Коллективная фольклористика

Интересной и многогранной  областью для исследования является "поиск себя в  мифологии".

Изучение базовых мифологических  образов того или иного пантеона Богов несколько лет назад для меня это было довольно странным и непонятным увлечением.

Потому как внутри меня бесконечно всплывала фраза из Библии:

"Что вы ищете живого среди мёртвых?» Евангелия от Луки (24:5)

Я действительно не понимала и не понимаю почему специалисты на страницах интернета советуют проводить параллели между своей личной жизнью и вымершими  цивилизациями людей из других континентов, которые учились выживать в других климатических условиях.

Возможно эта тема касается выбора, выстраивать  личную связь с тем или иным мифом, жить программой его прожитой и канувшей в летопись жизнью или попытаться включить процесс собственного мышления для создания своего пути.

По заданному сочетанию признаков у меня возникли ассоциации связанные со сценой Гамлета, который смотрел на череп и произносил свой знаменитый монолог: «Бедный Йорик! Я знал его, Горацио…»

Напомню, персонаж пьесы Йорик был  королевским скоморохом и шутом, череп которого был вырыт могильщиком в 1 сцене 5 акта пьесы.

Фраза Гамлета «To be or not to be, that's the question..» написана английским писателем Уильямом Шекспиром (1564-1616), которая в переводе на русский переводится как  «быть или не быть, вот в чём вопрос...»

Рассуждения персонажа о глубинных понятиях в руках с черепом, как с символом "Смерти"
передаёт его одержимость  выбором между  понятиями:
"БЫТЬ" ли ЖИЗНИ или СМЕРТИ или соответственно "НЕ  БЫТЬ"

"Мертвые молчат" и только живые наделяют их способностью "говорить" в своем воображении интерпретируя те или иные мыслеобразы.

Совсем недавно мне в интернете попалась статья, в которой  выражались сомнения в авторстве Шекспира, аргументы были связаны с его происхождением,  жизнью и гениальным наследием писателя.

В результате появилось мнение что многочисленный запас слов великого драматурга является коллективным произведением нескольких талантливых людей того времени.

И снова перед читателем становится вопрос выбора.

Чему и кому верить каждый современный человек решает сам, возможно в этом и есть суть выбора и развития самостоятельного мышления, особенно когда нет очевидного или однозначного ответа.

Когда "УМ" человека не находит быстрого  ответа на поставленный вопрос активируется поиск в архивах памяти нужной информации, запускается "процесс забега"  по внутренним убеждениям и представлениям, с постепенным нарастанием   стресса.

Страданием перфекциониста является его стремление быть "стандартным, правильным и идеальным", а  иначе его существование становится бессмысленным.

Слово "идеальный и совершенный" на английском языке - "perfect"
на греческом языке -  ";;;;;;;;" [moch;mant]
на латинском языке Machometus

Перевод с греческого языка на латынь ничего не меняет, как и наоборот.

Однако если перевести каждое из слов на русский язык получится "Мухаммад".

Считается что в 630 году человек по имени Мухаммед захватил Мекку и снёс всех идолов у Каабы, ставшей с тех пор главной мусульманской святыней.

Через поисковик интернет мне выдает данные что "Мухаммед (657-632) арабский религиозный и политический деятель, основатель ислама, первой мусульманской общины (уммы) и мусульманского государства.

Археологи Иегуда Нево и Джудит Корен в 2003 году выпустили книгу "Перекресток ислама: истоки арабской религии и арабского государства", в которой подвергают сомнению мифичность Мухаммеда, считая что ислам создан на основе иудео-христианской традиции, связанного с именем  Моисей.

В писании "Евангелие от Матфея" датируемом  636 г., поверх  написанного текста написано завоевании Сирии:

"В январе... многие деревни были разорены [арабами] Мухаммеда, и многие люди были убиты и [взяты] в плен из Галилеи до Бет..."

Бум любителей старины и археологических раскопок начался в середине XIX века, когда западные исследовательские общества стали отправлять экспедиции на Ближний Восток и Среднюю Азию, чтобы изучить эти земли с целью найти подтверждение библейским повествованиям.

Возможно из-за  дороговизны или дефицита новых материалов в эпоху Средневековья  мыслители действительно повторно использовали поверхность для письма.

Хотя возможно и другое, люди в древности вполне могли считать новую информацию намного ценнее устаревшей.

Подобные рукописи называются
пергаменты - палимпсесты, на Руси они назывались «вощечки».

Их исследуют современными методами ультрафиолета и цифровой реставрации мультиспектральной съёмки, которые позволяет получить более углубленную информацию.

Неуверенность в истинности и подлинности  чего-либо, а также отсутствие твёрдой веры в артефакты "кого-либо или что-либо" по вполне естественным причинам вызывает сомнения.

