О былой славе колхозов и кружевах д. Зобы

Хранители 3. Музей сельского Дома культуры д. Зобы
ЗАСТАВКА:
ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ
провинциальные музеи земли тверской
ДИКТОРСКИЙ ГОЛОС (мужской)
«С чего начинается в провинции музей? Обычно отвечают, что с находки костей мамонта! Ошибка это. Музеи начинаются с обретения чувства обиды за родную землю. Какой обиды? А такой, что земля, не имеющая музея, оказывается, как бы чем-то обделенной, ой как обделенной! Не чем иным, а памятью, знанием самого себя, своего прошлого и… даже настоящего».
Владимир Гречухин, краевед
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Небольшие провинциальные музеи, созданные простыми людьми, жителями той или иной местности - сколько в них доброты и трепетности, гордости и любви. Каждый экспонат, принесенный человеком в музей - хранит историю семьи, показывает особенности жизни ушедшего поколения, дух эпохи, свидетельствует о традициях, быте, моде того времени, времени -  которое уже не вернешь, но которое может о себе рассказать и, напомнить многое из прошлого, стоит только прикоснуться к этим свидетелям истории, собранным в маленьких музеях.
Эти хранители времени возникают по велению сердца инициативных людей, и потом из маленьких выставок, превращаются в общественные музеи при школах, библиотеках, домах культуры, заводах, организациях, общественных центах и туристических объектах.
И не будем спорить с деятелями от культуры -  можно ли таким хранителям времени придавать статус - музея! Пусть они разбираются в юридических документах без нас. Ведь нам важно увидеть и узнать то, что собрано людьми, и о чем рассказывают небольшие провинциальные музеи нашей большой родной земли.
Перебивка «ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ» ЗОБЫ
ДИКТОР: С чего начинается Родина….Строки из этой песни хорошо всем знакомы и стали эпиграфом ко многим автобиографическим произведениям и воспоминаниям, которые или передаются из уст в уста или хранятся в музейных экспозициях.
С чего начинается Родина?
А начинается она с тех мест, где не только родился, а где душа поэт, где на сердце легко и хочется знать все о каждом колоске, каждом домике, каждом повороте дороги …. Знать, узнавать и сохранять… как, например, было сделано в небольшом, провинциальном музее Дома культуры деревни Зобы Бежецкого края.
СИНХРОН
ТИТР: Елена Сысоева
Директор Дома культуры д. Зобы Бежецкий район
((Единственное, что я знаю, нам на уроке истории Александра Ивановна Кудряшова, директор школы бывшей, историю вела, как сейчас помню принесла заметку из газеты. Вот такая маленькая вырезка, где было написано откуда пошло название деревни Зобы: якобы жили очень зажиточно, сыто, с полными зобами люди. Поэтому - Зобы. Вот это я помню с урока истории, с этой маленькой заметки. Уж не знаю насколько это достоверно, но вот она эту вырезку нам принесла.))
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Музей «Трудовой Славы» располагается в Зобинском Доме культуры.  Хранителем музейных экспонатов и собирателем истории сейчас является Елена Сысоева, директор Дома культуры.
Свое начало музей берет с 1978 года. Однако, здесь хранится экспонаты, которые могут свидетельствовать и о более ранней точке отсчета музея. Но обо всем по порядку…
СИНХРОН:
ТИТР: (тот же)
((Началось все в далеком 78 году по инициативе Виктора Арсеньевича, парторга. Тогда он был парторгом колхоза «Новая жизнь». Назывался музей и его до сих пор так называют «Музей трудовой Славы» потому, что колхоз был передовиком. Очень много было передовиком в колхозе. Славился по всей области колхоз. Передовики даже ездили на всесоюзные выставки в Москву, на съезды. Поэтому, видимо, появилась такая необходимость запечатлеть где-то.))
ДИКТОР: Елена Николаевна с воодушевлением и гордость рассказывает о экспозиции музея, где собрана история трудовых подвигов людей, которые трудились в колхозе, где хранятся удивительные предметы крестьянского быта и поистине уникальные, раритетные экспонаты, свидетельствующие о любви к труду древнего человека.
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Как говорится,  кашу без топора не сваришь….. А почему, да потому что
в сельской местности России когда-то было принято варить кашу в котле на открытом огне, используя куски дров и топор. Каша – считалась обрядовым угощением, которое примиряет, сближает людей и говорит о трудолюбии и смекалке человека. И шло это из давших, древних времен.
Хранится в зобинском музее топор древнего человека – самый, что ни на есть настоящий… и ему, скорее всего, ну очень много лет….
