Maxima amoralia

«Истинны лишь те мысли, что сами себя не понимают»
Теодор Адорно


Книга Теодора Адорно “Minima Moralia”   (Теодор В. Адорно. Minima Moralia. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022) для меня интересна, в первую очередь тем, что в ней откровенно раскрыта суть мировоззрения современных левых.
1. Формулируя цель левых движений, Адорно постулирует: это – освобождение от власти буржуазии, которая осуществляется путем навязывания человеку расширяющегося потребления. Чтобы освободиться, мы должны понять: на самом деле  нашей заветной мечтой является пребывание в  праздности.
То есть, Адорно напоминает:  левая идеология – насквозь плебейская; она идет от Диогена, и всегда имела немало приверженцев. В романе «Чевенгур» Андрей Платонов эксплицирует народную мечту, что за людей будет «работать» солнце, а сами они будут пребывать в праздности. Да и  фольклор изобилует «молочными реками с кисельными берегами», и  «Емелей – дураком», не слезающим с печи, и всем обеспеченный «по щучьему велению».
О том, как после пропагандируемого им освобождения от буржуазии (а, по существу, от общества) будут удовлетворяться хотя бы минимальные потребности людей, Адорно умалчивает; ему это не интересно.
2. Вся книга представляет собою как бы наставление по «правильному мышлению» на общественно-политические темы, включая вопросы культуры. Единственным способом противостоять буржуазной идеологии по Адорно является использование диалектики. Выхватывая наугад из картины мира любой ее фрагмент, диалектическим методом он показывает, что наш мир – система буржуазного угнетения, и задача человека – всегда этому гнету противостоять.
По мере чтения книги ты обнаруживаешь, что пытаясь следовать за мыслью автора, мозги приходится подчас  буквально выворачивать наизнанку, и иногда они  этому яростно сопротивляются. А имеются и такие случаи, когда мысль категорически отказывается войти в предлагаемый текст.
Когда трактат подходит в концу, ты уже без сил от изнеможения, и диалектика тобою воспринимается, как изысканная софистика, практикуемая  параноиком, мучимым навязчивой идеей тотального разрушения современного мира.
Если же на минуту представить, что автор абсолютно прав, тебя охватывает невольное восхищение  изобретательностью буржуазии, соорудившей столь совершенную структуру всеобщего угнетения, что от нее никуда не денешься!
3. Проводя анализ наличного мира, и вскрыв его противоречия с применением диалектического метода, Адорно находит мизансцены, в которых  очевидно, как пролетариат должен поступить, чтобы добиться  избавления, но почему-то  так не поступает…
Адорно это объясняет тем, что буржуазия, которая вообще-то  мыслит диалектически,  на выгодной для нее стадии диалектический процесс останавливает, проповедуя «стабильность», а досыта накормленный пролетариат на это клюет.
Сквозит вопрос: Что же теперь остается делать несчастному левому философу? Спросим об этом Теодора Адорно.
1. «Единственной философией, за которую перед лицом отчаяния можно нести ответственность, была бы попытка рассматривать все вещи так, какими  они представлялись бы с позиции избавления».
2. «Однако перед лицом требования, которое тем самым к ней (к мысли) выдвигается, вопрос о том, действительно избавление или недействительно, сам почти не имеет значения».
Итак, ответ прост: Несмотря ни на что, бузить, бузить, и снова бузить!
                Сентябрь 2024 г.


Рецензии