Психология и философия доброты. т. 2. глава 17
Почтительность предполагает повышенную внимательность человека ко всем окружающим. Такой человек не только знает о том, что есть в обществе люди, настолько важные и ценные с общественной точки зрения и с точки зрения системы вечных и универсальных классических ценностей, что к ним необходимо относиться не просто доброжелательно и уважительно, но и с достаточно существенным элементом почтительности. Но такой человек еще и постоянно ждет появления на горизонте личности, заслуживающей почтительного отношения. Он старается проявлять максимально возможную (в меру сил и возможностей) бдительность, предупредительность и предусмотрительность. И интеллектуального, и психологического, и духовного, и эстетического характера.
И это не каприз или прихоть такого достойного человека. Ибо, он четко и конкретно понимает то, что масштабная, и, тем не более, гармоничная личность – это проявление благоволения Высших сил к людям, к обществу, к человечеству в целом. И именно поэтому к ней необходимо относиться совершенно особым образом. Потому как, в противном случае, можно получить весьма серьезное наказание от Высших сил. Настолько серьезно, что может изменить весь ход жизни того или иного конкретного человека. Причем, именно в отрицательную сторону, создать бесконечную череду различного рода драм и трагедий. Происходящих, как правило, по нарастающей.
Вплоть до чисто физического устранения отщепенца из жизни вообще. Автор лично знает массу таких ярких и наглядных случаев. Например, многолетние мучения при злокачественной онкологии. Или тяжелой форме шизофрении. В отдельных, наиболее деструктивных и дисгармоничных случаях, наказание ложится не только на самих отщепенцев, но и на многие поколения их потомков. Как, например, в России после революции.
Способность человека ощущать искреннюю и бескорыстную почтительность, его глобальная открытость для этого чувства, его большая склонность к его не просто какому-то там символическому или предельно формальному ощущению, а к ощущению очень мощному, захватывающего человека буквально целиком, все его существо. И не только на какие-то относительно продолжительные периоды времени, но и практически пожизненно. Эта способность имеет особенность действовать на личность человека весьма благотворным образом. Повышая буквально автоматически его уровень интеллекта, мудрости, самодостаточности, зрелости, конструктивности, созидательности, одухотворенности и добродетельности. И, чем чаще он ощущает почтительность к другим людям по всем четырем видам человеческой деятельности (интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая), тем интенсивнее в нем идут процессы гармонизации и совершенствования. В том числе, самовоспитания.
Почтительность не должна быть механической и слепой. Она предполагает присутствие тонкого и дифференцированного восприятия различных явлений жизни. В том числе, и личностного характера. Желательно, чтобы человек достаточно четко понимал реальный повод для своей почтительности. Ибо, почтительность других окружающих не может быть единственным и самым главным аргументом для добродетельного человека в возникновении у него собственного мощного и стабильного чувства почтительности.
Только реальные достоинства и добродетели, способности и таланты, не только вложенные в того или иного человека Высшими силами, но и интенсивно и добросовестно развитые их обладателем, могут быть должным основанием для возникновения почтительности. Конечно, важна и чисто внешняя сторона почтительности, которая позволяет окружающим видеть не только сам факт присутствия почтительности, но и ее величину, степень многогранности и изощренности. Но, гораздо важнее ее внутренняя составляющая, имеющая в своем составе особое уважение и симпатию, восторг и восхищение, трепет и благоговейное чувство (в отдельных особенных случаях). Можно даже сказать, что, если конкретный человек не способен ощущать почтительность в ее многогранности и изощренности, то его личность вряд ли сможет добиться чего-либо особенно существенного. За очень-очень редким исключением из этого правила.
Обширная практика проявления благоговейного чувства к отдельным, наиболее достойным людям, делает ум и душу человека значительно более утонченными и изящными, красивыми и замечательными, возвышенными и прекрасными, одухотворенными и гармоничными. Почтительность и благоговейность придают уму и душе особую виртуозность. Создают реальную и прочную основу для появления возможности у такого человека подключаться к наиболее гармоничным информационным каналам Вселенной. Что способно автоматически поднять качество жизни и творчества такого человека на несколько ступенек выше в своем развитии. Этот момент, в свою очередь, помогает решать сложные вопросы жизни значительно успешнее и оптимальнее. Не говоря уже о масштабности познания себя, мира, жизни. Которое получает мощный дополнительный толчок в своем и количественном, и в качественном плане.
Собственно, любые процессы гармонизации личности, идущие сознательно и целенаправленно, существенно повышают вероятность возникновений у такого человека общего благополучия и стабильности во всех аспектах жизни.
Готовность человека ощущать почтительность – это своего рода сигнал от него для Высших сил. Означающий не только его согласие с их волей, с их мнением, но и сознательное и искреннее преклонение перед ними. Он вроде как говорит им: «Я знаю, что вы есть. Я знаю, что вы предельно и безгранично могущественны и мудры. И, видя результаты ваших трудов, я искренне благодарю за возможность всеми фибрами ума и души воспринимать эти замечательные явления жизни. В том числе, проявленные в людях, событиях и т.д.»
Все гении и аристократы ума и души, как правило, были людьми почтительными. Ибо, проявляя внешнюю почтительность к тому или иному человеку, его жизни, личности, творчеству, человек, на самом деле, проявляет еще и скрытую внутреннюю почтительность к Высшим силам. Что, по большому счету, гораздо важнее и ценнее, чем формальная внешняя почтительность. Не говоря уже о лицемерной и эгоистичной, лживой и показной почтительности. Что в глазах Высших сил не только не имеет положительного веса, но и имеет вполне конкретный отрицательный вес. Что, собственно, в последующем ими будет учтено в решении особенно важных жизненных вопросов лицемера.
Конечно, почтительность связана с несколькими десятками классических добродетелей. И именно поэтому она не только желательна, но и необходима. И лучше чуть переборщить, чем создать дефицит почтительности.
Почтительность действует на личность очень оздоравливающе. Она является элементом профилактики процессов психологической и духовной деградации. Она не позволяет гордыне и амбициозности захватывать в полной мере ум и душу человека, все его сознание. Она помогает отсеивать многие внешние и внутренние явления, имеющие в себе определенный момент деструктивности и дисгармоничности. И вообще более четко отличать главное от второстепенного. Развивает внимательность и наблюдательность, альтруизм и доброжелательность, психологическую гибкость и дипломатичность, психологическую осторожность и аккуратность, бдительность и предупредительность.
Она укрепляет систему классических ценностей в человеке. Развивает фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность. Ведь нужно еще и сообразить то, как именно проявить свою почтительность, выбрать подходящее время и место, смоделировать ее максимально изящно с интеллектуальной и психологической точки зрения. И не только применительно к той или иной конкретной ситуации, но и на протяжении многих дней или лет. Или вообще пожизненно. Ибо, почтительность может быть не только в адрес живых, но и живших в прежние времена. Постижение лучших традиций человечества – это отдельная песня человеческого бытия. Ибо, она ведет к обретению мудрости.
Почтительность способствует развитию самокритичности, установлению качественного постоянного самоконтроля, особенно многогранного и изощренного. Большую роль она играет и в создании правильной любви и уважения добродетельного человека к себе. Она дает возможность человеку иметь более правильные критерии для оценки и своей личности, и личности окружающих. По сути дела, она оказывает благотворительное влияние на все процессы внутреннего мира человека, тем самым, оптимизируя в значительной степени и его внешнюю жизнь.
Почтительность, как и любая другая добродетель, имеет свою количественную и качественную градацию. Она бывает примитивной или упрощенной, обычной или утонченной, изящной или изысканной. Большинство людей, даже при максимальном напряжении всех своих сил, как правило, не превышает уровня обычной почтительности. Интеллигент способен проявлять утонченную почтительность.
Аристократ, в зависимости от ситуации, еще и изящную, и изысканную.
Почтительность напрямую связана с чувством собственного достоинства человека. Чем сильнее развито одно, тем более часто и более мощно проявляется и другое. Конечно, почтительность – это не самоцель. Она должна быть максимально осмысленной, адекватной и целесообразной. И, как правило, она не имеет ничего общего с банальным рационализмом, имеющимся в мировоззрении большинства людей. Самая изощренная почтительность ни в коей мере не унижает человека. Наоборот, она в существенной степени способствует возникновению большого и стабильного уважения к такому человеку со стороны наиболее достойных людей из его окружения. Почтительность – это еще и потенциальный источник больших и ярких положительных эмоций. Причем, источник неиссякаемый.
