Психология и философия доброты. глава 3
Во-первых, его забота проявляется в том, чтобы не создавать проблем и неприятностей кому-либо из окружающих. В том числе, и совершенно незнакомым людям. По возможности, даже самого символического дискомфорта психологического, нравственного или физического характера. Если же речь идет о создании комфорта для кого-либо из партнеров по общению, то добродетельный человек стремится к тому, чтобы он был как можно более качественный, стабильный и продолжительный, многогранный и с оттенком изощренности (как минимум, с оттенком).
Заботливость может быть интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической, моральной и физической. Один из важных нюансов бытия доброго человека заключается в том, что он не только стремится, желает проявить заботу о ком-либо или о чем-либо, но и умеет это делать на хорошем уровне. Учитывая хороший уровень добросовестности его ума и души. Конечно, это требует от человека очень больших и изощренных усилий. Которые, кстати говоря, еще нужно в себе иметь, а не только предполагать чисто теоретически.
Заботливость может распространяться на целые группы вопросов в жизни других людей. Да и в своей собственной жизни тоже. И не только особенно ценных и важных, но и достаточно сложных. Требующих от проявляющего заботу высокого уровня внутренней организованности, сосредоточенности, чувства долга и ответственности, решительности и настойчивости, терпения и упорства, усердия и трудолюбия, целеустремленности и вдохновленности, мобилизации всех своих сил. А иногда еще и скрытых резервов.
Много сил может тратить только достаточно сильный внутренне человек. Умный, с элементом мудрости и одухотворенности, конструктивности и созидательности. Что предполагает не только большой объем разнообразных знаний, но и чисто практических умений. В ряде случаев, отработанных до автоматизма. Когда они качественно воплощаются на практике даже в режиме автопилота. Что называется. Все это требует от человека очень много времени и сил. В том числе, и по работе над самим собой по развитию своих достоинств и добродетелей, способностей и талантов. И по поддержанию своей личности в должном энергетическом тонусе. Что подразумевает постоянный и многогранный, достаточно изощренный самоконтроль. Не говоря уже о высоком уровне осмысленности всех внутренних процессов. И об их чисто внешнем их проявлении.
Доброму человеку не нужно специально и дополнительно напоминать о том, что он должен позаботиться о ком-либо или о чем-либо. Обостренное чувство долга и ответственности само хорошо контролирует ситуацию.
Добрый человек по своей сути достаточно инициативный человек. Инициативность бывает интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая.
Инициативность – это сознательное и целенаправленное стремление человека сделать что-то новое, приятное, полезное, необходимое, интересное на хорошем качественном уровне. Когда речь идёт о достойном человека, интеллигенте, то это еще и стремление взять на себя дополнительную существенную ответственность в том или ином важном и ценном вопросе (или группе вопросов). Но ценном не с точки зрения личного эгоизма, а с точки зрения классических духовных ценностей. Инициативность может касаться сохранения и укрепления своих личных интересов (желательно не в ущерб интересам других людей) или интересов других людей. Есть вариант заботы о совместных интересах.
Инициативность может быть, условно говоря, сиюминутной. А может быть и постоянной. Что особенно ценно. Ибо, это большая и сложная работа ума и души. Иногда еще духа и тела. Инициативность часто заключается в создании какой-либо новой идеи. Или принципиально новой, или придающей новый оттенок чему-либо уже известному. У обычных людей инициативность может касаться преимущественно простых и привычных моментов жизни. У разумного человека инициативность носит уже вполне осмысленный характер. Предполагающий определенный качественный уровень с интеллектуальной точки зрения, с точки зрения психологической зрелости. В оптимальном варианте еще и элемент конкретной одухотворенности. Конечно, и ему приходится заниматься многими вопросами житейской прозы жизни. Но не на них он делает главный акцент, а на особенно важных и ценных моментах жизни.
Инициативность добродетельного человека предполагает хороший уровень чувства долга и ответственности, осмысленности того, что предполагается сделать и того, как это сделать. Инициативность умного человека исходит из адекватной оценки способностей и возможностей других людей. Иначе говоря, человеку со средним уровнем интеллекта не ставится задача, требующая проявление высокого интеллекта. Аналогичная ситуация и применительно к остальным фундаментальным параметрам личности: мудрости, одухотворенности, зрелости, гармоничности, конструктивности, созидательности, одаренности, степени сложности и изощренности личности, уровню многогранности, утонченности и изящности ума и души.