Возможно подобные сомнения происходят от  навязывания "идеала" которому невозможно соответствовать в современном обществе, но к которому зачем то всем "нужно" стремиться вызывает у нас бесконечные вопросы и стимулирует  поиск "истины".

А возможно это внутренняя борьба с собственным «Я» или противоречия, которые возникают на стыке созревания мышления.

Учёные сходятся во мнении что большинство внутренних конфликтов, сомнений и споров тянутся за нами шлейфом  с рождения, когда "программа оплодотворения" реализовалась через "победу  отцовских клеток в соперничестве" за статус стать "новым организмом".

Клетки растут с каждым днём, формируя органы человеческого тела в материнской утробе, до тех пор пока на  определенном этапе не проявятся мужские или женские половые признаки и в конечном итоге "плод" станет новорожденным  ребёнком в родительской системе.

Однако мы все уже родились и существуем, если имеем возможность писать и читать написанное, что же тогда внутри нас запускает конфликты?

Существует мнение что "внутренняя сущность" человека испытывает потребность выражения в какой либо конкретной форме для раскрытия потенциала через всевозможные виды творчества.

Хотя сама суть выражения связана с процессом мышления в пространстве воображения, когда в мыслительном  потоке происходит смешивание мыслей с фантазией и на поверхности появляется привлекательная идея для создания и выражения тем или иным способом:
- через рукотворный (всё что создают наши руки в бытовой жизни, включая творчество: приготовление пищи, лепка, письменность, рисунок, шитье и т.д)
- через словесный (распространение голоса, пение, выступление и т.д.)
- через телесный (движение в танце, спорт, мимику, жестикуляции и т.д.)
- смешанные (когда всё и сразу)

Мы как наблюдатели всевозможных человеческих талантов и увлечений других людей привычно называем их "кто-то":

- "кто-то" самовыражается через письменность, пишет истории в блогах, печатных изданиях и т д.

- "кто-то" рассказывает сюжеты в картинах, театрах,  мультфильмах, видео- роликах и т.д.

- "кто-то" создаёт персонажей для историй и сюжетов произведений в скульптурах, иконах и т д.

- "кто-то" формирует модели мышления и поведения тех или иных историй,  которые вызывают у читателя или смотрителя сильное впечатление и глубокие чувства.

Возможно этот "кто-то" и есть "внутренняя сущность" человека, которая проявляется шедеврами своего творчества заставляя нас  восхищаться и вдохновляться оставляя глубокие отпечатки в нашей памяти, а также завидовать и сомневаться в подлинности "чьей-то" гениальности.

И снова мы коснулись возникающих противоречий между людьми и внутри себя.

О наличии ДВУХ внутренних "Я" видимо догадывались в древности, отсюда появление образа двуликого бога Януса, который смотрит в разные стороны порождая внутренний конфликт противоречий и борьбу с самим собой.

Существует множество объяснений этому феномену в нашей психике, в моем понимании этот конфликт возникает тогда, когда мы узнаем новые факты о существующей реальности.

И по вполне понятным причинам внутри нас происходят возмущения, мы переживаем эмоциональные бури, выплёскивая своё недовольство примерно так:

"Как же так всю жизнь меня учили что это выглядит вот так, а на самом деле этак?"

Возможны и другие конфликты, когда происходит момент выбора между желаниями, решениями, целями, ценностями, верой и т.д.

Английское слово folk-lore переводится как "народная мудрость", т.е. когда живые люди передавали из "уст в уста" друг другу информацию о том что с ними произошло.

Например,

" Я, бывало, хранила в памяти не мало старинных былей, небылиц про злых духов и про девиц"

Эта фраза принадлежит персонажу "няни" из произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837) "Евгений Онегин".

Быль – это рассказ о реально происходившем событии, а не быль является вымыслом автора.

Всем живым людям в течении жизни снятся сны, которые заставляют переживать всевозможные сюжеты,  наблюдать неизвестных персонажей и участвовать в сомнительных историях.

С точки зрения науки во время сна  происходит саморегуляция организма через обработку всевозможной информации и  впечатлений путем возбуждения нейронов для активации старых архивов, их высвобождения и дальнейшего очищения, однако однозначного ответа не существует.

Всё что можно объяснить при помощи разума принято называть рациональным мышлением,  разумом или логикой.

Противоположной стороной рациональности является иррациональное, то что находится за гранью научного понимания.

Латинское слово  "irrationalis" в перводе на русский язык означает "неразумный".

Понятие «иррациональное» ввёл немецкий философ, представитель идеализма,  создатель систематической теории диалектики Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831).

Рассуждая в своих трудах о рациональном как "о разумном", а   иррациональном как "неразумном":

"что разумно, то действительно и
и что действительно, то разумно",
он все же  цитирует библейское писание:  «буква убивает, а дух животворит»  (2Кор.;3:6:).