Почтительность – это несомненный компонент воспитанности. А ее отсутствие – это проявление деструктивности человека. Это сигнал наличия в нем большого и серьезного неблагополучия.
Добродетельного человека отличает от обычного то, что он способен ощущать большую радость от восприятия мыслей и чувств другого человека на хорошем качественном эстетическом уровне. И тут уже не важно то, что это далекий предок или современник. Важно то, что другой человек высказал ту или иную умную и тонкую мысль, проявил красивое или изящное чувство. Естественно, в системе иерархии вечных и универсальных классических ценностей. А не громадного количества современных разнообразных искажений и извращений. Как правило, он не только ощущает внутри себя такую радость, но и проявляет ее вовне, делает ее достоянием определенного числа окружающих, чтобы и они могли аналогичным образом порадоваться.
Другой вопрос, что это далеко не всегда получается должным образом. Ибо, человек с низким интеллектом не может понять особенно умную мысль. Простой человек не может понять сложную мысль. Дисгармоничный человек – восхититься гармонией мысли и чувства. Человеку, приземленному сложно понять романтичного. Толстокожему – ощутить утонченность и трепетность чужого чувства. Пошлому человеку сложно понять благородного. Эгоисту – альтруиста, обычному человеку – творческого, посредственному – талантливого, упрощенному – возвышенного.
У добродетельного человека радость восприятия эстетики мыслей и чувств другого человека, как правило, имеет искренний и бескорыстный характер. Она является проявлением его естества, его внутренней потребности к совершенствованию себя, своих способностей, своей жизни. Принципиальной его особенностью является то, что он в определенной степени радуется эстетике чужих мыслей и чувств, имеющих равное с его мыслями и чувствами качество. Но эта радость естественно и закономерно возникает в нем и в том случае, когда чужая эстетика значительно превосходит его собственную. И в этом он не стыдится признаться ни самому себе, ни окружающим.
Иначе говоря, он способен признать то, что кто-то совершеннее и гармоничнее, чем он сам. И не только в некоторой, предельно символической степени, преимущественно количественного характера. Но и в значительной степени качественного характера.
Добродетельный человек, в отличие от обычного, понимает то, что нет предела совершенству. И поэтому, как бы не был развит тот или иной конкретный человек, в том или ином аспекте, всегда найдется кто-то, кто существенно его в этом превосходит. Исключение в этом плане составляют лишь гении. Которых за всю историю человечества было всего пятьсот человек. Там уровень такой высокий, что трудно даже чисто теоретически представить себе что-то человеческое, принципиально превосходящее гения. О Высших силах, совершенство которых в миллионы раз больше человеческого, речь в данном случае, не идет.
Собственно, житейская система координат имеет массу принципиальных отличий от системы координат духовного плана. То, что может находиться на высших ступенях иерархии житейских ценностей, чаще всего, находится на низших ступенях духовной иерархии. А то, что находится на средних ступенях духовной иерархии, как правило, закрыто для обычного восприятия большинства представителей стандартного менталитета. Да и среди интеллигентов, к сожалению, далеко не всем понятно. И в этом одна из драм этого менталитета. Представитель интеллигенции, в отличие от представителя стандартного менталитета, стремится внести вполне определенный (мало-мальски ощутимый) уровень эстетики в свои мысли и чувства, в то, что он делает и как делает. Есть, по крайней мере, такая интуитивная потребность.
Которую каждый реализует в меру своих способностей и возможностей. Но, чем сильнее задатки добродетельности и творческого начала присутствуют в человеке, тем интенсивнее в нем эта интуитивная потребность. И конечно, во многих случаях она касается достаточно узкого круга вопросов бытия. Ибо, быть совершенным абсолютно во всем невозможно человеку даже чисто теоретически. Это только один Господь во всем совершенен.
Если же интеллигентное и добродетельное начало в человеке имеет хотя бы средний уровень развития, то во многих ситуациях эстетика мысли и чувства начинает проявляться уже на уровне подсознания, в режиме автопилота. Как бы сама собой. Но, на самом деле, - это лишь чисто внешне проявление десятков весьма сложных процессов с вовлечением десятков (а иногда и сотни-другой) факторов. В той или иной степени взаимосвязанности друг с другом.
Из чего рождается особенная эстетика мыслей и чувств? Из хорошего интеллекта, творческого мышления, утонченности, трепетности и изящности души, элементов интеллектуальной и психологической аристократичности, развитого чувства прекрасного, чувства психологической эстетики, умения тонко и дифференцированно воспринимать различные явления жизни, богатой фантазии и воображения, развитого абстрактного и ассоциативного мышления, обширной эрудиции, психологической интуиции и проницательности, умения настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека. Можно к этому добавить еще тридцать-сорок параметров (свойств личности).
Как показывает практика, уже врожденные задатки чувства прекрасного имеют вполне определенную величину: слабую, среднюю или высокую степень. Другой вопрос, что даже внутри своего фиксированного диапазона у человека есть громадные возможности по развитию и совершенствованию своей личности. Которые, как правило, на восемьдесят- девяносто процентов людьми не используются. Особенно из стандартного менталитета (обычных). И получается интересная ситуация: мало того, что у большинства обычных людей есть лишь задатки низкого уровня эстетики мыслей и чувств, так они и ими совершенно не занимаются. В силу того, что не имеют должного примера для подражания. А то, что есть, к сожалению, чаще всего, далеко не лучший пример. Но человек уж так устроен, что подсознательно подражает своим родителям в детстве и юности, а потом своим кумирам, выбранным, скорее всего, по каким-либо второстепенным параметрам (с точки зрения духовной логики). А то, что было, условно говоря, впитано с молоком матери, потом меняется очень сложно и тяжело. А поэтому очень редко. На осине не родятся апельсины. За исключением очень редких случаев, когда на это есть отдельное и специальное позволение Высших сил (не чаще, чем один случай на тысячу).
Обладатель особого чувства эстетики – это посланник Высших сил в мир людей. Чтобы поднять уровень гармонии не только отдельного человека, но и всего общества. А, в отдельных случаях, и всего человечества. И от того, как общество реагирует на этого посланника, насколько адекватно с духовной точки зрения, зависит во многом будущее этого общества. С одной стороны, от того, что общество сможет перенять от такого особенного эстета мысли и чувства. С другой стороны, от того, в какой степени это общество будет иметь благоволение Высших сил по отношению к себе. Связанное и с отношением общества к их посланникам. Среди посланников особое место занимают классические интеллигенты и аристократы.
Добродетельный человек, как никто другой, способен ощущать очень большую и яркую, многогранную и изощренную радость от самого момента дарения своих сил во благо окружающего мира. Ибо, он видит в этом неиссякаемый источник мощных и разнообразных положительных эмоций. Не говоря уже о средстве, и весьма эффективном, в плане психогигиены и психопрофилактики. Это и элемент обеспечения стабильности и перспективности процесса эволюции собственной личности. В том числе, в психологическом и духовном направлении. Что автоматически исключает возникновение и развитие процессов деградации.
Конечно, все идет предельно осмысленно. Другой вопрос, что, исходя не из принципов банального рационализма, а из принципа целесообразности. И, в первую очередь, духовной. С одной стороны, он прекрасно понимает принципиальную ограниченность своих сил и возможностей в плане осчастливливания широких слоев населения. Не говоря уже о том, что он умеет достаточно хорошо разделять главное и второстепенное. И применительно к той или иной конкретной жизненной ситуации, и по жизни вообще. Не забывает он и о том, что банальная житейская суета сможет поглотить любое количество сил и времени, не оставив таковых на особенно важные и ценные, очень сложные, многоэтапные жизненные мероприятия. Требующие больших затрат сил ума и души, духа и тела.
Собственно, добродетельный человек отличается высоким уровнем конструктивности и созидательности по жизни вообще. С одной стороны, он отдает много сил на работу над собой. Но, исходя при этом не из эгоистических соображений, а из более высоких принципов. В частности, он понимает то, что существенное повышение гармонии окружающего мира возможно только при условии достижения существенного уровня гармонии внутри самого себя. Применительно к уму, душе и духу. В первую очередь.
И вопрос стоит не только в плане дарения своих физических сил, но и умственных, и душевных. Ибо, качественное душевное тепло является одной из ценностей первостепенной важности. Не зависимо от того, в адрес кого именно оно направлено – другого достойного человека (если еще таковой имеет место быть) или простого человека.
