Психоанализ, и Василий Сталин
Психоаналитический детский дом "Международная солидарность",
история этого научного учреждения полна скандальных небылиц и досужих домыслов.
Будто бы психоаналитики проводили там сексуальные опыты над детьми,
будто одним из подопытных был сын Сталина Василий,
будто дети советской элиты воспитывались в этом детдоме наравне с беспризорниками.
А так ли всё было на самом деле?
Практически с первых дней своего существования страна победившего социализма озаботилась воспитанием Homo Soveticus.
Уже в 1918 г. ВЦИК и СНК занялись организацией О. -п. у. (опытно - показательных учреждений)
- научных центров занимающихся разработкой новых форм и методов обучения и воспитания.
В 1919 г. эти центры перешли в ведение Наркомпроса,
а в 1922 г. при Главсоцвосе для руководства такими учреждениями был создан специальный отдел.
О. - П. У. подразделялись на дошкольные, школьные, внешкольные и опытные станции.
В состав дошкольных О.-П.У. входили детские сады и очаги, детские дома для малышей.
Самый знаменитый в советской истории детский дом для малышей появился в апреле 1920 года,
на улице Малая Никитская, д. 6/2,
в бывшем особняке одного из богатейших людей царской России С.П. Рябушинского,
здании уникальном как по своей архитектуре, так и по внутреннему убранству.
Изначально детский дом состоял в структуре Управления Кремлем и домами ВЦИК, а в дальнейшем Отдела детских учреждений АХО ВЦИк, возглавляемом вдовой Якова Свердлова Клавдией Тимофеевной Свердловой - Новгородцевой.
Позже учреждение было передано в подчинение Наркомпросу, где Клавдия Тимофеевна была членом ученого совета.
На момент появления в особняке детского дома
в здании располагался Госиздат возглавляемый О. Ю. Шмидтом.
Будущий знаменитый полярник основал при Госиздате «Психоаналитическую и психологическую библиотеку,
а также печатал психоаналитическую литературу.
Содействовал Отто Юльевич и преобразовании обычного детдома в психоаналитический.
Стараниями - ли Шмидта, или других заинтересованных лиц, но уже в мае 1920 года, руководству Московского психоневрологического института
из научного отдела НКП РСФСР поступает письмо
об утверждении И. Д. Ермакова заведующим отделом нормальной и патологической психологии.
Новый руководитель и его отдел также оказываются под крышей особняка Рябушинского.
Спустя год, в мае 1921- го, уже Московский Государственный психоневрологический институт
сообщает в научный отдел НКП РСФСР об открытии «Детского дома-лаборатории по научному изучению детского возраста».
К началу 22 - го года отдел фактически превратился в самостоятельное научноисследовательское учреждение.
24 февраля 1922 года коллегия Московского Государственного психоневрологического института
исключила детский дом-лабораторию из числа вспомогательных научных учреждений института.
Спустя несколько дней после этого исключения, в начале марта 1922 года, Нарком просвещения А. В. Луначарский поручил И.Д.Ермакову
встретиться с товарищем Виттом, представителем Германского Союза физического и умственного труда (Union of Manual and Intellectual Workers)
пожелавшем содействовать разработке новых социально-педагогических приемов в международном масштабе,
а также оказать материальную поддержку детскому дому - лаборатории.
В результате этой встречи у детдома появилось название «Международная солидарность».
8 апреля 1922 года в НКП РСФСР состоялось совещание
посвященное деятельности детдома - лаборатории «Международная солидарность».
Ответственность за его работу была возложена на кураторий - научную комиссию в составе:
профессора О.Ю.Шмидта, профессора И.Д.Ермакова и профессора А.Н.Бернштейна.
С мая 1922 г. учреждение меняет свой статус, в его документах появляется новое название «институт-лаборатория «Международная солидарность».
Штатным расписанием института - лаборатории ( от 31.05.1922 г.) предусматривалось 30 сотрудников
( три руководителя,
12 научных сотрудников 1 и 2 разряда,
15 - вспомогательный персонал).
30 сентября 1922 г. Главнаукой было утверждено создание Русского психоаналитического общества.
Принятию этого решения предшествовало письмо группы ученых,
в котором в частности говорилось:
"... образование названного общества, прежде всего, диктуется необходимостью распространять правильные знания о психоанализе
и уберечь и не дать возможности под флагом психоанализа распространять ложные и сомнительные в научном смысле теории.
- Психоанализ "помогает бороться с примитивными асоциальными стремлениями недоразвитой
в этом смысле личности и представляет громадный интерес как в области
чистой науки, так и в прикладных знаниях в медицине, в педагогике, в
психологии, в социологии, в осознании сущности таких проявлений человека,
какими являются художественное творчество, трудовые процессы, религиозные и философские построения и, наконец, в области психиатрии.
