Критика денежно-кредитной политики Банка России

20 января 2025 г.
Банк России (Банк) хронически не справляется с выполнением функции защиты и обеспечения устойчивости рубля, возложенной на него Конституцией РФ. 

Не сбылся ни один из его прогнозов в документе: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2024 ГОД И ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ» (Документ). По всем величинам - и инфляции, и  ВВП, и назначаемой Банком ключевой ставке, - прогноз очень далёк от реальности.

Вот расхождения первого же года периода действия этого Документа между базовым прогнозом и фактом на 2024 г.

По приросту ВВП: прогноз  0,5-1.5 %, факт 2024 г. 4 %
По инфляции на конец 2024 года: прогноз 4 — 4,5 % факт 9,5 %
По ключевой ставке Банка на 2024 год: 12,5-14,5 % факт: 21 %

 Если по первому же году прогнозного периода имеем такие сильные расхождения прогноза с фактом, то как можно верить решениям Банка и опираться на них?

Особо удивляет, что уже в прогнозе Банк заложил тройное превышение ключевой ставки Банка над величиной инфляции. Это странно, ибо ключевая ставка устанавливается административно — решением Совета Банка.

Значит, Банк сознательно запрограммировал на 2024 год более чем двойное превышение процентов по депозитам, и доходов по облигациям Федерального займа над инфляцией. Спрашивается, - а за чей счёт запланирован этот банкет?

Это заставляет предположить не только об ошибочности экономических моделей Банка, но и о явной опасности его решений для экономики России.

Анализ документов Банка подтверждает это опасение.

Цель статьи - раскрыть суть ошибок Банка и дать рекомендации по их исправлению.

Оглавление

1. Правда об ошибках Банка России
Ошибка 1. Нельзя устойчивость рубля сводить к стабильности цен
Ошибка 2. Непонимание рубля, как инструмента реализации прав
Ошибка 3. Ключевая ставка — негодное средство от инфляции
Ошибка 4. Защита рубля переложена на государственный бюджет
Ошибка 5. Неверное понимание причин роста цен и инфляции

2. Правда об управлении рисками денежной системы
2.1. Правда о причинах безостановочной инфляции в России
2.2.  Правда мобилизационной экономики Сталина
2.2.1. Мобилизационная суть эмиссии денег при Сталине
2.3. Коварный смысл валютных резервов

3. Рекомендации по денежно-кредитной политике
3.1. Первоочередные меры
3.2. Последующие меры

4. Приложение:   Проект Радикальной Реформы хозяйственного строя России: http://proza.ru/2024/09/08/431

1. Правда об ошибках Банка России

Ошибка 1. Нельзя устойчивость рубля сводить к стабильности цен

Указанным выше Документом, Банк, вместо функции защиты и обеспечения устойчивости рубля, объявил основной целью ДКП - обеспечение «ценовой стабильности, то есть низкой и стабильной инфляции» (Введение, абзац 2 сверху).

В оправдание этой подмены Документ сослался на Закон о Банке России (Закон).

Но Закон буквально гласит иное (Статья 34.1): «Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.»

Банк в Разделе 1 Документа процитировал эту статью, но всем последующим его содержанием явно подменил эту цель на средство её достижения.

Эта подмена не безобидна. Ведь, командуя ценами — то ли административно, то ли сокращая ликвидность - можно получить пустые прилавки, застой производства и голодный бунт населения и, при этом, - вовсе не обеспечить устойчивость рубля.

Устойчивость рубля - это устойчивость его покупательной способности,  означающая, что при любом количестве справедливо заработанных рублей, они должны быть обеспечены товарами и услугами на рынке по справедливым ценам.

Справедливость заработанных рублей означает, что их получатель создал или защитил нужные ценности. Ими его рубли и обеспечены. Защита рубля - это защита прав справедливого вознаграждения рублём за службу, труд и творчество.

Банк явно не понимает правовой сути рубля и не ведает смысла его защиты...

Ошибка 2. Непонимание рубля, как инструмента реализации прав

Судя по Документу об основах ДКП, Банк считает потребности граждан и государства главным злом, с которым он призван бороться, как с причиной инфляции.

В Документе нет и намёка на меры содействия росту производства ради  обеспечения рубля товарами и услугами, но полно мер противодействия, - то «бюджетному импульсу» развития экономики, то импульсу спроса населения.

Констатируя отставание производительности труда и предложения от спроса, Банк свёл борьбу с инфляцией к борьбе с потребностями народа и государства.

К этому его привела «безобидная» подмена цели средством её достижения.

Ошибка 3. Ключевая ставка — негодное средство от инфляции

Если ограничиться узкой целью «таргетирования» - то есть, целеполагания - инфляции, то следует констатировать: Банк избрал никуда не годный метод борьбы с ростом инфляции: подъём ключевой ставки.

 Негодность, и даже исключительная вредность этого метода ясна любому разумно мыслящему человеку. Ведь подъём ключевой ставки, ограничивая ликвидность коммерческих банков, вызывает удорожание всех кредитов, - как потребительских, так и для нужд производства.

