НЕО-либерализм как реальная идеология в России

При случае многие любят цитировать  п.2 ст.13 Конституции РФ, который пафосно провозглашает:  «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».    СЕРЬЁЗНО???
 
Но ни одна общественно-экономическая формация не может существовать и развиваться без идеологии, т.е. её надстройки. У рабовладельческой и феодальной были идеологии.  Она есть и у капиталистической формации, которая сформировалась взамен феодальной на планете.   Если вспомнить время составления Конституции РФ и авторов её составлявших, то такая формулировка п. 2 ст.13 объяснима.

Но нас интересует не юридическая, а фактическая сторона вопроса, т.е. как реально функционирует буржуазное государство, какую внутреннюю политику оно проводит, какие цели декларирует и реализует.  Судят ведь ПО ДЕЛАМ!!!

Чтобы избежать обвинений в отсебятине и субъективизме, приведу определение либерализма, который является идеологией (декларируемой в Конституции или нет) капиталистической формации.  Но сначала определение идеологии ВООБЩЕ.

ИДЕОЛОГИЯ – это определенная совокупность положений (принципов, взглядов), необходимых для формирования общественного сознания и мировоззрения (ментальности) по основным вопросам жизни общества. Идеология концептуально намечает развитие, движение страны в определённом направлении, описывает цели социальной деятельности.
 
«ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. Liberalis – свободный), идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя и буржуазных «свобод» в экономических, политических и других сферах.  Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в 1-й половине 19-го века, когда в ряде западно-европейских государств (Великобритания, Франция и др.) появились политические партии «либералов». 

Но истоки либерализма восходят к эпохе буржуазных революций 17-18 вв.  Идеология раннего либерализма была прогрессивной, так как в ней были сформулированы основные принципы буржуазного общественного устройства, которое пришло на смену феодальному обществу.

Идеи экономического либерализма высказывались еще физиократами, однако
последовательно и всесторонне политэкономическая концепция классического либерализма была разработана представителями английской классической политэкономии. Выступив с критикой ФЕОДАЛЬНОЙ регламентации экономической жизни, физиократы, а вслед за ними  А.Смит, активно поддержали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг «laissez faire» (дословно, «не мешайте действовать»), требовавший ликвидации цеховой регламентации, ограничений внешней торговли и т.д.).

«Система естественной свободы» А.Смита предполагала предоставление полного простора ЧАСТНОЙ инициативе, освобождение экономической деятельности из-под опеки государства, обеспечение условий для свободного предпринимательства и торговли.

Идеологи Английской буржуазной революции 17 века (Локк и др.) внесли существенный вклад в разработку и пропаганду идей буржуазно-парламентского строя.  Впоследствии многие из этих идей, выдержанных в духе концепции «правового государства» - конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечения основных политических прав граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т.д. – вошли в идейно-политический арсенал либерализма.

В 19-м веке с укоренением буржуазного общественного строя в либерализме постепенно стали нарастать апологетические тенденции.  Из идейного наследия выбирались лишь те положения, которые отвечали ПОВСЕДНЕВНЫМ нуждам буржуазии как господствующего класса.

Вера просветителей в прогресс, в торжество разума уступила место апологии буржуазного здравого смысла;   идеи народного суверенитета и равенства были истолкованы применительно к производственным отношения капиталистического общества как «РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ» агентов товарно-капиталистического производства.

Либерализм выполнял функцию ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО  МЕНТАЛИТЕТА.

На протяжении 19-го века либерализм пропагандировал идею общественного устройства, при котором регулирование социально-экономических отношений осуществлялось бы СПОНТАННО, через безличный механизм «свободного рынка».

Единственную функцию государства либерализм усматривал в том, что чтобы ОХРАНЯТЬ СОБСТВЕННОСТЬ граждан и устанавливать общие рамки СВОБОДНОЙ конкуренции между отдельными производителями. Наибольшего расцвета либерализм достиг в классической стране промышленного капитализма – Великобритании.

Наряду с программой буржуазных реформ, рассчитанных на создание благоприятных условий для свободного предпринимательства, было дано этическое «обоснование» НЕОГРАНИЧЕННОЙ ПОГОНИ за прибылью в философии утилитаризма И.Бентама, в позитивизме Дж. С. Милля, Г.Спенсера.

С вступлением капитализма в монополистическую эпоху и особенно с переходом его к государственно-монополистическому этапу идеология КЛАССИЧЕСКОГО либерализма подверглась существенной перестройке, прежде всего в вопросе о социально-экономической роли ГОСУДАРСТВА.