Как известно из букв состоит слово, а из слов фразы и выражения, которые "залипают в нашей памяти как истина".

Получается что вся алхимия мышления "животворение" происходит в голове человека до того как он произнесет первую букву - слог - слово или фразу.

Швейцарский психолог и психиатр, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875–1961) "иррациональное" относит к одной из функций человеческой психики, которая находится «за пределами разума» и проявляется в виде ощущений и интуиции.

Термин "логос" впервые ввел Гераклит, в современном эквиваленте  слово "Логос" является одновременно
понятием древнегреческой философии и  дословным переводом греческого ";;;;;" на русский язык как  "слово".

Ещё один популярный древнегреческий философ, писатель, историк и общественный деятель Плутарх подарил нам слово
«миф», упомянув его  в своем произведении «Об Исиде и Осирисе».

Плутарх воссоздавал образы выдающихся политических деятелей Греции и Рима в
«Сравнительных жизнеописаниях»,
а с началом эпохи Возрождения их популярность стала неотъемлемой частью  европейской культуры.

Миф "mythos" в  переводе с греческого языка означает легенда, это древнее народное творчество:
 сказы, сказание и рассказки в виде рисунков или письменности.

То что развлекало людей в отсутствие интернета и мобильной связи.

Для этого строили амфитеатры, где устраивали показательные выступления, со всевозможными сценами из жизни.

Персонажи фантастических сюжетов были боги, животные и люди, в виде легендарных героев.

Всё что современникам известно о далёком прошлом жизни людей является результатом кропотливой работы множества людей разных профессий и стран, увлечённых археологией, историей, философией, культурологией, социологией и т.д.

Возможно поэтому в современном обществе слово "миф" приобрело несколько иное значение и выражается через слово "мифология", которое  произошло от слияния двух древнегреческих слов «mythos» ;;;;; (миф) и «logos» (слово).

Я долгое время не понимала почему у меня возникла  "претензия"
к слову "мифология", когда разобралась, поняла -  она имеет окончание "логия", а значит претендует на научную дисциплину:
- биология
- стоматология
- археология,
- геология,
- гидрология,
- зоология,
- культурология,
- метрология,
- нанотехнология,
- политология,
- психология,
- социология,
- филология

Когда восполнила пробелы в своих знаниях, выяснилось что "мифология" это специальная дисциплина  по аллегорическому толкованию преданий некоторых древних культур: Греции,  Рима, Китая, Индии, Ирана, Египта.

Мифология как и все науки выросли из древней философии, поэтому она относится к культурологии,
фольклористике и даже социологии, как науки изучающей общество в целом, а также общественное мнение людей.

Образы современной мифологии далеки от первоначальных, которые были описаны в древних источниках, в принципе как  и бои гладиаторов уже не кажутся современникам  развлекательными мероприятиями.

Если фольклор связан с устной формой культурной жизни народа,  то фольклористика более обширное понятие объединяющее изучение древних артефактов с творческим изменением традиций членами современного сообщества.

Примером может быть египтология, которая работает с мертвыми знаниями ушедшей цивилизации.

Истории "заупокойного мира" древнего Египта были собраны с высеченных на стенах усыпальниц рисунков, которые  датируются 3050 года до н. э. до 2-го века н. э.

Этот сборник "похоронных текстов" прусский лингвист и археолог Карл Рихард Лепсиус (1810 -1884) назвал
"Книгой Мертвых" (Totenbuch), известной как «Заклинания дня выхода на свет".

В 1855 году он  разработал стандартный алфавит африканских языков и  в 1863 году переработал его в  "Нубийскую грамматику",
возглавлял Королевскую библиотеку в Берлине.

С 1867 по 1880 год Лепсиус был прусским египтологом и президентом Немецкого археологического института в Риме,
благодаря ему был вырезан первый иероглифический шрифт "Тейнхардта", не утративший популярность в современном мире.

Карла Рихарда Лепсиуса по праву считают отцом современной
египтологии как научной дисциплины, он был редактором авторитетного  научного журнала в этой области знаний "Zeitschrift f;r ;gyptische Sprache und Altertumskunde", который выходит в настоящее время.

Археологи к памятникам относят любые  остатки древних поселений людей, могильники, святилища и другие культовые объекты, клады и отдельные находки древних вещей.

Древнегреческий философ Платон впервые употребил слово «археология» обозначив им любую архаическую древность.

На греческом языке ;;;;;;
[archa;a] - древний

Согласно общепринятому мнению учёных популярные "Египетские пирамиды" являются могилами умерших знатных людей, которых хоронили в древних каменных сооружениях пирамидальной формы.

Посещение погребальных сооружений является излюбленным местом туристов со всего мира, так как Пирамида Хеопса считается одним из "Семи чудес света".

