Юлия Синелина. Яркая жизнь и гибель в Альпах

При подготовке этого текста 2020 года к размещению на портале проза.ру я обнаружил на сайте https://sreda.org материал, озаглавленный
«Год без Юли… Светлой памяти Юлии Юрьевны Синелиной». Есть там и моя заметка «Встреча с Юлей Синелиной навсегда останется для меня значимой». Он завершается словами: «... сколько бы времени я не изучал это поколение [БД: социологов], я всегда буду чувствовать отсутствие беседы с Юлей Синелиной и корить себя за то, что не уговорил ее на рассказ о себе…». Прошло десять лет, и сейчас я корю себя еще жестче.
Приведу фрагменты воспоминаний о ней людей, знавших ее по работе и немало общавшихся с ней.
Жан Тощенко, чл.-корреспондент РАН: «Я впервые встретился с Юлией в журнале СОЦИС, когда она принесла свою первую статью (потом были и другие). Оригинальность, глубина, методы обоснования сразу привлекали внимание. Но были и спорные вопросы, что было обусловлено нашими разными подходами к роли религии в жизни общества. Мягко, но твердо убедительно она доказывала свои выводы. Такие дискуссии были не раз. И всегда я поражался ее логике и последовательности позиции. И был впечатлён, что, зная наши разные позиции о религии, она попросила меня быть оппонентом на ее докторской, что я с удовольствием выполнил. И все последующие встречи приносили радость общения».

Юлия Зубок, доктор социологических наук: «Комок в горле... Очень светлый человек была Юлия Синелина. Светлый и смелый. Никто в окружении так не оппонировал академику [БД: академик Г.В. Осипов], как она. Это было красиво. А еще поражала ее организованность. Жизнь ее каким-то чудом вмещала и троих детей, и перманентную работу, которой было очень много в должности ученого секретаря и заместителя директора одновременно. В то время как в своей собственной жизни я с трудом примиряла привычные и новые роли (родилась дочка), она это делала виртуозно. И меня это дисциплинировало. Я смотрела на нее и тут же прекращала ныть. А работать с ней было очень комфортно. Именно с ней мы начали делать то, чем сегодня не удивишь ни одного человека, работающего в науке. Мы начали разрушать границы рабочего и личного времени, пробуя гибкие формы самоорганизации. Как раз в то время началось активное внедрение новых форм контроля ученых со всеми его безумствами. Еще не было нынешнего плана по валу, но уже нечто такое подступало. Помню, как, разметав, всех по комнатам, в ночи садилась за какие-то новые бумаги, отсылала ей и моментально получала ответ. Это сейчас нормально в 2 часа отправить текст и в 2.15 получить радостное "спасибо", а тогда это еще было в диковину, но очень сближало. Ощущение, что мы на одной волне вдохновляло. И, хотя мы были не в дружеских, а в деловых отношениях, но стиль работы сложился очень неформальный. От многих слышала, как институту повезло с ее назначением в руководство».

****** ****** ***** ******

Я постоянно блуждаю по многим тысячам страницам моего собрания биографий российских социологов и всегда с тяжелым чувством перечитываю материал о Юлии Синелиной. Наше знакомство продолжалось менее трех лет, но было насыщенно делами и добрыми встречами.
Сначала краткая биографическая справка.
Юлия Юрьевна Синелина (1972–2013). В 1993 г. окончила географический ф-т МГУ им. М В. Ломоносова по специальности «География» (экономическая география), в 1996 г. с отличием окончила Российский государственный университет с присуждением степени бакалавра философии со специализацией «Сравнительное изучение мировых религий».
В 1997-2013 гг.— младший научный сотрудник, а затем старший научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН (Москва), с 2009 г. — заведующая сектором социологии религии, с 2010 г. — учёный секретарь, с 2011 г. — исполняющая обязанности заместителя директора Института, в день гибели назначена заместителем директора Института. Доктор социологических наук (2009 г.). В 2012 году за вклад в науку была награждена серебряной медалью имени Питирима Сорокина. Социолог религии, специалист по теории и методологии социологии религии, современным религиозным процессам, проблемам взаимоотношения общества и религии в России.
