Обознался!
Зимой на севере поздно светает и рано темнеет. В 10 часов еще темно, а 17 – уже темно. Когда мужики выезжают на зимнюю рыбалку или охоту и ночуют в какой либо избушке, отужинав, приняв по 50 капель, переходят к чаю. Спать еще рано, на улице темень и мороз, заняться особо нечем. В таких случаях обязательно начинается травля разных баек. Здесь сейчас попытаемся пересказать эти байки. Что то было в жизни, чего то не было и не могло быть, в каком случае изрядно приврали сие не ведомо, на то они и байки.
Было это в восьмидесятых годах прошлого века. Советский Союз тогда еще был скорее жив, чем мертв, однако уже дышал на ладан- судя по тому, с какой частотой провожали генсеков в последний путь. Но народное хозяйство еще функционировало. Строились великие стройки, и в частности достраивалась легендарная Байкало-Амурская магистраль. Но железнодорожная магистраль это не только рельсы и шпалы, но и всякие прочие сооружения, и в частности- линии связи. Так, вдоль Малого БАМа – дороги Сковородино-Якутск, строилась радиорелейная линия связи. Что есть радиорелейная линия? Наверное все видели, проезжая по какой-либо трасса, высокие мачты, стоящие зачастую в чистом поле вдали от населенных пунктов, это и есть станции радиорелейных линий. Такие мачты стоят на расстоянии 30-50 километров друг от друга – в прямой видимости соседних станций. Работают станции на сверх высоких частотах, сигнал передается от одной станции к другой, он содержит несколько так называемых «стволов», каждый из которых содержит до двух тысяч телефонных каналов или один телевизионный. В зависимости от рельефа, мачты бывают разной конструкции и весьма значительной высоты.
В то время существовал в составе Министерства связи специализированный трест, который занимался строительством объектов связи. В него входили соответственно специализированные строительно-монтажные управления, за каждым из которых была закреплена определенная территория СССР. Так за строительство объектов связи на территории Восточной Сибири отвечало СМУ, дислоцировавшееся в Магадане. Так вот, на пролете между Нерюнгри и Алданом, трудилась одна из бригад Магаданского специализированного СМУ, задачей которой была сборка и установка мачты. В данной случае, мачта представляла собой стальную трубу диаметром около трех метров. По проекту, высота ее превышала сто метров. Собирается такая мачта на земле из десятиметровых секций, затем поднимается и раскрепляется несколькими ярусами оттяжек – вант.
Не будем вдаваться в подробности технологии, отметим только, что сборка и установка мачты дело не быстрое, не только чрезвычайно не простое, но и весьма опасное. Поэтому, в случае благополучного завершения этого этапа строительства, бригада устраивала большой праздник с различными таежными деликатесами, ну и естественно, с выпивкой. Надобно отметить, что в иные дни, совершенно независимо от Лигачева, в бригаде действовал строжайший сухой закон, насаждаемый железной рукой бригадира, имевшего в коллективе непререкаемый авторитет. В нашем случае, дело шло к завершению работы, были заготовлены необходимые продукты (свежая рыба, оленина, пара глухарей, несколько куропаток), а вот с выпивкой дело было совсем плохо. Дело в том, что небезызвестный Егорушка Лигачёв, в заботе о здоровье народонаселения, начал борьбу с зеленым змием. Водку продавали только по талонам, одну пол литру в месяц, но вот беда, талоны выдавались по месту прописки, а прописаны все члены бригады были в солнечном Магадане. А рассчитывать, на то, что кто-либо из местного населения уступит им свои талоны, не было никакой надежды. Но для Советского человека, как известно, никаких преград не существовало. В бригаде нашлись специалисты соответствующей квалификации.
Взяли двухсотлитровую металлическую бочку, отмыли ее как сумели. Проехали по окрестным поселкам, закупили необходимое количество (рассчитанное специалистами) сахара и конфет подушечек с повидлом, а так же изюма, риса, ну и прочего необходимого, в пекарне раздобыли дрожжей (что было отдельной трудной задачей, ввиду дефицитности продукта) и завели полную бочку браги. День «Ч» близился, брага поспевала и стал вопрос в каком виде она будет употреблена. Половина коллектива настаивала на том, что бы брагу перегнать, а вторая половина предпочитала слабоалкогольные напитки, и предполагала употребить ее в натуральном виде. В результате развернутых дебатов, нашли консенсус: решили половину браги перегнать, вторую половину оставить как есть.
Уже упомянутые специалисты в два счета соорудили из подручных материалов был сооружен самогонный аппарат, и через пару дней в распоряжении коллектива уже имелось некоторое количество чистейшего, прозрачного высокоградусного продукта. Вдобавок, специалисты неподалеку накопали каких-то корешков, которые были помещены в продукт для придания ему особых лечебных свойств, а так же изысканного вкуса и аромата.
Быт работников данной полевой бригады был устроен самым незатейливым образом. Бригада проживала в передвижном вагончике, в котором были устроены нары в три яруса. Кроме этого, был сооружен навес, под которым располагались длинный стол с лавками, за которым принимали пищу, а так же очаг, на котором эта пища приготавливалась. Этакая летняя полевая кухня-столовая. Для экономии, кухарка не нанималась, готовили по очереди, как это повелось много лет назад, и всех это устраивало. В описываемое время, рядом с очагом и была установлена бочка с брагой. Было еще одно сооружение, располагавшееся в некотором удалении от жилого вагончика – туалет типа сортир. Но его устройство отношения к данной истории не имеет.