Достойный человек обычно достаточно объективно оценивает и свои собственные способности и возможности. И не стремится начинать большие и сложные дела в той сфере деятельности, к которой у него нет особых склонностей и способностей, больших знаний и навыков. Другой вопрос что, если возникает реальная жизненная необходимость в каком-то новом деле, то он прикладывает все свои силы для максимально добросовестного и планирования, и подготовки, и воплощения в жизнь необходимого дела. Он, как правило, имеет личных экспертов и авторитетов из своей среды. Или просто мудрого человека, имеющего определенный комплект элементов духовной аристократичности.
Инициативность разумного человека по своей сути достаточно умна и добродетельна. Она не требует формальной экспертизы в принципиальной своей состоятельности и приличия.
Доброта, как правило, предполагает хороший уровень искренности. Искренность обозначает, в первую очередь, отсутствие лживости и лицемерия. Если человеку что-то приятно, то положительные эмоции будут написаны на его лице. Другой вопрос, что в отдельных случаях, из соображений интеллигентности, человек может изобразить свои якобы положительные эмоции. Для того чтобы просто-напросто не обижать другого человека. Но это уже элемент проявления других качеств - тактичности и деликатности.
Конечно, есть различные уровни человеческих отношений. Семейные, родственные, дружеские, производственные, бытовые, приятельские и т.д. И то, что хорошо в одном случае, совершенно не обязательно бывает правильным в другом. Производственные и светские отношения предъявляют к человеку принципиально иные требования, нежели обычные межличностные. Например, показывать своему начальнику свое недовольство далеко не всегда представляется самым оптимальным вариантом.
Но в житейских отношениях искренность особенно важна. Хотя, и в этом случае она вовсе не исключает проявление интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности. Искренность не означает того, что человек должен резать правду-матку всем и всегда. Не учитывая специфику конкретной ситуации и то, насколько она удобна для тех или иных конкретных действий.
Собственно, что такое лживость и лицемерие? Это простая попытка провести психологическую манипуляцию отдельным человеком (или группой людей) в своих личных корыстных интересах. И с нанесением кому-либо вполне определенного сознательного ущерба. Морального или материального характера. Авантюристы и интриганы, непорядочные люди и психологические манипуляторы очень активно используют лживость и лицемерие для введения в заблуждение кого-либо для создания организованной оппозиции против сильного соперника с большим количеством несомненных достоинств и добродетелей.
Искренность важна и в отношениях человека с самим собой. Возникает очень проблематичная (временами даже драматичная) ситуация, когда человек начинает лгать самому себе, оправдывать свои неблагонамеренные поступки для самого себя. Конечно, с точки зрения своих сиюминутных интересов, многим людям особенно удобно любыми способами оправдаться перед самим собой. Но, с точки зрения более глобальных интересов, эта ситуация далеко не столь оптимальна и благополучна, как хотелось бы думать ее вдохновителю и организатору. Ибо, человек, по своей воле и желанию, помещает внутрь своей личности конкретные элементы деструктивного и дисгармоничного характера. Иначе говоря, психологическую и нравственную плесень и ржавчину. Которые будут в последующем, как правило, всю оставшуюся жизнь, постепенно и незаметно разрушать все доброе и хорошее, конструктивное и гармоничное во внутреннем мире человека. Создавая тем самым процесс психологической и духовной деградации.
И, чем чаще человек идет на компромисс со своей совестью, тем интенсивнее и необратимее развивается этот процесс деградации. Не говоря уже о том, что, чем сильнее человек наступает на голос своего внутреннего «я», тем плачевнее будут результаты такого воздействия на него.
Искренность важна в признании своих ошибок и неудач, иллюзий и заблуждений. Другой вопрос, что не только искренность. А еще, например, мужество. Которого у большинства людей очень мало. Что, собственно, в ряде случаев (кроме всего прочего), и толкает человека на лживость и лицемерие.
Чрезмерная амбициозность, не подкрепленная ничем реальным и существенным внутри самого человека в виде классических достоинств и добродетелей с хорошей степенью их развития, заставляет человека делать главный акцент в своей жизни на том, чтобы не быть значительным и замечательным, а лишь выглядеть чисто внешне таковым. Вот и начинается откровенное, сознательное и целенаправленное пускание пыли в глаза окружающим.
