О былой славе колхозов и кружевах д. Зобы
О былой славе колхозов и кружевах д. Зобы
ЗАСТАВКА:
«ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ
провинциальные музеи земли тверской»
Музей сельского Дома культуры д. Зобы Бежецкий район
ГРАФИКА
ДИКТОРСКИЙ ГОЛОС:
«С чего начинается в провинции музей? Обычно отвечают, что с находки костей мамонта! Ошибка это. Музеи начинаются с обретения чувства обиды за родную землю. Какой обиды? А такой, что земля, не имеющая музея, оказывается, как бы чем-то обделенной, ой как обделенной! Не чем иным, а памятью, знанием самого себя, своего прошлого и… даже настоящего».
Владимир Гречухин, краевед
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Небольшие провинциальные музеи, созданные простыми жителями, — в них столько доброты, трепетности, гордости и любви!
Каждый экспонат, принесённый в музей, хранит историю семьи. Он рассказывает об особенностях жизни ушедшего поколения, передаёт дух эпохи, свидетельствует о традициях, быте и моде времени, которое уже не вернуть. Но оно может заговорить — стоит лишь прикоснуться к этим свидетелям истории, собранным в скромных музеях.
Такие «хранители времени» рождаются по зову сердца — благодаря инициативным людям. Из небольших выставок они постепенно превращаются в общественные музеи: при школах, библиотеках, домах культуры, заводах, общественных центрах и туристических объектах.
Не будем спорить с профессионалами от культуры о том, можно ли присвоить таким собраниям официальный статус музея. Пусть они разбираются с юридическими тонкостями. Для нас важнее другое: увидеть и узнать то, что бережно собрано людьми, — то, о чём рассказывают небольшие провинциальные музеи нашей огромной родной земли.
ПЕРЕБИВКА «ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ». д. ЗОБЫ
ДИКТОР: «С чего начинается Родина…» — эти строки знакомы каждому. Они стали эпиграфом ко многим автобиографиям и воспоминаниям, которые передаются из уст в уста или бережно хранятся в музейных экспозициях.
С чего же начинается Родина?
Она начинается с тех мест, где не просто родился, а где душа поёт, где на сердце легко и хочется узнать всё — о каждом колоске, каждом домике, каждом повороте дороги. Узнать, сохранить…
Так, например, случилось в небольшом музее при Доме культуры деревни Зобы Бежецкого края.
ТИТР: Елена Сысоева, директор Дома культуры д. Зобы (Бежецкий район)
СИНХРОН: Единственное, что я помню, — это урок истории у Александры Ивановны Кудряшовой, бывшей директора школы. Она вела историю. Как сейчас помню: она принесла заметку из газеты — маленькую вырезку, где было написано, откуда пошло название деревни Зобы. Якобы здесь жили очень зажиточно, сыто — с полными зобами. Отсюда и название — Зобы. Я запомнила эту вырезку с урока истории. Не знаю, насколько это достоверно, но она нам её показала.
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Музей «Трудовой Славы» располагается в Зобинском Доме культуры. Его хранитель и собиратель истории — Елена Сысоева, директор Дома культуры СПК «Новая жизнь».
Музей ведёт свою историю с 1978 года. Однако в его фондах есть экспонаты, указывающие на ещё более ранние истоки. Но обо всём — по порядку.
СИНХРОН: Всё началось в далёком 1978 году по инициативе Виктора Арсеньевича, парторга колхоза «Новая жизнь». Музей назвали — и до сих пор так называют — «Музеем трудовой Славы», потому что колхоз был передовиком. Колхоз славился на всю область. Его передовики ездили на всесоюзные выставки в Москву, на съезды. Видимо, тогда и возникла потребность — это запечатлеть.
ДИКТОР: Елена Николаевна с воодушевлением и гордостью рассказывает об экспозиции музея. Здесь собрана история трудовых подвигов людей, работавших в колхозе, хранятся удивительные предметы крестьянского быта и по настоящему уникальные, раритетные экспонаты — свидетельства любви к труду наших предков.
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Как говорится, кашу без топора не сваришь. Откуда же пошла эта поговорка? В сельской России издавна варили кашу в котле на открытом огне, используя не только дрова, но и топор. Каша считалась обрядовым угощением — она примиряла и сближала людей, символизируя трудолюбие и смекалку. Традиция уходит корнями в глубокую древность.
В Зобинском музее хранится настоящий топор древнего человека — ему, вероятно, уже много много лет.