И вот день «Ч» наступил. Мачта стояла во всей красе, все ванты натянуты должным образом, работа закончена. С раннего утра на кухне кипела работа по подготовке к празднику. В ней принимали участие не только обычный дежурный, но и практически все члены бригады. Каждый стремился внести посильный вклад в подготовку к празднику. К обеду все было готово, и праздник начался. Благодаря уму и смекалки, а так же охотничьим и рыбацким талантам некоторых членов бригады, стол ломился от всевозможных деликатесов исключительно натурального природного происхождения, а так же от спиртных напитков самодельного производства.
И праздник начался! Звучали самые разнообразные тосты, как говорится «За здоровье раненых, за свободу пленных, за красивых женщин и за всех военных». Ближе к полуночи, кода выпили если не все, но отпили много, разговор свернул на производственные темы. Началось обличение недостатков организации и системы оплаты. Бригадир остро почувствовал ту грань пьянки, за которой еще по стакану- и разговор свернет на политику, а это, учитывая политическую обстановку в стране, чаще всего, добром не кончается. И Бригадир принял волевое решение – пьянку прекратить и все отправляться спать. Народ слабо пытался возразить, требуя продолжения банкета, однако, под давлением авторитета старшего, отправился в вагончик на боковую. Тем более, еще был даже не рассвет, а только предрассветное время, когда только-только начало сереть.
Под утро, одним из членов бригады, Николаю, овладело непреодолимое желание выйти на свежий воздух. А именно, по мелкой нужде, так как вечером он, преимущественно, налегал на брагу. Следуя этому желанию, он, оставаясь в неглиже, сунул ноги в сапоги, и вышел на свежий воздух. Отойдя на пару шагов от вагончика, он с наслаждением справил нужду, и уже собрался вернутся на свое место на нарах, чему способствовал весьма прохладный воздух, но его привлекло внимание нечто.
Надобно заметить, что Николай мужчина весьма представительного вида, под два метра ростом, и соответствующим весом. В связи с этим обладал характерам, не склонным к решению проблем с людьми вербальным характером, а более полагался на грубую силу.
И при всем при этом, в предутренним сумраке, он заметил некое движение под навесом кухни-столовой. Сделал пару шагов в эту сторону, он обнаружил, что коло бочки с остатками браги имеется обширная задница в темных штанах, все остальное склонилось в бочку, и там активно ерзало. В не совсем еще трезвом мозгу Николая, как молния осветилась мысль - местный Бич допивает их брагу! При этом мысль, откуда возьмется здесь Бич, если до ближайшего населенного пункта более двадцати километров, в его мозгу не возникла. И Николай, решительно приблизившись к злоумышленнику, со всей дури зарядил кирзовым сапогом по обширной заднице, метясь чуть пониже копчика. Незваный гость воспринял такой поступок крайне негативно, обернулся, взревел и встал вертикально. По росту незваный гость оказался повыше Николая, тем более что это оказался медведь.
Николай заорал не хуже медведя однако убежать ему противник шанса не дал. Растопырив лапы, он обнял Николая, как долгожданного родственника, начал его ломать. На его счастье, его коллеги проснулись, выскочили из вагончика, при чем, самые опытные прихватили ружья, увидев эту картину маслом, начали палить в воздух, что привело к тому, что медведь решил с этой кодлой не связываться и ретировался в тайгу. А окровавленный Николай остался лежать на земле.
На его счастье, один из членов бригады, проходил службу в спецназе. А как известно, наш родимый спецназ может все- в том числе и в медицине. Под его руководством разорвали простыню и перевязали раны Николая, чем спасли его от критической кровопотери. После чего загрузили его в машину, и помчались в Чульман, в больницу. К счастью, там дежурил сам заведующий хирургическим отделением, известный на весь район хирург. Короче, Николая немедля подали на стол, и в течение шести часов его зашивали и гипсовали. Оказалось, что кроме ран от когтей, у него были сломаны несколько ребер, левая рука и ключица. Но, к счастью, все раны оказались тяжелыми, но не некритичными. Николай, в конечном, итоге, через четыре месяца из больницы выписался. В то же время, людская молва разнесла по всему БАМу историю, о там, как современный богатырь дал пенделя медведю, а после, схлестнувшись с ним в непримиримой рукопашной схватке, обратил медведя в бегство. СО всего БАМа съезжались паломники, что бы хотя бы сфотографироваться со знаменитостью, а если повезет – выпить с кумиром. Поскольку за выпивку паломники, то Николай сильно и не противился. К частью, начальство своевременно и правильно среагировало- перевело Николая в другую бригаду, куда то под Владивосток, куда слава о героическом борце с медведями, не докатилась.
Но и по настоящее время, по БАМу ходит легенда о бесстрашном бойце, не побоявшемся бросить вызов Медведю.
Свидетельство о публикации №225012701041
Прочитал с большим интересом и с улыбкой!
Геннадий Леликов 20.04.2025 09:23 Заявить о нарушении