Получение радости от дарения своих сил – это не только черта характера, но и элемент мировоззрения человека. Конечно, при этом не исключается радость и от получения каких-либо знаков внимания (особенно высокого качества). Но таковая имеет, по большому счету, преимущественно сиюминутный характер. И в основном, чисто психологический. А вот радость дарения сил имеет не только психологический, но и духовный характер. Что автоматически подразумевает высокий уровень многогранности и изощренности, насыщенности и стабильности положительных эмоций. Не говоря уже о чувстве собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Тем, что он делает и тем, как он это делает. В результате получается, что радость дарения сил имеет более значительные показатели не только количественного, но и качественного характера.
Добросовестность и трудолюбие ума, души и духа обеспечивают достаточно высокий качественный уровень его усилий. Даже, если они направлены в адрес совершенно постороннего человека. Он не привык халтурить. Это чуждо ему в принципе. Для него категорически непереносима мысль о том, что ему могут поставить в пример его ближнего, как нечто принципиально более добродетельное и более одухотворенное. Конечно, есть мудрецы и святые. Но это совершенно отдельная песня. Что называется, это не каждый второй ближний. У него с детства выработана привычка выступать самому в качестве образца для подражания окружающим. И весьма достойного образца. Во всех смыслах.
Радость чужим достоинствам и талантам – обязательный элемент личности добродетельного человека. Необходимо сразу оговориться, что желательно (да и необходимо) радоваться только положительным достоинствам и талантам. С нравственной и духовной точки зрения. И входящими в систему классических ценностей. Ибо, многие современные занятия и увлечения имеют в себе массу деструктивных и дисгармоничных элементов. Или же имеют сиюминутную и проходящую ценность. Конечно, можно и им радоваться. Но это, по большому счету, обесценивает такого рода радость. При этом может теряться ее ценность с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения.
Хорошо, когда человек способен радоваться равным с ним достоинствам и добродетелям другого человека. Но еще большую ценность радость имеет тогда, когда достоинства и таланты другого человека существенно превосходят твои собственные. И тут есть ряд важных нюансов: нужно еще успеть разглядеть в другом человеке что-то, по своему совершенству превосходящее твое собственное. И не только увидеть, но и понять, оценить должным образом. И не испытывать ревности и зависти к чему-либо более лучшему. Собственно, совершенно не обязательно озвучивать сам факт того, что кто-то лучше тебя самого. Не у всех для этого хватает смелости, самодостаточности, зрелости, уверенности в себе, одухотворенности и других важных моментов. Важно, что это имеет место быть внутри самого человека. И полноценно им осмысливается.
Не стоит забывать, что практически всем людям нужна моральная поддержка на всех этапах их жизни. И порой даже частичное или косвенное одобрение личности того или иного человека может способствовать его более полноценной реализации и эволюции личности.
Другой вопрос, что и радость могут адекватно высказать далеко не все. Например, примитивная или упрощенная личность вряд ли будет способной к тонкому и дифференцированному восприятию каких-либо сложных явлений жизни. В том числе, и личности другого человека. Собственно, далеко не всегда это получается и у обычного человека. Гораздо больше возможностей в этом деле есть у утонченного или изящного человека. Для изысканного это вообще подразумевается автоматически. Понятно, что добродетельный человек, интеллектуал высокого класса или классический интеллигент просто-таки обязаны радоваться особой эстетике личности другого человека.
Хочется отдельно сказать о высказывании публичной оценки достоинств и талантов другого человека. Таковая имеет совершенно особенную ценность. И не только для того, в чей адрес она высказывается. Но и для общества в целом. Ибо, это создает вполне определенный ориентир для широкой публики в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Да и самого аналитика приучает к определенной активности ума и души, к проявлению одухотворенности и гармоничности своей личности в целом, к сознательному сотворению добрых и умных дел, к ощущению дополнительного чувства ответственности за свои публичные высказывания. А также к проявлению тонкого и дифференцированного восприятия реальной действительности.
Активирует его творческое мышление, чувство собственного достоинства, глубину и изящность анализа. Так что особенная и несомненная польза, как правило, бывает и для самого оценщика. А уже потом для объекта его оценки. Это и мощная стимуляция наиболее интенсивного развития личности аналитика. Ибо, нужно много знать, понимать и уметь, чтобы быть действительно достойным аналитиком и оценщиком. У добродетельного человека такая вероятность особенно значительна.
Способность испытывать радость от восприятия чужих успехов – это показатель гармонии личности человека. Это элемент психологии достойного человека. Конечно, это при условии, что успехи имеют положительный характер с нравственной точки зрения. Ибо, успехи авантюриста или интригана не могут радовать хорошего человека. Хорошо, когда такого рода сопереживание касается успехов абсолютно любого хорошего человека. Но особенно актуален этот момент применительно к близкому человеку, родственнику, другу, коллеге, соседу. Иначе говоря, того, кого сам непосредственно знаешь.
Необходимо отметить, что это не просто черта характера второстепенного характера. Это еще и элемент мировоззрения, имеющий вполне определенную духовную подоплеку. И если человек не способен радоваться чужим успехам, то, скорее всего, его уровень одухотворенности оставляет желать лучшего. Не говоря уже о том, что его характер и мировоззрение содержат в себе массу деструктивных и дисгармоничных моментов. И это не просто какие-то абстрактные недостатки, а настолько серьезные моменты, что они способны запустить достаточно мощный процесс психологической и духовной деградации личности. Как правило, необратимый. Поэтому, желание и умение радоваться чужим успехам, в первую очередь, важно не тому человеку, в чей адрес оно предназначено, а самому человеку, ее ощущающему. Ибо, такого рода радость способствует вполне определенной гармонизации личности человека, ее проявляющего. И, чем ярче эта радость, чем чаще она возникает, тем интенсивнее идет процесс гармонизации.
Конечно, все должно быть максимально осмысленно. Без какой-либо искусственной экзальтации. В оптимальном варианте, хорошо, когда эта радость доносится до ее адресата. Искренно и бескорыстно. И вот тут уже предоставляется большой простор для фантазии и воображения, сообразительности и изобретательности, творческого мышления, способности к интеллектуальной и психологической импровизации. Хотя, по большому счету, важно просто ощущать эту радость внутри самого себя. Проявление ее вовне – это уже отдельный момент. В ряде случаев, ее адресатом могут быть и какие-либо третьи лица. Величину внешней экспрессии при этом можно сознательно регулировать, чтобы не впадать в крайности. Эмоциональной скупости или слишком большой экспрессии по второстепенному поводу.
Желательно учитывать величину успеха относительно возраста человека, его получившего, и его социального статуса. Ведь заведомо ясно, что повод для радости у первоклассника и у десятиклассника может быть совершенно различным. Как и у человека в десять, двадцать, тридцать или сорок лет. Неплохо, когда учитываются и особенности его бытия индивидуального характера. Например, человек с ограниченными возможностями может радовать и достаточно простыми и незамысловатыми достижениями. Имеется, собственно, громадная масса специфических моментов, в существенной степени ограничивающих возможности любого человека в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. А не только физического характера. С точки зрения совершенства это может быть начинающий любитель, полупрофессионал или профессионал. И в каждом из этих случаев подход должен быть индивидуальным. Успех может быть и промежуточным. Как окончание очередного класса в школе. Или, например, журналист писал только короткие заметки и перешел на большие тематические статьи.
Подавляющее большинство людей считает, что главный смысл общения на любом уровне – это получение личного удовольствия. И желательно еще и выгоды. Если не прямой, то хотя бы косвенной. Ведущими факторами в их логике выступает рационализм (преимущественно банальный, о чем будет сказано отдельно) и потребительское отношение к окружающим и жизни. И это считается своего рода нормой жизни и даже эталоном для всеобщего подражания. Это естественный и закономерный ход житейской логики, принципиально чуждой духовной логики. Ибо, применительно к данной ситуации, в духовной логике ведущим фактором является не эгоизм, а альтруизм. А вместо рационализма – закон целесообразности. Духовная логика предполагает взаимное обогащение людей в общении. Интеллектуальное и психологическое, духовное и эстетическое.
Реально одухотворенный человек, как правило, даже занимаясь бизнесом, стремится быть максимально общественно полезным. Чтобы вносить свой посильный вклад в повышение уровня гармонии общества. И старается делать это не только качественно, но еще и достаточно достойно. Иначе говоря, его забота о своих интересах в принципе не предполагает ущемление интересов других людей. По возможности, ни прямо, ни косвенно.