Рост цен потребительских кредитов повышает стоимость рабочей силы и давит на работодателей, заставляя повышать зарплаты быстрее, чем растёт производительность труда. А это снижает обеспеченность рубля товарами, подталкивая вверх инфляцию.

Причём общий объём потребительского кредитования, из-за роста процентных ставок, не снижается, а ускоренно растёт: возникает дополнительный спрос на кредиты, - для уплаты процентов и гашения предыдущих кредитов.   

Высота процентных ставок кредитов, подпираемых ключевой ставкой ЦБ, выражает остроту неудовлетворённости базовых потребностей населения, заставляющих лезть в кредиты под драконовские проценты. Жёсткая денежно-кредитная политика лишь усугубляет эту ситуацию. Осложняя неплатёжеспособность неудовлетворённого спроса, она заставляет граждан набирать по нескольку кредитов в разных банках, не считаясь с высотой процентной ставки, Ибо, вопреки моделям Банка, потребности людей первичны, - они не уменьшаются, а лишь обостряются под давлением роста ключевой ставки, порождая бешеный спрос на дорогие кредиты и усиливая давление на работодателей по опережающему росту зарплат против производительности труда.

Рост цен кредитов для производителей - как на пополнение оборотных средств, так и на финансирование проектов роста производительности труда, прямо или косвенно увеличивает себестоимость продукции, заставляя повышать цены.

В итоге, рост ключевой ставки вызывает прямое давления на себестоимость и цены, разгоняя истинную инфляцию, как утрату обеспеченности рубля.

Но это ещё не всё.

Ключевая ставка Банка — это не тонкий, а весьма тупой инструмент, равно давящий на все сферы и отрасли народного хозяйства, не считаясь с воспроизводственной спецификой разных сфер и отраслей.

Величины кредитных и депозитных ставок, подпираемые ключевой ставкой Банка, грозят разрушить воспроизводственные обороты во многих сложившихся и стабильно работающих отраслях. Как только их рентабельность станет ниже административно повышаемой ключевой ставки, так  у их предприятий  возникает соблазн перелива капитала из производственной отрасли на финансовый рынок.

Множество сложившихся отраслей на сегодня имеют рентабельность ниже 20 %.

Но коммерческие банки России предлагают, благодаря непомерно вздутой ключевой ставке Банка, депозиты по ставкам выше 20 %!

Хлеще того, финансовый рынок обещает по государственным облигациям, размещаемым с дисконтом, доходность до 30 % годовых!

Эта ситуация, во-первых, явно стимулирует развал многих производств. Во-вторых, она препятствует реализации главного механизма снижения цен в условиях рынка — свободе конкуренции на основе межотраслевых переливов капитала, выравнивающих рентабельность разных отраслей. Ныне все переливаются на финансовый рынок.

 Если уж браться за стабилизацию цен, то надо проанализировать специфику  воспроизводственных оборотов разных отраслей и дать решения, учитывающие эту специфику. Например, есть отрасли — естественные монополисты. Их цены подлежат прямому государственному регулированию. А есть отрасли молодые, работающие на пока ещё неудовлетворённый рынок. Здесь цены должны включать премию на расширение производства, а банки должны давать длинные кредиты по льготным ставкам. Наконец, есть сложившиеся отрасли со свободной конкуренцией, - там предприниматели сами снижают цены в борьбе за покупателя. Здесь банки должны практиковать кредиты на пополнение оборотных средств по процентным ставкам, существенно ниже отраслевой рентабельности, - чтобы не разрушать отрасли.

Но в объёмном Документа Банка, задающего основы государственной ДКП, нет даже тени попытки аналитического подхода к объекту государственной политики. 

Что можно сказать о главвраче, который, собирая по утрам врачей разных специальностей на оперативные совещания, берёт во внимание сложившуюся величину средней температуры по больнице и обосновывает этой величиной единую схему лечения и единый рецепт для всех больных, - хоть по неврологии, хоть по гинекологии - навязывает эту схему и рецепт  своим подчинённым к обязательному исполнению, игнорируя специализацию врачей и индивидуальные диагнозы больных? 

Такого главврача, очевидно, все назовут и вредителем, и придурком.

Но именно так ведёт себя Банк России  в отношении  коммерческих банков, специализированных на обслуживании клиентов разных отраслей. Полностью игнорируя отраслевую специфику, он прописывает всем единую процентную политику, словно среднюю температуру по больнице, обязательную к исполнению.

Но это далеко не главная беда от высокой ключевой ставки Банка.

Ошибка 4. Защита рубля переложена на государственный бюджет

 Между прогнозами Документа Банка и реальностью 2024 года есть удивительное совпадение: и по прогнозу, и по факту, величина ключевой ставки Банка на 2024 год более чем вдвое превышает величину... инфляции!

Этот факт требует пристального рассмотрения.

С лета 2024 года все коммерческие банки будто знали, что впереди — длинный период административно устанавливаемой высокой ключевой ставки — и стали привлекать депозиты у населения по ставкам втрое выше инфляции:
Наименование показателя
Август 2024 г. инфляция 7 %, ставки банков по депозитам, 21-22 %
Декабрь 2024 г. инфляция 9,5 %, реклама ставок по депозитам 24 %

Явно банки получили гарантийный сигнал от Центробанка, что в декабре ключевая ставка будет повышена до 23 %.
Привлечены триллионы рублей по ставкам, более чем вдвое выше официальной инфляции.
Организован колоссальный — в сотни миллиардов рублей - поток ничем не обеспеченных нетрудовых доходов...