Нередко в большое противоречие с искренностью вступает распространенный банальный рационализм. Когда человек от каждого своего шага ждет быстрой и существенной выгоды для себя. Даже, если он самый символический. А если эта выгода не представляется ему очевидной и достаточно существенной, то он предпочитает уклониться от такого проявления искренности. В случае присутствия эгоиста с явными и откровенными потребительскими наклонностями, ситуация приобретает еще более проблемный характер. Ибо, у эгоиста очень слабо развито чувство благодарности за добрые дела, сделанные в его адрес окружающими. И в тоже время, он буквально требует особой благодарности за каждый свой чих, что называется, в адрес другого человека.
Безусловно, искренность должна быть осмысленной. Человек, претендующий на интеллигентность, стремится моделировать свое общение таким образом, чтобы оно было достаточно удобоваримым и приемлемым для партнера по общению. В принятых рамках разумности и приличия. Искренность не должна быть формальной и механической. Она не предполагает введения в заблуждение вообще кого бы то ни было с эгоистическими целями. Искренность никак не исключает проявление достаточно существенной изящности ума и души.
Искренность не предполагает категоричности и максимализма, прямолинейности и демонстративности, резкости и жесткости (без особой на то необходимости). Искренность тесно связана с честностью и порядочностью. Без искренности невозможна ни дружба, ни любовь, ни просто хорошие человеческие отношения на любом уровне и в любой сфере жизни.
Как правило, большинство людей не умеет лицемерить виртуозно. Некоторые жесты, слова, выражения, стилистика речи, интонация голоса, мельчайшие мимические движения, выражение глаз, так или иначе, раскрывают сознательное лицемерие или лживость человека. Правда, для этого требуется развитая интуиция и проницательность, внимательность и наблюдательность, психологическая аккуратность и осторожность, бдительность и мудрость, существенный жизненный опыт.
С другой стороны, всегда и перед всеми выворачивать себя наизнанку тоже не стоит. Ибо, это, чаще всего, не найдет должного понимания у подавляющего большинства окружающих. И даже более того: во многих случаях обернется для человека очень неприятными последствиями. Да и самому имиджу человека может быть нанесен очень серьезный ущерб. Например, совсем не обязательно всегда и всем говорить все, что думаешь по конкретному поводу. Имеет смысл дозировать и фильтровать, условно говоря, информацию. И не только о себе самом. Не говоря уже о том, что стараться облечь свои мысли и чувства в достаточно достойную и изящную форму. Серьезно заботясь об эстетическом чувстве других людей в интеллектуальном, психологическом и духовном плане. Искренность не исключает проявление великодушия и снисходительности, терпения и терпимости, фоновой доброжелательности даже в самых сложных и проблемных ситуациях.
Большинство людей имеют особенность очень любить критиковать других. И, по большому счету, при этом совершенно не важно – кого, за что и зачем. Главное – критиковать. Особенно приятно критиковать публично. Достаточно вспомнить Пушкина. Даже многие представители интеллигенции того времени считали, что в его творчестве нет ни особого смысла, ни пользы, ни удовольствия, ни ценности, ни достоинства. Обо всех прочих социальных слоях населения, в данном случае, сознательно умолчим. Собственно, и представители нынешней формальной интеллигенции, в большинстве своем, понимают ничуть не больше своих предшественников. Иначе говоря, понимают лишь то, что смогли прочитать когда-то и где-то. И, как правило, ни одного процента собственной мысли к тому не добавляют.
Хотя, то, что они, при особой необходимости, могут добавить – это насколько поверхностно и формально, что какой-либо, даже самой минимальной интеллектуальной или психологической, духовной или эстетической ценности не представляет в принципе. Достаточно сказать, что девяносто процентов преподавателей литературы совершенно не представляют реальной ценности ни личности Пушкина, ни его творчества. Что же говорить об остальных. Количество имеющейся информации, к сожалению, далеко не всегда автоматически превращается в какое-либо дополнительное качество. Творческое мышление – это удел немногих избранных.