Описание к экспонату
Топор первобытного человека обнаружен начальником отряда третьей партии «Гидростройпроекта» товарищем Рябенко во время изысканий стройматериалов. Находка сделана в 9;км от Бежецка, у деревни Горлово Любовицкого сельсовета, на глубине полутора метров. Эта находка подтверждает: здесь, когда то располагалась стоянка людей каменного века.
ЛАЙФ (рассматривает топор)
— Это, получается, из камня? Не железо, а камень?
ДИКТОР: Первые поселения на территории Бежецкого края относятся к эпохе мезолита — примерно VII–VI тысячелетие до н. э. Археологи обнаружили стоянки в верховьях Мологи. Древние люди оставили после себя уникальные орудия труда — например, наконечники дротиков с кремниевыми вкладышами.
В IX–X веках в верховья Мологи переселились ильменские славяне. Топор был найден в 1935;году. Как он попал в маленький провинциальный музей — теперь уже не узнать. Но увидеть его можно, посетив деревню Зобы.
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Маленький музей в Доме культуры — это прежде всего история трудового подвига местных жителей.
1931;год ознаменовался завершением коллективизации: единоличные крестьянские хозяйства объединялись в сельскохозяйственные артели. На территории будущего колхоза образовались три сельских совета — Княжеский, Глинеевский и Любодинский, включавшие 23;колхоза.
С годами картина менялась: мелкие артели укрупнялись. К 1950;году здесь уже насчитывалось 4;колхоза, а в годы перестройки остался один — коллективное хозяйство «Новая жизнь».
Музей бережно хранит память об этих этапах: документы, фотографии передовиков, знамёна, награды. Но главное — воспоминания местных жителей. Вот как описывал деревенскую жизнь товарищ Александров (деревня Лопусково):
«С утра до вечера мужики пропадали на пашне, помогая сивкам тянуть в борозде неуклюжие сохи. А когда поспевал урожай, с серпом в руках гнули спины над жидкими полосами».
Сегодня это ушло в прошлое — как и простая радость от того, что кто то из местных колхозников смог купить велосипед.
Например, Василий Соколов из Княжеского сельского совета в 1935;году получил столько хлеба и других продуктов, что их хватило на полтора года. Излишки он продал государству — и на вырученные деньги приобрёл велосипед. Об этом даже писали в газете.
Экспозиция рассказывает и о том, что в колхозе было своё радио. Возможно, оно позволяло слушать передачи из Твери, но главное — помогало организовывать работы: радиопереклички проводились повсеместно.
Труженики работали в поте лица — и получали признание: грамоты, медали, снова грамоты. Всё это бережно собрано в музее.
СИНХРОН: У нас был такой период, когда собрание проходили ежегодно, наши двери музея были открыты. Все могли прийти, посмотреть. Но сейчас, коллектив колхоза новый, тем более им должно быть интересна история колхоза. А кто вот старые колхозники, они приходят, узнают своих отцов, дедов, прадедов даже.
История – это гордость. Когда ты заходишь в музей, понимаешь. Что действительно в колхозе жизнь всегда процветала. Когда ты ведёшь все эти знамена, вымпела, читаешь - победитель, победитель, победитель. Понимаешь. Что очень богатая история у нашего колхоза, поселения.
ДИКТОР: Главная культура с которой работали - лён. Лучший лен в Советском Союзе выращивали в Зобах. Читаем: победа на уборке урожая немыслима без правильной организации труда, четкой расстановки людей, использования машин и всех средств производства.
А работали всем миром.
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Все предметы старины, собранные в музее - это свидетели трудовых будней сельчан. И прежде всего все было связано с выращиваем и уборкой льна.
В крестьянском хозяйстве лён играл исключительную роль. «Лён вымотает – лён и озолотит» – так гласит древняя русская пословица. Из этого растения делали одежду, неводы, паруса для лодок и другие полезные вещи. Белизна льняной ткани позволяла крестьянам выглядеть торжественно на любом празднике. Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись. Лучшим местом для высадки этого растения считались подсеки.
Землю под посев расчищали мужчины, они же вспахивали участок и засевали его, а вот прополка и другие работы ложились исключительно на плечи женщин. Заготовленный лен «прочесывали» специальными деревянными гребнями и замачивали в водоемах.
Вымоченные растения сначала сушили на лугах, а после досушивали в специально сооруженных ригах. Там же их трепали «трепальницами» и разминали «мялицами». Большая часть волокна шла на удовлетворение нужд собственного хозяйства крестьян, оставшийся лён продавали. Доходы от продажи чаще всего шли на уплату налогов государству.
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Долгие зимние вечера женщины проводили за прядением. Тонкую и ровную пряжу умели прясть только настоящие рукодельницы. Качество спряденных нитей позволяло родителям жениха судить о её трудолюбии и характере. Девочек приучали к веретену уже с 5-летнего возраста, а самым лучшим подарком для юной девушки была расписная прялка.