Описание к экспонату гласит: что это топор первобытного человека найден был начальником отряда третьей партии Гидрострой проекта тов. Рябенко во время работы по изысканию стройматериалов в 9 километрах от города Бежецка у деревни Горлово Любовицкого сс. Найден топор на глубине полутора метров.
Эта находка свидетельствует о том, что здесь когда-то было место стоянки людей каменного века.
ЛАЙФ
((Это он получается из камня, это не железо, это камень))
ДИКТОР: Первые поселения на территории бежецкого края датируются периодом мезолита это где-то VII-VI тыс. до н.э. Стоянки этого времени были обнаружены археологами в Верховьях Мологи. Древние люди оставили в качестве следа своего существования уникальные орудия труда, например, наконечники дротиков с кремниевыми вкладышами. В IX—X веках в Верховье Мологи переселились ильменские славяне. Топор был найден в 1935 году.  И опять-таки, интересно, как попал он в этот маленький провинциальный музей, сейчас уже и не узнать…
А увидеть его можно, побывав в деревне Зобы….
ЛАЙФ (рассматриваем топор)
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Маленький музей в Доме культуры - это прежде всего история трудового подвига людей. В 1931 году в стране завершилась коллективизация единоличных крестьянских хозяйств в сельскохозяйственные артели. На территории нынешнего колхоза было создано три сельских совета –  Княжеский, Глинеевский, и Любодинский. В состав которых входили 23 колхоза. За годы советской власти произошли большие изменения. Мелкие артели укрупнялись, В 1950 году на существующей территории было уже 4 колхоза, а затем уже в годы перестройки остался один, и это коллективное хозяйство Новая жизнь.
Этапы становления, развития, доблестных урожаев отмечены в музее. Здесь много документов, фотографии передовиков. Знамена, награды, фамилии,
Но самое главное создатели экспозиции бережно сохранили воспоминания жителей этой территории
Вот что видел в своей деревне Лопусково товарищ Александров. «С утра до вечера мужики пропадали на пашне, помогая сивкам тянуть в борозде неуклюжие сохи, а когда поспевал урожай с серпом в руках гнули спины над жидкими полосами». Теперь это кануло в вечность, канула в вечность и радость от того, что, например, один из местных колхозников купил велосипед.
«Соколов Василий колхозник Княжеского сельского совета, хлеба и других продуктов получил столько, что их хватило на полтора года.  Излишки он продал государству в порядке хлебозакупок и на полученные деньги купил велосипед. Было в 1935 году».
Об этом даже писали в газете.
Можно из экспозиции узнать, что в колхозе было свое радио. Возможно и для того, чтобы слушать эфир из Твери, а еще чтобы организовывать работы. Ведь радиопереклички были повсеместно… И работали наши труженики в поте лица, и получали награды – грамоты, медали и опять грамоты. Многое собрано в музее.
СИНХРОН:
ТИТР: (тот же)
((У нас был такой период, когда собрание проходили ежегодно, наши двери музея были открыты. Все могли прийти, посмотреть. Но сейчас, коллектив колхоза новый, тем более им должно быть интересна история колхоза. А кто вот старые колхозники, они приходят, узнают своих отцов, дедов, прадедов даже. История – это гордость. Когда ты заходишь в музей, понимаешь. Что действительно в колхозе жизнь всегда процветала. Когда ты ведёшь все эти знамена, вымпела, читаешь -  победитель, победитель, победитель. Понимаешь. Что очень богатая история у нашего колхоза, поселения.))
ДИКТОР: Главная культура с которой работали - лён. Лучший лен в Советском Союзе выращивали в Зобах. Читаем: победа на уборке урожая немыслима без правильной организации труда, четкой расстановки людей, использования машин и всех средств производства.
А работали всем миром.
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Все предметы старины, собранные в музее  - это свидетели трудовых будней сельчан. И прежде всего все было связано с выращиваем и уборкой льна.
В крестьянском хозяйстве лён играл исключительную роль. «Лён вымотает – лён и озолотит» – так гласит древняя русская пословица. Из этого растения делали одежду, неводы, паруса для лодок и другие полезные вещи. Белизна льняной ткани позволяла крестьянам выглядеть торжественно на любом празднике. Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись. Лучшим местом для высадки этого растения считались подсеки. Землю под посев расчищали мужчины, они же вспахивали участок и засевали его, а вот прополка и другие работы ложились исключительно на плечи женщин.
