спохватившись, они бросали по паре хвалебных эпитетов автору, пятым колесом переваливающегося с боку набок на лобном месте. И только. Я так и не дождался момента, когда наконец услышу: в чем гениальность и новаторство поэта-врача? Правда, сам автор «Ребра Адама» прочитал краткую лекцию о всяких там «-эдрах» («платоновых телах»), заключённых в скелете человеческом (или скелет в них?). Но в прозе! Решиться анатомию переложить на стихи, да еще с какой-то математикой! Грешным делом, я вспомнил некоторых поэтов, которые специализировались на темах «народнохозяйственных». Например, поэта-ландшафтника Жака Делиля с его поэмой «Сады»:

«…О, как бы я хотел, чтоб вся моя страна
В Эдем, в единый сад была превращена!
Но вот что надо знать любому садоводу:
Есть два лишь способа преображать природу:
Один рассчитанностью линий покорять,
Другой – нежданными картинами пленять.
Но – надо выбирать: они несовместимы.
Тому попробуем примеры привести мы.
Один являет нам симметрии закон.
Изделия искусств в сады приносит он.
Повсюду разместив то вазы, то скульптуры,
Из геометрии взяв строгие фигуры,
Деревья превратит в цилиндры и кубы,
В каналы – ручейки. Все у него – рабы.
Он – деспот, властелин, надменный и блестящий.
Другой все сохранит: луга, овраги, чащи,
Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
Считая госпожой естественность одну.
Что ж, может быть, они по-своему и правы,
Ленотр и Кент равно заслуживают славы.
Кент мудрецам открыл красу лесов, полей,
Ленотр свои сады сажал для королей, –
А жизни королей торжественность пристала,
И должно, чтобы в ней все роскошью блистало:
Чтоб в подданных восторг и верность укреплять,
Сияньем золота их надо ослеплять…»
и т.д.

Нечто подобное ожидал после восторженного представления сборника Светланой Поволоцкой. Но, увы, либо ничего похожего не было, либо нам не прочитали. А книгу я видел только издалека.

Во втором часу «презентации» (самолюбования восторженных спикеров), наконец, на сцену вышла поэт Людмила Соловьева, которая, судя по всему, перед тем почитала сборник. Дальше сам автор пытался прочитать/прокричать (перекричать музыку) что-то из, но опять где «анатомическая поэзия», дополненная/усиленная скульптурными композициями Акопа Халафяна?

Признаться, мне было обидно за собрата, из которого сделали «пятое колесо». Почему нельзя было ведение вечера передать в руки Светланы Борисовны, которая вряд ли допустила бы эти бесконечные лирические, больше нелирические, отступления и от автора, и от представляемой книги? Тут же камень бросаю и в собственный огород. Почему? Проку от нашего многолетнего опыта «креативщиков» от литературы, наших многокилометровых регалий, членства и председательства в творческих союзах и содружествах, если не можем помочь своему собрату устроить эффектную и эффективную презентацию книги? Вместо этого надуваем щеки, занимаемся саморекламой там, где рекламировать надо ОДНОГО!, ради которого мы заняли помещение, приманили наполнителей зала, ожидания которых обманули? Почему мы хотя бы не заведем традицию заранее дарить новоиспеченные книги двум-трем компетентным коллегам, которые хотя бы накидают штрихи к портрету автора с его детищем? Если этого нет, значит, читатель должен хоть какое-то представление получить от автора и издателя, редактора во время ПРЕЗЕНТАЦИИ!

Почему я такой злой? Вышеизложенное, к сожалению, у нас в Сочи правило, а не исключение. Глядя на Александра Сгадова, который тоже сидел в гостиной, у которого тоже была почти похожая (стиль выступлений приглашенных и добровольных спикеров) презентация. Первый выступающий на презентации третьего тома его книги тоже «коротенько, минут на сорок» отвлекся на рассказ о сборнике, который не имел никакого отношения к Сгадову!

В общем, прости, Саша!


Рецензии