В общении добродетельный человек, как и интеллигент, и аристократ стремится не к конкуренции, с ее безнравственными правилами и законами, а к некоторой соревновательности. Если, конечно, у партнера есть достаточно существенные способности и таланты к конкретному виду деятельности, которым особенно он увлечен. Но, в отличие от большинства обычных людей, он стремится проявлять вполне конкретную заботу об интересах своего партнера по общению. Причем, по возможности, всех видов этих интересов, без сознательного и специального ущемления какого-либо одного вида этих интересов. И, чем ближе отношения в общении, тем интенсивнее, многограннее и изощреннее эта забота об интересах партнера по общению.
Другой вопрос, что, кроме желания, тут еще необходимо умение. И не а бы какое, а достаточно качественное. Которое встречается, в лучшем, у одной десятой части людей обычного уровня. Ибо, это умение предполагает наличие не только большого знания в области психологии и философии бытия, но и группы отработанных практических навыков. Что возникает только в ходе интенсивной и многолетней работы над собой. Сознательной и целенаправленной. Что, собственно, встречается не более чем у одного процента людей. Такое положение дел автоматически привносит в сознание большинства людей массу распространенных стереотипов с умеренным или высоким уровнем деструктивности и дисгармоничности. Что, по сути дела, обесценивает практически любое общение до нуля. По большому счету. И бытовое, и приятельское, и дружеское, и родственное, и семейное, и в близких отношениях.
Конечно, это не исключает отдельных интуитивных озарений и вдохновений. Но, развитая интуиция встречается только у десяти процентов людей. А, в сочетании с проницательностью хотя бы одного вида из четырех – еще в два-три раза реже. Если же речь идет обо всех четырех видах (интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом) и интуиции, и проницательности, то тогда речь может идти только об одном-двух человеках из тысячи населения. О чем будет сказано отдельно.
В результате получается ситуация, что уровень конструктивности и созидательности в общении большинства людей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В погоне за интересами второстепенного характера большинство наносит громадный ущерб своим главным интересам. Только не с точки зрения житейской, а духовной. Незнание и непонимание духовной логики автоматически и закономерно формируют деструктивную модель общения даже в кругу достаточно неплохих и неглупых людей. Не говоря уже обо всех прочих, имеющих качественные параметры своей структуры личности существенно ниже. Это группа с примитивным и упрощенным типом личности. И их совсем не так мало, как нам всем того хотелось бы.
При этом, главный момент драматизма в бытии не только отдельного человека, но и общества в целом состоит в том, что практически 90 процентов людей совершенно не стремятся работать над собой, чтобы вырваться из стандартного типа личности. Который предполагает многочисленные и разнообразные искажения и извращения классических ценностей человеческого бытия. О бытии вообще и речи не стоит заводить, ибо, идеи такого высокого уровня практически пожизненно остаются не только вне поля зрения большинства, но и принципиально недоступными для их весьма упрощенного мировоззрения. И только отдельные энтузиасты стремятся узнать и понять классические ценности бытия, чтобы в последующем эффективно и полноценно их учитывать в своей жизнедеятельности во всех возможных сферах. Но это очень сложная и весьма продолжительная, напряженная и утомительная работа для непосвященных. Требующая такого высокого уровня внутренней организованности и самодисциплины, мужества и самоотверженности, чувства долга и ответственности и еще несколько десятков других редких качеств, что это получается совершенно невозможно для людей с ленивым умом и душой, живущими по принцип банального рационализма.
Добродетельный человек старается построить свое общение с другими людьми таким образом, чтобы способствовать их наиболее оптимальной жизнедеятельности во всех возможных смыслах. Чтобы их главные достоинства и добродетели, способности и таланты получили наибольший толчок в своем развитии. В частности, их зрелость и самодостаточность, конструктивность и созидательность, гармоничность и мудрость, добродетельность и одухотворенность. Каждое, из которых включает в себя многие десятки других положительных свойств личности. В целом, составляя мощный и прочный фундамент личности, стремящейся к многогранной гармонии на хорошем или отличном качественном уровне. Другой вопрос, что он, в отличие от большинства обычных людей, стремится к избирательной общительности. Чтобы, по возможности, не тратить свои силы и время на примитивных и деструктивных людей. Ибо, степень целесообразности такого рода усилий весьма и весьма символична. Не говоря уже о том, что он стремится общаться не только с равными себе, но и с теми, кто существенно превосходит его в каком-либо важном отдельном аспекте личности или бытия, чтобы постигнуть его личные секреты, особенности и закономерности и его личности, и его жизни, чтобы их наиболее успешно применить и для себя, в ходе своей непрерывной эволюции личности.
Он никогда не халтурит в общении на любом уровне. Он всегда добросовестен. Он старается быть конструктивно инициативным. Применительно и к своим интересам, и интересам партнера по общению, и интересам общества в целом.
Добродетельный человек, как и любой достойный человек, стремится строить отношения в общении наиболее гармоничным образом. Как правило, он стремится к стабильному и перспективному общению, многогранному и полноценному. Другой вопрос, что качество общения в целом зависит не только от него, а и от его партнера по общению. И поэтому его возможности нередко бывают весьма ограниченными. Но, в каждой конкретной ситуации он стремится вытянуть из нее максимум смысла и взаимной пользы.
Он понимает, что каждый уровень общения накладывает на него дополнительные обязанности и обязательства. В плане добросовестного выполнения своей миссии на Земле. В частности, в роли посланника Высших сил. И миссия состоит в максимальном повышении уровня гармонии и своей личности, и окружающего мира. И дело это очень непростое. Мягко говоря.
Конечно, добродетельный человек стремится получить максимальное количество положительных эмоций от общения любого уровня. Но, он не проявляет особой скупости и жадности в проявлении своего душевного тепла в адрес своего партнера по общению. Его душевное тепло, как минимум, хорошего качества. А, если партнер по общению является действительно хорошим человеком (что, на самом деле, далеко не так просто, как нам всем этого хотелось бы), то качество душевного тепла может быть и высоким. Но низким – никогда. И тут есть определенный нюанс: большинство обычных людей стремится (это в лучшем случае) количеством своих знаков внимания в значительной степени компенсировать их невысокий уровень качества. Ибо, где-то интуитивно ощущает свой достаточно символический уровень изящности ума и души.
Так вот, он не обязательно оказывает большое количество знаков внимания на бытовом или приятельском уровне общения. Но, как правило, хорошего качественного уровня. Другой вопрос, что, если партнер по общению совершенно неадекватно воспринимает эти знаки внимания, то он вынужден вносить в общение с ним достаточно существенные коррективы. По более жесткой регламентации ситуации. Исходя из принципа целесообразности.
Конечно, тут необходимо дополнительно отметить, что классический интеллигент, да и просто достойный человек, как правило, прекрасно разбирается в людях. В отличие от большинства обычных людей. О чем более подробно сказано в отдельном разделе этой работы. И поэтому он быстро ориентируется (в отдельных случаях – в течение нескольких минут или часов, в худшем случае – дней) в том, кто, собственно, находится перед ним. И как, в соответствии с этим, наиболее оптимально строить отношения с ним на любом уровне общения. Если речь вести об интеллигентах того или иного доминирующего типа, то тут можно в этом плане выделить психологических и духовных интеллигентов. У которых особенно сильно развиты многие виды интуиции и проницательности. И поэтому их возможности быстрого познания и распознания реальной действительности поистине феноменальны. Что воспринимается большинством обычных людей как какое-то чудо. Причем, чудо настолько большое и изощренное, что это большинство, к сожалению, склонно скорее заподозрить такого человека в занятии черной магией (или еще чем-то столь же предельно отвратительным с нравственной и духовной точки зрения), нежели признать столь значительное превосходство его личности в целом над своей собственной. Что для этого большинства является буквально смертельным оскорблением их болезненной амбиции.
Умение разбираться в людях особенно важно для добродетельного человека. При более основательном рассмотрении этого качества выяснилось, что большая редкость его присутствия достаточно четко обусловлена целым рядом вполне конкретных факторов. Вероятность присутствия каждого из которых весьма и весьма символична. Во-первых, это не только неплохой интеллект, но еще и ощутимая склонность ума к аналитичности. Не говоря уже о некотором проявлении творческого мышления. Как фонового фактора в жизни конкретного человека. Уже только одно его присутствие способно повысить ценность деятельности человека в два-четыре раза. В отдельных случаях – в десять и более раз. Большую роль играет и умение человека делать основной акцент в своем восприятии на содержании того или иного явления жизни. В то время как, большинство людей, вольно или невольно, ориентируется на чисто внешний фактор. Не особенно вникая в его реальную суть.