Спрашивается, а за чей счёт был запланирован этот банкет???
Ну, допустим, частично источником выступят кредитные договоры по ставкам, превышающим 25-30 %. Крупные банки что-то заработают на эффекте мультипликации кредитной ликвидности. Но, навскидку, ясно, что этих источников не хватит для колоссальных переплат (сверх инфляции) по депозитным договорам.

Откуда у банков уверенность в способности обслужить триллионные депозиты?

Минфин РФ осенью 2024 года вдруг ударно приобрёл, на двух аукционах, по триллиону рублей, выпустив облигации... по плавающему курсу, то есть с дисконтом. Полная доходность этих облигаций составляет, согласно СМИ, порядка 30 % годовых! 

И оба эти выпуска нарасхват приобрели коммерческие банки! Налицо «случайное» совпадение потребностей банков в гарантированном источнике для выплат по триллионным депозитам — с потребностью финансирования государственного бюджета России... но почему под 30 % годовых при инфляции менее 10 %?!?

Явен сговор с Минфином РФ.

Минфин РФ мог бы оправдаться, мол, разместил облигации на рынке по рыночному курсу. Но!!! Курс то явно не рыночный: он искусственно создан административным решением Совета Банка поднять ключевую ставку более чем вдвое выше инфляции.

Ключевая ставка Банка России стала инструментом раздачи через госбюджет колоссального потока нетрудовых доходов, на сотни миллиардов рублей, по ставкам на 13-15 % (!!!) выше уровня реальной инфляции.

Речь не просто о «сохранении сбережений» состоятельной части населения (порядка 20 % граждан России, имеющих свободные денежные средства).

Речь о колоссальном объёме перераспределения ресурсов общества в руки частных лиц по административно принятому решению Банка России!

Главный источник этого «банкета» - госбюджет РФ, деньги налогоплательщиков.

Здесь очевидны предметы рассмотрения Государственной Думе, Совету Федерации, а также надзорным органам: Следственному Комитету, Антимонопольному комитету, Национальному финансовому совету, Счётной палате и Федеральной Службе Безопасности России. 

Налицо система колоссальных растрат госбюджета по сомнительным причинам.

Добавим к этому, что все программы субсидирования льготных кредитов населению и бизнесу обложены переплатой на величину административно устанавливаемой  ключевой ставки Банка.

Ошибка 5. Неверное понимание причин роста цен и инфляции

Причина инфляции — в недостаточности товарной массы для удовлетворения актуальных потребностей. Снижая платёжеспособность актуального спроса, Банк не устраняет, а лишь маскирует и усиливает причину инфляции.

Причина всплесков цен при вливании денег на рынок, как правило, не в том, что влиты «лишние» деньги, а в том, что влитые деньги — как раз и не лишние. Их недоставало для удовлетворения актуальных потребностей. Получив наличность, зажатый спрос расправляется и предъявляет поставщикам требования к расширению производства и восстановлению равновесия рынка. Эти рывки цен направлены на устранение причины инфляции — неудовлетворённости актуального спроса.

Но Банк спутал следствие с причиной и зажимает ликвидность, лишая спрос платёжеспособности, чем порождает неизбежность новых всплесков цен.

Там, где актуальный спрос удовлетворён, вливание лишних денег не приводит к росту цен: лишние деньги уходят в накопления или на финансовый рынок. Примеры этому — многомиллиардные вливания долларов США в экономику США при политике «денежного смягчения»: они не вызвали роста цен потребительского рынка, но привели к бурному росту фондового рынка, - индекс Доу-Джонса рос на 20 % в год.

А вот на  рынках России - в дни массовой выдачи пенсий - регулярно подскакивают цены. Это наши пенсионеры разом тратят свои нищенские пенсии на обеспечение отложенных потребностей, чтобы затем целый месяц вновь «сосать лапу».

Подпирая ключевой ставкой проценты по кредитам и депозитам, Банк разрушает воспроизводственные процессы всех отраслей  и делает инфляцию необратимой:

1) препятствует инвестициям в развитие производств, в том числе в рост производительности труда, высасывая деньги на финансовый рынок;

2) наращивает неудовлетворённость неотложных потребностей, создавая хронику регулярных всплесков цен при синхронных выплатах пенсий и зарплат;

3) наращивает неплатёжеспособность актуального спроса, заставляя его лезть в драконовские кредиты, не считаясь с процентной ставкой;

4) приводит к удорожанию продукции предприятий на величину процентов по кредитам, выдаваемым на пополнение оборотных средств;

5) порождает фонтан нетрудовых доходов держателям депозитов, ослабляя их заинтересованность трудиться на производственных предприятиях;

6) препятствует межотраслевым переливам капиталов, выравнивающим рентабельность отраслей и создающим конкурентное снижение цен, - вместо этих переливов, капиталы высасываются на финансовые и валютные рынки.

