Псалом 58. Господи, не помилуй всех, не убивай их
Смысловое ядро псалма – Не помилуй их, и не убивай их. Что же за этим стоит?..
Надписание: «Руководителю хора: не истли Давида «михтам» - (непереводимое слово) в столпописание. Когда послал Саул и стерегли дом, чтобы убить его». Псалом написан по поводу – или жизнь, или смерть.
«Избавь меня от врагов моих, Боже мой, и от восстающих на меня воздвигни меня».
«Избавь меня от делающих беззаконие и от мужей кровей спаси меня». По смыслу – пусть скорей, Господи, будет Твоя воля.
«Ибо вот подстерегают душу мою (как лев в засаде), собираются на меня крепкие не за преступление моё, не за грех мой, Господи».
«Без вины моей сбегаются и изготовляются, пробудись навстречу мне и виждь». А кто может быть без вины?.. Только мессия Христос. Изготовляются, имеется ввиду, в духе. В псалме 56-м от лица Миссии говорится: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё» перед распятием и крестной смертью. И это готовность, незыблемость, твёрдость и постоянство. Опять же, в псалме 50-м: «Дух незыблем обнови во утробе моей». И такие же решительные качества обнаружили распинатели. Если просто праведник вызывает против себя, казалось бы, немотивированную ненависть, то Богочеловек безгрешный собрал против себя всю злобу, которая только имелась на земле, и обе стороны были в совершенной духовной готовности противостояния. «Пробудись навстречу Мне». Это может говорить Сын Отцу, чтобы Ему воскреснуть единой силой Божества. «Виждь» - что? А то, что Сын исполнил своё служение.
«И Ты, Господь Бог Саваоф, Боже Израилев, пробудись, чтобы посетить все народы, не помилуй всех изменников беззаконных». Посетить все народы для чего? Когда Господь посещает вину кого-либо, то эта вина является. Например – вина отцов является на детях до 3 – 4-го рода. Господь посещает и милостью, как посетил Сарру и она зачала во чреве. Господь также посетил народ в Египте и об этом сказано с усилением: «Он посетил посещением». После этого начинается исход народа из рабства. Итак, Господь посетил все народы уже с Воскресением Христовым. Далее – «не помилуй». И это возможно. Первым был проклят Каин, потому, что он не хотел Божьей Милости, она была ему противна. Изменники беззаконные это те, кто ведает о должном Божьем произволении, порядке или законе, и это не те, кто побеждён какой-либо обычной чувственной страстью. Это - предатели веры. Их образом в Священном Писании является оружие, лук в руке предателя, который обращён назад и целится в своих. Другой образ предателей – псы. А главный вывод здесь состоит в том, что с Воскресением Христовым в Израиле обнаружились те, кого уже невозможно помиловать как Каина.
«Они возвращаются к вечеру, воют как пёс и обходят город». Свойства псов: 1. Те, кто пожирает трупы и лижет кровь, 2. Те, кто неразборчивы и корыстолюбивы. 3. Предатели в вере. 4. Ритуальные храмовые блудники. Но в этом стихе описываются псы бездомные, как люди лишившиеся Отечества. В Откровении сказано, что псы это те, кто остались вне града Божьего. Поэтому их тянет к конкретному городу – Иерусалиму. Туда непременно возвращаются противники Миссии. Вспомним, что Каин бродил и искал пристанища в городе, который сам же и изобрёл. А изменники уже не находят покоя в святом городе и окончательно его осквернят, потому, что к последним временам, «к вечеру», Иерусалим будет уже называться - Содом и Египет.
«Вот, изрыгают злобу устами своими, мечи в губах их, ибо они думают – кто слышит?» «Изрыгают» - исторгают от переполнения чрева. Этот глагол применяется для пояснения речевой деятельности, здесь - от переполнения злобой. «Мечи в губах» - это язык и то, что они говорят. «Кто слышит?..» Господь говорит фарисейскому руководству в псалме 49-м: «Ты это всё делал, и Я молчал». Перед воплощением Божьим было 4 века отсутствия пророков и в еврейской верхушке созрело настроение, что теперь всё так и будет и всё под контролем, и они будут делать что хотят, ибо – «кто слышит?»