Среди наиболее распространенных причин, подвигающих большинство людей критиковать кого-либо или что-либо, можно отметить следующие. Это желание публично блеснуть своей эрудицией. Которой, на самом деле, не было, нет и не предвидится. Потом есть желание показать свое личное преимущество над кем-либо, так сказать, самоутвердиться в мнении окружающих за чужой счет. И тем самым, удовлетворив свою подсознательную потребность в чувстве собственной значимости. У людей мелких и посредственных эта потребность выражена особенно остро, проблематично и драматично. Ибо, у них, кроме всего прочего, есть еще и интуитивное ощущение своей глобальной и принципиальной личностной несостоятельности. Мягко говоря.
Большинство людей может лишь изображать свое стремление к истине через критику личности, жизни и творчества других людей. А, на самом деле, истина, как таковая, их никогда не интересовала и интересовать никогда не будет. Им важно лишь продемонстрировать себя. И часто совершенно не задумываясь над тем, насколько это уместно по времени и конкретным обстоятельствам. И потому очень часто такая критика носит в себе, в той или иной степени, элемент деструктивности и дисгармоничности. Никому и ничего хорошего, полезного и интересного дать не может, что называется, в принципе. Ибо, это не входило в ее изначальные задачи. Или это только формально декларируется «критиком», но на деле совершенно не соблюдается и не предполагается.
Стандартная критика обычно бывает достаточно поверхностной и формальной. И сделанной с позиций максимализма и категоричности, без должного уровня особой компетентности в конкретном вопросе. Как правило, обычного "критика" совершенно не волнует момент того, а что, собственно, будет с тем, кого он критикует, после этой критики. Пойдет ли эта критика ему на пользу, повысит ли она уровень гармонии в его жизни, личности и творчестве. Все это остается вне поля зрения такого «критика». Ибо, его интересуют лишь собственные сиюминутные интересы. Ради одного процента которых «критик» готов полностью пожертвовать ста процентами фундаментальных интересов другого человека.
Как ни странно на первый взгляд, но особенно ожесточенной и безжалостной критика бывает в том случае, когда «критик» осознает существенное преимущество критикуемого над самим собой в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Не говоря уже о степени одаренности, мудрости, гармоничности, конструктивности, созидательности, одухотворенности, зрелости, самодостаточности и прочих ведущих параметрах личности. В которых большинство, к сожалению, не отличается особенными показателями.
И критика в таком случае – это сознательная попытка пустить пыль в глаза окружающим. Или хоть на одну секунду доказать что-либо самому себе. Из того, что, на самом деле, не существует. И, скорее всего, и не будет особенно желанным и привлекательным. Чем ниже качественные показатели всех выше перечисленных параметров личности у «критика», тем жестче и агрессивнее его критика. Абсолютно полностью забывающего о таких понятиях, как тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность, психологическая гибкость и дипломатичность, терпение и терпимость. И прочие классические добродетели. О том, что «критик» может «просто» обидеть предмет своей критики, он предпочитает не задумываться вообще. Не говоря уже о том, что имиджу критикуемого может быть нанесен существенный ущерб в результате такой критики. Один из девизов такого «критика» - «после меня хоть потоп». И именно поэтому гармония жизни от такой критики не только не повышается, а, как правило, существенно понижается. В том числе, и в самой личности «критика». Который любит регулярно критиковать абсолютно все, что ему подворачивается под руку. Тем самым, запуская в самом себе процесс психологической и духовной деградации. И именно так. Ибо, вся эта ситуация, с духовной точки зрения, предельно серьезна. И имеет в себе мощную подоплеку проблематичности и драматичности.
Не говоря уже о том, что такая неконструктивная критика несет с собой откровенное зло. За что «критик» будет обязательно и очень серьезно наказан Высшими силами. Пропорционально степени масштабности и концентрированности того зла, что он сотворил своей «замечательной» критикой. В результате сам «критик» получает, в первую очередь, мощный ущерб благополучию своей личности, творчеству, жизни в целом. И потому всем желательно, что называется, десять раз подумать перед тем, как что-то или кого-то критиковать. Конечно, никто не призывает признавать глупое за умное, пошлое за благородное, примитивное – за совершенное. Но при этом важно помнить то, что цель не оправдывает любые средства ее достижения. Не зря же говорят о том, что «благими намерениями дорога в ад вымощена». И это не только чисто теоретическая аллегория.