Россия обречена на безостановочную инфляцию, пока её Центробанк и Минфин, находясь в плену ложных конструкций либерально-экономического головотяпства, размахивают ключевой ставкой, эмитируют рубли под валютную выручку — то есть, под убыль товарной массы из страны, обслуживая колонизаторское «бюджетное правило», и реализуют ложный «налоговый манёвр», подрывая экономику России.

2. Правда об управлении рисками денежной системы

Рассмотрим и прокомментируем две правды:

1) правда об истинных причинах безостановочной инфляции в России,

2) правда мобилизационной экономики Сталина, дававшей снижение цен.

Эти правды указал экономист Валентин Катасонов в его видеороликах в Интернет.

2.1. Правда о причинах безостановочной инфляции в России
Валентин Катасонов указал, что причина инфляции - в нарушении баланса между массой товаров и массой претендующих на них денег. И что инфляцию создаёт тот, кто нарушает этот баланс. .

Этим нарушителем является вовсе не спрос населения, залезающего в любые кредиты ради удовлетворения необходимых потребностей; и вовсе не избыточная ликвидность коммерческих банков, раздающих кредиты; и не растущие затраты государства; и не отставание производительности труда от роста зарплат, и не превышение актуального спроса над возможностями производства.

Всё это - не причины инфляции, а лишь следствия действий мощной силы, стоящей за спиной и Банка, и Минфина, и навязывающей им решения, создающие инфляцию, в т. ч. заставляющие население отказываться от накоплений и залезать в кредиты, а работодателей - повышать зарплату быстрее роста производительности труда.

Ритуальные выступления главы Центробанка с комментариями решений Совета Банка по ключевой ставке призваны скрывать эту силу. Они сродни пляскам шамана, заклинающего зрителей безотчётно верить политике, в которой вместо правды есть только подлоги, дающие основания для уголовных дел по статье 292 УК РФ.

Раскрытие истинной причины инфляции даётся следующим рассуждением.

Допустим, рыночный механизм и государство сбалансировали общественное разделение труда так, что каждый находит и покупает на рынке всё, что нужно ему для воспроизводства жизни в меру получаемых вознаграждений. То есть, имеем справедливое равновесие между массами товаров и претендующих на них денег.

В этой ситуации, допустим, из года в год все трудятся, служат и творят, регулярно получая одни и те же вознаграждения и отоваривая их на рынке по стабильным ценам.

И вдруг, приходя на рынок, они стали каждый раз обнаруживать, что на те же самые, справедливо полученные, деньги, можно приобретать всё меньше и меньше товаров, чем прежде. Прилавки, как прежде, демонстрируют изобилие, но рынок  - ростом цен - балансирует и маскирует нарастающую недостачу товаров.

Неурожаи, стихийные бедствия и даже войны не в счёт — они имеют разовый характер.
А инфляция, длящаяся десятилетия, имеет систематическую причину.

Грамотные экономисты, разбирая эту ситуацию, зададут следующие вопросы. 

Вопрос 1: Почему систематически возникает эта недостача? Кто вмешался в устоявшийся рынок и регулярно выгребает с него товары и услуги, не внося ничего?

Вопрос 2: Кто допустил этого нарушителя на рынок и дал ему выгребать товары?

Вопрос 3: Как властвующий регулировщик денег и рынка маскирует действия нарушителя, обвиняя добропорядочных производителей и потребителей, будто они сами создают  инфляцию, повышая цены на свою продукцию, набирая кредиты и требуя роста зарплат и пенсий ради удовлетворения прежних потребностей?

Косвенные намёки на мощь этого нарушителя есть в документе «Основы единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 и на 2025 и 2026 годы». Этими намёками являются сентенции Банка, мол, на мировой арене не только мы такие, кто бьётся головой об стену, осуществляя жёсткую денежно-кредитную политику. Мол, более сорока стран мира таргетируют инфляцию и используют «бюджетные правила».

А Валентин Катасонов прямо заявил: этим нарушителем является бюджет США.

Как устроены те руки, которые систематически и формально законно выкачивают товары из суверенной России, в интересах нарушителя, ничего не давая взамен?

Ответ кроется не только в деяниях Центробанка, но и в правилах налоговой и бюджетной систем России, переустройство которых доступно нашим законодателям.

Доходы государственного бюджета России формируются из налогов. А налогами облагаются доходы или натуральное имущество участников общественного производства. Если их доходы реальны: получены рублями за фактически поставленные товары и услуги, - то взятые с них налоги и оплаченные из них расходы бюджета товарно обеспечены и растущие бюджетные расходы не вызовут инфляции.

Дыра в системе, куда залезли руки нарушителя, скрыта в трактовке того, что считать реальными доходами, подлежащими налогообложению.

На обыденном уровне все понимают, что подоходный налог можно удерживать из расчётов по зарплате, но нелепо брать из авансов. Ведь, если аванс не отработан, он подлежит возврату, а удержанный из него налог не будет обеспечен товарной массой.

Но на уровне страны чиновники не понимают, что так называемые нефтегазовые «доходы» и, вообще, все «доходы» от части экспорта, превышающей импорт, - имеют характер лишь авансов, не обеспеченных никакой товарной массой.