Возникли концепции «нового либерализма», или «НЕОлиберализма».  Несмотря на определенные различия, обусловленные национальной спецификой, НЕОлибералы едины в мнении, будто механизм свободного рынка создаёт наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального распределения экономических ресурсов и удовлетворения запросов потребителей.

Однако НЕОлибералы считают, что действие механизма свободной конкуренции не может обеспечено автоматически. Они признают, что господство монополий,  диспропорции в экономике, кризисы, инфляция деформируют механизм рыночного регулирования и могут привести к глубоким потрясениям всей системы капитализма. Поэтому необходимо ГОСУДАРСТВЕННОЕ вмешательство в экономику с целью поддержания благоприятных  условий  для  капиталистической конкуренции».
[Фил. энц. с-рь. М.: 1983, с. 311]. 

РЕЗЮМИРУЕМ.  Либерализм, как надстройка, въехал в Россию в 1991 году на плечах капитализма и запретил на уровне Конституции любую идеологию кроме себя любимого.

К 2000 году перераспределение собственности в стране закончилось и пора было прекращать анархию и махновщину. С этого времени началось медленное  усиление регулирующей роли государства в развитии экономики.  Образно говоря, государство стало вводить регулирующие "графитовые" стержни в атомный реактор капитализма, чтобы сделать его работу более стабильной и безопасной.  Иначе  будет  экономический Чернобыль  (кризис). 

Таким образом, в России формировалась нынешняя ИДЕОЛОГИЯ неолиберализма, согласно которой в России строится развитое буржуазное общество со всеми минусами и плюсами. Поэтому на часто задаваемый вопрос о том, какое общество мы строим можно уверенно отвечать:  развитой капитализм под руководством социального государства.

Его ключевым ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ  основанием является известный постулат:  «Частная собственность  священна и неприкосновенна»!!!  Её можно лишиться только по решению суда.      

С позиции марксизма, у идеологии либерализма есть системный недостаток:  она  от возникновения и доныне направлена на развитие  капиталистического ПРОИЗВОДСТВА.   Хотя известно, что общественное производство имеет ЧЕТЫРЕ стадии: производство – распределение – обмен – потребление. Таким образом, капиталисты озабочены только первой стадией: «необходимо ГОСУДАРСТВЕННОЕ вмешательство в экономику с целью поддержания благоприятных условий для капиталистической конкуренции».

Объявление России социальным государством – это лишь слабая попытка наладить регулирование на остальных ТРЕХ стадиях общественного производства.  Ключевой проблемой, которая не поддается решению в рамках капитализма является РАПРЕДЕЛЕНИЕ результатов производства по капиталу, а не по труду. Именно данная ситуация приводит имущественному неравенству при капитализме, которое неуклонно усиливается. В НЕОлиберализме  эта тема никак не освещается как будто её и нет совсем, т.е. эта идеология не охватывает интересов всего общества.

Поэтому существует необходимость определить эволюцию российского общества в сторону согласования интересов различных классов, слоёв и групп, т.е. сформулировать некие общие принципы функционирования социума. 

Например:      

-интересы общества безусловно приоритетнее интересов отдельных лиц, но между ними необходимо создание   оптимальных (сбалансированных) взаимоотношений;

-во взаимоотношениях личности и общества действует принцип: забота всех (общества) о благополучии каждого и забота каждого о  благополучии  всех. 

ПЕРВАЯ половина принципа означает, что общество, в лице государства, помогает обеспечить удовлетворение базовых потребностей индивида: пища, одежда, жилище, медицина, образование, работа, защита прав и т.д.

ВТОРАЯ половина принципа означает, что каждый трудоспособный индивид обязан работать, т.е. вносить посильный вклад в совокупный общественный продукт. Таким образом он будет заботиться о благополучии всех членов общества.

-имущественно-социальные различия между гражданами должны быть  стимулом  развития  общества,  а  не  его  тормозом,  т.е. служить всеобщей  пользе;

-стремление к богатству не является конечным предназначением человека, а есть лишь  средство  всестороннего  развития  личности;   
 
-каждый имеет право владеть собственностью наравне с другими, все  формы собственности являются равноправными и неприкосновенными; 

Данный перечень принципов не является исчерпывающим.    

ВЫВОД.  Все пункты статьи 13 Конституции РФ нуждаются в переработке, изменении и дополнении для приведения их в соответствие с социальной действительностью.

Will make Marxism great again!
 


Рецензии