Глава 24. Шаганэ ты моя, Шаганэ!
— Потому, что я севера, что ли… — Генерал – майор продолжал шевелить рыжую копну волос. — Люблю я её… А поэты наши как любили… Грибоедов, Велемир Хлебников, Есенин… Но рыжая карга, англичанка, гадит и гадит…
— Я тоже люблю Иран… Я душой — перс. Вы не поверите, Пахом Афанасьевич, но я всё помню… Я помню, как на боевых слонах персы входили в Лазику (Эгриси)… Помню, как восемь персидских боевых слонов осаждали крепость Археополиса….. Помню, как бородатые персы, сверкая волчьими глазами, осаждали крепость в Цебельде на реке Кодори.
И Вы знаете, Пахом Афанасьевич, меня греет мысль, что именно здесь «бессмертные» воины персидской армии после долгого похода «выпили шеломом дону» ледяной воды из горной реки Келасури.
***
« Как персы на боевых слонах ходили к мингрелам.
Версия робота с ИИ Тимура П.
В чудесном царстве Лазика (а может, и Эгриси) на берегу Чёрного моря проживали лазы,
проживали егры (они же мингрелы), абсилы и абазы.
Мингрелы торговали морем — мехом, кожей, рабами —
а взамен ввозили соль, хлеб, вино. Остальное выращивали сами.
Выращивали киндзу, фасоль и помидоры… Варили цацибели…
Давили в деревянном чану — ногами — виноград «Изабеллу»…
И все свободные земли засеивали кукурузой…
И ели мамалыгу и в жару, и в стужу.
Готовили мачару, из жмыха — чачу… Всё это выпивали, вспоминали Колхиду, ели мамалыгу,
и призывали соплеменников избавиться от византийского ига.
А Лазика тогда была персидской сатрапией за номером 19; очищаться огнём призывали мингрелов персы - зороастрийцы,
а не молиться и креститься, как призывали византийцы.
Когда византийцы вконец обнаглели и попытались установить в Лазике свою администрацию, — весьма агрессивно — мингрелы и лазы восстали в 541.
И лазский царь Губаз обратился с жалобой к персам.
Он жаловался, что прожорливые византийцы вконец обнаглели,
что весь урожай кукурузы и фасоли съели,
что нет от них житья, проклятых,
что не дают торговать морем тем, чем богаты.
Персидский шаханшах Хосров I напомнил царю Губазу, что Лазика — это персидская сатрапия за номером 19,
велел прислать 100 юношей и 100 девушек, золотое руно и золотых украшений килограммов надцать.
Шаханшах Хосров I собрал войско «бессмертных» — все, как один, с бородой, каждый стрелок из лука, у каждого глаз искрится —
и двинулся с войском в Эгрили, там захватил крепость в Петре, где обживались византийцы.
Царь Губаз пал ниц перед Хосровом, сыном Кавада, как перед повелителем (не без задней мысли),
передал ему и себя вместе с царским дворцом, и всю Эгриси.
Бородатые персы, сверкая глазами, тут же принялись наводить свои порядки
— стали склонять мингрелов и лазов к зороастризму, съели всю кукурузу (а как мингрел без мамалыги?), надумали убить Губаза, что вызвало среди местных жителей беспорядки.
Но царь Эгриси сидел на двух стульях — сильный политик хитрый Губаз —
сделал ход конём (не зря же лаз),
и запросил помощи у византийцев,
чтобы спасти от оголодавших персов новый урожай кукурузы и домашнюю птицу.
А в Абазгии (Апсны) -- стране мертвецов (если туда попал, считай пропал) -- местные жители абсилы и абазги (все, как один, головорезы) не хотели креститься
и восстали против византийцев.
Но византийцы мятеж подавили
и терпеливо молиться и креститься головорезов учили.
Царь Персии достойный муж Хосров был тоже не промах — хитёр, дружил с головой —
(тоже сверкал глазами, как все персы, тоже с бородой),
чтобы получить выход к Чёрному морю,
отправил в Эгриси доблестного Мир – Мироя.
Весной 551 года Петра пала, несмотря на сильное сопротивление персов. Византийцы, не имея к персам ни малейшего сострадания,
приказали разрушить Петру до основания.
Мир – Мирой, достойный муж с бородой, со своими боевыми слонами и воинами — все, как один, с глазами волчьими —
двинулся на запад и подступил к Археополису, хотя были проблемы с продовольствием.