Лишь когда валютная выручка использована на импорт конкретных товаров, - лишь после этого производственный цикл экспортёра можно считать завершённым, а его доходы — обеспеченными на внутреннем рынке. Лишь после этого ему можно выплачивать рубли для покрытия затрат на внутреннем рынке и для уплаты налогов.

Но Центробанк, не дожидаясь реального поступления товаров на рынок России, раздаёт экспортёрам пустые рубли, скупая валюту, замораживаемую в резервах, а Минфин облагает налогами не доходы, состоявшиеся на внутреннем рынке, а расходы, застывшие в валютной выручке от товаров, проданных за границей.

Сдав валюту Центробанку, экспортёр выдаёт рубли работникам и поставщикам,  те сметают ничем не обеспеченными рублями продукты с прилавков, а также материалы и оборудование с внутреннего рынка, вызывая безостановочную инфляцию.

Масштабы дыры внутреннего рынка, систематически создаваемой в России из-за культа чистого экспорта,  показывает официальная статистика на сайте Росстата.

За 2005-2015 гг. растущий итог систематического превышения экспорта России над импортом составил $1,473 трлн, а всего с 2005 по 2024 гг, - порядка $3 трлн.

То, что в этом кроется истинная причина инфляции, доказано фактом: после начала СВО, с весны 2022 года в России прервалось действие «бюджетного правила», а ЦБ РФ - по распоряжению Президента - обязал иностранных покупателей газа и нефти рассчитываться не валютой, а рублями, покупаемыми через Газпромбанк.

Откуда для этого брались рубли? - Из выручки импортёров от продажи товаров на внутреннем рынке России. Импортёрам нужна валюта для возобновления поставок на внутренний рынок, они и замыкают производственные циклы экспортёров.

В результате, с весны 2022 по лето 2023 гг., так называемые нефтегазовые «доходы» впервые стали истинно доходами, обеспеченными товарами! Рубль укреплялся, а инфляция обернулась вспять. По недельной статистике мая-июня 2023 г., она  стала даже отрицательной! И это - на фоне колоссальных военных затрат России, чем доказано: не бюджет разгоняет инфляцию, а так называемые нефтегазовые «доходы», под которые осуществляется выпуск необеспеченных рублей на российский рынок.

Но с августа 2023 г. Россия вновь теряет суверенитет над деньгами: возвращается к «бюджетному правилу» и ослабляет требования к расчётам по экспорту. Вместо долларов в резервы теперь идут, в основном, юани. Но суть грабежа России не изменилась. И вновь растёт инфляция, а Центробанк усиливает шаманские песни и административно задирает ключевую ставку, ужесточая ДКП.

Нарушитель баланса рублей и товаров - мощная международная пирамида, выстроенная в кейнсианской логике, с государственным бюджетом США во главе. Руки этой пирамиды, выгребающие ресурсы несуверенных государств, - это местные колонизаторские классы, одурманенные либерализмом и  культом чистого экспорта.

Колонизаторский класс — это люди, живущие на два дома: один в России, откуда они черпают ресурсы и деньги, второй за границей, где они пытаются обосноваться на жизнь, обретая недвижимость, устраивая своих детей, подписываясь на пенсионные программы и покупая всяческую дребедень — от дворцов и шикарных яхт до произведений живописи,

Им невдомёк: их покупки и вклады заранее обречены на изъятие - то ли налогами на недвижимость, то ли иными санкциями, а сами они есть заведомые жертвы заговора, разработанного в 1944 году мозговыми центрами США, при решении вопроса: зачем США вступать в прямую войну с Германией? Мол, Англия Франция, Германия, Италия бьются за колонии, СССР защищает себя, а за что биться Штатам?

В ответ на этот вопрос, была разработана много-ходовая операция, реализуемая до сих пор. Её первым ходом создана долларовая зона по Бреттон-Вудскому соглашению.

В качестве последующих ходов предусматривался развал мировой колониальной системы с предоставлением формальной независимости бывшим колониям, с последующим погружением их в «долларовую зону».

Этому ходу предшествовал полный крах концепции экономического либерализма, приведшей мир капитала к Великой депрессии 1929-1933 гг.

Краеугольными камнями обанкротившегося экономического либерализма были постулаты о свободе рынка, об отлучении государства  от экономики, о необходимости благоприятного инвестиционного климата и т.п. 

Великая депрессия перечеркнула эти постулаты. Выход из неё был найден через открытие и применение коммунистической природы денег (Дж. Кейнс), возврат государства на роль руководителя экономики, задающего своими бюджетными расходами основные пропорции и цели её развития.

Благодаря открытиям Кейнса, мир капитала обрёл силы для экономического противоборства с миром социализма во главе с СССР.
СССР, после смерти Сталина проиграл экономическую гонку с Западом, потому что Запад стал действовать коммунистическими методами, обогнав СССР по уровню обобществления экономики, а СССР, напротив, сначала волюнтаризмом Хрущёва, затем реформой Косыгина-Либермана, опустился в капиталистическую  парадигму.