В моем электронном архиве сохранились письма, рассказывающие о нашем знакомстве.
Исходным было письмо Л.И.Блехеру, моему давнему коллеге по совместной работе во ВЦИОМ на рубеже 1980-1990 годов (28 июня 2010): «Леша, сегодня узнал из полит.ру о смерти Валентины Федоровны Чесноковой, к сожалению, я не только не был знаком с нею лично, но даже с ее работами, в том числе и под именем Ксении Косьяновой. Сказанное о ней тобою, Заславской, Леной Петренко, Толей Черняковым, т.е.людьми, к мнению которых я прислушиваюсь, имеет одно следствие: необходимо большему числу людей сказать, какую личность и какого исследователя мы потеряли. Я предлагаю подготовить материл о ней для ближайшего «Телескопа». Ты знаешь, это очень достойный журнал... посмотри последние выпуски у Саши Ослона, можешь ты написать сам? только не общие слова, а несколько страниц, чтобы был виден человек. Если тебе сложно, готов поспрашать тебя о ней, будет такое мемориальное интервью. Что скажешь?» Вскоре я получил ответ: (5 июля 2010) «Боря, привет. Посылаю тебе текст чего-то вроде некролога, написанного ученицей В.Ф. Юлией Синелиной, и несколько фотографий».
Это был очень содержательный текст, и я сразу написал не знакомой мне Юлии Синелиной (5 июля 2010): «Дорогая Юля (Юлия), Леша Блехер переслал мне ваше эссе памяти В.Ф.Чесноковой. Оно точно, легко и тепло написано, постараюсь: а) вывесить текст на нашем широко читаемом биографическом сайте https://cdclv.unlv.edu/programs/bios.html, б) опубликовать в питерском социологическом журнале "Телескоп", в котором уже шесть лет идет рубрика по истории современной советской социологии, много более 30 выпусков. Можете посмотреть ее содержание и читать в сети. Пожалуйста, напишите несколько слов о себе, мне уже несколько человек писали (Алла Назимова, Сергей Белановский, Леша), что ВФ написала мемуары, нет ли у вас электронной версии этого текста? Фрагмента текста? Может быть есть что-либо написанное ею, но не публиковавшееся? еще раз благодарю вас, Борис Докторов»
На следующий день был получен ответ (6 июля 2010): ««Здравствуйте Борис! К сожалению, у меня нет мемуаров Валентины Федоровны. Как и Вы, я только знаю об их существовании от Леонида Иосифовича. Из научных материалов - только то, что опубликовано. Единственное что – это ключи к шкалам ММPI, но я не уверена, насколько они авторские, и скорее всего они известны. Надо посмотреть».
В нижней части мейла оказалась важная для меня информация: «Синелина Юлия Юрьевна, д.с.н., работаю руководителем отдела социологии религии в Институте социально-политических исследований РАН». с.н.с. С уважением, Синелина Ю».
Через несколько дней сводные материалы памяти В.Ф. Чесноковой были размещены в портале «Международная биографическая инициатива» [1], но наша переписка не завершилась, напротив, углубилась и стала дружественной.
18 сентября 2012 года, подводя итого лета, я написал Юле Синелиной пространное письмо, и были в нем такие слова: «В конце лета я с журналисткой московского «Радио Свобода» Вероникой Боде выпустил новый продукт: аудио-текстовая брошюра. Это – мои интервью о советских/российских социологах; действующих и уже ушедших. Уже 15 портретов и, констатирую, к сожалению, нет [Б.Д.: академика] Геннадия Васильевича Осипова. Может быть, вы мне поможете? Безусловно, я могу рассказать о нем по материалам, которые есть в книгах, в его (разрозненных) воспоминаниях. Но я так не работаю. Я пишу на базе лично проведенных интервью, опыте собственного общения (к примеру, Кон, Голосенко, Грушин).. днями сделал интервью об А. Ковалеве, я его не знал, но рассказали его друзья, вдова. Мой следующий рассказ будет о Питириме Сорокине (конец сентября), а в октябре хотелось бы рассказать об Осипове. Поможете?»