Человек, мало-мальски разумный, подумает о том, а есть ли смысл высказывать свою критику. Изменит ли это что-то в реальности? Вовсе не факт. Ведь, если человек очень глуп или примитивен, то от критики, пусть даже самой замечательной, он лучше не станет. Другой вопрос, если человек достаточно неглуп, но в некоторых отдельных вопросах ошибается или заблуждается. Тогда есть смысл ему что-то подсказать, но в такой форме, что это не нанесло ущерба его имиджу и самолюбию.
Другой вопрос, что в некоторых случаях «критик» выступает в роли общественного обвинителя кого-либо или чего-либо откровенно дрянного, деструктивного и дисгармоничного. И требуется дать действительно принципиальную оценку определенному явлению жизни. Но даже в этом случае, все же, желательно не терять доброжелательности формы. Которая, собственно говоря, может еще больше подчеркнуть принципиальную несостоятельность объекта критики. Но и в специальную и целенаправленную язвительность и саркастичность, желчность и злобность тоже впадать не стоит. Если же критик видит свою функцию особенно важной, то в таком случае он обязан привести мощную и неотразимую систему логических аргументов, с точки зрения системы классических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. А не только с точки зрения своей индивидуальной и субъективной позиции. Следует все разложить по полочкам. Спокойно и отстраненно.
Другой вопрос, что в девяносто девяти процентах случаев «критики» только прикрываются так называемыми общественными интересами. А на самом деле, они их абсолютно не интересуют. Ибо, по отношению к самим себе такие «критики» проявляют максимально возможную лояльность и снисходительность. Существует распространенное мнение о том, что, чем сильнее будет унижен объект критики, тем больше будет честь и хвала «критику». Не стоит, собственно, забывать и о том, что подавляющее большинство классических авантюристов и интриганов, психологических манипуляторов и прочих прохиндеев, как правило, отличаются совершенно особой виртуозностью в умении «вешать лапшу на уши» окружающим. Только не для обретения истины, а в своих дрянных и эгоистических целях. В том числе, порой и для того, чтобы максимально эффективно замаскировать эту истину от адекватного восприятия ее окружающими. И эффект такого рода «мероприятий» может сохранять не только не один день, но и месяц, год, десятилетия. Что, собственно, мы видим на примере и России, и многих ведущих стран Европы. Не говоря уже об Америке.
Добродетельный человек никогда не критикует ради критики. Его критика, даже самая жестокая и принципиальная, как правило, конструктивна. Она всегда имеет цель – повышение гармонии мира. Во второстепенных и третьестепенных вопросах он не исключает для себя определенный компромисс. Да и критику вообще высказывает только при особой необходимости. Другой вопрос, что основная масса людей, к сожалению, не умеет распознавать действительно достойных людей. И потому и прислушиваться к их мнению должным образом.
Конструктивное отношение к жизни – это одно из важнейших стремлений добродетельного человека. Начнем с того, что большинство людей даже с высшим образованием не знает такого выражения. Некоторые его знают, но их представление весьма туманно и расплывчато. Как, собственно, и о большинстве элементов системы классических ценностей человеческого бытия вообще.
Но особую проблематичность и драматичность и это понятие, и многие другие приобретают в связи с тем, что очень многие люди (мягко говоря) вольно или невольно, но привносят в него массу искажений и извращений. Причем, нередко настолько больших и в таком громадном количестве, что в итоге данное понятие совершенно теряет свой первоначальный смысл. Необходимо отметить, что есть уже группа такого рода «дополнений» традиционного плана, имеющая, к сожалению, большие исторические корни. По мнению многих классиков психологии и философии, последние триста лет Европу захлестнул процесс психологической и духовной деградации. Который не мог не коснуться и России. Другой вопрос, что в ней этот процесс приобрел особенно драматический характер. В связи с чем, большинство людей вообще утратило многие нравственные и интеллектуальные, психологические и духовные ориентиры. И творит в своей жизни, по большому счету, что попало и как попало.
И это не плод фантазии автора, а результат его интенсивного и продолжительного общения с более тридцатью тысячами людей. Факт – это вещь упрямая. Учитывая все выше сказанное, актуальность данной работы представляется особенно значительной. Начнем с того, что в человеческом обществе существуют две системы координат для оценки себя и своей жизни. Это обычная житейская, весьма и весьма распространенная. И духовная, имеющая в большей степени, характер элитарности. Ибо, ею руководствуется очень мало кто. Даже среди современных священнослужителей. Собственно, высокий уровень одухотворенности или мудрости всегда имел характер избранности и элитарности. Как и зрелость, самодостаточность, гармоничность, конструктивность и созидательность, интеллигентность и аристократичность.