Учреждением долларовой зоны в 1944 году США решали задачу мирного отъёма колоний у союзников по антигитлеровской коалиции и превращения себя в центр мировой колониальной метрополии, выстраиваемой оригинальным скрещиванием кейнсианской и либеральной доктрин: признавалась ключевая роль государственных бюджетов, но над ними возносили либеральные институты ФРС США и МВФ.

В странах, включаемых в новую метрополию, роль локомотивов экономики отводилась государственным бюджетам, догмы либерализма уводили на второй план.

Странам, опускаемым в ранг колоний нового типа, наоборот, навязывались догмы обанкротившегося либерализма: свободы рынка, отлучения государства от экономики и благоприятного инвестиционного климата, - и пропагандировались всесторонние сокращения государственных бюджетов, в том числе методами «бюджетных правил».

В странах-колониях культивировалась либеральная модель экономики и создавались местные колонизаторские классы, которых, в тёмную, стимулировали «таскать каштаны из огня», - зарабатывать максимально на безвозмездном экспорте, при котором и товар, и выручка за него, поступает в обороты метрополии, воплощаясь в валютных резервах и всевозможных инвестициях новоявленных «колонизаторов».

Этих «колонизаторов», как и всю новоявленную «элиту» бывших стран-колоний, создатели метрополии воспринимают не «партнёрами», а людьми второго сорта.

После развала СССР все постсоветские государства, включая Россию, были опущены в ранг колоний нового типа. России была навязана либеральная модель экономики, колониальный культ чистого экспорта и жёсткая денежно-кредитная политика, призванная выталкивать максимальное количество ресурсов за границу.

Сочетание мягкой денежной политики в странах метрополии с жёсткой денежной политикой в колонии создаёт мощный насос по выкачиванию ресурсов в метрополию.
«Бюджетные правила», «налоговые манёвры», сокращения бюджетных расходов, рост процентных ставок зажимают внутренний спрос колонии и высвобождают ресурсы для метрополии, а «таргетирование» инфляции - маскирует эти процессы.   

Показательны многие разовые акты опустошения России этой политикой.

Так, осенью 2016 года по центральному ТВ показали беседу В. Путина с И. Сечиным, где руководитель Роснефти доложил о сделке по продаже пакета акций Роснефти на 10 млрд. евро инвестору одной из арабских стран.

На вопрос В. Путина: поступили ли средства от этой продажи в госбюджет России? - Сечин утвердительно ответил: «Да, средства поступили в Бюджет».

Но, очевидно, средства в Бюджет России поступают в рублях. А куда же поступила валютная выручка? Ответ дало официальное сообщение Антона Силуанова, данное некоторое время спустя. Министр финансов РФ  сообщил, что 13 млрд. USD, равные 10 млрд евро по тогдашнему курсу, вложены в госбюджет США через покупку пакета американских «трежерис» на эту сумму. Это один из ряда подобных эпизодов.

Получается, акции Роснефти были проданы только для того, чтобы сделать взнос в бюджет США, зеркалируя (термин ЦБ РФ) взнос пустых рублей в госбюджет России...

 По экспертной оценке, 10-15 % бюджета Пентагона в минувшие два десятилетия финансировались за счёт России. Из более чем 8000 томагавков и других ракет, нацеленных на Россию, можно считать, что свыше 1000 штук Пентагон приобрёл за  счёт России благодаря «бюджетному правилу» Минфина и ДКП Банка России.

2.2.  Правда мобилизационной экономики Сталина

Раскроем вторую правду, на актуальности которой настаивает Валентин Катасонов - правду о необходимости перехода России на мобилизационную экономику Сталина.

Эта правда ныне скрыта полным непониманием того механизма денежной эмиссии, которую фактически практиковал Сталин и благодаря которому СССР вырвался вперёд по ключевым направлениям научно-технической гонки с Западом.

Многих пугает термин «мобилизационная экономика», - будто речь о возврате к административной системе. Это недоразумение основано на приписывании Сталину тех недостатков экономики, с которыми он боролся, как с наследием троцкизма.

Насильственную коллективизацию крестьянства приписали ему, а сам он - в работе «Экономические проблемы СССР» - назвал её национальным преступлением!

Показательны острые споры Сталина с представителем Госплана СССР по методологии планирования. Из них явствует, что Сталин предвидел волюнтаризм Хрущёва, и что истинным виновником развала СССР станет не Хрущёв или Горбачёв, а Госплан СССР, - как троцкистский центр администрирующей технократии!

Если бы Сталин объявился ныне во главе России, он отмёл бы как вздор призывы отменить приватизацию, национализировать предприятия и восстановить Госплан.

Ибо для него юридическая форма собственности предприятий была вторична.

Он воспринимал любое предприятие как силу, мобилизующую общественные ресурсы ради определённых проектов: при  нём кооперативные предприятия имели оборонные заказы, а золотодобыча поручалась частным артелям. Он в 1934-1936 гг. переформатировал колхозы, - отстранил голодранцев большевистского призыва от руководства колхозами и исправил троцкистские перегибы, вернув власть исконным деревенским советам вместо так называемых комитетов бедноты (комбедов).

Это Хрущёв, в троцкистском задоре, конфисковал частный сектор советской экономики. У Сталина таких шагов даже в мыслях не было.

