Теория латентного безумия. Версия для ленивых

Теория латентного безумия и его влияния на социальные процессы.


В повседневности мы связываем временную или стойкую проблему с утратой чувства реальности и адекватности, как правило, с плохим настроением, стрессом, приёмом алкоголя, наркотиков, депрессией, преклонным возрастом или психическим расстройством.

Это не исчерпывающий перечень широко известных причин, но для широкого круга людей:
- в нём никогда не было близкого сочетания таких понятий, как человек в "молодом" или "среднем" возрасте, и такого диагноза как деменция, прочно ассоциируемого в массовом сознании со старостью,
- комбинация в характере человека активности, энергичности, напористости, серьёзности воспринимались, как вариант индивидуальной нормы и, в целом, позитивные качества, синонимы надёжности, ответственности, душевного здоровья,
- изменения в характере, чувстве юмора и восприятии окружающего мира, столетиями были крепко-накрепко связаны с категориями опыта, мудрости и морали.

Между тем исследования, проведённые учёными по всему миру, говорят о том, что подобные проявления могут являться одними из самых ранних и чувствительных симптомов нейродегенеративных изменений головного мозга.

Наиболее известными, из которых, являются синдромы Альцгеймера, Паркинсона, лобно-височная деменция, поведенческий вариант лобно-височной деменции, семантическая, коморбидная и другие — объединённые под общим диагнозом "деменция".

И протекать долго и неявно, как для самого человека, так и для окружающих.

Высказанные на этот счёт, на протяжении всего прошлого века, наблюдения и теории нашли подтверждения в целом ряде новейших исследований, в ходе которых использовались аппараты магнитно-резонансной томографии, а также новые нестандартные диагностические подходы, позволяющие выявлять болезнь уже на ранних стадиях.

В связи с развитием МРТ и других типов точной диагностики есть объективные представления о том, что любые психические события имеют в основе и сопровождаются процессами в мозге, а за всю многотысячелетнюю историю человечества, впервые, такие субъективные понятия, как "нормальность" и "ненормальность" могут быть оценены в измеримых величинах.

Развитие МРТ и других типов точной диагностики, за последние два десятилетия, позволило установить, что нейродеградация мозга, как физиологический процесс, может:
- занимать период до сорока лет,
- начинаться/проявляться ещё в "молодом" или "среднем" возрасте,
- по одному или небольшой группой симптомов, сложноотличимых от легких расстройств настроения, здоровья и изменений черт характера — приводя к неправильной диагностике.

Это и объясняет и дополняет существовавшие до этого момента концепции единого психоза и спектральной психиатрии. То есть любые процессы в мозге сопровождаются психическими событиями.

Длинный перечень симптомов (см. первую часть теории) неотличимых от расстройств настроения и/или здоровья, у ещё нестарого человека, говорит о том, что латентно протекающие изменения, проявляющиеся в виде соматических или нервных расстройств, могут быть предшественниками серьезных заболеваний, таких как деменция, шизофрения и т.п., в будущем.

Психические расстройства проявляются в виде:
- "состояний души"
- "норм морали"
- "черт характера",
- "возрастных кризисов",
- "депрессий",
- и множества других этапов и состояний, которые в массовом сознании неразрывно связаны с категориями морали, взросления, ментального опыта и прочих аналогичных категорий.

Более того, подобные изменения сам человек может ощущать как:
- естественные и/или
- возрастные,
- не придавать им серьёзного значения,
- отвергать саму мысль о том, что с ним "что-то происходит".

А в связи с тем, что для каждого человека путь нейродеградации:
- длителен — нейродегенерация, обычно, занимает десятки лет,
- неявен — не с чем, в прошлом, сравнить каждое новое состояние,
- уникален — нет проявлений или проявления носят другой характер, нежели чем у других людей,

то с явными изменениями в своем поведении и здоровье он сталкивается в разных возрастах, а сталкиваясь с ними трактует их как:
- резкие,
- неожиданные
- необъяснимые.

Новые исследования опровергли ранее бытовавшее представление, что дементное расстройство начинается с расстройств памяти.

