Оленные камни
Группа мужчин, стояла отдельно от всех. Совсем рядом, к длинному бревну коновязи были привязаны несколько десятков коней. Судя по лицам женщин, слезам на их глазах, становилось ясно – мужчины уходили. Уходили в дальний военный поход, повинуясь приказу великого правителя степи. На лошадях были навьючены доспехи, оружие – луки, колчаны со стрелами, копья. Кроме отдельных лошадей, тут же стояло несколько колесниц, запряжённых парой, наиболее сильных животных. По традиции, перед отправкой, все мужчины обнажили головы и разделись до пояса. Жадатла, духовный глава этого посёлка шёл мимо них, вглядываясь в каждого, пытаясь проникнуть в глубь души. Он шёл тяжело хромая, опираясь на посох, в другой руке неся небольшую ложечку. Рядом со жрецом шёл юноша, с туеском, наполненным молоком. Возле каждого воина, Жадатла бормотал слова благословения и, зачерпывая ложкой молоко, плескал его в небо.
На мощных телах, молодых и не очень воинов, иссиня-черной вязью струилась татуировка. Летящие олени, терзаемые грифонами, поджарые кабаны, волки и пантеры, сплетались в немыслимых позах борьбы. Когда-то, именно Жадатла, нанёс эти рисунки на их тела. У каждого человкеа, узор был отличен и не было ни одного одинакового. Впрочем, смысл у всех был един – жизнь мира и человека, это борьба, постоянный круговорот побед и поражений, смертей и рождений. Каждый на этой земле, а воин особенно, должен это помнить.
- Воины! – хрипло, но довольно громко воскликнул жрец – вы уходите надолго, идёте сражаться. Помните – вы тигры Эгаара, способные победить любого врага. Ищите его, вонзайте в него когти и зубы, разорвите его сердце и выпейте его кровь! Если же вас сразят, примите смерть с достоинством и ваш руух вернётся обратно сюда. Новое солнце и новая жизнь ждут Вас!
- Хаа – ах! Хаа-ах! Хаа-ах! – нестройно, но громко взорвался возгласами боевого клича отряд. Большинство из них, уже не раз бывали в бою, глаза воинов горели яростью, которая в толпе лишь усиливалась.
«Они вернутся» - думал про себя старый жрец, тут же добавляя – «Не все…». Один из уходивших, молодой человек по имени Няндан, вызвал тревогу у него, когда он благословлял воинов. Утром Няндан долго и нежно прощался со своей женой и двумя маленькими детьми, что очень не понравилось Жадатле. И хотя до этого, Няндан жил как все мужчины 7 дней отдельно от семей, эта нежность могла слишком ослабить мужчину. И сейчас, он тоже громко кричал вместе со всеми, но взгляд его был направлен туда, где стояла его семья. Это конечно не укрылось от жреца.
- По коням – дал наконец команду Тэргудэн, военный вождь, избранный для похода. Отряд, кто верхом, кто в повозках, двинулся вниз по долине и вскоре исчез из виду.
Прошли долгие месяцы, а известий об отряде не было. В селение остались женщины, дети, несколько юношей, пока не прошедших посвящение, да старики, вроде Жадатлы. Приближалась осень, время перекочовок и без мужчин, справиться с хозяйством они не могли. Кроме того, возле селения появились подозрительные люди, несколько мужчин, которые были вероятно разбойниками, искавшими добычу. Впрочем, женщины катхе тоже с детства обучались стрельбе из лука и другим воинским премудростям. Когда однажды чужаки подъехали слишком близко, несколько стрел, лёгших рядом с ними, показали, что легкой добычи тут не будет.
Воины вернулись поздней осенью. Повозок и лошадей в отряде прибавилось, а это значит, что возвращались с победой и добычей. Наверное, поэтому ещё, воины шли не очень быстро. Кроме лошадей и быков, гнали несколько странных огромных животных, с двумя горбами на спине и, страшного на вид косматого быка с огромными рогами.
Сложно передать радость встречи, а ещё сложнее – горечь потери. Все в посёлке веселились, стоял радостный гомон, кумыс, припасённый для этого случая, лился рекой. Лишь в одном доме царило горе – доме Няндана. Не в силах даже плакать, его жена просто сидела, раскачиваясь из стороны в сторону. Дети же, ничего не понимали и от этого плакали гораздо сильнее. Женщины утешали её, несколько слов сказал и Жадатла, но горе, по крайней мере так скоро, утешить было нельзя.
И жрец взялся за работу, которую мог сделать ли он. Возле его юрты, уже много месяцев, лежала стела серого камня. Её выломали и принесли мужчины в начале лета. Камень был мягким, пористым, как раз, то, что ему было нужно. Три его помощника, юноши, 12 – 13 лет, крутили глыбу с помощью верёвок и рычагов, так, как он говорил. Сам же жрец творил. Бронзовыми зубильцами, он наносил контуры рисунка на камень, затем, по этим контурам он проходил, ударяя отбойником из твёрдой породы. В самом конце, таким же мягким камнем, он шлифовал получившиеся рисунки. В голове он всё время держал образ Няндана. Вот – сильные руки, с фигурами оленей, словно встающих на цыпочки, тянущихся к небу. Вот грудь, с рядами кабанов и волков. Крепкая шея с ожерельем из раковин. Пояс с кинжалом и чеканом… Лицо… Но лицо изображать было нельзя. Много раз, на других камнях, Жадатлы брался сделать и его, но затем отказывался. Дух воина, вернувшийся сюда, мог прогневаться, увидев своё лицо. Поэтому, как обычно, Жадатла выбил на лицевой части камня три косые черты.
Тело Няндана не привезли – слишком уж долог был путь. Оно покоилось теперь где-то в степи, в каменном ящике, в наспех врытой яме. Но оно и не главное. Главное - дух воина, который должен вернуться к могилам предков. Поэтому, для Няндана приготовили могилу, как если он был тут. Большая яма, внутри которой сруб из брёвен. В срубе – горшки с густой бараньей похлёбкой, несколько кусков жареного варёного и жареного мяса, кинжал, копьё, кожаная куртка, штаны, шуба и многое другое. Могилу закрыли каменными плитами и забросали землёй, взятой из ямы. В самом конце, помощники Жадатлы и несколько мужчин, установили камень Няндана, в специально выкопанную яму. Теперь, каменный воин стоял рядом с несколькими десятками таких же глыб, покрытых оленями, грифонами и – с тремя линиями на месте лица.
Вечером все жители деревни собрались возле кургана и, взявшись за руки спели прощальную песню. В круге стояла и жена Няндана, в такт вместе со всеми выкрикивая слова древнего гимна. Казалось, что от её горя почти не осталось следа. Возможно, так и было, ведь это была ещё и песня встречи. Встречи умерших. Ведь каждый, кто уходил из этого мира, рано или поздно должен был вернуться, чтобы вновь пройти свой земной путь. И нет этому конца пока жива земля.
Свидетельство о публикации №225012801401