Большую помощь добродетельному человеку в постижении психологии людей играет изучение биографий великих людей. При правильном подходе к этому процессу, человек получает возможность выявить и понять не только индивидуальные особенности того или иного великого человека, но и ряд закономерностей в процессах его внутреннего и внешнего мира. Понять виды благоприятных и неблагоприятных факторов в каждом процессе. И сделать для себя соответствующие выводы. В том числе, и в том, как быстрее и полнее распознать истинную сущность различных типов людей. По косвенным и предварительным данным. Нередко второстепенного и третьестепенного характера. С формальной точки зрения. Но, на самом деле, дающих весьма существенные данные для работы интуиции и проницательности. Ведь, в большинстве случаев (90 процентов) люди весьма предсказуемы. Исключение составляют люди с выраженными авантюристическими и интриганскими наклонностями. В том числе, способные к психологическим манипуляциям. Мнением и отдельного человека, и общественным мнением в целом.
Несомненную пользу приносит и привычная высокая внимательность ко всему, что происходит вокруг. А также к параллельным сигналам из своего внутреннего мира. Ибо, наше подсознание порой дает нам удивительно тонкую и точную информацию о том, что мы пока еще толком не знаем. Большим подспорьем к ней идет бдительность. Интеллектуальная и психологическая, нравственная и духовная. Когда человек быстро и четко анализирует все происходящее и четко систематизирует полученную информацию. Так сказать, раскладывает по полочкам не только самые главные моменты, но еще и массу тонкостей и нюансов, оттенков и полутонов, деталей и подробностей. И со временем накапливается достаточно существенный опыт распознавания не только большинства стандартных типов людей, но и многочисленных и разнообразных исключений из обычного правила.
Способность сознательно и целенаправленно моделировать общение с другим человеком таким образом, чтобы создавать прочное и перспективное взаимное доверие высокого уровня способствует не только возникновению элемента мудрости в осознании добродетельного человека, но и его более или менее полноценного развития.
Косвенное влияние на качество мыслительной деятельности (в том числе, в распознавании истинной сути новых и незнакомых людей) оказывает следующий элемент внутреннего мира человека. Это акцент человека на своем собственном внутреннем удовлетворении тем, что он делает и тем, как он это делает. Независимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Добродетельный человек сам выбирает для себя планку уровня качества. И нижнюю, и верхнюю. Особенно важна, как ни странно, нижняя планка. Иначе говоря, уровень, ниже которого он стремится не опускаться никогда. Для большинства людей это уровень "удовлетворительно". Или три балла по пятибалльной системе оценок. Для достойного человека (не говоря уже по интеллигента или аристократа) нижняя планка всегда находится на уровне «хорошо» или четыре балла.
Анализ многих тысяч жизней показал автору, что именно нижняя планка оказывает свое громадное влияние на качество всех процессов любого человека. И внутренних, и внешних. Безусловно, и верхняя планка вносит свои мощные коррективы. Ибо, сознательное ограничение себя в уровне «хорошо», лишает человека возможности быть действительно эффективной личностью не только в простых житейских делах, но и средней степени сложности. Там большинство понимает лишь кое-что и лишь иногда. А человек с планкой в пять баллов (не говоря уже про верхние планки в пять баллов с плюсом или с двумя плюсами), привыкший к ней в своей реальной практической жизнедеятельности, имеет не просто несколько большие возможности по сравнению с большинством прочих людей, а принципиально большие. Иногда в несколько раз. Такие вот особенности ситуации.
Хорошо помогает добродетельному человеку в сложных мыслительных процессах умение отличать главное от второстепенного. И тут, в первую очередь, играет роль то, какую именно точку отсчета конкретный человек выбрал для себя вообще по жизни. Систему обычной житейской ценности или духовную систему классических ценностей. Конечно, человек, выбравший для себя второй вариант, прекрасно ориентируется и в первом тоже. А вот выбравший первый вариант, чаще всего, во втором не ориентируется вообще. Принципиальным отличием этих двух систем являются их качественные планки. То, что является хорошим в житейской системе, чаще всего, является плохим в системе классических ценностей. А то, что в первой отлично, то во второй только хорошо (в лучшем случае). А вот то, что отлично для второй, то для первой находится уже на грани фантастики. И все было бы достаточно неплохо.
Но есть свои определенные «но». Большинство людей, чуждых существенной добродетельности и интеллигентности, встречаясь с явлениями жизни на пять баллов в системе классических ценностей, не могут полноценно их осмыслить и поэтому испытывают достаточно мощное и выраженное раздражение, переходящее нередко в откровенное озлобление. Ибо, им кажется, что кто-то специально стремится особенно ярко публично высветить их принципиальную несостоятельность не только в том или ином отдельном вопросе, но и по жизни вообще. А этого они никак не могут допустить, т.к. воспринимают это как большое личное оскорбление и унижение. Со всеми вытекающими из этого последствиями. Но это большая и сложная тема является поводом для отдельного разговора. Что выходит за логические рамки данной работы.
Большим препятствием к развитию даже основных достоинств и добродетелей, способностей и талантов является самоуверенность и самовлюбленность, переходящие в своего рода житейскую манию величия. Иначе говоря, банальную гордыню. Очень многогранное и изощренное явление человеческой жизни, в значительной степени дезорганизующее основные процессы внутренней и внешней жизни человека. Превращая эволюцию его личности в процесс явной деградации.
Определенную роль играет стремление добродетельного человека быть максимально тактичным и деликатным по жизни вообще. Это буквально автоматически делает его ум все более и более изощренным, тонким, способным к дифференцированному восприятию любых явлений жизни. В том числе, людей с массой индивидуальных особенностей в своей структуре личности.
Развитие в себе дипломатичности и психологической гибкости способствует появлению возможности быстро и тонко распознавать не только тип человека, но и его кратковременные эмоциональные состояния.
Добросовестность в работе ума и души вносит свою лепту в качество распознавания других людей. Конечно, в координации с другими важными свойствами личности. Обычному человеку необходимо много знать, понимать и уметь, чтобы быстро и четко определять, кто именно находится перед ним. Особенно тот или иной нестандартный вариант. Или же иметь интуицию и проницательность на виртуозном уровне развития (не более одного процента людей).
Ненасытная жажда познания нового, самой жизни тоже способствует более интенсивному обретению добродетельным человеком жизненного опыта. Но не слепая и фанатичная, а максимально осмысленная. Отдельным моментом идет жажда обретения мудрости. Как сознательный и целенаправленный процесс. Предполагающий максимально возможную интенсивность и пожизненную продолжительность. Несомненную пользу приносит и сознательное развитие многогранной интуиции и проницательности. В том числе, с использованием многочисленных и разнообразных исследований, наблюдений и экспериментов (в рамках разумности, конечно).
Хороший уровень интуитивности вообще по жизни помогает человеку держать ум и душу в хорошем энергетическом тонусе, развивать их добросовестность и трудолюбие. Тем самым, существенно расширяя их возможности во всех важнейших процессах внутренней и внешней жизни человека.
Комплексный подход в развитии многогранной и изощренной добродетельности благоприятно влияет на уровень координации в проявлении самых важных и ценных достоинств и добродетелей, способностей и талантов.
Конечно, постоянное и интенсивное изучение окружающих активно помогает в создании большой и разнообразной базы данных в памяти потенциального аналитика. И это достаточно существенный объем времени и сил. Ибо, все, что развивается только самопроизвольно, имеет темп развития во много раз меньше потенциального.
Правильная иерархия жизненных ценностей дает возможность добродетельному человеку правильно расставлять логические точки над «и» в восприятии и анализе любых жизненных явлений.
Стремление к высокому уровню изящности своих мыслей и чувств автоматически шлифует и развивает многие необходимые достоинства и добродетели. Но только в том случае, когда это стремление существует постоянно, а не по мере особой необходимости. Оно должно быть не ради кого-то или чего-то, а ради самого себя. Ради уважения к самому себе. Ради поддержания процесса оптимальной эволюции своей личности.