Сталин осознал коммунистическую природу денег, открытую Дж. М. Кейнсом, и грамотно использовал деньги не как ресурс, а как лишь правовой инструмент управления ресурсами,  функционирующий как количественно данные права приобретения товаров и ценностей.

Он рассматривал эмиссию денег, как эмиссию прав! В этом тезисе — ключ к пониманию сути мобилизационной экономики по Сталину.

2.2.1. Мобилизационная суть эмиссии денег при Сталине

Сталин возмутился бы, узнав, что созданную при нём экономику назвали сталинской, - настолько она сформировалась не так, как хотелось, а так, как получилось.  Его Верховный разум всю дорогу бежал, словно впереди «паровоза обстоятельств», - впереди раскрученного маховика развития экономики, сложившегося при власти Троцкого. Сталин был поставлен Бухариным в 1927 году  во главу административной системы, созданной  Троцким и пронизанной троцкистскими решениями. Этим объясняется необходимость борьбы Сталина с троцкистами.

 Реальная советская экономика складывалась борьбой взаимно исключающих друг друга начал, каждое из которых было чревато особой общественно-экономической формацией, одна из которых, очищенная от чужеродных моментов, называемая ниже сталинской моделью мобилизационной экономики, - состоит в следующем.

Деньги есть не ресурсы, а всего лишь права, которые нелепо ограничивать какими-то лимитами или фондами.

Первичны ограничения по реальным ресурсам — людским и материальным. А денежные ограничения вторичны — для государства и общества их вообще нет, они могут быть установлены только для конкретных предприятий или проектов.

Налоги истинному государству, как носителю реальной власти, вообще не нужны.

Налоги есть пережиток средневековья, когда государства и их бюджеты формировались бандитскими сходками феодалов, живших сборами дани с подвластных земель и выбиравших королей, как держателей феодального общака.

Все государства Запада — неполноценные, сложились в бандитской парадигме отношения к деньгам, как к инструменту сбора дани. Главным преступлением в мире Запада является неуплата налога. Аль-Капоне был осуждён и посажен в тюрьму не за то, что был главой мафии, а за неуплату налогов — взносов в общак.

Полноценному государству, создававшемуся Сталиным, налоги были не нужны: оно  должно было само выпускать и защищать деньги, как права доступа к ресурсам.

Любой человек, любое предприятие и любое учреждение рассматривались Сталиным как реальный центр мобилизации ресурсов ради реализации того или иного общественно значимого проекта — будь то проект устройства собственной жизни, либо проект выпуска какой-то продукции, либо проект инфраструктурного сооружения, либо выпуска оружия, либо покорения космоса или Енисея...

С каждым проектом носится какой-то инициатор, - предприниматель, нуждающийся в денежно ограниченном праве мобилизации ресурсов, или руководитель готового предприятия (учреждения), дерзающий расширить возглавляемое им дело...

Все проекты и предприятия претендуют на те или иные ресурсы, а в обществе в целом эти ресурсы всегда по факту ограничены.

Задача Верховной власти — обеспечить выявление всевозможных проектов и организовать их оптимальную реализацию по следующей, условно-идеальной, схеме.

Каждому даётся возможность заявить свой проект и свою претензию на ресурсы для его реализации. Например, уже сложившееся предприятие, производящее известную и важную продукцию, готовит на очередной период финансовый план, как заявку на деньги, обоснованную сметой целевых расходов на 150 млн. рублей, с уже установленными ценами, тарифами и объёмами ресурсов и комментарием, мол, 100 млн. рублей будут освоены на приведение в движение уже имеющихся трудовых ресурсов и основных средств, а 50 млн. нужны для привлечения дополнительных ресурсов, -  для расширения производства или подготовки новой продукции.

Верховная власть придирчиво спрашивает: а Вы уверены, что сможете найти и мобилизовать  достаточно  ресурсов согласно заявленной смете проекта? Если соискатель финансирования уверенно показывает возможность привлечения требуемых трудовых и материальных ресурсов, то Верховная власть принимает решение: открыть соискателю счёт в Госбанке, на который просто записать 150 млн. рублей, поручив Госбанку осуществление функции проектного финансирования, то есть строгого слежения за целевым использованием этой суммы, включая и контроль цен приобретаемых ресурсов.

Все предприятия, получив на очередной период подобные финансовые планы, сумма
которых наперёд ничем не ограничивается,  - приступают к мобилизации реальных ресурсов, в том числе развешивают всюду объявления о приёме на работу новых сотрудников.

По концу года подводятся итоги. Кто-то реализовал проект полностью, сумев найти и мобилизовать нужные ресурсы, а у кого-то повисли не истраченные деньги.

Принимая отчёты по проектам, Верховная власть гасит не истраченные деньги, как не реализованные права, - чем и осуществляет балансирование выпущенных денег с фактическими ресурсами общества.

При этом никакой инфляции заведомо не будет: «лишние» деньги, как не использованные права, регулярно просто гаснут...

