Беларусь 1994-2022 годы. Часть 2
Как уже было сказано в предыдущей главе, в этот период для Беларуси начинается этап полноценного развития экономики. Была окончательно стабилизирована ситуация с государственными финансами, окончательно укрощена инфляция и стабилизировано собственно управление государством. Всебелорусским народным собранием была принята программа экономического и социального развития на 2001-2005 годы, основные тезисы которой указаны ниже.
Начну с основных целей данной программы. Они характеризируются созданием сильного правового государства, которое способно обеспечить: развитие соответствующих макроэкономических условий и государственную поддержку мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; постепенный переход в более развитый экономический уклад. Плюс формирование условий для полноценного развития человеческого потенциала, чтобы на выходе получился физически здоровый, духовно богатый, восприимчивый к научно-техническим нововведениям индивид. В сфере экономики провозглашалось строительство социально-ориентированного общественного хозяйства с развитой инфраструктурой и действенными регуляторными механизмами.
Для осуществления этих целей необходимо было выполнить следующие задачи:
- создать необходимых макроэкономических условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики( промышленное производство ), прежде всего на основе улучшения ее качественных параметров( изготовленная продукция );
- модернизировать экономику за счет технического перевооружения( внедрение современных технологий, машин и оборудования );
- создать необходимые условия для оздоровления населения, повышения его образовательно-культурного уровня на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
- снизить налоговую нагрузку на товаропроизводителей и население в целом;
- доведение к концу пятилетки среднемесячной заработной платы до уровня, эквивалентного 250 долларов США;
- повысить уровень пенсий по возрасту до 48 %, стипендий – до 25-30 % от средней заработной платы в народном хозяйстве;
- улучшение ситуации в сфере экологии, которое предусматривает преодоление последствий чернобыльской катастрофы;
- обеспечить комплексность социально-экономического развития( пример: развитие различных секторов экономики, улучшение бизнес-среды, повышение квалификации рабочей силы и привлечение инвестиций ) областей, районов и городов, стабилизацию криминогенной ситуации в проблемных регионах.
Согласно такой концепции, приоритетными направлениями в достижении таких целей являлись:
- активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
- наращивание экспорта товаров и услуг;
- дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
Средствами же достижения этих целей являлись:
- структурная перестройка экономики на основе специализации( сосредоточение производства высокотехнологичной продукции на специальных предприятиях ), кооперирования и слияниях крупных и небольших предприятий в производственные объединения, ускоренного развития наукоемких и ресурсосберегающих отраслей и производств, сферы услуг;
- государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики республики и ее регионов на международной арене;
- внедрение более эффективного механизма капиталовложений в народное хозяйство, включая увеличение объема прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую политику возмещения износа производственных фондов, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;
- дальнейшее вхождение Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных экономических организаций( пример: ассоциация «Союз авиационного и двигателестроения», куда входят соответствующие предприятия из РФ и Беларуси);
- расширение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение безопасности функционирования экономики страны.
После того, как были утверждена данная программа, народ Беларуси активно взялся за ее реализацию. В своем послании к Национальному собранию за 2002 год президент А. Г. Лукашенко охарактеризовал этот процесс такими основными тезисами:
- минувший год был не простым для экономического развития республики, поскольку существенно выросли цены на ввозимые для нее энергоносители;
- в целом сохраняется положительная динамика, ибо рост национального дохода республики составил 104,7 процента по сравнению с 2001 годом. Это очень хорошо, поскольку в прирост аналогичного показателя в Германии и Франции составил один процент;
- существенно снижена энерго- и материалоемкость ВВП. Благодаря чему выполнены запланированные показатели строительства жилья, экспорта товаров и услуг, розничного товарооборота и реальных денежных доходов населения;
- уже с этого года следует изменить подход к контролю качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов. Эта работа должна быть выполнена к 2005 году;
- крайне актуально обновление видов выпускаемой продукции. На предприятиях министерства промышленности республики доля новой ее части составляет всего 24 процента. В то время, как этот показатель должен составлять минимум 30 процентов;
- для решения задач модернизации производства и повышения конкурентоспособности экономики на международной арене созданы соответствующие условия. В частности, завершен процесс реорганизации системы органов управления научной сферой. Прежде всего, Национальной академии наук;
- хорошей сделкой стала продажа 50 процентов акций ОАО «Приорбанк» австрийской банковской группе «Райффайзен» за 30 миллионов долларов. Непременными условиями приватизации любого объекта являются: продажа пакетов его акций исключительно на открытых конкурсах; наличие у инвестора ресурсов, сырья и рынков сбыта для данного предприятия; сохранение и преумножение его социальной сферы;
- необходимо создать более надежную нормативно-правовую базу для разгосударствления и капиталовложений. Предстоит, в частности, серьезно усовершенствовать положения Инвестиционного кодекса в плане расширения форм хозяйствования и правовых гарантий для иностранных инвесторов. Также необходимо снизить налоговую нагрузку для предприятий. По этому поводу на ряде их уже были проведены соответствующие эксперименты, благодаря которым предприятия оставили себе часть выручки и вложили ее в модернизацию производства;
- по итогам рассмотрения ситуации в пивоваренной, автомобильной, целлюлозно-бумажной промышленности, энергетике, а также образовании, здравоохранении и ряде других отраслей, имеющих высокую доходность, было принято решение об удалении лишних посредников во всех их звеньях, которые зарабатывали на финансовых потоках предприятий;
- во время рассмотрения ситуации в сельском хозяйстве республики на семинаре в Гомеле было констатировано, что хотя эта отрасль экономики и обеспечивает население республики всем необходимым для пропитания, но по-прежнему остается высокозатратной и малоэффективной. Необходимо было провести следующую работу по преобразованию сельскохозяйственных предприятий и обслуживающих село структур: оздоровить убыточные колхозы и совхозы; снизить затратность хозяйствования за счет дальнейшего сокращения управленческого персонала и упрощения управленческой структуры на местах; активизировать местную и региональную специализацию растениеводства, а также увеличить производство мяса на животноводческих комплексах и птицефабриках; обновлять машинно-тракторный парк за счет лизинга( взятия техники в кредит ); модернизировать перерабатывающую промышленность; существенно увеличить заработную плату за счет роста объемов и качества продукции.
По итогам пятилетки т. Лукашенко выступил со следующим посланием к Национальному собранию в 2006 году: «Он отметил, что речь идёт о новом качестве жизни во всех сферах. И начинать нужно каждому с себя: со своего дома, своей семьи, своего города или посёлка, собственного отношения к порученному делу. Власть идёт навстречу людям: предоставляются рабочие места, постоянно растёт уровень доходов, снижается удельный вес малообеспеченного населения в стране, ведётся масштабное жилищное строительство, улучшаются условия жизни на селе. В Беларуси оснащаются на самом современном уровне медицинские учреждения, обеспечено качественное и доступное образование, созданы все условия для занятий спортом."
Источники: сайты levonevsky.org и president.gov.by
Свидетельство о публикации №225012801176