Чтобы яснее понимать принципиальное различие этих двух систем координат между собой, можно провести частичное сравнение их между собой. Дело в том, что житейская система формально входит в духовную. Но занимает в ней самые нижние уровни совершенства и гармонии. В связи с чем, все точки отсчета в них имеют совершенно различные параметры. Даже, если рассматривать ситуацию предельно схематично, то окажется, что понятие житейской системы «очень хорошо» в духовной системе означает, в лучшем случае, просто «хорошо». Понятие «хорошо» в житейской соответствует понятию «плохо» в духовной.
Придирчивый читатель может спросить: «А почему так сложилось»? Слишком много людей очень основательно поработало над такого рода метаморфозой. И в том числе, те, кто относил себя к интеллигенции. И даже более того: к интеллектуальной элите человечества. То, насколько это соответствовало реальной действительности – это уже другой вопрос. Эта тема настолько большая и сложная, что автор планирует посвятить ей отдельную свою работу.
С житейской точки зрения, конструктивное отношение к жизни означает получение от нее максимальной выгоды. И в первую очередь, материального характера. Ценности же интеллектуального, психологического и духовного плана стоят в ней, в лучшем случае, на втором-третьем плане. А у многих на пятом-десятом месте. Отдельным моментом стоит получение максимального количества традиционных удовольствий, причем, акцент, в первую очередь, делается на их количестве, а уже потом, быть может, на качестве. Собственно, о каком качестве может идти речь, если удовольствие рассматривается в системе житейских ценностей. Где хорошее соответствует лишь плохому в системе духовных ценностей. Разговор о гармонии самой личности гипотетического аналитика вообще не стоит при этом. Как и о гармонии окружающего мира. В то время как, с точки зрения духовной основное предназначение человека заключается в том, чтобы всеми силами ума, души и духа непрерывно и пожизненно стремиться повысить гармонии и в себе, и в окружающем мире. Цели и задачи жизни, как видим, по большому счету, вообще не имеют ничего общего в этих двух системах координат.
Человек, мыслящий с точки зрения духовной ценности проводит постоянно поиск все более оптимальных вариантов выполнения своих основных (и не только) задач. Ибо, жизнь ставит человека периодически перед новыми и новыми задачами, как правило, все более и более сложными и изощренными (в хорошем смысле слова). Человек не может вести достойный образ жизни, если он не ведет сознательно и целенаправленно процесс самовоспитания и самосовершенствования. Ибо, все его самые ценные достоинства и добродетели, способности и таланты даны ему не для самолюбования, а для выполнения своей миссии на Земле в качестве посланника Высших сил.
Конечно, у каждого человека есть право выбора и в этом вопросе. Другой вопрос, что именно из этого может получиться. Как правило, человек, который сознательно игнорирует свои обязанности перед Высшими силами, ведет весьма своеобразный образ жизни. Который, как показывает история человечества последние две тысячи лет, ни к чему хорошему не приводит.
Собственно, человеческое сознание, по мнению мудрецов, это извечное поле битвы между светлыми и темными силами. И человек волен выбирать то, кому отдать свою волю, свою душу, свой разум. Но вот то, что за этим обязательно следует, уже не находится в его личной компетенции. Неправильный выбор всегда ведет к повышению уровня проблематичности и драматичности жизни такого человека. По большому счету.
Какие-то второстепенные и третьестепенные радости, безусловно, могут иметь место быть в его жизни. Но причин для большого и почти постоянного душевного дискомфорта будет во много раз больше. И они даже просто своим количеством (не говоря уже – качеством) просто-напросто лишат человека возможности испытывать стабильный и продолжительный душевный комфорт. Не говоря уже об истинном счастье.