По этой схеме разворачивалось социалистическое соревнование, в частности, между конкурирующими фирмами Туполева, Яковлева, Сухого и других генеральных конструкторов самолётов за доступ к ограниченным ресурсам  общества. И, вместо денежных фондов, как при капитализме, в СССР приходилось, исходя из общих интересов, управлять распределением материальных фондов оборудования, материалов, земли, трудовых ресурсов и т.д.

  Суть мобилизационной экономики Сталина — не в административной системе, а в том, что каждому предпринимателю и каждому учреждению даётся механизм мобилизации реальных ресурсов на свои проекты, а Верховная власть управляет приоритетами, оптимизацией и рисками реализации совокупности всех проектов.

2.3. Коварный смысл валютных резервов

Денежные резервы есть накопленное воздержание от применения прав на приобретение ресурсов и работ на рынке, даваемых деньгами.

Эти накопления можно трактовать в терминах физики - как перевод кинетической энергии движения системы в потенциальную энергию накоплений, замораживающих ресурсы. Перевод кинетической энергии в потенциальную всегда тормозит систему.

Кинетическая энергия, выраженная скоростью оборотов системы, есть уже резерв.

Темпы роста экономики, сами по себе, есть самый главный резерв. Именно этот резерв, а не застойные накопления, надо наращивать.

Накопления денег надо максимально ограничивать: накопления, не обоснованные страхованием отраслевой пропорциональности роста, есть чистая утрата темпов.

Здесь - разгадка причины отказа Сталина войти в долларовую зону.

Сталин предупредил ситуацию, когда кинетическая энергия экономики СССР переходила бы в потенциальную энергию - в валютные резервы, под условия Бреттон-Вуда, а эта потенциальная энергия отдавалась бы врагу - в валютные облигации.

Поэтому Сталин отказался ратифицировать Бреттон-Вудское соглашение в декабре 1945 года, хотя, дипломатически играя, подписал его документы в июле 1944 года.

Сталин считал, что концентрация денег есть концентрация прав, и осуществлял, с одной стороны, эмиссию рублей как прав на мобилизацию ресурсов, а, с другой - гасил альтернативные центры прав на ресурсы общества - облигационными займами.

Собранные по займам рубли Сталин просто гасил - ему бы в голову не пришла глупость, которой увлекается сегодняшний Минфин, - занимать деньги под проценты для... финансирования бюджетных расходов. При том, что ставка этих процентов искусственно завышена ростом ключевой ставки по решениям Совета Банка. Такое финансирование есть демонстрация отсутствия суверенитета у России: государство опущено в ранг частной фирмы, клянчащей права, которые само должно эмитировать.

Бюджетные расходы Сталин финансировал эмиссией прав доступа к ресурсам общества, которые балансировались с реальными ресурсами через мобилизационную деятельность каждого предприятия. При этом экономика в целом развивалась предельными темпами, допускаемыми реальными материальными и трудовыми ресурсами страны, а не высосанными из пальца денежными ограничениями.

В этом коренится разгадка эффективности сталинской политики восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны, которая позволила СССР, несмотря на послевоенную разруху, раньше Англии отказаться от карточной системы, наполнить прилавки магазинов товарами и реализовать ежегодное снижение цен.

3. Рекомендации по денежно-кредитной политике

3.1. Первоочередные меры

1) Отменить «бюджетное правило». Ограничить ЗВР в распоряжении ЦБ и Минфина величиной не более 1% от ВВП, с задачей защиты и обеспечения устойчивости покупательной силы рубля как внутри России, так и в широком контексте мировой экономики

2) Расформировать валютные фонды, находящиеся в распоряжении ЦБ или Минфина, отдать их средства Министерству торговли и промышленности, с задачей всемерного содействия отечественным производителям в приобретении за рубежом эффективной техники и технологий, а также максимально эффективного наполнения внутреннего рынка России потребительскими товарами, 

3) Искоренить культ «чистого экспорта». Рассматривать валютную выручку экспортёров как нереализованную часть национального продукта. Государственный контроль за её реализацией возложить на Министерство Торговли и промышленности.

Отменить понятие «нефтегазовых доходов бюджета». Ту их часть, что находится в валютной фазе, рассматривать, как нереализованную продукцию.

4) Отменить «налоговый манёвр». Отменить все налоги на добычу и первичную обработку полезных ископаемых, вводя, взамен, адекватные экспортные пошлины.

5)  Запретить банковское кредитование под залоги, заменяя его кредитованием в логике проектного финансирования, и культивируя ответственность банков и предприятий за целевое использование кредитных ресурсов.

Запретить банкам продажу залогов. Все залоги, находящиеся ныне под контролем банков, в месячный срок вернуть предприятиям. По не возвращённым в срок залогам обложить банки налогом на имущество по тройной ключевой ставке Банка России.

6) Запретить Банку России проводить политику «таргетирования инфляции».
Ограничить максимальный размер ключевой ставки Банка одной четвёртой частью величины минимальной рентабельности в устоявшихся отраслях народного хозяйства.

Дать Антимонопольному комитету право контроля за величиной ключевой ставки Банка, как монопольно влияющей на установление цен услуг банковской отрасли.

3.2. Последующие меры

Реализовать проект Радикальной Реформы хозяйственного строя России: http://proza.ru/2024/09/08/431


Рецензии