Заготовленный лен «прочесывали» специальными деревянными гребнями и замачивали в водоемах. Вымоченные растения сначала сушили на лугах, а после досушивали в специально сооруженных ригах. Там же их трепали «трепальницами» и разминали «мялицами». Большая часть волокна шла на удовлетворение нужд собственного хозяйства крестьян, оставшийся лён продавали. Доходы от продажи чаще всего шли на уплату налогов государству.
ПЕРЕБИВКА
ДИКТОР: Долгие зимние вечера женщины проводили за прядением. Тонкую и ровную пряжу умели прясть только настоящие рукодельницы. Качество спряденных нитей позволяло родителям жениха судить о её трудолюбии и характере. Девочек приучали к веретену уже с 5-летнего возраста, а самым лучшим подарком для юной девушки была расписная прялка.
СИНХРОН:
ТИТР: (тот же)
((Вот эту вот прялку принесли прошлым летом. Мы ее отмыли, отчистили. Потом другие принесли и у нас появилась третья прялочка. Она совсем другая. Такая вот украшенная. ))
ДИКТОР: Такие прялки можно увидеть в музее. А еще самую настоящую нить из льна.
ЛАЙФ
ТИТР: (тот же)
((Это лень, это очень кропотливая работа))
ДИКТОР: Ткацкие станы также устанавливались в избах . В музее есть такой станок и самое уникальное, что он сохранился в рабочем состоянии, или в почти рабочем состоянии.
СИНХРОН:
((Мечта научиться ткать была всегда. Его бы вытащить, восстановить, чтобы все зарядить, заправить. И на курсы ездила… но без практики все забывается быстро. Специалист к нам приезжала и прямо вот так, взглядом сказала, что уверенна, что здесь одну, две детали из дерева выточить и станок будет ткать. Но на это все надо время, главное, что станок есть.))
ДИКТОР: Мало кто умеет сегодня с ним обращаться, зато есть ткани из льна и одежда.
ЛАЙФ
((Такие тоненькие ниточки. Каждое движение, это всего лишь ширина ниточки. Вот от бабушки Дуни, сейчас отчество не помню, это ее рубаха. В ней замуж даже она выходила.
ДИКТОР: Сколько этому платью лет?
СИНХРОН:
((Я написала начало 20 века. 120 лет точно назад. Это вот сорочка.))
ПЕТЕБИВКА
ДИКТОР: Но вернемся к истории…
Пока женщины были заняты созданием различных тканей и полотен, мужчины вили из грубых волокон льна бечевки, канаты, сети, паруса и другие полезные в хозяйстве вещи. Из семян отжимали масло, однако их постоянная нехватка позволяла делать это довольно редко. Масловыжималки также представлены в музее. Справиться с этими предметами не просто, хотя принцип работы понятен, но удивляет то, как могли такие предметы сохраниться до наших дней.
Сохранились до наших дней и предметы – свидетели 40-х фронтовых годов. Гильзы от снарядов. Хотя источники информации не распространяются о том, что территория земли бежецкой подвергалась сильным бомбардировкам, но осколки снарядов, оставшиеся на полях, наглядно говорят о страшных военных годах.
СИНХРОН:
((Если это День Победы. В юбилейные обычно даты мы проводим экскурсию о колхозе Новая жизнь в годы войны. О том, как колхоз выживал, как помогал фронту. В ветеранах рассказываем. Сейчас у нас на территории никого не осталось из ветеранов, но мы храним память о них.))
ДИКТОР: За годы войны на фронт ушли из зобинского поселения 652 земляка, в том числе 19 женщин, из которых 106 человек погибли.117 пропали без вести, 25 умерли в госпиталях от ран. Обо всех героях поселения можно узнать в музее.
Идет время, меняется жизнь, но остаются предметы и документы из которых можно узнать, как жили люди прежде…. И пусть такие провинциальные музеи малы по своим экспозициям, однако они хранят историю своих родных земель….
СИНХРОН:
ТИТР:
((Например, на витрине, посвященной Великой Отечественной войне лежит похоронка на брата моей бабушки. Кто-то приносит письмецо, кто-то треугольник, кто-то принес орденскую книжку своего деда, прадеда, чтобы опять же, это сохранилось. Моя мама работала здесь, она очень любила собирать быт, предметы старины. Много что она дополнила в этот музей.))
ДИКТОР: Ваша семья можно сказать, также Хранители и собиратели истории!
СИНХРОН: ((Да, все бабушкины кружева, все они здесь. Все скатерти бабушкины… Да, история.))
ЗТМ
ТИТРЫ.
ТИТРЫ
НАД ПРОГРАММОЙ РАБОТАЛИ
автор
Татьяна Скорнякова

операторы
Евгений Гарданов
Андрей Шаутин
Валерий Зайчиков
монтаж
Евгений Гарданов
в работе над программой принимали участие
Елена Сысоева
директор Дома культуры д. Зобы Бежецкий район
в программе использованы
архивные видеоматериалы БНТВ, канала «Мариинского Посада. История и культура»
Музыка
Исаак Дунаевский - Марш энтузиастов (из кф Светлый путь)
Музыкальные композиции с сайта Zvukipro.com - звуки высокого качества.

БНТВ @ 2023 г.


 


Рецензии
отлично! Молодец! Хорошая история р сильных людях, о нежных женщинах. сколько нежности в душе надо, чтобы сплести такое чудо. Спасибо, обнимаю, Маша

Мария Кравченко 2   27.01.2025 16:13     Заявить о нарушении