Психоанализ дает новые и плодотворные возможности своего применения.
- Все это заставляет нас "создать инстанцию, общество,
которое могло бы способствовать развитию и у нас этой науки и явиться компетентным
в суждении о том, является ли данная деятельность действительно научной и правильной."
Ядром обществастановились ученые
уже полтора года занимавшиеся, под руководством проф. И.Д.Ермакова,проблемами психоанализа
в стенах Государственного Психоневрологического института возглавляемого а. н. бернштейном.
В письме отмечалось, что
- "Работа в одиночку, без критики и без соответствующих возможностей пользоваться указаниями специалистов и литературы,
обрекала попытки отдельных работников на кустарную деятельность и на недостаточную осведомленность.
С целью распространять сведения о психоанализе при Госиздате основана уже «Психоаналитическая и психологическая библиотека»,
имевшая целью познакомить Общество с выдающимися работами в этой области.
Общество возникает согласно Нормального Устава об обществах по ходатайству 10 лиц, частью уже работающих в области психоанализа.
1) Гливенко И. И.—проф. литературы.
2) Вейсберг Г. П.— зав. Главсоцвосом.
3) Шмидт О. Ю.— проф. математики.
4) Ермаков И. Д.— проф. психологии.
5) Вульф М. В.— врач психиатр.
6) Каннабих Ю. В.— проф. психологии.
7) Блонский П. П.— проф. психологии.
8) Сидоров А. А.— проф. искусствоведения.
9) Габричевский X. Г.— проф. искусствоведения.
10) Невский В. А.— зав. Центр. Домом просвещения.
11) Успенский Н. Е.— проф. физики.
12) Шацкий С. Т.— педагог.
13) Воронский А.— литератор.
14) Белобородов — врач.
На базе "Международной солидарности" РПСА занялось концентрацией в Москве ведущих психоаналитиков страны.
К началу января 1923 года в штат института-лаборатории помимо И.Д.Ермакова также входили врачи
С.Н.Шпильрейн и Л.С.Гешелина,
ответственные руководительницы В.Ф.Шмидт и Л.С.Егорова,
руководительницы-педагоги В.В.Королько, Т.Н.Лебедева, Т.М.Церетели, Е.Р.Ульрих, Е.С.Фридман, Е.И.Любимова.
4 сентября 1923 года в Казани было принято решение о "вхождение членов Казанского психоаналитического общества во Всероссийский психоаналитический союз с центром в Москве.
результатом объединения стал переезд в Москву докторов Б.Д. Фридмана и Р.А. Авербух.
приехал с ними и А.Р. Лурия,
С 11 сентября 1923 года доктора Авербух и Фридман начали амбулаторный приём в ГПАИ.
Выпускнику факультета общественных наук Александру Лурии, не имевшему необходимого образования,
была, как и в Казани, поручена бюрократическая работа.
Он получил должности внештатного научного сотрудника и сверхштатного научного секретаря Государственного Психоаналитического института,
а также должность учёного секретаря РПСА.
Не состоявшийся 21 - летний юрист Лурия так описывал этот переезд:
- "Я стал ученым секретарем Русского психоаналитического общества, председателем которого был профессор Ермаков...
Нам дали прекрасный дом - особняк Рябушинского...
я получил великолепный кабинет, оклеенный шелковыми обоями, и страшно торжественно заседал в нем,
устраивая раз в две недели заседания психоаналитиков.
На первом этаже особняка помещалось наше психоаналитическое общество, а на втором - психоаналитический детский сад.
Большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили".
В отличии от молодого бахвала его старшие именитые коллеги
всерьез занялись своими профессиональными обязанностями.
Авербух Р.А., Вульф М.В., Ермаков И.Д., Фридман Б.Д., Шпильрейн С.Н.
вели Амбулаторный приём пациентов и психоаналитическую терапию.
Проводили психоаналитическую подготовку и переподготовку медиков, педагогов и социологов.
В 1923/1924 гг. в институте - лаборатории читались лекционные курсы: "введение в психоанализ" и "психоаналитическая диагностика" - Вульф М.В.,
"общий курс психоанализа", "психотерапия", "психоаналитическая психология"- ермаков е. д.