Подобное положение дел возникает не случайно, а вполне закономерно. Ибо, житейская система ценностей придумана человеком. Точнее, он думает, что сам это все придумал. Хотя, на самом деле, это связано под прямым и косвенным влиянием многочисленных и разнообразных представителей темных сил, которые очень искусно имитировали интеллигентную, психологическую и даже духовную значительность и ценность житейской системы ценностей. Кто-кто, а они весьма виртуозно умеют играть на сокровенных струнах человеческой души. И делают это постоянно, неутомимо и предельно эффективно. Применительно к основной массе людей, которые, чаще всего, даже и не подозревают о том, кто на самом деле руководит ими в самых важных моментах их жизни. В том числе, в их внутреннем мире.
Истинно добродетельная личность, в отличие не только от обычного человека, но даже от человека с просто творческими задатками, имеющими лишь произвольный характер развития, характеризуется, кроме всего прочего, еще и принципиально конструктивным отношением к себе. А это не только сложная и многогранная фигура, но и своего рода поле битвы темных и светлых сил. Ибо, к сожалению, никто и нигде не учит нас строить отношения с собой, сознательно и целенаправленно. И, тем более, действительно конструктивным образом. Конструктивное отношение к себе предполагает более сложную психологию, и философию, нежели это имеет место быть у большинства обычных людей. Оно в значительной степени опирается на адекватную любовь к себе (не более пяти процентов людей). Когда особенно важным моментом представляется постоянная сознательная балансировка между высокой требовательностью к себе и снисходительностью к себе.
Иначе говоря, дифференцированное отношение к каждой конкретной ситуации. Когда, в отдельных случаях, необходимо дополнительно максимально мобилизовать все свои резервы, скрытые возможности сознания, подсознания, духа и тела для эффективного решения поставленной задачи, для достижения желаемой цели. Особенно цели большой и сложной, необыкновенно важной и ценной. Или же дать себе некоторую временную слабинку интеллектуального или психологического характера (но при этом желательно, не духовного). У творческого человека эта сложная наука играет особую, не только чисто теоретическую, но и большую практическую роль.
Можно даже сказать то, что человек с творческими задатками не может стать истинной творческой личностью, если в нем не развивается способность строить действительно конструктивные отношения с самим собой. И в этом плане особенное значение имеет познание своих индивидуальных особенностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Своих сильных и слабых сторон, своих достоинств и недостатков, способностей и талантов, своих основных добродетелей. Ибо, без этого невозможно возникновение существенного уважения к себе, не говоря уже о любви к себе. Правильной и адекватной. С одной стороны. А с другой стороны, каждый человек, и, тем более, творческий должен иметь вполне определенный план развития своей личности. В первую очередь, своих творческих способностей ума и души.
Творческой личности особенно важно иметь максимально полноценный отдых: интеллектуальный и психологический, моральный и духовный. В ряде случаев, в роли такового может выступать простое переключение с одного вида деятельности на другой. Иногда это должен быть и простой умственно пассивный (не пассивный вообще, а лишь относительно интенсивной умственной и физической деятельности) отдых с получением максимального количества положительных эмоций высокого качественного уровня. И количество этих эмоций никак не может компенсировать их низкий качественный уровень. Если таковой имеет место быть. Это похоже на предложение употребить за один раз целую кастрюлю жиденького бульона вместо тарелки полноценного супа.
Конструктивное отношение к себе связано с серьезным и постоянным самоконтролем. За всеми мыслями и чувствами, возникающими внутри человека, самого себя. Это достаточно сложный и тяжелый процесс, требующий большого количества энергии. Которую необходимо регулярно восстанавливать. И в оптимальном варианте, еще и постоянно контролировать ее расход, избавляя себя от второстепенных и третьестепенных ненужных затрат. Хотя, несомненно, в каждом конкретном случае желательно представлять себе степень целесообразности и того, что уже делаешь, и того, что собираешься делать в ближайшее и отдаленное будущее. Иначе говоря, для каждого важен уровень осмысленности всего, что происходит внутри и вне человека. Для достойного человека этот момент, как и многие другие из психологии и философии бытия, важен вдвойне.