В 2008 году, после проведения ряда экспериментов и 2015 году после обобщения большого количества результатов исследований, в качестве наиболее раннего и чувствительного симптома, говорящего о начале нейродеградации, определили изменение в восприятии чувства юмора (как комплексного процесса затрагивающего разные отделы мозга — см. первую часть посвященную деменции).

Диагностирование болезни на стадии, связанной с возрастом и расстройством памяти, которая ранее считалась начальной — в соответствии с новейшими представлениями считается запущенной и, фактически, неизлечимой.

А само начало и развитие процесса относят на 10, 20, 30, 40 лет до этого момента, когда обществом человек считается ментально здоровым, адекватным, вменяемым, дееспособным.

То есть с уверенностью можно говорить о:
- неявном начале болезни,
- очень длительном (в течении десятилетий) латентном развитии, скоротечное развитие скорее исключение, чем правило,
- многократной неверной диагностике — так как большинство ранних симптомов пропускаются врачами в силу неочевидности их связи с развитием заболевания,
- обычно отсутствующем лечении основного психиатрического заболевания — в силу описанного ниже "диагностического релятивизма", лечении соматических проявлений,
- сокрытии болезни — "самолечением" алкоголем и/или наркотиками, гемблингом и тому подобными проявлениями,
- существенным изменением мировосприятия, логики, отношений с окружающими,
- и, наконец, запоздалой, практически бесполезной, реакцией на последнюю, явную фазу связанную с расстройством памяти.


Бесконечно трудно поверить, но по итогам многолетнего исследования психопатов группой Кента Кила, описанные им в книге «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния» и множества других МРТ-исследователей, длинный ряд личностных черт и качеств, которые мы привыкли оценивать в категориях: морали, нравственности и чувственности, предопределены дефицитарной степенью развития (недоразвитостью) комплекса мозговых структур и имеют количественный эквивалент, измеряемый в прозаических: миллиметрах, граммах, единицах плотности, процентах.
 
Фактически, по уровню достигнутого  когнитивного и морального развития люди с психопатологией — это дети в возрастном диапазоне 2-16 лет.

Мною предлагается 4-х этапная возрастная модель психопатологии.

Базовой психической нормой являются:
- операции абстрагирования (включая понимание юмора, сарказма, паралингвистики),
- эмоциональная стабильность (отсутствие тревожности),
- способность сопереживать (эмпатия) и
- способность адекватно воспринимать окружающий мир (понимание социального контекста),
- сложная логика.

В отношении психических расстройств можно говорить о:
- неявном,
- смазанном,
- "малозначительном" и/или "нехарактерном" проявлении начала болезни, длительном латентном развитии, многократной неверной диагностике (так как большинство ранних симптомов пропускаются врачами в силу неочевидности их связи с развитием заболевания), обычно отсутствующем лечении причин основного психиатрического заболевания, сокрытии болезни — "самолечении" алкоголем/наркотиками, гемблингом, шопингом и другой болезненной активностью, изменением мировосприятия, логики, отношений с окружающими и, запоздалой, практически бесполезной, реакцией на последнюю, явную фазу, связанную с расстройством психики.

Расстройства эмоциональной сферы — не черта «характера»/«души», не свойство, присущее тому или иному полу или возрасту, а выраженный симптом развивающегося или оформившегося расстройства психики.

В качестве наиболее ранних, чувствительных и диагностически значимых симптомов, при расстройствах психики:
- шизофрения,
- преддеменция,
- деменция,
- аутизм,
- психопатия
и ряд других) выделено само узнавание юмора и понимание сарказма, для которых необходима:
- распределённая,
- комплексная
работа разных:
- полушарий и
- отделов
мозга, а изменения, связанные с нарушением памяти, ранее принимавшиеся за начало болезни, проявляются, относительно этих симптомов, спустя, в среднем, девять лет.

Это вывело данные симптомы в новые диагностические критерии для ранней диагностики деменции.

В 2002 году разработан инновационный тест Tasit — тест на понимание социального контекста, способности людей обнаруживать сарказм, полностью основанная на паралингвистических сигналах, манере выражения.