И все закрутилось, поначалу, думалось, что я подготовлю вопросы, а Юлия проведет интервью с Осиповым, запишет все на диктофон, а потом пришлет мне текст. Но 12 октября пришло письмо: «Здравствуйте Борис, я все передала Г.В.Осипову, и он продиктовал для Вас письмо (во вложении). С уважением, Синелина Ю». Привожу текст письма:
Глубокоуважаемый Борис Зусманович!
Получил Ваше письмо и с большим удовольствием приглашаю Вас выступить с докладом О выборах в США на совместной сессии РАСН и ИСПИ РАН. Кроме того было бы желательно, чтобы Вы выступили с небольшим курсом лекций по социальным и интеллектуальным технологиям в ВШССН. Буду рад нашей личной встрече. Ознакомлю Вас с реальным состоянием социологии в России. Почему мне хотелось бы провести интервью вместе с Вами, - потому что могут возникнуть сотни вопросов, ответить на которые могу дать только я один. Нашей встрече с Вами я придаю большое значение.
Мы готовы взять на себя расходы по Вашему пребыванию в Москве, также Вам будет выделена машина.
С уважением,
Геннадий Осипов
Моя реакция была весьма эмоциональной: «Юля, не верю глазам своим, вы – чудо. Дайте перевести дух, подумать, отвечу. Напишу письмо Г.В. Спасибо за такую мощную поддержку моих дел. Борис». Дело в том, что я на протяжении нескольких лет писал Осипову о моем историко-социологическом проекте и предлагал ему рассказать мне о прожитом и сделанном. Но даже ответов на мои письма не получал. И вскоре писал: «Юля, похоже на то, думаю, год назад, я говорил о многом с Ядовым, тогда сказал ему, что несколько раз писал Осипову, просил об интервью, но даже ответа на письмо не получил, В.А. сказал, напиши еще раз, «сейчас он согласится»... Почему Ядов так думает, не знаю, думаю, что без вашего участия, у меня ничего бы не получилось. Дело в том, что Г.В. вам доверяет в чем-то, больше, чем себе...Б.»
Потом дважды приезжал в Москву, познакомился с Г.В. Осиповым, несколько раз встречался с ним, работал в его личной библиотеке и в его архиве, многое обсуждал с Юлей Синелиной в ее кабинете заместителя директора института. Она рассказывала мне о своих исследованиях, я говорил о мониторинге второй избирательной кампании Барака Обамы (2012 год) и об историко-социологическом проекте.
16 января 2013 года я отправил Синелиной предложение поучаствовать в этом проекте: «Юля, еще немного о планах, но о другом; как вы знаете, с конца 2004 года я провожу интервью с российскими социологами разных поколений. Можете посмотреть галерею портретов и почитать какие-либо интервью. Если говорить о методологии и общих результатах, то все это есть в 3-томнике.
Теперь хочу предложить вам поучаствовать в этом проекте и рассказать о своей жизни и пути в социологию, о текущих исследованиях.
Напомню, все интервью я провожу по электронной почте, метода простая: высылаю вопросы – получаю ответы – снова высылаю вопросы, обычно интервью занимает от трех до шести месяцев, ибо все мои респонденты много работают, участвуют в конференциях и т.д. Большинство интервью опубликовано в питерском журнале «Телескоп». Для примера приложил электронные версии (журнал – бумажный) двух последних интервью. Думаю, не особо торопясь, мы могли бы завершить нашу электронную беседу к концу лета-началу осени (можно и раньше) и опубликовать в №4 или №5. Объем – не менее листа, не более двух.
