Крым. Первые впечатления
Наш поезд подъезжал к вокзалу столицы Крыма – городу Симферополю.
И сразу же бросалось сходство вокзалов города Сочи и нашего.
Та же высокая, квадратная в сечении, башня с часами, античная колоннада при выходе на привокзальную площадь, внутренний открытый, озеленённый «испанский дворик».
Потом выяснилось, что оба здания строились по проекту одного архитектора.
Мы садились в автобус и ехали в Евпаторию, где в то время жили родители жены. По дороге я вертел головой во все стороны, всё надеясь увидеть фруктовые насаждения вдоль дорог.
До этого я наслышался от жены-крымчанки рассказов об этом крае как о «райском месте», где «дороги усажены плодоносящими абрикосовыми, ореховыми и персиковыми деревьями, где прекрасные песчаные и галечные пляжи».
Также она рассказывала, что весь Крым – это сплошной археологический заповедник, где побывали и оставили свои следы и гунны, и готы, и аланы, и печенеги, а также хазары и татары.
Там располагались и греческие поселения, которые потом стали византийскими, римскими или принадлежали отдельным итальянским городам-государствам – Венеции, Генуе.
Но плодоносящие фруктовые насаждения, как я сказал, пока не попадались.
Надо сказать, что растительность выглядела довольно уныло, деревья стояли покрытые слоем пыли, листья их были поникшие, а степная растительность очень уж напоминала бедную и высыхающую к началу лета флору саратовской степи.
И вот, проехав несколько десятков километров, слева от дороги неожиданно открылась серебристая гладь моря с широкими песчаными и галечными пляжами.
Я опишу это явление словами поэта, к которому мы еще вернемся, Ильи Сельвинского, который провел свою нищую юность в Евпатории: «Море – это главная площадь Евпатории, как Пляс де ля Конкорд в Париже или Трафальгарская в Лондоне. Огромная, как бы асфальтированная голубовато-сизо-синем блеском, зачиналась она небольшим сравнительно собором (Св. Николая, известного архитектора А. И. Бернардацци – примечание автора), но завершалась на горизонте колоссальным зданием Чатыр-Дага».
И хотя горы от Евпатории достаточно далеки, в тихие дни, особенно в начале осени, когда воздух бывает удивительно прозрачен, на горизонте прямо из моря выплывают причудливые громады Главной гряды Крымских гор, подернутые нежной голубоватой дымкой.
В советское время в нескольких метрах от кромки прибоя стояла рядов в двадцать-тридцать (я сам сегодня в это с трудом верю) – многокилометровая автомобильная, с поставленными рядом палатками, пестрая лента легковых машин.
Здесь отдыхали десятки тысяч «диких туристов».
Сегодня это явление практически исчезло. Обеспеченные люди едут отдыхать в Тайланд, Вьетнам, Индонезию и другие страны Юго-Восточной Азии.
А менее обеспеченные предпочитают ехать в Крым на поезде.
Тем более, что сейчас самолеты в Крым уже не летают несколько лет. Причины всем известны.
Но в то время такое многолюдье не способствовало безудержному оптимизму.
Фото из интернета.
На фото пляж на
въезде в Евпаторию.
1989 год.
Автомобилей здесь
не видно, они стоят
справа, где проходит
линия железной дороги.
Свидетельство о публикации №225012600873