Тест Tasit первоначально разрабатывался именно для анализа изменения состояния после черепно-мозговой травмы, но применим для анализа состояний преддеменции, шизофрении, психопатии, аутизма и к ряду других расстройств.

Исследование 2008 года, проводившееся с помощью аппарата магнитно-резонансной томографии (МРТ), с использованием теста Tasit выявило связь между:
- работой правой парагиппокампальной извилины, которая вовлечена в распознавание визуального и социального контекста, и
- неспособностью больных деменцией распознавать сарказм.

Выяснилось, что люди с девиантным поведением одинаково плохо понимают, как:
- сарказм (неразличение паралингвистических сигналов), так и
- представления о социальных нормах (непонимание социального контекста),
так как парагиппокампальная извилина вовлечена в обработку этих процессов одновременно.

На ранних стадиях заболевания эти люди обычно ещё хорошо справляются с традиционными нейропсихологическими тестами, но близкие замечают, что человек сильно изменился. Врачи, в частности неврологи, часто "отмахиваются" от них, считая, что это кризис среднего возраста».

Наши представления о реальной причине девиантного поведения искажают:
- алкогольное,
- наркотическое,
- токсическое
опьянение,
- контекст того или иного события,
- статус,
- пол,
- внешние данные и
- возраст человека,
- наши чувства к нему/к ней.
Так работает "эффект ореола".

Представление, что деменция "возникает" после 60-65 лет:
- традиционное,
- историческое,
- привычное,
- повсеместно укоренившееся,
- чрезвычайно распространённое и
- опасное
заблуждение: продромальные периоды дементных расстройств, которые, на текущий момент, описаны "как правило" диапазоном в 2-5 лет, имеют в реальности гораздо более длительные латентные фазы, измеримые десятками лет, пропускаемых по неведенью.

Период преддеменции выходит далеко за симптомы "когнитивного снижения", может исчисляться десятками лет и характерен:
- длительным,
- неявным,
- поступательным
развитием многочисленных дегенеративных изменений в мозге, которые происходят:
- скрыто, неявно (латентно),
- постепенно,
- в каждом случае с индивидуальной скоростью.

Теория только генетической обусловленности развития психических расстройств и болезней, а также бытовавшие убеждения о преобладании генетических факторов в когнитивном развитии детей не нашли подтверждения.

Инфекционная теория, наряду с теорией влияния стресса и дистресса на уже инфицированный организм, вновь заняла ключевое место в теории развития психических расстройств. И это хорошо, так как инфекционные заражения можно лечить.

У родственников людей с проявившейся деменцией её выявляют впоследствии статистически чаще — передается предрасположенность для развития нейродегенерации. Определённый набор признаков латентного течения болезни, проявляющийся, в частности, как "черты характера", вероятно, сопровождает таких людей всю жизнь.

Взрослого психопата нельзя «вылечить», но развитие ребёнка с дефицитарными отклонениями можно (нужно!) поэтапно (в соответствии с теорией когнитивного развития Пиаже) контролировать и лечить.

Во многих, тождественных по своей сути, ситуациях, связанных с девиантным поведением, работает эффект ореола:
- затрудняющий,
- искажающий,
- отодвигающий
диагностику и лечение, так:
- воспитательная,
- образовательная,
- медицинская,
- правоохранительная,
- судебная
сферы фокусируются на мужских (вне зависимости от возраста) деструктивных поведенческих паттернах, и женские (вне зависимости от возраста) расстройства психики, имея:
- стертые или
- приписываемые, как «естественные»,
эмоциональные проявления, остаются хронически:
- незамеченными,
- недооценёнными,
- не выявленными
- или выявляются уже на острых или поздних стадиях.

И это в высшей степени поразительно, так как от здоровья матери — и психологического, и физиологического, и нравственного — зависит здоровье её детей, здоровые отношения в семье и здоровые отношения в обществе.

