Отцы и дети
Тот счастлив, кто любим и любит сам,
Кого бубенчик детской колыбели
И крик младенца будит по утрам.
Лоик Шерали
Роль отца для полноценного формирования личности ребенка и в прошлом и сегодня осознается как архиважная, хотя научные исследования этой роли в психическом развитии ребенка начались только в двадцатом веке.
На заре развития человечества, когда люди жили общинами: в пещерах, кочуя в поисках пищи, сексуальные отношения были групповыми, и, если с ролью матери было все ясно, то кто являлся отцом ребенка, установить было невозможно. С появлением племенных образований, собственности, патриархата, начали выделяться семейные пары с наличием их детей. При этом фигура отца, как «управляющего», «законодателя» базировалась на полной зависимости от мужчины как кормильца и добытчика.
В древних государствах/империях и женщины и дети находились в полной собственности главы семьи: их можно было продать, наказать и даже убить. Если за женщину, в случае крайне степени жестокого обращения с ней, могли еще как-то заступиться родичи, то ребенок не получал никакой защиты.
Только с появлением христианской религии с ее гуманистическими установками, происходит постепенное смягчение нравов в общественных отношениях и внутри семьи. Но при любом религиозном культе отец оставался незыблемым авторитетом, просто у него появлялось больше ответственности и он должен был служить моральным авторитетом.
В странах дальнего востока (Япония, Китай, Корея) и до середины двадцатого века отец, при обязательном выполнении финансового обеспечения семьи, являлся фигурой достаточно отстраненной. Домочадцы были обязаны оказывать ему почтение, но обычно он удостаивал своим вниманием только сыновей и занимался их развитием.
В исламских странах общение отца со всеми детьми более близкое, но до сих пор при разводе дети остаются с отцом (в его семейном клане); иногда, если инициатором развода является мать, то ей запрещается видеться со своими детьми до их совершеннолетия.
Признавая главенствующую роль матери в течение первых лет жизни ребенка, которая обычно связана с его жизнеобеспечением, Зигмунд Фрейд и другие психологи определяли роль отца как центральной фигуры в дальнейшем психическом развитии ребенка.
Если роль матери в семье характеризуется как: «хранительница очага», опекающая», «дающая заботу, нежность», «миротворец», то роль отца характеризуется как: «защитник», «могущественный», «устанавливающий законы», «лидер», «учитель». Отец становится значимым для ребенка, начиная с двух-трехлетнего возраста, так как в этом возрасте ребенок стремится познавать окружающий мир. К шести годам значимость отца при регулярном/ежедневном контакте с ребенком растет, а после десяти лет отец становится для мальчика более значимым, чем мать. Это объясняется тем, что обычно именно отец:
- устанавливает границы и правила поведения (социализация);
- разговорами помогает развивать логическое и абстрактное мышления;
- учит заниматься «мужскими» делами по дому.
Любое человеческое общество, начиная от государства и кончая семьей, не может существовать без защиты и соблюдения законов. Таким образом, ребенок получает равновесное, гармоничное психическое развитие, что характерно при соблюдении гендерных ролей отца и матери в семье. Для достижения этого матери ребенка нужно мягко и терпеливо привлекать отца к уходу за ребенком, начиная с первых месяцев его жизни. То, что для матери является естественным (так называемый, материнский инстинкт), который сформировался еще при вынашивании ребенка, для отца является наукой, которую нужно освоить. С точки зрения эзотериков, у матери и ребенка существует общее энергетическое биополе вплоть до четырех-пяти лет возраста ее ребенка.
Близкий контакт отца с ребенком с младенческого возраста создает чувство единения с родным человеком и «чувствование» его эмоций. В дальнейшем это обеспечивает доверительные отношения. Если жена упустит этот момент и будет полностью погружена в необходимые хлопоты, муж может начать себя чувствовать «третьим лишним».
В двадцатом веке, в результате Первой мировой войны, начались глобальные изменения в общественной жизни в связи с выходом женщины из узкого круга семьи, которая начала работать наравне с мужчиной. Сначала она замещала ушедших на войну мужчин в профессиях, которые раньше считались мужскими, а в последующие десятилетия, с возросшими повсеместно требованиями к качеству жизни, развитием технологий, доступности образования это явление закрепилось.
Сейчас отношения в большинстве семей с работающими женщинами определяются, как «партнерские». Это хорошо, при условии наличия в семье теплых, доброжелательных отношений. Но существует несколько типов патологических взаимоотношений в семье, которые негативно сказываются на ребенке:
1.Деспотичный отец.
2.Отчужденный.
3. «Неудачник» (зависимый от доминантной женщины).
