Синдром ибд

Если тебе комсомолец имя –
Имя крепи делами своими.
В. Маяковский

Чтобы химчане знали, чем занимается районный Совет депутатов, что он сделал конкретно за прошедший год и как выполняются наказы избирателей, мы предложили депутатам районного Совета отчитаться о своей деятельности на страницах «Новостей» и даже ввели для этого специальную рубрику. Многие охотно откликнулись на предложение и пришли в редакцию для разговора, предоставили отчеты о работе. Но некоторых пришлось искать.

Я дозвонилась Валерию Анатольевичу Ж. (помощнику депутата Государственной Думы, Председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству). К концу дня он обещал со мной встретиться.

Когда мне к вам подъехать, чтобы посмотреть журналы регистрации просьб посетителей?
Я сказала «журналы», потому что Валерий Анатольевич является также и заведующим общественной приемной Губернатора Московской области Б.В. Громова в Химкинском районе.
Сейчас еду из Москвы. Мне удобнее приехать в редакцию. А журналы посмотрите потом – в день приёма посетителей.
Это было даже лучше: помимо регистрационных журналов, можно посмотреть, как ведется приём.

Когда я пришла в журналистику, меня научили не стесняться задавать самые разные вопросы – даже те, которые могут показаться  смешными или глупыми.
Валерий Анатольевич, для чего вообще нужен Совет депутатов? – спрашиваю я, когда он появляется в редакции.
Давайте поговорим сначала о моей деятельности как заведующего общественной приемной Губернатора Московской области, – предлагает он. – Тем более что я не провожу резких граней между посетителями, которые приходят ко мне как к депутату местного Совета и как к заведующему общественной приемной Губернатора.
Не возражаю.

Пояснив, что одна из основных задач работников общественной приёмной – чисто информативная и с ней они справляются хорошо, Валерий Анатольевич продолжает:
Ещё мы оказываем юридическую помощь населению – вместе со мной ведет прием высококвалифицированный юрист. Кроме того, люди приходят к нам с жалобами и просьбами. Здесь, к сожалению, ещё не все гладко.

С чем обращаются чаще всего?
По жилищным и правовым вопросам, вопросам жилищно-коммунального хозяйства и исполнения закона «О ветеранах». И мы стараемся помочь. Хотя мы не административный орган и не можем оказывать давления на местные власти...

Приведите, пожалуйста, несколько конкретных примеров помощи тем, кто к вам обратился.
Жилищный вопрос – очень сложный. Многие годами не могут его решить. И за короткий срок мы тут тоже помочь не можем. По некоторым просьбам – пишем ходатайства, стараемся, чтобы инвалидов Отечественной войны приняли на уровне Министерства Московской области... По ЖКХ чаще всего жалобы на протекающие крыши и отопление. Не совсем наша компетенция, но мы звоним заместителю главы района, который отвечает за это, в оперативные службы, областные структуры – хотим помочь... В нынешнем году обращались с ходатайством по ремонту кровли в домах №№ 28 и 30 по улице академика Грушина. Пришел ответ, что кровля будет отремонтирована.
Ее отремонтировали?
Не знаю.

Далее Валерий Анатольевич освещает виды юридической помощи – бесплатные консультации, составление исковых заявлений в суд, запросы в прокуратуру Московской области, обращение в Управление пенсионным фондом за разъяснением, почему посетителю установлена именно такая пенсия, обращения в комитет социальной защиты населения, контроль за выполнением закона «О ветеранах» – по льготам и выписке бесплатных лекарств. Но никаких конкретных примеров оказания юридической помощи привести не может.

Что тормозит вашу работу?
Одна из главных причин – слабая материальная часть общественных приемных. У нас нет ни компьютеров, ни секретарей. На орграсходы тоже ничего не выделяется... Да и сам я не являюсь государственным служащим – работаю на общественных началах... (Здесь Валерий Анатольевич почему-то умалчивает, что ведет прием ещё и в качестве депутата районного Совета. Тоже «на общественных началах»? – Л.Б.) И потому, что это  – общественная работа, посвятить ей всего себя не хватает ни времени, ни сил... Если бы нам активнее помогали общественные организации и шло развитие общественного самоуправления, – например, домкомов, – если бы люди не были инертными, а проявляли активность, сплачивали свои усилия для решения конкретных вопросов – наша деятельность была бы более успешной. Ведь раньше на каждую тысячу человек – это примерно 7 – 10 больших домов – был свой депутат. А теперь 20 – на весь район...

Думаю: «Не удивительно, что Валерию Анатольевичу трудно ответить, кому и чем он помог. Ведь сейчас при нём нет регистрационных журналов. Трудно воспроизвести по памяти фамилии и адреса. Вот приду к нему в приемную – и сама все посмотрю!»

Я дам журналы позднее, – говорит он, когда прихожу к нему в приёмное время...
Чтобы узнать, каков суп на вкус, не обязательно съесть всю кастрюлю. Достаточно и одной ложки. Не буду утомлять читателей подробным описанием приёма. Приведу лишь один пример, которым Валерий Анатольевич особенно гордится.