СИНХРОН: Вот эту вот прялку принесли прошлым летом. Мы ее отмыли, отчистили. Потом другие принесли и у нас появилась третья прялочка. Она совсем другая. Такая вот украшенная.
ДИКТОР: Такие прялки можно увидеть в музее. А еще самую настоящую нить из льна.
Сколько лет этому платью?
ЛАЙФ (показывает изделия)
Это лён. Работа очень кропотливая.
ДИКТОР: Ткацкие станы традиционно устанавливали в избах. В музее сохранился такой станок — и что особенно ценно, он находится в рабочем (или почти рабочем) состоянии.
СИНХРОН: Мечта научиться ткать была у меня всегда. Хотелось бы его восстановить: вытащить, заправить, запустить. Я даже ездила на курсы, но без постоянной практики навыки быстро забываются.
К нам приезжала специалист — она сразу сказала, что достаточно выточить одну две деревянные детали, и станок снова будет ткать. Но для этого нужно время. Главное, что сам станок у нас есть.
ДИКТОР: Сегодня мало кто умеет обращаться с таким станком, однако в музее хранятся готовые льняные ткани и одежда.
ЛАЙФ (рассматривают экспонаты)
- Такие тоненькие ниточки… Каждое движение — всего лишь ширина одной ниточки. Вот эта рубаха принадлежала бабушке Дуне (уже не помню её отчества). В ней она даже выходила замуж.
- Я датировала его началом XX;века. То есть ему точно больше 120;лет. Это сорочка.
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Вернёмся к истории.
Пока женщины создавали ткани и полотна, мужчины из грубых льняных волокон вили бечёвки, канаты, сети, паруса и другие необходимые в хозяйстве вещи. Из семян льна отжимали масло, но из за их постоянные нехватки делали это редко. В музее представлены и масловыжималки.
Справиться с этими приспособлениями непросто, хотя принцип их работы понятен. Поражает то, как такие предметы смогли сохраниться до наших дней.
До нас дошли и свидетели фронтовых 1940 х;годов — гильзы от снарядов. Хотя источники не сообщают о сильных бомбардировках Бежецкого края, осколки на полях красноречиво напоминают о страшных военных годах.
СИНХРОН: В юбилейные даты Дня Победы мы проводим экскурсию о колхозе «Новая жизнь» в годы войны. Рассказываем, как колхоз выживал и помогал фронту, говорим о ветеранах. Сейчас на нашей территории не осталось ни одного ветерана, но мы храним память о них.
ДИКТОР: За годы войны из Зобинского поселения на фронт ушли 652;земляка, в том числе 19;женщин. Из них:
• 106;человек погибли;
• 117;пропали без вести;
• 25;умерли в госпиталях от ран.
Обо всех героях поселения можно узнать в музее.
Время идёт, жизнь меняется, но остаются предметы и документы, позволяющие понять, как жили люди прежде. И пусть провинциальные музеи невелики по размерам, они бережно хранят историю родных земель.
ТИТР: Елена Сысоева, директор Дома культуры д.;Зобы (Бежецкий район)
СИНХРОН: Например, на витрине, посвящённой Великой Отечественной войне, лежит похоронка на брата моей бабушки. Кто то приносит письмо, кто то — фронтовой «треугольник», кто то — орденскую книжку деда или прадеда. Всё это мы сохраняем.
Моя мама работала здесь и очень любила собирать предметы старины, бытовые вещи. Она многое добавила в музей.
ДИКТОР: Ваша семья, можно сказать, тоже — хранители и собиратели истории!
СИНХРОН: Да. Все бабушкины кружева, все скатерти — они здесь.
Это и есть история…
ЗТМ
ТИТРЫ
НАД ПРОГРАММОЙ РАБОТАЛИ
автор
Татьяна Скорнякова
операторы
Евгений Гарданов
Андрей Шаутин
Валерий Зайчиков
монтаж
Евгений Гарданов
в работе над программой принимали участие
Елена Сысоева
директор Дома культуры д. Зобы Бежецкий район
в программе использованы
архивные видеоматериалы БНТВ, канала «Мариинского Посада. История и культура»
Музыка
Исаак Дунаевский - Марш энтузиастов (из кф Светлый путь)
Музыкальные композиции с сайта Zvukipro.com - звуки высокого качества.
БНТВ @ 2023 г.
Свидетельство о публикации №225012701090
Мария Кравченко 2 27.01.2025 16:13 Заявить о нарушении
