Кризис среднего возраста

ХРИСТИАНСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Взяла в нашем храме, когда ходила 19-го января за агиазмой, прошлогодний номер журнала Нижегородской духовной семинарии "Дамаскин": "Человек в поисках смысла". 

В отличие от гламурного "Фомы", "Дамаскин" - посерьёзнее,  большинство выпусков тематические, при этом иллюстрации отличные, так что десяток номеров больше ради них, чем ради текстов, которые и в сети можно найти, храню дома из-за красивых картинок.

"Монастыри и монашество: традиции и современность", "Раннее христианство", "Философские сказки", "Христианская письменность", "Христианское средневековье", "Православная психология", - вот только некоторые темы тех выпусков, которые у меня осели, а вообще журнал уже 16 лет издаётся 4 раза в год, так что всего их больше 60-ти.

Публикуются не только преподаватели НДС, но и семинаристы. Молодёжь особенно интересно читать, всякий раз думаешь, куда потом эти умнички попадут, дай-то Боже, чтобы не вышло из них потом чеховских Ионычей, только в рясе. 

Это опасение прямо соотносится с темой "христианского осмысления кризиса среднего возраста". Про кризис среднего возраста меньше у нас говорят и пишут, чем про подростковый, или мне так в силу педагогического анамнеза кажется? А ведь он реально есть: когда после 30 - ближе к 40 не умом, а телесно понимаешь, что жизнь конечна, скоро умрёшь, и поэтому нужно её остаток потратить не на то, что тебе навязано, а на то, чего ты сам реально хочешь, другой возможности, всё, не будет.

Хотя в  нынешних реалиях позднего взросления одно на другое может наложиться: кризис среднего возраста на подростковый. Реальный пример: девушка из религиозной семьи вышла замуж сразу после окончания школы,  родила в браке двоих детей, муж и его родители тоже люди церковные. И вот после 30, когда её собственные дети уже подростки, она ТАЙНО сбежала с детьми от мужа к любовнику, что повергло в шок родителей мужа, которые по соседству с ними жили и принимали активное участие в воспитании ненаглядных внучат. А тут долго вообще не знали, где они.

Как бы поступил взрослый человек в подобной ситуации, если уж застукал его кризис среднего возраста и  хочется поменять жизнь? Разговаривал бы со всеми заинтересованными лицами! Либо  с позиции: решение мною принято, и я вас об этом извещаю, либо на стадии принятия решения. А тайно сбежать - так только дети и подростки поступают, не надеясь объясниться и быть понятыми. Так что очень хорошо, что семинаристам, будущим пастырям, подобные вопросы разъясняют в "Дамаскине".

Меня всегда умиляла картина знакомства отца Павла Адельгейма со своей будущей матушкой Верой: посоветовал случайный знакомый её как подходящую невесту, отец Павел приехал к ней в село Гайворон, посмотрел на неё и тут же сделал предложение, а она сразу согласилась, тоже только школу окончила. Обвенчались, он увёз её за тридевять земель, а потом попал в лагерь за строительство храма и "хранения нелегальной литературы", а она осталась одна с тремя детьми (старшая дочь инвалид), без профессии и средств к существованию. Из тюрьмы уже и сам отец Павел вышел инвалидом, без ноги. И всё вместе преодолели, ещё и другим людям, в том числе и мне, помогали. Вот как так раньше получалось, а сейчас нет?

Статья навела меня на мысль, что раньше масса других обстоятельств "взрослила" человека, не только собственное физическое состояние, а сейчас можно до старости инфантилом прожить при хорошем здоровье.

А про себя поняла, что у меня кризис среднего возраста на целых десять лет растянулся по внешним причинам, с 98-го по 2008-й. В 98-м диагноз "астма" и дефолт (сокращение с тв) сделали своё дело, поняла, что не хочу больше учиться за оценки, взяла академку в Свято-Тихоновском, чтобы никогда уже не восстанавливаться, и вообще поняла, что если хочу ещё пожить, то нужно менять образ жизни, вернуться с севера на родину.

Но "тайно сбежать" не могла по этическим соображениям, да и открыто заявить тоже, не поворачивался язык сказать родителям после гибели брата, что лишу их единственной внучки, а потом уже и она сама выросла и выбрала остаться с ними.

Словом, я понимаю, как непросто настоять на своём выборе хотя бы в среднем возрасте, если уж в подростковом не вышло, особенно девушке (женщине), когда авторитарно настроено окружение (родители и/или муж), а в религиозной среде такое настроение неофитам кажется самым органичным и воспроизводится вплоть до подобных описанной катастроф.

Цитата: "В кризисе середины жизни наиболее мощно становится слышен голос глубинной природы человека и задаёт ему главные вопросы: кто ты и зачем ты живёшь? зачем я делаю то, что делаю?" Смещение с "ты" на "я" характерно, голос этот хоть и внутренний, но вполне отдельный, это голос совести (которая так прямо ни разу в статье не вспоминается). Ну а дальше всё зависит от того, насколько человек расслышит этот голос и что ему ответит.

Много лет назад меня поразила Маргарет Мид, написавшая в "Культуре и мире детства", что у полинезийцев нет подросткового кризиса, поскольку в реалиях семья=деревне подрастающие дети не убегают из единственной родительской хижины, а ночуют в тех, где им больше нравится: есть выбор - нет протеста.

Понятно, что христианское представление о моногамной семье так высоко, что сбежать от мужа не то же самое, что сбежать от родителей, например, к тому же мужу, если родители по каким-то причинам против. Это хуже, но разбираться-то всё равно нужно, если не разбираться и в упор не видеть реалии, то получается имитация вместо подлинной жизни.

Неожиданно вспомнила, что весь 22-й год не смотрела местные новости, у нас есть городская студия тв, раз в неделю делают выпуск. Госжурналистика в Беларуси, известно, какая, чаще всего мелькает в репортажах "заведующая отделом идеологии",  наш пострел везде поспел, где только не засветилась с речами и приветствиями. И вот за год один раз мы пересеклись. Когда весной был митинг-реквием с панихидой в 80-ю годовщину уничтожения гетто на месте массовых расстрелов, мы с Тишкой там присутствовали, при этом он вёл себя как обычно: увидел много детей и молодёжи и по очереди ко всем приставал, чтобы гладили, а тем уже наскучило стоять в шеренгах, и многие радостно его приветствовали.

Думаю, единственный случай за год, когда попала собака в кадр местных новостей, обычно собаки на собрания с концертами и митинги с панихидами  не ходят. Вспомнила подобный кадр, всегда меня умилявший, из царской ещё хроники: пышный военный парад, бравое воинство верхом на красивых породистых лошадях, и вдруг вбегает с беззвучным лаем в немой кадр собачонка и бегает посреди парада, никто её не гоняет.

В общем, мой кризис среднего возраста заключался в чётком осознании невозможности изменить окружающие реалии. Можно только создавать в себе и вокруг себя личное пространство, порой сужающееся до грудной клетки, порой расширяющееся до границ дома-квартала-города-страны (когда и если совпадаешь с другими их жителями), но уж такое, какое соответствует твоим личным целям и идеалам.

И поэтому везде с Тишкой хожу: чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак.

Лучше поздно, чем никогда, почитать и подумать.



Рецензии