Ветеран Великой Отечественной войны, инвалид 2-й группы, имеющий три ранения и две контузии, очень обижен на местные власти: его не ставят в очередь на расширение жилой площади и не пускают на приём к главе района.

Он ходит к нам с 30 января, – значительно сообщает мне Анатолий Валерьевич. – Чтобы ему помочь, мы прикладываем все силы. Я смог добиться, чтобы его принял сам министр по ЖКХ Правительства Московской области!
Я уже дважды был у него, – кивает тщедушный старичок. – А вот посмотрите, что мне из нашей администрации ответили – и протягивает бумагу.

Выхватываю суть: «В соответствии с п. 9.1 «Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилой площади в Московской области» такой-то гражданин «не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий».  Теперь читаю всё – внимательно и с самого начала.

Тут написано, что в вашей квартире зарегистрировано четыре человека. А вы говорите, что пять...
С нами ещё зять живет. Я зятя не прописал.
Так пропишите! – говорю. – И вас поставят на очередь.
(«Элементарно, Ватсон!»)

Зачем восемь месяцев морочить старому инвалиду голову и «добиваться» для него приёма у министра Правительства Московской области, зря отрывать того от дел? И куда все восемь месяцев смотрел «высококвалифицированный» юрист?!

- Пропишите зятя! – обрадованно восклицает тот вместе с Валерием Анатольевичем. Кажется, что для них такое решение вопроса – откровение.
Старичок неожиданно замолкает. Оказывается, ему вовсе не хочется никого прописывать. А хочется, чтобы предоставили большую жилплощадь... «в порядке исключения»! А местные власти, которые не хотят нарушать закон, этим для него и не хороши...
Для кого разыгран весь этот спектакль? Для меня.

Я далека от мысли, чтобы иронизировать над ветераном-инвалидом: он хитрит не от хорошей жизни. Но разве депутат районного Совета, заведующий общественной приемной Губернатора Московской области и его юрист не должны следить за соблюдением закона? В Химкинском районе, как и по всей России, в «законной» очереди на улучшение жилищных условий стоят десятилетиями! Какие уж тут «исключения»!

Чтобы обойти закон, старичок ходит в приемную восемь месяцев. И сдаваться не намерен. Как долго ещё будут ему «помогать» В.А. Ж. И его «высококвалифицированный» юрист? Они прекрасно знают, что ветерану ничего не добиться. Но... намерены продолжать им «заниматься»! Потому что так создается видимость их «работы», имитируется бурная деятельность – ИБД... Ведь могли бы сказать: «Уважаемый! Не тратьте понапрасну своё и наше время. В обход закона вы ничего не получите», – и заняться другими посетителями, проблемы которых они в состоянии решить. Сколько их не попало на прием из-за этого старичка?
А он у них – не один такой: «...Несколько человек уже приняли на уровне Правительства московской области», – подчеркнул Валерий Анатольевич в первую нашу с ним встречу.
По окончании приёма мне не было показано ни одного журнала регистрации посетителей.

- Их у меня нет, – признался Валерий Анатольевич.
Вместо журналов мне дали какой-то блокнот, где записаны чьи-то адреса и телефоны... У меня тоже есть такой. Но это вовсе не означает, что я веду прием посетителей в качестве депутата и заведующего общественной приемной Губернатора Московской области: в блокнот я записываю телефоны и адреса своих знакомых...

Из официальных документов была предъявлена только копия «Отчёта о работе общественной приемной Губернатора Московской области в Химкинском районе» – за июль нынешнего года. Голая цифирь! Из нее нельзя понять, кто и когда обратился в приемную, как именно ему помогли. В бланке «Приложения к отчету»  есть графа 3: «Принимает ли общественная приёмная Губернатора участие в решении проблем муниципального образования? Каким образом? Просьба привести примеры решенных (или решаемых) с помощью общественной приёмной проблем». Но бланк – он и есть бланк...  В нём ничего не заполнено...

Зачем Валерий Анатольевич сетует на отсутствие компьютера и секретаря, если всё равно не ведет никакого учета?
Зато аккуратно ведется другого рода документация. Член Совета общественной приёмной и по совместительству – руководитель регионального движения «Отечество» показал протокол собрания членов фракции от 14 марта. В нём сказано, что на выборах, которые состоятся в районе 22 апреля, собрание решило поддержать кандидатом в Совет депутатов Химкинского района Валерия Анатольевича Ж. Это неожиданность!

Валерий Анатольевич! Почему в своих предвыборных публикациях вы не известили химчан о том, что вас выдвигает фракция «Отечество» и вы состоите её членом?
Он ещё не состоит, пока сомневается, – быстро вставляет руководитель фракции.
Уже семь месяцев, как «сомневается»!
А зачем вы тогда его выдвигаете? – вопрос вырывается непроизвольно.

Тут оба просят об этом «не писать» и начинают тихо приближаться ко мне с двух сторон... На часах уже 18.00. Решаю, что не стоит далее злоупотреблять чужим терпением, и удаляюсь – пока в приёмной еще находятся посетители...

Сентябрь – 2001 г.


Рецензии