Чёрный монах
«Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».
(Ницше. «Так сказал Заратустра»)
И снова мысленно ныряю я в детство школьное своё… Это частенько случается после посещения знакового спектакля, соприкасавшегося с тем, что проходили мы на уроках литературы.
«Чёрного монаха» Чехова нам читать не задавали: учительница лит-ры честно потратила на эту повесть 15 минут урока, рассказав нам о «неблагодарном, эгоистичном мужчине, испортившем жизнь себе и всем его окружающим».
— Ерунда какая-то получается, — рассуждала по дороге домой моя подруга Танька. — Вот мы с тобой рисуем, поем, стихи сочиняем… И вдруг знакомимся с парнями, и они заставляют нас все это бросить, деревья окуривать, да ещё и противное молоко пить!
— Вот-вот, нужно «Чёрного монаха» прочесть и самим во всем разобраться, — согласилась я.
Надо ли говорить, что после совместного прочтения повести Чехова мы с Танькой поняли, что наша «училка» обладает весьма ограниченным кругозором! А может быть, ей, в красноречии своем, нужно было уложиться в 15 минут, и она решила особо не заморачиваться?
Сегодня мне удалось ещё раз убедиться в том, что «Чёрного монаха» нельзя воспринимать так однобоко, как трактовала повесть сию наша учительница…
Итак, Театр «Школа Драматического искусства»; уютный зал; короткий, но очень мощный и зрелищный спектакль. Кажется, даже саму книгу я читала гораздо дольше, чем длилось действие на сцене. Но это обманчиво: просто в памяти моей ещё не стерлось впечатление от гениального, но слегка затянутого фильма с Друбич, Любшиным и Фоменко в главных ролях.
Создатели спектакля подошли к воплощению на сцене «Чёрного монаха» более чем серьезно. Красота декораций и игра света и цвета на сцене Тау-зала просто зашкаливали! А как вам такая идея: построить настоящую теплицу с экзотическими растениями, причём живыми, дышащими? Или использовать в особо «раздумчивых» сценах уже имеющееся окно великолепного во всех отношениях здания ШДИ? Присутствие на сцене современного телевизора явно намекает на то, что чеховская повесть актуальна и в наше время. Равно как и очаровательный «дачный» костюм Тани. Ну, и дождик, пролившийся на зонтик, под которым спрятались Таня и Коврин — был самым что ни на есть мокрым!
Живучесть и современность проблем, поднятых Чеховым 130 лет назад, не стоит даже и оспаривать. «Кто же у нас на Руси себя теперь Наполеоном не считает?» — сразу приходит на ум фраза Порфирия Петровича, следователя из «Преступления и наказания».
Так вот, «наполеончиков» в спектакле этом вполне хватает. И это не только Коврин (в гениальном исполнении Максима Маминова), вообразивший себя исключительным в противовес окружавшему его «стаду». Это и милейший Егор Семёнович (Николай Гонтар) со своим «пунктиком» — садом, процветанию коего, по его мнению, должны были служить все близкие ему люди. Желанием «рабов» он, конечно, не особо интересовался.
Чёрный монах в изображении Алексея Славкина не имеет ничего общего ни с врубелевским «Демоном», ни с нестеровским старцем, явившимся отроку Варфоломею. Молодой, юркий, юморной — он искренне наслаждается жизнью. Ему невозможно не поверить, а посему, он очень легко вовлекает Коврина в свои сети. Зачем ему это? Рискую предположить, что и Призраку тоже хочется почувствовать себя «наполеончиком».
И наконец, Таня (Александра Лахтюхова, браво!) Как меняется она, почувствовав себя «мамочкой» больного Коврина. «Гений» теперь полностью в ее власти: она знает, когда ему следует пить молоко, и это должно исполняться беспрекословно. И самозванная «яжемать» совершенно не понимает, почему от ее «заботы» так хочется сбежать — вне зависимости от того, нормален потребитель молока, или нет…
Все персонажи в этом спектакле, аки пресловутые Лебедь, Рак да Щука, тянут «воз» в свою сторону. И не удивительно, что грандиозный проект Песоцкого по созданию Райского сада с треском провалился. «Творец» оказался старым, недалёким и весьма узко мыслящим… Полностью оправдывая свою фамилию он настойчиво «строил замок из песка», не принимая во внимание давно изобретенные более надёжные материалы.
«Ева» возжелала мужчину, умнее которого нет на всем белом свете, а получила… «сумасшедшего».«Адам», коего прочили в «главные садовники», вдруг взял — да и сбежал от столь «почётной» роли в прекрасное безумие. А «Змею-Искусителю» даже и яблоко раздора никому предлагать не пришлось: они и без этого фрукта все перессорились!
Спектакль сей замечателен для меня не только тем, что его можно до бесконечности обсуждать с друзьями-театралами за виртуальной чашечкой кофе… Он отличается от большинства постановок тем, что жалко в нем абсолютно всех главных героев. И, в то же время, не жалко никого. Грезили, мечтали? Не сбылось? Так нужно было Правильно Мечтать, а вы…
Свидетельство о публикации №225012801280