"психоанализ подсознательного мышления" - Шпильрейн С.Н.,
"психоанализ коллективного мышления" - Рор В.Н.,
"проводились спецсеминары:
"изучение религиозных систем и сект" - Авербух Р. А.,
"медицинский психоанализ" - Вульф М.В.,
"гипнология", "психотерапия", "психоанализ литературного творчества " Ермаков И.Д.,
"психоаналитическая характерология" -Фридман Б.Д.,
"педагогика дошкольного возраста" - Шмидт В.Ф.,
"детский психоанализ" - Шпильрейн С.Н.,
также ермаков вел кружки по художественному творчеству и гипнологии.
Еженедельно проводились научные конференции и медицинские заседания.
Со дня основания детского дома количество его воспитанников всегда было ограниченным 10—12 человек. В
архивных документах сохранилось несколько имен первых из них. Это
Володя Мишин, Волик Шмидт, Ира и Хеда Трояновские, Вера Гоберман.
Осенью 1923 г. куратор "Международной солидарности" Отто Шмидт и его супруга
отправляются к секретарю международной психоаналитической ассоциации (МПА) Абрахаму,
за поддержкой в решении вопроса о принятии РПСА в состав МПА.
После переговоров журнал Международной ассоциации сообщает о решении Президента ассоциации Джонса временно, с последующим утверждением на Конгрессе,
принять в Ассоциацию "Московское общество". Зальцбургский конгресс в апреле 1924 года подтвердил это решение.
В Берлинском психоаналитическом обществе Вера Шмидт прочла доклад, текст которого был передан для ознакомления З. Фрейду, рекомендовавшему опубликовать
доклад в своём издательстве.
В начале 1924 г. доклад был опубликован на немецком языке в виде Брошюры «Психоаналитическое воспитание в Советской России».
Казалось бы можно почивать на лаврах, но не тут - то было!
Угроза молодому советскому психоанализу пришла с неожиданной стороны.
Восприняв лозунг "Всё лучшее - детям" буквально, как всё лучшее - нашим детям,
супруги первых лиц государства деятельно принялись за его осуществление.
1 июля 1924 г. в Главнауку поступило письмо от административной группы матерей-коммунисток 1-го дома ВЦИК'а и Кремля с просьбой предоставить помещение
для детского сада на территории психоаналитического института.
Подчеркивалось, что матери не против использования детей из детского сада для научных целей института.
Письмо было подписано Сергеевой и Кедровой.
Эта просьба в самом скором времени была удовлетворена.
Вот как описывает это событие сын одной из подписавших письмо коммунисток Артем Сергеев, сын легендарного большевика Артемавоспитывавшийся в семье И. В.
Сталина:
"...решено было для детей руководителей страны организовать детский дом. По этому поводу есть решение секретаря президиума ВЦИК Енукидзе, подлинный документ
хранится у нас: создать детский дом, соучредителями назначить Надежду Сергеевну Аллилуеву и Елизавету Львовну Сергееву, мою маму.
Под этот детский дом передали особняк Рябушинского, где в то время какое-то учреждение находилось. Учреждение переехало, здание передали детям".
- "Мы с Василием Сталиным были аборигенами в этом детдоме: мы — первые, кто туда попал. Первый раз меня мама повела за руку, мне два года с немногим было.
Пришли, посмотрели. В следующий раз она уже взяла туда мой горшок — это означало, что меня оставляют в стационаре, со своим имуществом".
Артем Федорович ошибается, на тот момент "учреждение" еще не переехало,
но уже через три недели те же матери - коммунистки обратились в Главнауку с жалобой.
сергеева и кедрова указывали на «ненормальность» в работе детского дома.
В жалобе с неподдельным возмущением констатируется, что,
во-первых, профессор И.Д.Ермаков и другие врачи ведут ежедневный прием больных, которые соприкасаются с детьми.
Во-вторых, наверху находится местком, куда также постоянно ходят люди..".
Примечательная деталь, секретарь ВЦИК Авель Янукидзе,утвердивший просьбу матерей - коммунисток,
был не просто боевым соратником Сталина, а крестным отцом одной из соучредительниц второй супруги Сталина Надежды Аллилуевой.
В связи с вышеизложенными событиями состав воспитанников детского дома не просто меняется, а меняется радикально.
Снова обратимся к мемуарам А. Сергеева:
"В детдоме воспитывался Василий Сталин, сын наркома юстиции Курского Женя, дети Цурюпы, в гости приходил сын Свердлова Адя. Детей я помню по именам, а
кто чей сын-дочь, нам, детям, было неважно".
В конце ноября 1924 года Главнаука утверждает на должность заведующей педагогической частью детского дома М.К.Жукову.
одновременно, за счет разделения бюджета между психоаналитическим институтом и детдомом - лабораторией,
проводится их административное разделение.
Новое руководство детдома увольняет всех педагогов,
приняв на их место четырех новых.