В построении конструктивных отношений и с собой, и с другим человеком важно соблюдение принципа целесообразности. В принципиальное отличие от принципов рационализма, особенно банального. Осмысленность предполагает наличие определенного смысла во всем, что человек делает. И при этом совершенно не обязательно для прямой и непосредственной материальной или моральной выгоды. Это может быть и определенная польза, иногда и не только прямого, но и косвенного характера. И не обязательно непосредственно для внешней жизни человека. Во многих случаях это может быть для его скрытого внутреннего мира. Для его четырехстороннего развития и совершенствования. И, что особенно важно, не только с точки зрения интересов дня сегодняшнего, сколько с точки зрения, условно говоря, дня завтрашнего. То есть, с учетом наиболее отдаленной перспективы эволюции своей личности и своего творчества. Ибо, иногда возникают такие ситуации, когда сиюминутные интересы приходят в принципиальное противоречие с интересами отдаленного будущего. Конечно, и тут важно соблюдать, по возможности, чувство меры. И тут несомненную пользу может оказать интуиция и проницательность, постоянно и максимально добросовестно развиваемые человеком.
Одним из проблемных моментов всех людей, и творческих, в особенности, является сумасбродство. Иначе говоря, периодически возникающий в голове человека поток разнообразных и хаотичных мыслей и эмоций, желаний и стремлений без какого-либо существенного интеллектуального и психологического, духовного и эстетического содержания. Стремящийся внести дезорганизацию и дестабилизацию во многие действительно важные и ценные процессы, идущие во внутреннем мире человека. Отвлекая от них, забирая незаметно массу энергии и времени, снижая уровень организованности и самодисциплины. В отдельных случаях, даже уровень качественного самоконтроля и самокритичности. Снижая уровень качества эстетики умственных и душевных процессов.
Конструктивное отношение может проявляться и в похвале самого себя при достижении новых качественных показателей в жизни и творчестве. Иногда для этого бывает достаточно и новых количественных показателей. При сохранении их хорошего качественного уровня. Достижение новых вершин, преодоление нового препятствия. Пусть даже всего лишь внутри самого себя.
Как ни странно, но конструктивные отношения с самим собой предполагает участие других людей. В качестве экспертов и советчиков, в первую очередь. Знать и понимать все невозможно даже чисто теоретически. И потом: у каждого человека есть свой комплект достоинств, способностей и талантов к определенным видам деятельности. Да и, собственно, максимально развить все четыреста качеств личности невозможно даже чисто теоретически. Не говоря уже о том, что задатки одних качеств у нас могут быть большими, а других качеств – маленькими. И, соответственно, более или менее перспективными, с точки зрения их максимального развития. Каждому человеку, естественно, хочется достичь чего-либо существенного уже в этом воплощении. Поэтому, чрезмерно рассеиваться на многие потенциально ценные вообще, но мало перспективные именно для себя моменты не стоит. Ибо, это заведомо обречено на неудачу. Даже в числе важных моментов необходимо выделить лично для себя главное и второстепенное. Это, конечно, не означает сознательного и принципиального пренебрежения к тому, что попало в число второстепенных моментов. Просто акценты в распределении энергии должны быть расставлены вполне конкретно.
Конструктивность отношения к себе предполагает достижение вполне существенного уровня созидательности в жизни, в творчестве, в основных процессах внутреннего мира. А это очень сложная задача. При условии, что большинство окружающих задачей такого рода, как правило, не задаются даже в самой минимальной степени. Чтобы, тем самым, задавать должный фон среды интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Чтобы можно было хотя бы иногда ориентироваться на их качественные и количественные показатели. В роли хотя бы сиюминутных ориентиров, а, не говоря уже, о весьма отдаленных и перспективных. В том плане играет большую роль самостоятельная оценка своих достижений. С одной стороны, с точки зрения достижений профессионалов в этом виде деятельности. А с другой стороны, с точки зрения своей собственной личностной эволюции. Когда каждый год должен, условно говоря, вносить свой конкретный кирпичик в общую кладку личности, иерархическую лестницу развития достоинств и добродетелей, способностей и талантов, систему личной творческой продуктивности и созидательности. Иначе говоря, должно быть движение вперед. Не обязательно гигантскими шагами (что возможно вообще очень мало для кого), но, тем не менее.
Конструктивное отношение с самим собой предполагает сознательное и целенаправленное моделирование процессов самовоспитания и самосовершенствования. Преобладающих в определенных моментах выраженную строгость, доброжелательность в целом, и особенную заботу о наиболее ценных моментах (с точки зрения вечных и универсальных классических духовных ценностей). Осмысленная дифференцированность должна присутствовать в максимальном числе внешних и внутренних процессов человека. С исключением формализма и механического отношения к сложным явлениям.
Свидетельство о публикации №225012800121