Если есть вопросы, отвечу на все, с добрыми пожеланиями, Борис».
Мне хотелось беседой с Юлей начать изучение жизненных и творческих путей российских социологов шестого поколения. На следующий день пришел ответ: «Честно говоря, не думаю, что я уже заслужила, чтобы у меня брали интервью. Мне кажется рановато. Есть более достойные кандидаты». 25 марта она обстоятельно написала мне о ходе наших дел и отметила: «... Проблема в том, что ответы теперь будут только через неделю, потому что я с детьми уехала на каникулы». Но ничего из задуманного нам сделать не удалось... такова судьба.
Теперь приведу полностью мой текст, написанный через три дня после трагедии:
«Ее уход – это заметная брешь в нашей науке и огромная потеря для социологов ее поколения...» [2]
Сначала по электронной почте пришла совсем глухая информация: погибла Юля Синелина. Некоторым из моих коллег, знавших Юлию, эту трагическую весть пришлось сообщать мне. Первая реакция у всех была одинаковая. Ужас... Все произошло 29 марта в австрийских Альпах. Лавина... она погребла не только Юлю, но только ее не смогли откачать... трое детей остались без мамы…
Юлии Юрьевне Синелиной был только 41 год, исполнилось в начале января. Половину жизни она посвятила изучению проблем религии в России, в 2009 году стала доктором социологических наук, но ее авторитет в сообществе исследователей религии сложился и был признан давно. Она возглавляла Отдел социологии религии Института социально-политических исследований РАН в Москве, и как сказал мне по телефону директор института академик Г.В.Осипов, в день гибели была утверждена в должности заместителя директора.
Я не считаю себя знатоком в области социологии религии, но склонен согласиться с мнением человека, который многие годы весьма успешно разрабатывает это проблемное поле. Узнав о гибели Юли, она написала: «И никого такого же масштаба в нашей стране сегодня не просматривается...».
Интернет мгновенно отозвался на случившееся. Юлю многие знали, ценили, да и трагичность завершения ее жизни не могла оставить людей равнодушными. В статьях и блогах она предстает серьезным, глубоким ученым, руководителем наиболее сильного научного семинара по проблемам религии, человеком, который был способен к взвешенному анализу сложнейших исследовательских и нравственных проблем религии, горячо, бурно, часто – надрывно обсуждаемых в российском обществе.
Мы познакомились летом 2010 года в связи с грустным обстоятельством, умерла ее руководитель в области изучения религии и ее духовный наставник В.Ф.Чеснокова, и Юля согласилась написать воспоминания о ней для рубрики, которую я веду в петербургском журнале «Телескоп». Наша переписка не была регулярной, но сразу стала дружеской и откровенной. Летом 2012 года возникли темы для постоянной переписки, а в ноябре того года и в конце прошедшего февраля мы работали вместе в Москве.
У Юли была своя правда. Она и цементировала ее отношение к миру. И потому Юля была столь эффективна и плодотворна в исследованиях, столь рассудительна в дискуссиях и столь привлекательна в жизни... ее уход – это заметная брешь в нашей науке и огромная потеря для социологов ее поколения...
Не понимаю законы эволюции: зачем лепить такое чудо и потом так быстро его забирать?
3.04.2013
Википедия сообщает: Ю.Ю.Синелина: «Погибла 30 марта 2013 года во время схода лавины с высоты «Большой Лис» во Французских Альпах, в 300 метрах от центра изучения лавин. Суд закончился 31 июня 2017 г., Compagnie des Alpes признана виновной. Является единственной погибшей от лавины на лыжной дорожке во Франции с 1997 года, и это была единственная лавина, повлекшая человеческие жертвы, за всю историю горы «Дрозд».


1. Памяти Валентины Федоровны Чесноковой (1934-2010)  https://cdclv.unlv.edu/programs/bios.html.
2. Докторов Б. «Ее уход – это заметная брешь в нашей науке и огромная потеря для социологов ее поколения...»


Рецензии