Доктор Ксюнин
18 декабря 1898 года было выпущено Обязательное Постановление о врачебной помощи рабочим на подведомственных Томскому горному управлению золотых промыслах. Основные требования включали в себя организацию бесплатной медицинской помощи при бесплатном довольствии в оборудованных больницах: больницы должны иметь палату для мужчин, палату для женщин, палату для заразных больных, разделённых капитальными стенами; кроме того, в больнице должна быть ванная комната и приёмный покой с аптекой; на каждых 20 рабочих должна быть предусмотрена одна кровать. Если число рабочих не превышало 60 человек, допускалось иметь в больнице две палаты без ванной комнаты. Допускалось также по договорённости иметь одну больницу на несколько промыслов при условии, что расстояния между ними менее 25 вёрст. Все больницы должны быть укомплектованы фельдшерами из расчёта одного на 300 рабочих. Больницы и фельдшеры должны находиться под наблюдением приискового врача, а обо всех выявленных замечаниях и нарушениях необходимо было сообщать Горному исправнику. Этим же постановлением устанавливались требования к рабочим местам и бытовым помещениям (казармам) для рабочих.
Однако, как водится, соблюдение законов и требований в тайге никогда не приветствовалось и мало кем соблюдалось. Казармы для рабочих за редким исключением строились по старинке и без нормальных бытовых условий, хозяева экономили на всём. Формально и с минимальными затратами набирался штат фельдшеров, как правило из бывших военнослужащих, не имеющих ни элементарного медицинского образования, ни практики в лечении болезней, а их деятельность в лучшем случае не приносила вред больным. Небольшие частные больницы на промыслах не отвечали санитарным требованиям, а расположение районной больницы на реке Талой не позволяло охватить медицинской помощью большую часть рабочих с приисков среднего Удерея и Пенченги. Первого июня 1903 года на Степановском прииске была открыта новая больница, планируемая как центральная, но она также не удовлетворяла требованиям в виду экономии средств при её проектировании и строительстве.
Множество вопросов по организации медицинской помощи на промыслах в Южно-Енисейской тайге предстояло решить молодому и энергичному врачу Ксюнину, заменившему приискового врача Ольшвангера М. М. в конце 1903 года. На тот период значение районной больницы прочно закрепилось за медицинским учреждением, расположенным на бывшем прииске Асташева по реке Талой, впадающей в Большую Мурожную. Но былое величие золотого промысла по реке Талой ушло в прошлое, а вместе с ним исчезли школа, театр, большая часть библиотеки, дополнительные излишества для рабочего люда. Постепенно приходила в упадок и больница, где уже не было в достатке лекарственных препаратов, опытного персонала.
Хорошую больницу в конце 1901 года построила Боровинская золотодобывающая компания на прииске Андреевском. Организация, принадлежащая Саввиных А.А., разрабатывала два прииска по реке Боровой впадающей в Большую Мурожную. Построенное предприятием большое и светлое здание с высокими потолками 2,8 метра, большими окнами, имело палату для мужчин, палату для женщин, палату для заразных больных, операционную палату, перевязочную и даже ванную комнату. Всё вроде в соответствии с требованиями, но все палаты были проходные и грязный пол был здесь частым явлением, некрашеные полы скоблились ножом с водой, разводя излишнюю влагу, для отопления использовались металлические печи, которые сушили воздух и быстро остывали в морозы. Эту больницу и выбрал приисковый врач Ксюнин для оборудования в качестве центральной или районной для золотых промыслов по реке Большой Мурожной и вершине реки Удерей. Много усилий пришлось приложить, чтобы Съезд золотопромышленников выделил средства, а главное, людей для устранения нарушений санитарных норм. В течение трёх лет постепенно проводились работы по устройству новых коридоров, изолированных палат, печей, выложенных из кирпича, благоустройству территории. К 1907-му году больница стала лучшей в Южно-Енисейском горном округе, где трудились опытные фельдшеры Бурмакин С.М. (ранее работающий в больнице на Талой) и Ожиганов Ф.В. Здесь был большой выбор необходимых медикаментов, перевязочного материала и широкий спектр медицинских услуг. В больнице было 13 коек, в штате кроме двух фельдшеров работали сторож, смотритель в палатах, стряпуха и прачка. При больнице имелась даже корова для питания больных молоком и две лошади для разъездов фельдшера, доставки больных, а также воды и дров. Здесь лечили в том числе и больных, которые не числились в списках приисковых рабочих, за них вносил оплату Совет съезда. Даже после сокращения работ Боровинской компанией лечебное учреждение вместе с квартирой фельдшера, аптекой, прачечной и другими постройками не было заброшено или продано, а в 1913 году безвозмездно передано на содержание группе золотопромышленных предприятий. Ежегодное содержание больницы обходилось в 1500 рублей, медикаменты закупались на 850 рублей.
Другой больницей районного масштаба благодаря усилиям приискового врача стала Удерейская, расположенная в среднем течении реки Удерей на прииске Покровском и предназначенная для обслуживания золотых промыслов в долине реки, включая притоки. Содержалось медицинское учреждение за счёт группы компаний: АО «Драга», Александровская компания, Торговый дом «Трифон Савельев и сыновья», Спасская компания и компания Ускова В.П. В больнице были большие, светлые палаты: мужская, женская, операционная, для заразных больных, ванная комната. Рассчитано здание было на 10 коек, в штате имелся один фельдшер без разъездов, сторож и кухарка. Специально для питания больных держали корову. В 1912 году больница обслуживала персонал девяти драг, работающих по реке Удерей.