Стремление быть не просто хорошим человеком, но и замечательным (о чем предполагается отдельная работа автора) способствует тому, что добродетельный человек получает возможность подключения к определенным каналам информации. На интуитивном уровне, как минимум. И это способно не просто несколько повышать качество информации, рождающейся в его сознании, а повышать его до принципиально более высокого уровня. В ряде случаев, совершенно недоступного для стандартного сознания. Все очень и очень непросто. И то, что кто-то ее стремится в наибольшей степени упростить для удобства восприятия, чаще всего, ничего хорошего, по большому счету, ему не дает. И потому не может быть образцом для подражания.
Дополнительный импульс в развитии личности дает стремление добродетельного человека дарить другим душевное тепло, как минимум, хорошего качества. При необходимости, высокого. Ибо, большинство людей так сильно привыкает давать только посредственный уровень душевного тепла, что когда возникает необходимость в более качественном, то оно оказывается принципиально несостоятельным. И терпит поэтому нередко большое фиаско. Но, в силу незначительного (мягко говоря) уровня мудрости, оно не в состоянии распознать истинные причины своих главных неудач. Не говоря уже про все прочие. Вопрос, собственно, в том, что для обычного человека хороший уровень качества душевного тепла один. Для добродетельного – другой. Для классического интеллигента – третий. И перепрыгнуть через свою голову в более высокий уровень не дано никому. К сожалению.
Человеку с узким кругозором почти невозможно научиться хорошо разбираться в людях. И, конечно, хороший уровень психологической и духовной эрудиции оказывает существенную помощь в этом процессе. Развитие в себе элементов классической женственности или мужественности помогает более быстро и отчетливо их распознавать в другом человеке. Не говоря уже о степени развития каждого их этих элементов. Еще более высокий уровень совершенства интеллектуальных и психологических процессов предполагается у людей, сознательно стремящихся заниматься качественным душевным творчеством. Правда, большинство об этом имеет предельно смутное представление. Такого рода творчество способствует оптимизации всех внутренних процессов личностного характера. В отдельном разделе об этом будет сказано подробнее.
Хороший уровень коммуникабельности способствует оптимизации процесса общения в целом.
Способность высказывать критику конструктивного характера помогает людям из нашего окружения раскрываться перед нами более полно и более быстро, нежели при ее отсутствии. И поворачиваться к нам самыми лучшими сторонами своей личности. Что, несомненно, позволяет создавать более оптимальный характер нашего общения с ними. В каждом конкретном случае возможности этого общения могут быть изначально весьма регламентированы. И, тем не менее. Узнавание главных достоинств способствует более адекватной оценки личности человека в целом.
Первостепенную важность имеет факт наличия у конкретного аналитика системы критериев по оценке личности другого человека. Собственно, и самого себя тоже. Но это уже тема отдельного разговора.
Упрощенный подход к анализу личности заведомо облекает его на низкий качественный уровень. Ибо, часто самые ценные качества человека являются скрытыми. Осознанно или подсознательно – это уже другой вопрос. Поверхностное погружение в личность другого человека на основе лишь распространенных стереотипов восприятия и мышления способно в значительной степени исказить реальную картину. Именно поэтому многие действительно достойные люди остаются неоцененными. А многие авантюристы и интриганы имеют предельно эффективный имидж в глазах большинства людей. На первый взгляд – парадокс. Но, при более основательном анализе ситуации, выявляется момент жесткой логической регламентации ее сути и содержания. Не может первоклассник решать задачу за пятый класс. А пятиклассник – за десятый. У каждого человека в жизни есть свой конкретный, жестко определенный еще при его рождении, потолок развития его основных достоинств и добродетелей, способностей и талантов. И этот момент никому не дано изменить. Теоретически это могут святые или маги. Но они, как правило, такими вещами не занимаются. Ибо, вмешиваться в решения Высших сил не разрешено никому. Все должно идти своим чередом. Другой вопрос, что нередко в человеке есть скрытые таланты. И выявить их – особенно важное дело.
Человек с ленивым умом и душой, как правило, плохо разбирается в людях. Адекватная оценка окружающих в значительной степени связана с уровнем правильной любви человека к себе. И к жизни вообще. Человек, не любящий жизнь, как правило, плохой аналитик сложных жизненных явлений.
Максимализм и категоричность препятствуют правильной оценке людей. Это в юности они приемлемы, а в зрелом возрасте являются показателями психологической инфантильности. Нередко еще и интеллектуальной. Не говоря уже про духовный аспект личности.
Естественно, что, чем выше уровень мудрости человека, тем лучше он разбирается в людях. Задача, что называется, за малым – обрести эту мудрость. Но это настолько сложный и тяжелый (с формальной точки зрения), что большинству людей он оказывается не по плечу. Правда, многие этим моментом особенно и не озадачиваются. По большому счету.
Особое качество – это умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека. Оно помогает более быстро и четко распознавать явные и скрытые моменты его внутреннего мира. Достойный человек имеет хорошо развитым это качество. У людей со стереотипным мышлением оно слабо развито. Это свойство дает его обладателю мощное преимущество перед большинством остальных людей. О нем будет сказано подробнее в отдельном разделе. Другой вопрос, что это и многие другие свойства очень успешно используют интриганы и авантюристы, психологические манипуляторы.
Играет косвенную роль конструктивный подход к себе, к жизни, уровень инициативности человека вообще по жизни, привычка основательно разбираться в новом и непривычном. Ибо, большинство людей склонно к тому, чтобы просто исключать из своего восприятия все, что существенно непонятно (быстро и основательно, на первый взгляд, при самом поверхностном и формальном подходе, при низком уровне трудолюбия и добросовестности ума и души).
Обычный простой человек, сталкиваясь с людьми средней или высокой степенью сложности, склонен быстро и категорично навешивать различного рода удобные и ему понятные ярлыки. Типа "странный", "своеобразный", "чудаковатый", "экстравагантный", "демонстративный", "играющий на публику", "замышляющий что-то недоброе" и еще что-нибудь в этом роде, имеющее в себе элемент прямой или косвенной деструктивности или дисгармоничности. В силу чего, порой принципиально искажающий или извращающий реальное положение дел. Так нередко воспринимаются элементы психологии классической интеллигентности (не говоря уже – аристократичности) теми, кто их совершенно чужд и сознательно уклоняется от их самостоятельного и целенаправленного развития.
Что-либо основательно или многогранно анализировать обычному человеку совершенно не хочется. Ибо, его банальный рационализм не видит в этом быстрой, ощутимой и конкретной выгоды для себя. Ибо, косвенная или отдаленная польза не является для него серьезным аргументом для приложения больших усилий ума и души. Как правило, в восприятии всего нового у простого человека доминирует поверхностный и формальный подход, склонность отдавать предпочтение чисто внешним факторам, нередко в ущерб реальному содержанию того или иного явления жизни.
Особенно драматичной бывает ситуация, когда обычный человек сталкивается с личностью, которая значительно превосходит его по основным параметрам конструктивности и созидательности, мудрости и зрелости, гармоничности и добродетельности, самодостаточности и интеллекта, одаренности и другим достоинствам. Мало у кого есть столько мужества и самокритичности, чтобы добровольно признать значительное превосходство другого постороннего человека над собой. Даже лишь в одном моменте. Не говоря уже о комплексном восприятии личности. Собственно, обычный человек вообще не умеет воспринимать адекватно явления жизни средней и высокой степени сложности. Ибо, у него отсутствуют для этого необходимые инструменты, практический навык и даже чисто теоретическая база в виде необходимой эрудиции психологического и духовного характера. Свой негативный вклад добавляет и упрощенный характер мировоззрения человека. Что, собственно, и лежит в основе низкого уровня одухотворенности человека и его нежелании сознательно и целенаправленно развивать в себе данное качество.
Пренебрежение к философии вообще и к философии человеческого бытия, в частности, приводит к тому, что человек совершенно не ориентируется в философских и духовных явлениях жизни вообще и применительно к личности, в частности. И это не просто не совсем адекватное их восприятие, а часто совершенно неадекватное. Порождающее бесконечную серию проблем и неприятностей, драм и трагедий. Которые, к сожалению, такого человека ничему не учат. Даже на протяжении восьмидесяти лет жизни.