«И Ты, Господи, посмеёшься им, и поругаешься всем народам». Это тема 2-го псалма: «Почто бушуют народы и людие тщатся о пустом?» Тогда ещё объединились на Помазанника Господня язычники и иудеи. Ныне же язычники это те, которые когда-то были христианскими народами и сейчас объединились с иудеями и действуют в истории как союзники. Об этом нынешнем союзе и сказано: «И Ты, Господи, посмеёшься им, и поругаешься всем народам»
«Сила его (врага) Я тебя сохраню, ибо Бог прибежище моё». Сохраню как нечто крайне ценное. После сотворения человек должен был хранить Рай от лукавого. А человек на уже проклятой Богом земле говорит – «Я Тебя, мой Боже, сохраню по-райски». И себя, соответственно, тоже – по-райски. И в этих словах вся суть аскетики.
«Бог мой, милость Его предварит меня, Бог даст увидеть мне соглядатаев моих» Предварит в смысле - предвосхитит. Тот же корень, что и у слова «кедем» - Восток. Благодать Божья, говорят отцы, и предваряет наши желания, но и следует за нашей волей. Это Божья Милость, которая проявляется впереди, на встречном движении – я ещё не помыслил, не попросил, а Ты уже дал. Соглядатаи – это не чужие, это свои демонически убеждённые люди. Вспоминаем «протоевангелие» из книги Бытия о наказе Божьем – человек блюдёт голову змея, а змей блюдёт пяту (низменные помыслы) человека. Обе стороны стерегут и выслеживают друг друга. Видеть таких соглядатаев это лучшая защита в невидимой брани.
«Не убивай их (а почему?), чтобы не забыл народ мой. Пошатни их общим достоянием Твоим, и низложи их, щит наш, Адонай». Кто усыновился дьяволу, того невозможно помиловать. Так Каин был проклят, но не убит. К тому же, ему была дана печать охранения. Дело в том, что народ Божий не должен забывать что такое Каин как духовный тип личности и что такое изменники в вере, которые распяли Миссию. Т.е. народ должен всегда помнить о Голгофе, а чтобы он не забывал, ему оставлены те из бывших христиан, которые идут путём Каина и не примут от Христа милости. Простой пример: у нас главный церковный праздник – Пасха, а на западе – Рождество. Ну не хотят они помнить о Голгофе. Они и Рождество превратили в развлечение и праздник распродаж. Видимо потому, что Голгофа это травмирующие переживание (пс. 21). Ещё раз: «Не убивай их, чтобы не забыл народ мой». На истинного христианина всегда разинута пасть дьявола. И мы тоже это всегда забываем, потому, что в жизни более-менее всё хорошо. Поэтому Господь так устроил, что забыть об этой опасности не дадут именно изменники из народа Церкви Христовой, забывшие и отринувшие Бога. «Пошатни их»… В проклятии Каину Господь сказал, что он будет шатающимся и шатким на земле. Это значит: трусящим, дрожащим, качающимся, трясущимся, бродящим как неразумный, как слепой побирающийся. В этом заключается шатание Каина. А Давид просит Бога сделать так, чтобы мы всегда видели это, чтобы изменники в вере несли на себе эту черту Каина и были такими же шаткими. А как лучше всего увидеть этот тип изменника?.. Только в Церкви и через Церковь, церковным сознанием и достоянием (силой, способностью, богатством и соборностью членов). Поэтому Давид просит: «пошатни их общим достоянием Твоим». Здесь не поможет ни одна гуманитарная общественная дисциплина.
