Христианский взгляд на философию Платона

                Христианский взгляд на философию Платона

                Philosophia Platonis sub specie christianitatis
 

Какие «упрёки» можно было бы выдвинуть философии Платона, осмысляя её с христианских позиций?
 
1. Отождествляя космос с «чувственно воспринимаемым богом»,*1 Платон – при всей сложности и изощрённости своей идеалистической тео-философии – предстаёт пред нами самым настоящим, чистопородным пантеистом.*2 
2. Космос (универсум, мироздание) создан богом из четырёх стихий, из так называемых «четырёх материальных элементов»: огня, воды, земли и воздуха, но сами эти стихии – что важно! – вовсе не являются творением, ибо никем и ничем не созданы.*3   
3. В центре философской психологии сына Аристона и Периктионы – идея «перевоплощения» (з мефенущмбфщуйт, reincarnatio) душ. Согласно Платону, смерть есть разлучение души с телом, отделение психического от соматического, и новое воплощение, перевоплощение души, бессмертной по своей сути, представляет собой не что иное, как её переселение в новое – бренное – тело.*4
4. Теология Платона – теология политеистическая.*5
5. Среди космологических построений автора диалогов «Тимей» и «Политик» не найти эсхатологических мотивов; и в русле философии Платона отсутствует учение о конце, о разрушении мироздания.*6      

Таковы пять основных «упрёков», выдвигаемых христианством философии афинского мыслителя, таковы пять главных «укоров», прозвучавших среди христиан, догматически и критически взирающих на философское наследие сына Аристона и Периктионы.


                *
                Примечания

 
*1   См. «Тимей», 92 c6-7: «так что космос – зримое живое существо, объемлющее зримых, образ умопостигаемого, чувственно воспринимаемый бог».

*2   Заметим: пантеизм пантеизму рознь, и идея присутствия (praesentia) бога в универсуме вовсе не означает полного тождества (identitas) бога и универсума.

*3   В этом вопросе Платон оказывается наследником Эмпедокла. См. работу «Центральная ось философии Эмпедокла» в кн. Смирнов Ю.Е. От Фалеса до современной религиозной антропологии. – СПб.: Алетейя, 2022 (стр.37 –39).

*4   Эта тема найдёт своё продолжение у многих неоплатоников.

*5   Впрочем, этот «упрёк» можно было бы адресовать сотням древнегреческих мыслителей.

*6  Идея Платона насколько проста, настолько и глубокомысленна: то, что создано богом-демиургом, нерушимо. Космос создан божественным вмешательством – именно поэтому он не прейдёт.


                *   *   *   *   *

                Ю.Е.С.
                27.01.2025.


Рецензии