4.Труднодоступный/отсутствующий.
И деспотичный (не считающийся с мнением ребенка), и отчужденный (не обращающий на него внимания) тип отца обычно проявляется при хорошем финансовом обеспечении семьи. Отец много времени отдает работе, удовлетворяет финансовые запросы семьи и считает, что имеет право предъявлять свои требования, не обращая внимания на обстоятельства.
Если отец отличается мягким характером, неконфликтный, то при наличии авторитарной жены, особенно, если она зарабатывает больше мужа, он отодвигается на второй план и не пользуется авторитетом. При этом доминантная женщина, сама того не осознавая, разрушает все нормы психического формирования личности ребенка.
Труднодоступным, по определению, считается отец, живущий вне семьи (в разводе, в другом браке), и навещающий ребенка периодически. Обычно отцы в таких случаях стараются контактировать со своим ребенком не реже 2х-3х раз в месяц. Препятствия, чинимые бывшей женой, лишение контакта с отцом, оказывают крайне негативное влияние на психику ребенка. К сожалению, в категорию труднодоступных отцов сейчас попадают ответственные мужчины, вынужденные работать вне дома/вахтовым методом, изо все сил стараясь обеспечить финансовый уровень семьи.
Отсутствующий отец – это отец, полностью устранившийся от контактов со своим ребенком после ухода из семьи, даже если он живет в том же населенном пункте.
Существует также градация различия общения отца с ребенком, как, например:
- «на равных» - демократический;
- «сверху вниз» - авторитарный;
- «пренебрежительный» - суровый, грубый.
Отец, как муж, устанавливает семейную иерархию, ребенок живет в окружении двух родов: рода отца и рода матери. Это дает ребенку дополнительно чувство общности, защищенности, осознание порядка, закона.
При отсутствии/нарушении роли отца в семье, как у мальчиков, так и у девочек, возникают проблемы с формированием полово-ролевой идентичности. У ребенка должна быть перед глазами модель «мужского» поведения. Иначе у мальчиков не формируется «мужественность», а у девочек вырабатывается чувство незащищенности, так как матери часто выступают в роли критиков, а отцы относятся к дочерям со снисхождением и одобрением.
Вырастая, такие мужчины становятся жертвами доминантных женщин, а девочки, вырастая, начинают менять партнеров в поисках «отца-защитника»
Кроме того, в подростковом (пубертатном) периоде, когда ребенок начинает проявлять бунтарство, грубость, непредсказуемость в поведении, сплоченное воздействие родителей просто необходимо. Нужно, если можно так выразиться, «выступать против ребенка единым фронтом», предварительно договорившись между собой о принципах воздействия и линии поведения. Совершенно недопустимо, чтобы один родитель что-то запрещал ребенку, а другой это разрешал, тайное финансирование его потребностей без общего обсуждения также недопустимо. Отец и мать должны совместно помочь ребенку пройти этот трудный период в его жизни. Есть даже невеселая шутка о выросших детях: «Детей допускается бить только в порядке самообороны».
В современном обществе происходит переформатирование патриархальной, авторитарной семьи, это касается изменений психологических установок. Тем не менее, физиологически мы, по-прежнему, мужчины и женщины со своим набором физических и эмоциональных реакций. И при нарушении/перекосе гендерных ролей семье дети не получают полноценного психического развития.
Считается, и это подтверждено некоторыми исследованиями, что даже очень хороший отчим, появившийся у ребенка в более-менее осознанном периоде жизни, не может полностью заменить в его сознании биологического/родного отца, даже если ребенок его плохо помнит. Научных объяснений этому не найдено, кроме расплывчатых: «родная кровь». «общая энергетика» и пр.
Если оба родителя работают, то, конечно, не обойтись без посторонней помощи: бабушки, дедушки, детский сад. Родители обычно молодые люди, им хочется пойти в концерт, сходить к друзьям на вечеринку – жизнь продолжается! Но, по возможности, нужно планировать отдых в выходные дни и отпуск совместно с детьми.
Это и забота, и радость. Что поделаешь, ведь даже слово «супруги» в русском языке означает: «идущие в одной упряжке».
Как сказал один мудрый английский драматург:
Все мы что-то делаем для потомства; хотелось бы увидеть, что потомство
делает для нас.
Джозеф Аддисон
Но, может быть, это не столь важно – ведь наши дети, воспитанные должным образом, все будут делать для своего потомства.
Ce la vie!
Литература
1.Калина О.Г., Холмогорова Л.Б. Роль отца в психическом развитии
ребенка М 2014
2.Андрей Максимов Практическая философия Питер 2017
Свидетельство о публикации №225012801101