Таким образом, благодаря усилиям приискового врача Ксюнина П.П., большинство золотых промыслов по системам рек Большая Мурожная и Удерей были охвачены медицинским обслуживанием согласно Обязательного постановления от 18 декабря 1898 года. Хорошо поставленная система лечения стационарных больных за все годы существования больниц позволяла обходиться имеющимся количеством коек без очередей на лечение. Доказательством эффективного лечения являлся тот факт, что крестьяне сёл и деревень, расположенных на Ангаре, регулярно посещали тайгу, чтобы за свои кровные деньги получить лечение в одной из районных больниц. Их охотно принимали на лечение, но только после посуточной оплаты пребывания в лечебном учреждении.
Но не всё задуманное претворялось в жизнь. Некоторые золотопромышленники в целях экономии держали крохотные больницы, имеющие лишь приёмный покой, нанимая одного фельдшера на три – пять, а иногда и на десяток приисков. Сложно решался и вопрос с районной больницей, охватывающей золотые промыслы по реке Пенченге и Кадре, лишь в 1913 году Аяхтинское товарищество в связи с расширением промыслов приступило к постройке новой больницы, которая смогла предоставлять медицинскую помощь золотым промыслам, расположенным на севере южной тайги. Этим лечебным заведением был завершён охват всех основных промыслов золота на территории Южно-Енисейского горного округа, доступной и достаточной для того времени медицинской помощью. Огромной заслугой доктора Ксюнина был и подбор персонала больниц с последующим обучением фельдшеров на местах, аккуратное ведение документации по лечению больных, используемой в качестве контроля и как пособия для обучения.
В феврале 1908 года доктора Ксюнина П.П. приняли в действительные члены общества врачей Енисейской губернии. Порфирий Порфирьевич принимал активное участие в общественной жизни губернии, а также занимался благотворительностью: являлся действительным членом общества помощи Красноярской женской гимназии, общества помощи учащимся Енисейской губернии. В 1913 году Ксюнину было выплачено вознаграждение в 500 рублей за безвозмездное освидетельствование и оформление документов в течение десяти лет на получивших увечье рабочих.
В период революционных событий и смутного времени приисковый врач Ксюнин не покинул свой пост, работая часто без оплаты, продолжал оказывать посильную медицинскую помощь в Южно-Енисейском горном округе. На Степановском прииске жила в то время его семья: жена Юлия Семёновна и пять сыновей от двух до двенадцати лет. После чешского мятежа, в середине июня 1918 года, Порфирий Порфирьевич получил записку от бывшего пациента, идущего в составе карательного отряда на прииски, примерного содержания: «Скрывайтесь, дано указание карательному отряду сжечь доктора с выводком». Бросив все вещи, большая семья доктора загрузилась на подводу и отправилась в Красноярск. Успешно преодолев путь до города, Ксюнин посадил семью в поезд, следующий до Томска, а сам отправился в Белоцарск (Кызыл), попав в число мобилизованных Колчаковской армией, чтобы служить военврачом. Устроившись на новом месте, он позвал к себе семью, и Юлия Семёновна с сыновьями отправилась на поезде до Абакана, а дальше на лошадях в Урянхай (Туву). Шла гражданская война, процветал бандитизм и перед самим Кызылом в селе Уюк женщину с детьми схватили бандиты и закрыли в подполье деревенского дома. Через некоторое время деревню освободили красные партизаны, наступающие широким фронтом в сторону Минусинска. К тому времени доктор Ксюнин уже был начальником лазарета у партизан и в бою под Белоцарском, под огнём противника спасал раненых бойцов, за что был представлен к ордену Красного Знамени. Так, в обозе лазарета, состоящим из 120 подвод, отправились Ксюнины в город Минусинск вслед за наступающими отрядами партизан. Однажды ночью на обоз напал заблудившийся казачий разъезд, пришлось взять в руки оружие старшему сыну врача и его жене. С тех пор Юлия Семёновна не выпускала из рук оружия участвуя в боевых действиях, она была смелая и отважная женщина, прекрасно ездила верхом, хорошо стреляла, попадая с двенадцати шагов в гривенник из мелкокалиберной винтовки.
После освобождения Минусинска и демобилизации в марте 1920 года, семья Ксюниных осталась в этом городе на десять лет. Порфирий Порфирьевич возглавлял городской здравотдел, боролся с тифом, спасал вывезенных из-за голода с Поволжья детей, принимал активное участие в организации новой больницы в селе Шушенском, открытии курорта на озере Тагарском. В октябре 1929 года семья Ксюниных переехала в город Томск, где учились в институте старшие дети. В Томске Ксюнин П.П. работал главным врачом амбулатории №1, а с мая 1941 года по 1948 год Главным врачом Центральной поликлиники города Томска.
Многолетний труд, направленный на благо здоровья людей бывшего приискового врача Южно-Енисейского горного округа Порфирия Порфирьевича Ксюнина был отмечен орденом Красного Знамени в 1928 году, званием Герой Труда в 1936 году, а также почётным званием «Заслуженный врач РСФСР» в 1943 году. Такова краткая история приискового врача, достойного памяти и уважения.
Свидетельство о публикации №225012700611