Последний герой слэшеров, или Danger clowns

«У «Ужасающего» гораздо больше стиля — как визуально, так и на слух — чем у среднего фильма такого рода. Это удивительно красивая картина.»
Сол Харрис, Starburst

Sometimes there's a man... I won't say a hero, 'cause what's a hero? But sometimes, there's a man,  well, he's the man for his time and place. He fits right in there.
The Stranger, The Big Lebowski

А помните героев великих слэшеров восьмидесятых-девяностых? Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз, Майкл Майерс. Кто-то сказал, что один из признаков того, что ты повзрослел - ты начинаешь сопереживать именно этим ребятам, а не тупым тинейджерам. Каждый из них стал абсолютно культовой фигурой своего времени.

И не последнее место в галерее культовых злодеев занимали клоуны - вспомним мистера Джинглса, Хеллбрида и, конечно, абсолютно хрестоматийного Пеннивайза в несравненном исполнении Тима Карри. Так или иначе, эта тема всплывала периодически, например, в «Сверхъестественном» в виде фобии Сэма Винчестера. Почему клоуны? Да Бог его знает, всё-таки, наверное, какой-то страх они наводят. Да и ваш покорный слуга не избежал этого («Кровь и смех», «Призовая стрельба»).

Но казалось, что с наступлением эпохи тотальной толерантности и политкорректности уже сложно представить себе появление таких героев, да и нынешние злодеи как-то измельчали, ну, в самом деле, бояться, что ли, обвисших сисек Деми Мур или демагога-атеиста в исполнении Хью Гранта. Да, есть орегонский гусак в исполнении Кейджа, но это скорее исключение. Тем более что нынешние злодеи - они, блин, натуры со сложной душевной организацией, да и фильмы подаются, то как манифесты сами-знаете-чего, то как рассуждения о всяческих абьюзах: не виноватый я! Мамка с папкой всему виной! А где же бескомромиссное зло, крошащее всё на своём пути на мелкие кусочки?

А вот оно! Пациент оказался скорее жив, чем мёртв. И произошло это благодаря Дэмиену Леоне, создавшему франшизу из короткометражек 2013 года и одной новеллы в «Кануне Хэллоуина». Итак, прошу любить и жаловать - клоун Арт, он же по поддельным документам Морис Джексон.

Началось всё с малобюджетного слэшера 2016 года. Уже тогда было ясно, что мы имеем дело с чем-то неординарным. Сюжетная линия проста: откуда ни возьмись на Хэллоуин в округе Майлз появляется зловещий клоун Арт (Дэвид Ховард Торнтон). Он ничего не говорит, зато выдаёт потрясающие пантомимы. А попутно всмятку разносит добропорядочных граждан городка, уделяя особое внимание бухим тинейджерам (привет героям восьмидесятых!). Как говорилось в одном известном Интернет-меме, «бл..дский цирк! Клоуны-дегенераты! Откуда они? Х..й его знает!». Надо сказать, что даже на том бюджете цирк удался - кровищи и расчленёнки, причём не стыдливо прикрываемой, а самой что ни на есть натуралистичной, хоть отбавляй.

Вторая часть, уже поддержанная крупными студиями (и, кстати, частично профинансированная фанатами), ещё усложняет историю, появляются два главных антагониста нашего Арта - студентка Сиенна Шоу (Лорена Ловера) и её брат-ботаник Джонатан (Эллиот Фаллэм). Но и Арт нынче не один - у него появляется помощница, абсолютно инфернальная девочка (Амелии Маклэйн). И шоу продолжается, отдадим должное Арту - изобретательность в умерщвлении растёт на глазах. Кстати, вторая часть стала ни много ни мало самым кассовым безрейтинговым фильмом за всё время существования кинематографа.



Тот же сюжет развивается и в третьей части, только там уже действие происходит на Рождество. Там же появляется «привет» из первой части - бывшая жертва Арта Виктория Хейз (Саманта Кэссиди), с изуродованным клоуном лицом, но волею судеб оказавшаяся на его стороне.

Конечно, главный успех франшизы - это Дэвид Ховард Торнтон. Не говоря ни слова, своими пантомимами и клоунскими ужимками он не только пугает, но и вносит здоровую долю чёрного юмора. Здесь талант Торнтона явно преобладает над вполне себе банальной манерой его коллег.

Ну, а по части реализма самого процесса - здесь, конечно, Леоне развернулся по полной. Используется всё - от пустых бутылок, крыс, загоняемых во внутренности жертв до жидкого азота, а также вполне себе простых ножичков и пистолетов. Так что, если вы - существо той самой тонкой душевной организации, то, разумеется, не советую, а то, говорят, на премьерах некоторые в обморок падали.

Что дальше? Уже изданы комиксы и появилась компьютерная игра, финал третьей части намекает на четвёртую, которая, как намекает Леоне, будет последней. Ну, не знаю, «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13» или «Крик» вон сколько раз «заканчивались», однако сиквелы продолжались.

Так что поздравим себя с новым культовым героев слэшеров и сплаттеров - и приятного просмотра, детки!

Photo by form PxHere


Рецензии