Исследование 2022 года, говорит о том, что латентное течение (персистирование) крайне распространённой инфекции токсоплазмоза, считавшееся десятилетиями и до самых последних лет "здоровым носительством", может повлечь:
- сокращение продолжительности и
- снижение качества жизни,
- повышение предрасположенности
к развитию заболеваний:
- органических и
- психических.

Бесконечно трудно поверить, но токсоплазмоз может менять черты лица и поведение, делая своего владельца более миловидным, сексуально привлекательным и, таким образом, способствующим дальнейшему распространению инфекции.

Оставаясь не выявленными, инфекционные возбудители крайне распространённых (по разным оценкам, от 60 до 80% населения Земли) инфекций:
- токсоплазмоз,
- герпесы
- и т.д.,
которые считались неопасными (не пандемийными), превращаются в хронические болезни — начинаясь с лёгких расстройств настроения и самочувствия, они переходят, спустя время, в острые психические состояния или заканчиваются органическими поражениями:
- мозга — деменция, шизофрения (вероятно, и аутизм),
- эндокринной системы — диабеты,
- поражения легких,
- сердца — тромбоэмболия, миокардит, внезапная остановка сердца,
- мочеполовой системы — простатит, заболевания матки,
- заболевания кишечника,
- опорно-двигательного аппарата и т.д.,
в чреде которых мозг "всего лишь" один из "органов-мишеней".

В это очень сложно поверить, но люди с латентным течением:
- шизофрении,
- психопатии,
- деменции,
по исследованиям, обладают ярковыраженным индуцирующим воздействием и могут занимать лидирующие позиции.

Индуцирующему влиянию, вовлечению в деструктивные объединения, включая:
- сектантство,
- алкоголизм,
- наркоманию,
- гемблинг,
- проституцию и
- противоправные действия,
более подвержены люди с:
- дефицитарными мозговыми структурами,
- хроническими психическими расстройствами,
- органическими заболеваниями и
- процессами нейродегенерации.

Основными факторами нарушения социальных процессов является принятие расстройств психики за крайние проявления "черт характера" у людей с:
- дефицитарными мозговыми структурами (психопаты),
- длительными продромальными стадиями органических изменений в мозге (шизофрения),
- инфекционными поражениями мозга (психологические расстройства),
- нейродегенерацией (преддеменция)
и их мимикрия под нормотимиков.

Медицинский аппарат сконцентрирован на лечении, фактически, запущенных случаев длительно протекающих заболеваний.

Изменить ситуацию может:
- поступательное,
- массовое,
- периодическое и одновременное
обследование с проведением тестов:
- на понимание паралингвистики и
- взятии анализов,
в случае совершения:
- правонарушений,
- преступлений
- или тех или иных эксцессов,
а также при оформлении разрешений в чувствительных для общества сферах:
- оружие,
- безопасность,
- миграция,
- торговля,
- образование
и так далее.

У вошедшей в аналы:
- истории,
- литературы,
- кинематографа,
- психологии,
- других отраслей
"изворотливости", якобы всех женщин, найдены нейробиологические причины.

Исследование 2022 года открыло, что именно женщины с высокими показателями психопатии (в отличие от мужчин с такими же показателями) оперативно изменяют свои стратегии в зависимости от ситуаций, при этом сохраняя свои психопатические черты.

Согласно концепции «стимул — реакция», которая лежит в основе бихевиоризма (помните собачку Павлова?), где:
- "стимул" — раздражитель, действующий на человека,
- "реакция" — движение при совершении действия, вызываемое стимулом,
слегка упрощая, это можно описать так:
- для мужчины-психопата нужен стимул (повод), чтобы проявить/проявлять свои психопатические качества,
- для женщины-психопатки повод не нужен — она базово нестабильна.

"Изворотливость" и "непостоянство" были и остаются одними из основных "женских" черт, и у этого явления было множество объяснений. И вот теперь выяснено, что это не общие "женские" черты, а черты именно женщин-психопаток.

Причём, так как, речь идёт о нестабильности даже в состоянии покоя, это ставит их в один ряд с больными психическими расстройствами!


Заинтересовались?

Научные статьи по теме смотрите в списке произведений.


Рецензии