Теодор Драйзер об СССР

Вступление

Драйзер — американский писатель реалист, хотя его часто называют художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного, до скрупулезности, изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях: он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности, цитирует прессу, детально  объясняет биржевые дела и спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их  предприятий и т. д. и т.п.

В 1927 году Драйзер принял приглашение посетить СССР и принять участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он прибыл в Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других советских городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».

Вот отрывок из этой его книги.

Три огромных преимущества вижу я в социальной и экономической системе Советского Союза. Эти преимущества, которыми не может похвастать никакая другая система, объясняют, хотя бы отчасти, гигантский рост советской промышленности, колоссальные темпы ее развития и ликвидацию неграмотности.

Во-первых, колоссальное стимулирующее преимущество заключается в коллективной деятельности при изготовлении тех или иных товаров и удовлетворении тех или иных общественных потребностей. В результате не возникает конфликта противоположных интересов,— конфликты неизбежны в системе жадного и тщеславного капитализма.

Не устранив такого противоречия интересов, невозможно добиться чего-либо конструктивного. Достаточно взглянуть на американские железные дороги, где финансисты препятствуют созданию быстрого современного транспорта.

Далее — колоссальное оживление духовной жизни, которое наблюдается в СССР и появится везде, как только будет ликвидировано вековое невежество, порожденное религией, которая не позволяет ясно разобраться в процессах природы и жизни. Ликвидация религии открывает путь к подлинному просвещению; это-то, без сомнения, и ликвидировало невежество и предрассудки в России.

В-третьих, я имею в виду освобождение от цепей принуждения и террора, сковывающих духовную деятельность и неразрывно связанных с экономическим порабощением. Изгнание этого экономического дьявола очищает человеческую душу и освобождает ум. Это, по моему мнению, вызывает то чувство социальной благодарности, которое ускоряет темп жизни в СССР и закаляет его народ для новых подвигов и открытия истин.

Коммунизм создает чувство национального товарищества в противовес индивидуальному одиночеству и беспомощности. Страна, принявшая коммунизм, неизбежно преобразуется в радостную страну подвигов, в подлинно социальную страну, где духовная жизнь прогрессирует. Такой страной, по моему мнению, является сейчас Советский Союз.

Что касается проблем, стоящих перед вами, то я считаю, что вы должны крепко держаться тех идеалов, которые вас вдохновляют. Капитализм считает, что только личная нужда и страдания заставляют людей стремиться к достижениям и что гуманные методы ничего не дают. В ответ на это вы отбросили в сторону кнут, заменив его справедливостью, просвещением и дружбой.

От результата вашего ответа будут зависеть радость, мир и духовный прогресс людей на тысячелетия вперед. Лично я хотел бы сказать вам следующее: работайте над экономическими, научными проблемами, проблемами искусства и над изобретениями и заботьтесь о том, чтобы их разрешали те люди, которые наиболее к этому способны. Когда будут найдены решения этих проблем, используйте их на благо всех людей. Я желаю вам, чтобы вами в вашей работе всегда руководили лучшие люди, воплотившие в себе вершины человеческого интеллекта и духа.

Москва 1931 г.

PS Писателя мирового уровня Теодора Драйзера  сейчас в США, не знают. Работая в США по приглашению одной фирмы, интересовался у ее сотрудников.  Как  не знают они и Марка Твена, и Джека Лондона и Джона Стейнбека. Даже больше – «макартизм» в свое время начался в США с запрета на издание произведений Драйзера.  Странно, не правда ли? Хотя нет, не странно. Ведь у нас сейчас тоже не знают крупнейших советских писателей, таких, как Фадеев, Шолохов, Симонов, которых не изучают в школе. А кого знают? Набокова и ему подобных. То есть. ни- ко-го! Даже Толстого наши чиновники от образования не рекомендуют «проходить» в школе -  слишком уж «толстые» у него книги.

PPS  Хотя нет, немного «соврамши». Фадеева рекомендуют для чтения школьникам, но только лишь его роман «Разгром», «Молодую гвардию» школьникам читать запрещено. Как и роман Николая Островского «Как закалялась сталь».

Почему? Как почему?

А вдруг наши школьники, прочитав эти "крамольные для власти романы",  вырастут не такими уж и податливыми на все то, что спускается в виде указаний сверху. И что тогда власти делать?

***


Рецензии
Да, Драйзер был другом Советского Союза. Это великий американский писатель. С юности читала его книги. Плакала над " Американской трагедией", " Дженни Герхардт" и "Сестра Керри" были моими любимыми книгами. Да и сейчас перечитываю его романы. Их у Драйзера много.
А мысли Ваши о советских больших писателях серьезные.
Здоровья Вам и удачи.
С уважением.

Татьяна Шмидт   17.02.2025 18:22     Заявить о нарушении
Мне в своей жизни пришлось свыше года поработать в США по приглашении их фирмы. И я с удивлением узнал, что Теодора Драйзера они не знаю, не знают также Джека Лондона, не знают Джона Рида и так делее и тому подобное. То есть, американцы необразованные люди.

Виталий Овчинников   19.02.2025 15:56   Заявить о нарушении
Ну, не все же такие необразованные они. И у нас стали мало читать классику.

Татьяна Шмидт   20.02.2025 17:57   Заявить о нарушении
Это в Советском Союзе читали запоем книги, покупали, читали в электричках, автобусах, метро, дома и порой на работе.

Татьяна Шмидт   20.02.2025 17:58   Заявить о нарушении