В обществе распространен низкий уровень осмысленности чувств и желаний и прочих эмоциональных элементов бытия. Все было бы не так плохо и драматично, если бы свои весьма упрощенные стереотипы простые люди (чуждые интеллигентности) не переносили бы на всех остальных людей. Тут их и винить-то трудно, ибо, они по-другому просто не умеют. Но свое неумение они, тем не менее, возводят в ранг стандарта и эталона для подражания. Типа: я этого не понимаю и не знаю, значит, это не знает и не понимает и любой другой человек. А то, что у такого человека может быть совершенно неадекватная система оценочных координат – это, по большому счету, остается вне его поля зрения. Ибо, раз так мыслят многие, значит, это правильно…
Неумение различать большинство мельчайших оттенков и полутонов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера приводит к их принципиальному обесцениванию. И, в ряде случаев, к обесцениванию всего явления жизни в целом. Получается упрощенная и весьма обедненная система оценок, способная в значительной степени исказить или извратить реальную действительность. Так, например, экстраверту представляется интроверт личностью с выраженными шизоидными моментами. А интроверту представляется экстраверт предельно легкомысленным и безответственным.
Вносит свою лепту и отношение обычного человека к критике. Те, кто его хвалит или не критикует – это для него хорошие люди. А те, кто хотя бы иногда критикует, это люди с рядом отрицательных элементов в себе. Даже при условии, что критика носит конструктивный и доброжелательный характер. Для большинства обычных людей критика представляется нежелательным явлением, как таковым. Что называется, в принципе. И это вносит большой субъективный момент в восприятие других людей. Что очень успешно используют интриганы и авантюристы в своих психологических манипуляциях окружающими.
Важнейшим качеством является психологическая проницательность. О которой большинство имеет весьма смутное представление. И поэтому ее оно совершенно не развивает. Даже в пределах своих весьма символических задатков. В результате, как правило, возникает ситуация, при которой можно говорить о практически полном отсутствии данного качества. Со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Интеллектуального, психологического и духовного плана.
Как показывает жизнь, большинство людей не озадачивается развитием в себе каких-либо особых достоинств и добродетелей из системы классических ценностей. Ибо, современная система ценностей – это значительное искажение классической. Мягко говоря. Имеется полное равнодушие и к психологической сообразительности и изобретательности. Поэтому, реальный арсенал средств у большинства в распознавании жизни и в воздействии на нее не отличается особым разнообразием и потенциалом. По большому счету, он оставляет желать лучшего. Ведь, в поведении другого человека нередко самым главным являются именно второстепенные и третьестепенные нюансы и тонкости. Для создания полноценного и объективного портрета. А у большинства они-то и остаются вне поля зрения, создавая иллюзию достоверного мнения и представления.
С другой стороны, уровень психологической любознательности у большинства весьма и весьма символичен. Мало того, что им просто лень думать, так еще и нет должного практического навыка в этом деле. Весьма проблемным является и момент присутствия у большинства низкого уровня психологической добросовестности в моделировании всех важнейших процессов жизни. И, в том числе, в оценке окружающих. Обычный человек не понимает реальной ценности этого качества. А потому и не особо стремится его сознательно развивать. А то, что уровень качества его жизни от этого очень страдает, остается за гранью его личного восприятия.
Большую помощь добродетельному человеку оказывает психологическая бдительность. Которая помогает увидеть массу важных тонкостей и нюансов в поведении другого человека. Чтобы создать не только более полную картинку его реальной сути, но и более тонкую.
Психологическая предупредительность не только весьма полезна в жизни достойного человека. Но она еще и мощно шлифует его важнейшие достоинства и добродетели. В том числе, умение распознавать скрытые мотивы поведения, мельчайшие элементы различного рода интриг и авантюр, психологических манипуляций и прочих откровенно дрянных явлений жизни.
Психологическая гибкость способствует сознательному выбору добродетельного человека более оптимальной модели поведения вообще и построения отношений с окружающими, в частности. Она помогает ее партнерам по общению быстрее и полнее раскрыть свои основные достоинства и добродетели. Отчего оценка их личности становится более тонкой и адекватной.
Конечно, собственная психологическая палитра личности не остается в стороне. Чем она богаче и многограннее, тем большее количество свойств личности, ума и души человека может увидеть, распознать и оценить ее носитель. Чем она ярче, тем более выраженные качества может человек увидеть в других людях. И наоборот.
Несомненную роль играет и уровень изощренности личности аналитика. Чем он выше, тем больше шансов правильно понять суть другого человека. Проблема в том, что у большинства людей он низкий. Мало кто (не более десяти процентов) имеет его на среднем уровне. И редко кто на высоком (не более одного процента людей). Возможности у этих трех типов людей не просто несколько разные, а принципиально различные.
Большую помощь в распознавании людей оказывает способность к психологической импровизации. Особенно, когда возникает какая-либо нестандартная или непонятная ситуация. Она полезна в психологических наблюдениях, исследованиях и экспериментах. Без которых получение истинной картины личности другого человека (особенно, если он более сложен, чем ты сам) порой бывает совершенно невозможным. Конечно, автор предполагает применение всех человеческих достоинств, способностей и талантов только в позитивных и конструктивных, добрых делах.
Хорошо развивает умение разбираться в людях стремление добродетельного человека создавать качественный психологический комфорт своему партнеру по общению. С четким контролем за ходом развития ситуации. С применением психологической предупредительности и предусмотрительности.
Если человек сознательно стремится понять все более и более сложные явления жизни, то его возможности в понимании истинной сути личности другого человека будут, несомненно, значительно выше. Это лишь простого человека можно понять легко и быстро. А вот с человеком средней степени сложности (не говоря уже про сложного) придется основательно повозиться. Объем и сложность работы аналитического характера могут быть в несколько раз больше (в три-десять раз). Но овчинка, тем не менее, стоит выделки. Ибо, лишь таким образом можно узнать и своего настоящего друга, и своего потенциального врага.
Хорошо помогает и стремление человека сознательно помогать в решении ряда жизненных вопросов слабым и юным. Шлифующее способность к тонкому и дифференцированному восприятию различных явлений жизни.
Правильно расставить акценты в личности помогает принципиальность в вопросах духовного характера. Без этого возникновение полноценной картины другого человека (да и самого себя тоже) невозможно в принципе. Естественной частью внутреннего мира достойного человека является психологическое и нравственное постоянство. В противном случае, оценки окружающих будут постоянно меняться. И не только в нюансах, но и в целом.
Способность строить прочные, перспективные и многогранные отношения тесно связана с умением правильно разбираться в людях. Ибо, дружба с дрянным человеком чревата многочисленными и весьма разнообразными осложнениями и последствиями неприятного характера. С другой стороны, оставление без дальнейшего внимания самых достойных и даже просто достойных людей, может лишить нас самых ценных друзей. Жизнь – это штука сложная. И настолько сложная, что мало кто об этом догадывается.
Хорошо шлифует развитие способностей и талантов сознательное и целенаправленное повышение уровня сложности решаемых жизненных задач. Сознательный уход от более сложных задач в значительной степени обедняет и личность такого человека, и его жизнь.
Понимание своего места в жизни помогает формировать свой правильный круг общения, а также влияет на основной стиль общения. Определяет все ведущие параметры жизни, стимулирует человека лучше распознавать своих и друзей, и недоброжелателей. И явных, и потенциальных.
Безусловно, изучение психологии личности оказывает свое благоприятное влияние на уровень умения разбираться в людях. Другой вопрос, что мало кто об этом специально думает. Что собственно, и определяет размер возможностей в умении разбираться в людях у большинства. Мягко говоря. Ибо, девять десятых совершенно не умеет разбираться в людях. Хотя, и тешит свое самолюбие мыслью об обратном.
Большие проблемы у большинства обычных людей с пониманием смысла жизни вообще и своей собственной, в частности. Ибо, все явления, что согласуются с этим понятием, воспринимаются человеком положительно. А все, что не согласуется – отрицательно. В том числе, и люди различного типа и вида. Хотя, по большому счету, высокий уровень психологического и духовного невежества большинства принципиально препятствует даже самому моменту распознавания тех или иных видов людей. Не говоря уже о том, что большинство лишено реальной иерархии и жизни в целом, и человеческого общества, в частности. У них никакой стройной структуры в этом плане не существует. К сожалению.
Умение разбираться в людях тесно связано со способностью понимать других людей. Только не в простых, примитивных и упрощенных ситуациях. Где и полный дурак может выглядеть большим интеллектуалом. А в ситуациях средней степени сложности. Цену имеет только понимание, например, утонченного или изящного человека.
Как ни странно, но почтительность помогает лучше разбираться в людях. Ибо, она предполагает особенную внимательность ко всем окружающим, чтобы невольно не пропустить человека более умного и более мудрого, более добродетельного и более гармоничного, более одаренного и более совершенного, более зрелого и более самодостаточного. Не только в некоторой степени, а и принципиально более развитого по всем ведущим параметрам личности.