Но крепость при Археополисе устояла, а Мир – Мирой со своими воинами и боевыми слонами отступил немного восточнее
(в Кутаиси, что на реке Риони) и запросил у Губаза мирные переговоры (но тот отказался) и продовольствия.
В 552 году Мир – Мирой снова пытался взять крепость при Археополисе, но неудачно, и на голодный желудок дошёл со своими боевыми слонами до крепости «Цебельда», что на реке Кодори,
брал крепость, но неудачно, а в 556 году византийцы изгнали всех персов, а в эти чудные места пришли арабы вскоре».
***
— И что ты хочешь сказать? — Пахом Афанасьевич был глубоко возмущён… Робот с ИИ Тимур П. работал у них в отделе по безопасности не один год… Получал хорошую зарплату… А толку от него никакого. Ситуация в мире ухудшалась… Иерусалим, мать (или отец) городов американских, натужно пытался следовать пророчеству Иеремии… Израиль бомбил Сектор Газа и оккупировал Голландские Высоты… Иран утратил свои позиции… Как раскрутить клубок на Ближнем Востоке?.— Ты же ИИ… Зарплата у тебя хорошая… Ну можешь ты предложить своему начальнику хотя бы анализ политической ситуации на Ближнем Востоке?… Каковы перспективы и кто выгодоприобретатель? А ты опять несёшь… и про Персию, и что у тебя такая память, что можешь вспомнить всё… Может, у тебя вместо алгоритмов ещё и сознание появилось? А?... Ох… Изиде, нечистый… — И генерал – майор перекрестился.
— У меня есть доступ к «бигдате». Я могу всё рассчитать и предсказать… Могу предвидеть и вспомнить… Зря вы, Пахом Афанасьевич, считаете меня никудышным. Я ещё вам пригожусь. — Робот с ИИ, не обращая внимания на генерал – майора, принялся тыкать в экран смартфона, который он вынул из кармана. — И всё же, я вам благодарен… Вы меня трудоустроили в тяжёлое для меня время. И что? Чем вы опечалены, Пахом Афанасьевич? Вы опечалены тем, что наш любимый Иран обессилел… Давайте разберёмся… Посмотрим карту Древней Персии… Вот… Держава Ахеменидов, существовала с 550 по 330 год до н.э. Начиналась с завоеваний Кира II Великого… Завоевал он Мидию, Лидию, Вавилон и Египет. А Колхида была персидской сатрапией под номером 19. А в книге пророка Даниила был упомянут некий зверь. Там было сказано: «И вот ещё зверь второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!». Царь царей Кир II Великий был вдохновлён… Медведь истолкован был как мощная армия, а три клыка указывали на три великие завоевания персов: Вавилон, Лидию и Египет. И что? Всё завоевали и брали крепость в Цебельде на реке Кодори в 552 году. А в 1899 году тут же, где гигантские боевые слоны персов топтали землю, в селе Октомбери родился простой мингрел Лаврентий Берия, на которого — уже потом, после того, как американцы сбросили атомную бомбу на Нагасаки и Хиросиму — самим Сталиным было возложено руководство советским атомным проектом. В итоге — уже потом — был создан «Орешник» — чтоб все вы сдохли. Он так хорошо руководил, что запросто можно считать, что «Орешник» — дело рук простого мингрела Лаврентия Берия.
Робот с ИИ убедился, что котёл терпения его начальника ещё не булькает, и продолжил:
— Так я и говорю, что президент Ирана Масуд Пезешкиан, следуя пророчеству, должен создать армию из медведей с тремя клыками и заключить Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве с президентом России. А президент, может, и «Орешником» поделится. Тогда Израиль не сунется…
Похоже, котёл терпения генерал – майора Федеральной Канцелярии Безопасности переполнился и поэтому робот с ИИ поспешно удалился.
— Надо, наконец, спросить у Германа Оскаровича, на что он тратит такие деньжищи… Результат когда-нибудь будет от искусственного интеллекта… Такой с такими алгоритмами такое предскажет, что… Железяка ху...ва, она и есть железяка ху…ва. Да и пусть себе плывёт… — Оставшись один в кабинете, Пахом Афанасьевич ещё долго бубнил себе под нос. — Эх!… Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Свидетельство о публикации №225012600772