Похожее сооружение, только под землёй имеется в Киеве.

В пещерах монастыря Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, основанной в 1051 году при Ярославе Мудром, где он в последствии и был похоронен.

Там же покоятся нетленные мощи более 120 святых и могила Нестора Летописца, который считается автором "Повести временных лет".

В 1990 году Лавра как один из главных православных святынь  Киевской Руси была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если посмотреть на сами захоронения с точки зрения классовой принадлежности народов мира, то вышеописанные примеры являются явным признаком социального неравенства людей, которые существовали ещё тысячи лет назад.

Современные кладбища также являются показателем богатства и бедности населения.

Произведение «О семи чудесах света» написано древнегреческим военным  инженером, механиком и математиком  Филоном Византийским в III века до н. э.

На мой взгляд тот заявленный факт, что его 9-томный трактат
об использовании научных знаний в военном деле  дошёл до нас уже является чудом, так как сохранить древние рукописные тексты, разобраться в них и правильно интерпретировать изначальный смысл является гениальным навыком современного человека.

К примеру разобрать почерк современного врача не под силу многим людям, которые не владеют профессиональной медицинской терминологией, а вот разобрать древнюю мелкую клинопись на глиняных табличках смогли.

Как оказалось моё восхищение современными возрождениями древних историй всего лишь проявление женских эмоций, в сравнении с настоящими  профессионалами, которые думают иначе.

Советский лингвист, профессор Александр Иванович Смирницкий
(1903 - 1954) известен своими трудами как легендарная личность своей эпохи,  подчеркивал, что «никакое предложение, взятое в отвлечении от соответствующей интонации, просто как сочетание слов, не является настоящим, живым предложением: оно будет так же отличаться от этого последнего, как труп отличается от живого существа".

С творчеством Гомера связан знаменитый «гомеровский вопрос»
— "СОМНЕНИЯ" в реальности  поэм «Илиада» и «Одиссея», а также самого существования Гомера, которые были "запущены" уже в 1795 году книгой немецкого учёного, филолога и исследователя античности Вольфа Фридриха Августа  (1759 - 1824)

Напомню, Гомер это легендарный древнегреческий поэт - сказатель и создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».

Из эпизода "Одиссеи" мы узнали что  главный персонаж произведения посещает царство мертвых душ.

Если с кладбищем пирамид и посещением "загробного мира" становится всё более менее понятно, то вот с греческой культурой наш народ переплетен намного сильнее чем может показаться на первый взгляд.

Последующие примеры дают возможность для понимания того, что человек начал путешествовать по морям и собирать знания о культуре древнего мира ещё греками.

Филон Византийский впервые описал и классифицировал 7 прославленных творений древнего мира и назвал их  "семь чудес света" в III века до н. э.:

- Пирамида Хеопса (Египет)
- Висячие сады Семирамиды (Ирак)
- Статуя Зевса в Олимпии (Греция)
- Храм Артемиды в Эфесе (Турция)
- Мавзолей в Галикарнасе (Турция)
- Александрийский маяк (Египет)
- Колосс Родосский (Греция)

Согласно имеющимся данным в интернете в 226 году до нашей эры остров Родос был разорен землетрясением, а разрушенный  "Колосс" был 33-х метровой статуей греческого бога солнца "Гелиоса", которая располагалась у входа в Родосский порт.

Интересно что жителей Родоса называли колоссянами, в моем понимании "колосьями".

Современные "пшеничные колосья" произошли от  первобытного вида пшеницы "Triticum Vulgaris" в переводе с английского языка на русский означает
"Тритикум обыкновенный".

Однако если мы говорим о древних цивилизациях тогда имеет смысл обратиться к латинскому языку.

И здесь появляется новый смысл перевода "Популярная пшеница".

Латинское слово  "Vulgaris" в переводе на русский язык означает "Народный", а вот в переводе с английского "вульгарный".

Хотя "vulgar" в переводе означает "прошлый".

В завершении своего повествования хочу рассказать о традициях, с которыми знакома с детства, они связаны с празднованием "Старого Нового года" на Донбассе (потому что на Западе Украины были свои традиции, связанные с "колом года").

Ранним утром 14 января, с первыми лучами солнца в дом входили мужчины (мальчики и юноши) с фразой «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю» они разбрасывали семена злаковых культур.

Считалось что такой обряд приносил в дом достаток и плодородие, а кому необходимо - зачатие ребенка.

Возможно проблемы с зачатием были известны людям в древности, отсюда всевозможные праздники, обряды и ритуалы связанные с зачатием новой жизни.

Подобные обряды существуют во многих странах мира,  каждый народ  вкладывает свой смысл, зачастую трудно воспринимаемый как и полёт фантазии в древних картинах художников и писателей фантастов.


Рецензии