Естественно, что, когда тот или иной конкретный человек сознательно и целенаправленно занимается своим воспитанием и совершенствованием, то в ходе реализации этой большой и сложной программы и умение разбираться в людях может стать существенно более развитым.
Благоприятно влияет на общий уровень гармонии личности способность радоваться чужим успехам и достижениям, способностям и талантам. Ибо, их нужно первоначально увидеть, понять и оценить. А это серьезная и большая работа ума, поддерживающая его в хорошем энергетическом тонусе и во многих других процессах.
Оценка других людей должна проводиться не с точки зрения банального рационализма, а с точки зрения закона целесообразности. Тогда есть шанс получения полноценной картины.
Собственно, неумение радоваться хорошему уровню (не говоря уже про высокий) эстетики в жизни вообще и в личности другого человека, в частности, резко ограничивает возможности такого человека в распознавании чего-либо гармоничного, прекрасного, красивого и изящного. Способность радоваться чужой эстетике создает мощный мотив для того, чтобы ее увидеть. И хотеть видеть, и уметь видеть. Ибо, это настолько сложная работа, что большинству простых людей, по большому счету, она оказывается не по плечу. Даже, когда речь идет о явлениях умеренной степени сложности и изощренности.
Понять основные моменты личности другого человека трудно без хорошей рассудительности. Хорошая точка опоры в размышлениях находится в самокритичности. Ибо, человек с неадекватной самооценкой вряд ли будет объективен по отношению к другим людям. Особенно к тем, кто равен ему. И к тем, кто превосходит его.
Большую роль в создании правильного впечатления о другом человеке играет самостоятельность и независимость, автономность аналитика, его умение отстраняться от мнения окружающих. Ибо, их мнение бывает объективным, чаще всего, лишь применительно к обычным и простым людям. К людям средней степени сложности оно, в девяти случаях из десяти, неверно. А применительно к людям сложным оно вообще никогда не бывает верным. Ибо, компьютер с процессором пентиум 1 не является конкурентом компьютеру с процессором пентиум 4. Как и компьютер с одним ядром в процессоре по отношению к компьютеру с шестидесяти четырьмя ядрами в процессоре. Условно говоря. Народная мудрость об этом говорит, что «на осине не родятся апельсины».
Большие искажения в оценке окружающих вносит сумасбродство и своенравность. Весьма распространенные в обществе, особенно современном.
Способность моделировать общение с близким человеком на сокровенном уровне дает ее обладателю мощное преимущество перед большинством окружающих. Ибо, это требует не только понимания большого количества и основных, и второстепенных моментов личности другого человека, но и достаточно четкого и конкретного ощущения их в тот или конкретный момент времени, что называется, кожей аналитика. Не говоря уже о незначительных изменениях настроения, морального и физического состояния. Тут свой вклад делают чувство обратной связи и умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению.
Оптимизирует общение умение добродетельного человека давать возможность другому человеку сохранить свое лицо в сложной или проблемной ситуации. Что часто может резко увеличить вероятность распознавания истинного лица человека. Как положительного, так и отрицательного плана. К сожалению, данное умение у большинства простых людей отсутствует.
Проявление изящного сочувствия и сопереживания помогает развивать умение разбираться в людях. Собственно, стремление аналитика быть на деле значительной личностью, а не казаться таковой лишь чисто внешне, существенно повышает его и теоретические, и практические возможности его жизни вообще.
Важным моментом является система оценок, принятая конкретным человеком. В частности, диапазон оценок качества собственных дел, мыслей и чувств, принятый и для внутреннего мира, и для внешнего. Многие люди привыкли со школьных лет думать, что стараться следует ради кого-то другого, а не ради самого себя.
Поэтому, их энтузиазм в плане старательности, как правило, весьма и весьма символичен. Школьный статус успеваемости на уровне подсознания проявляется у того или иного человека и по жизни вообще. Например, «троечник», «хорошист» или «отличник». В первом случае, человек, чаще всего, старается сделать что-то умное, красивое, изящное, одухотворенное, гармоничное на три или на три с плюсом. Изредка на четыре балла (по пятибалльной системе). Во втором случае – в основном на четыре балла. Иногда на четыре с плюсом. В третьем случае нижний уровень качества – это четыре с плюсом, а верхний, - как минимум, пять баллов. В отдельных редких случаях – пять с плюсом. И все было бы не так плохо, если бы каждый из выше перечисленных типов людей не распространял свою систему оценок и на других людей, на восприятие основных параметров личности окружающих. Так, троечник, в лучшем случае, будет адекватно оценивать просто хороших людей. У хорошиста для этого шансов будет значительно больше. Очень старательный человек чисто теоретически имеет максимальные шансы в распознавании хороших людей. Но и плюс к ним – людей замечательных. Хотя, по большому счету, важен уровень энтузиазма, а не формальный подход к старательности, как к таковой. Хорошист-энтузиаст нередко более зрелая личность, нежели формальный отличник по школьным предметам.
Как правило, люди самоуверенные и самовлюбленные в людях разбираются плохо. Ибо, у них очень ленивый ум в большинстве важнейших жизненных вопросов. Добродетельный человек, имеющий в себе элемент сознательной и одухотворенной созидательности, имеет выше шансы обрести умение разбираться в людях.
Человек, который ставит на первое место духовные ценности, лучше расставляет акценты в личности других людей. И поэтому дает им принципиально более адекватные оценки. И, соответственно, имеет больше шансов построить с ними прочные и перспективные отношения.
Тактичный человек обычно более гибок в оценках окружающих. Если, конечно, творческое мышление ему не чуждо. Большие искажения могут присутствовать в оценке окружающих у человека с выраженным тщеславием. Большую роль играет уровень требовательности человека к себе. Чем он выше, тем больше вероятность того, что он сумеет рассмотреть основные достоинства и добродетели в другом.
Человек с утонченной душой имеет шанс научиться разбираться в людях быстрее, чем прочие. Но, как он воспользуется этим шансом, – это уже вопрос другой. Человек, не склонный к своенравности и сумасбродству, внутренне уравновешенный, как правило, чаще правильно расставляет точки над «и» в другом человеке.
Развитая фантазия и воображение помогают многим понять определенные тонкости и нюансы внутреннего мира окружающих. Человек с большим уровнем стереотипного мышления и формализма обычно ограничен в своих возможностях по адекватной оценке других людей. Человек, имеющий философское отношение к жизни, имеет шанс обрести более высокий уровень мудрости. Вообще по жизни.
Высокий уровень искажений и извращений есть у людей с ханжеским оттенком в восприятии окружающего мира. Хороший человек (по характеру и мировоззрению) обычно лучше разбирается в людях, чем обычный гражданин. Лучше это получается и у человека, который по жизни руководствуется принципом целесообразности, а не банального рационализма.
Человек, адекватно развивающий в себе честолюбие вместо амбициозности, обычно более гибок в своих оценках и в меньшей степени подвержен индивидуальной субъективности в процессе анализа личности окружающих. Чуткий человек лучше ощущает тонкости и нюансы личности ближнего. Виртуозного уровня умение разбираться в людях достигает у людей с развитым чувством психологической эстетики (особенно, если к этому еще добавляется чувство духовной эстетики).
Человек, имеющий правильное чувство собственного достоинства, лучше расставляет акценты в людях. Обладатель изящного ума и души многие вещи видит иначе, чем прочие люди. Есть реальный шанс на большое преимущество перед остальными. Чем изящнее чувство юмора, тем утонченнее оценка окружающих. Определенный вклад делает и чувство прекрасного вообще по жизни. Человек с развитым чувством обратной связи бывает особенно точен в своем восприятии и анализе окружающих.
Большой дисбаланс в восприятии может вносить экстравагантность и экзальтированность. Причем, помимо воли и желания их обладателя. Люди, имеющие действительно достойные эталоны для развития своей личности, как правило, более объективны в своих оценках любых жизненных явлений. Те, кто способен к эффективному сотрудничеству, часто хорошо разбираются в людях.
Необходимо, конечно, сказать, что все большие авантюристы и интриганы, психологические манипуляторы и им подобные личности, как правило, очень хорошо разбираются в людях. Они порой в одно касание считывают суть человека. Тщательно выбирая для себя и будущие жертвы, и своих наиболее эффективных помощников для проведения различного рода дрянных дел.
Свидетельство о публикации №225012800144