«Слово губ их – грех уст их, и да уловятся в гордыне своей, и от проклятия, и от лжи, так они толкуют». Уста и губы здесь синонимы, т.е. – всякое слово грех. «Гордыня», по-еврейски «гаон» - точка силы, означает как величие, так и грех. Высшая точка этой силы может быть величием, если жить с Богом, либо гордыней, и тогда это от дьявола. Когда величие становится гордыней, тогда и каждое слово – грех. Далее - «Так они толкуют»… Глагол «сафар» - изъяснять, выявляя смысл. В данном случае гордыня – это не страсть, которой подвержены люди, это - преданность, неизменяемое состояние. А какие нужны духовные и душевные опоры, чтобы содержать эту «точку силы» как гордыню? А для этого нужна система – истолкование. Т.е. изменники в вере пересказывают и перетолковывают Священное Писание. Это их опора и школа, это их искусство и передача традиций. У иудеев всё это идеально налажено, и этому упорству можно было бы них поучиться. Вот такой систематический подход к Писанию происходит от проклятия и лжи. В жизни длящийся грех поддерживается системой, выработанной поколениями таких же толкователей, имеющих на себе проклятие и говорящих ложь.
«Заверши в ярости, заверши, и нет их: и познают, что Бог правитель в Иакове до оконечностей земли». «Заверши» – законченность в созидании или в разрушении. «Нет их» - и не будут они более именоваться народом Божьим, а будут лишь существовать. «И познают», что распятый ими Христос есть Бог, хотя верхушка их и в момент распятия знала то. «Правитель» - это одно из имён Христа Мессии. Приход Мессии был завершением фарисейской власти в народе Церкви. После распятия Христа последовало разрушение Иерусалима и вслед за этим обратное движение «псов» в город. Повторяется та же фраза:
«Они возвращаются к вечеру, воют как пёс и обходят город». Для чего повтор?.. А чтобы мы поняли, что и до Мессии, и после преступники в вере непременно в Иерусалим возвращаются. В них ничего не меняется, они упорно следуют в одном направлении так, что к последним временам этот город будет называться Содом и Египет.
«Они шатаются, чтобы поесть, так не насыщаются и почиют». Когда бы мы видели, чтобы изменники и каиниты были голодны? Нет такого. А Священное Писание исправляет наше зрение. Род Каина и изменники это шатающиеся шаткие и вечно ненасытимо голодные. Что значит – насыщаться? О праведнике сказано – душа его во благе почивает, и семя его наследует землю. А если сыны Израиля изменили Богу, то они потеряли контакт с тем, что благо. Они с праведными не почиют и никакой земли не наследуют. Могут взять только силой. Поэтому они шатаются как псы. О кончине Авраама сказано, что он «почил насыщен днями в старости хорошей и приобщился к народу своему». Ещё так почили Исаак и Иов. Это было до исхода и до Закона. Почему эти трое?.. А потому, что в событиях жизни этих отцов мы находим прообраз голгофской жертвы. Поэтому мы молимся: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Христос за нас прошёл этот путь. А после принятия Закона, когда Церковь приобретает новую общность – народ, только один праведник удостоился такой же кончины и умер насыщенный днями – Давид. Родство с ним по закону было необходимым условием пришествия в мир Миссии Христа. Вот Давид и говорит о тех, кто не может насытиться днями никогда до сего времени. Из этого следует, что главное в иудаизме не только отрицание Христа, но более всего – отношение к земной жизни, жадность к земной жизни и к тому, что она может дать, жадность к насыщению её возможностями. Но земная жизнь не даёт человеку насыщения, потому, что человек – Образ Божий, питающийся совсем иной, духовной снедью. Поэтому они умирают голодными, и никогда не приобщатся к Аврааму и иным сынам Божьим. Об этом и говорит этот стих.
«А я буду петь крепость Твою и ликовать с утра о милости Твоей, ибо Ты был прибежищем мне и убежище в день скорби моей».
«Крепость моя, Тебя воспою, ибо Бог прибежище моё, Бог мой милость мне».
Свидетельство о публикации №225012701731