Упоминаний об участии И.Д.Ермакова в
проводившихся там после этого работах в документах больше не встречается.
Покидает Москву и уезжает в родной Ростов Сабина Шпильрейн.
Разбредаются другие психоаналитики.
20 ноября 1924куратор детдома академик О.Ю.Шмидт отправляет письмо в Наркомпрос.
ПИСЬМО О. Ю. ШМИДТА О ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИИ
ДЕТСКОГО ДОМА-ЛАБОРАТОРИИ "МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ"
ЗАМ. НАРКОМПРОС В. Н. ЯКОВЛЕВОЙ. И ЗАВ. ГЛАВНАУКОЙ Ф. Н. ПЕТРОВУ.
Уважаемые товарищи!
Три года назад при моем содействии был организован Детский
Дом-Лаборатория при Психоаналитическом Институте. Так как я с
психоанализом хорошо знаком, состою в Президиуме Русского
Психоаналитического Общества, неоднократно защищал Детский Дом от
попыток закрыть его, то установился взгляд о моей ответственности перед
Наркомпросом и партией за работу Д. Дома-Лаборатории.
Эта работа развивалась очень интересно, научные результаты ее напечатаны
за границей и возбудили чрезвычайное внимание со стороны Фрейда и его
последователей, а также в широких кругах врачей и педагогов,
С повышением возраста детей, однако, остро сказался недостаток
психоаналитически подготовленных педагогов-руководительниц. Не желая
продолжать с недостаточными средствами опыт, на который смотрят
психоаналитики всех стран, мы решили от руководства домом отказаться
впредь до подготовки кадра педагогов.
Главнаука, как Вы знаете, с этим согласилась и решила использовать
хорошо поставленный детский дом, как лабораторию уже не только
психоанализа, но для всех научно-педагогических учреждений.
Психоаналитики фактически не имеют больше никакого влияния на Д. Дом.
Я желаю Главнауке всякого успеха в разностороннем использовании нашего
наследия, но считаю долгом довести до сведения дорогих товарищей,
которым я адресую это письмо, что впредь не будут иметь никакого
отношения к этому Дому и за его работу ни прямо, ни косвенно никакой,
даже моральной ответственности не несу.
Примите привет.
20 ноября 1924 г. О. Шмидт."
31 января 1925 года комиссия по разгрузке г. Москвы постановила
- «Освобожденное помещение от психоаналитического института, передать детскому дому «Международная солидарность», закрепив за
последним все владение № 6 по М.Никитской улице».
Судьба детского дома «Международная солидарность» окончательно решилась
на заседании коллегии Наркомпроса 13 мая 1925 г. :
детский дом в качестве лаборатории института было решено ликвидировать,
распределив детей по другим учреждениям, однако за интернатом, как точнее будет называть учреждение для детей партийной элиты,
сохранилось название - детский дом "международная солидарность".
Случайно или сознательно Сергеев вносит путаницу в последний период существования детского дома:
удлинив пребывание в детдоме детей совработниковв на целый год,
ну не мог же он в самом деле не знать, что реорганизация детдома произошла в 1924, а не в 1923 году...
Ведь в его семье хранился об этом событии подлинный документ за подписью Янукидзе.
"Так мы жили с осени 1923 до весны 1927 года. Весной 1927 года наш детдом закрыли.
воспитанники выросли, пошли в школы, сирот распределили по другим домам и интернатам, Тимура и Таню Фрунзе взял к себе Ворошилов".
Подведем итоги...
Фактическое существование детского дома продолжалось с 1920 по 1927 годы.
его реальная психоаналитическая работа длилась с мая 1921 года до осени 1924 года.
С появлением Детей партноменклатуры в детдоме в июле 1924 года,
научно исследовательский процесс стал невозможным и к ноябрю того же года все психоаналитики оставили свою работу в этом учреждении.
закрытие детдома - лаборатории было завершено
коллегией Наркомпроса 13 мая 1925 г., распределившей оставшихся сирот по другим детдомам.
С мая 1925 года по весну 1927 года "Международная солидарность" существовала как элитный интернат для детей руководителей советского государства.
Источники:
Эрос невозможного. История психоанализа в России - Эткинд А
https://www.e-reading.club
"Беседы о Сталине" автора Сергеев Артем - Rulit.me
https://www.rulit.me
"Госдачи Черноморского побережья Кавказа. Недавно ...
https://avidreaders.ru
А. Белкин Литвинов. К истории психоанализа в советской России
психология развития - Nota Bene
www.nbpublish.com › library_get_pdfПараметры
Детский сад с сексуальным уклоном | Алексей Митрофанов
https://almitrofanov.com
Свидетельство о публикации №225012600471