Психология и философия доброты. т. 2. глава 19

Изобретательность помогает добродетельному человеку более интенсивно и плодотворно развивать свои добродетели и достоинства. Изобретательность – это полезное качество для всех. Среди творческих людей встречаются в несколько раз чаще, чем среди основной массы обычных людей. Изобретательность имеет несколько уровней: простой (житейский), средний степени сложности (полупрофессиональный) и высокий, используемый в творческом процессе на профессиональном уровне.

Собственно, любой уровень изобретательности имеет определённую ценность. Другой вопрос, что изобретательность высокого уровня имеет ценность не только индивидуальную. Но ещё и общественную. В ряде случаев – и государственную. Например, конструкторы ракет и самолетов, машин и кораблей.

И общество, и государство должны четко понимать то, что потенциальная и реальная ценность одного успешного изобретателя может иметь в тысячи или миллионы раз большую общественную ценность, чем личность обычного человека. В связи с этим, строить с ним достаточно адекватные отношения с моральной и материальной точки зрения. Адекватная материальная оценка труда изобретателя способствует не только более успешной реализации его таланта на благо общества, но и создает мощную и стабильную мотивацию для других способных и талантливых людей по развитию своей личности, своих способностей и талантов на благо общества. Повышает уровень их трудолюбия, усердия, упорства, энтузиазма, умственной и душевной, духовной и физической добросовестности, осмысленности и целеустремленности.

Конечно, в отдельных случаях, изобретательность помогает создать нечто принципиально новое. Но ее ценность заключается не только в этом. Во многих случаях изобретательность помогает что-то улучшить, усовершенствовать, повысить количественные и качественные показатели.

Хорошо, когда изобретательность имеет созидательный и конструктивный характер. И не имеет в себе включения деструктивного и дисгармоничного характера. Например, эгоистичного или стервозного плана. Это актуально для добродетельного человека.
Изобретательность помогает находить более оптимальные пути и средства решения научных и технических, житейских и прочих вопросов и задач, проблем и трудностей. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

Применительно к обществу это политические и экономические, идеологические и культурные, философские и нравственные сферы бытия. Если у власти стоят эгоистические личности (в подавляющем большинстве стран мира, по мнению классиков психологии и философии), то использование потенциала изобретателей даст им реальную возможность эффективно манипулировать любыми народами в своих корыстных целях. Прикрываясь при этом самыми красивыми мотивами. Невольно вспомнишь мудрость Библии: «благими намерениями дорога в ад вымощена».

Безусловно, задатки любого уровня изобретательности требуют своего интенсивного и добросовестного развития. И регулярной тренировки. Уровень созидательности изобретателя во многом зависит от уровня гармонии его личности. Что определяет степень интенсивности и регулярности подключения его к космическому банку информации для генерации бесчисленного множества совершенно новых идей, воплощенных в последующем в изобретения. Имеющих и общественную ценность. Психологическая изобретательность в своих ведущих качественных параметрах связана с добродетельностью и интеллигентностью. Как, впрочем, и интеллектуальная, и духовная, и эстетическая.

Изобретатели – это, те, кто должен считаться интеллектуальной элитой общества с большими и конкретными личными привилегиями.

Стоит сказать, что большинство обычных людей и не подозревает о том, что у человеческих мыслей и чувств есть еще и такой параметр, как изящность. А те, кто знает об этом термине, относятся к нему, мягко говоря, достаточно своеобразно. Практически каждый, так или иначе, стремится к тому, чтобы не быть хуже окружающих. По крайней мере, по тем некоторым моментам, что доступны для его восприятия и мировоззрения. А, так как такое стремление, преимущественно количественного характера, имеет место быть, то это большинство с достаточно большой уверенностью полагает, что оно ничуть не хуже окружающих. Самое удивительное в этой ситуации – это то, что и, на самом деле, дело обстоит именно так. Ибо, большинство действительно находится в одном и том же качественном диапазоне основных показателей жизни. А то, насколько хорош этот диапазон не с житейской, а с духовной точки зрения – это момент отдельный. И он, как правило, по большому счету, с духовной точки зрения, оставляет желать лучшего. Мягко говоря.

А вот добродетельный человек не только знает и понимает, но еще и практически умеет проявлять хороший уровень изящности и ума, и души. Как минимум. А, при необходимости, и выше. И, если хороший уровень изящности ума и души остается принципиально недостижимым для подавляющего большинства обычных людей, то высокий уровень является для них за гранью возможностей восприятия, анализа и моделирования. Буквально на уровне мистики или магии, фантастики или еще чего-либо подобного буквально запредельного. К этому необходимо добавить, что тонкое и дифференцированное восприятие явлений жизни даже на просто хорошем уровне не свойственно большинству обычных людей. Ибо, они, к сожалению, не в состоянии отличить примитивное от упрощенного, упрощенное от обычного, обычное от утонченного, утонченное от изящного, изящное от изысканного. В лучшем случае, это касается отличия примитивного от обычного. И обычного от изысканного.

Необходимо отметить, что даже умеренный уровень изящности мыслей и чувств для большинства обычных случаев бывает доступным только иногда. И только в результате очень большого напряжения всех сил ума и души. Которые особенно долго они выдержать не могут – не позволит небольшой энергетический тонус их внутренней организации и отсутствие какой-либо даже самой минимальной тренированности их в работе именно на таком уровне. Все достаточно четко и однозначно. Добродетельный человек же проявляет хороший уровень изощренности ума и души даже в режиме автопилота. Грубо говоря, даже на уровне подсознания. А вот высокий уровень изящности мыслей и чувств заставляет его проявлять лишь высокий уровень напряжения ума и души. Если же речь идет об очень высоком уровне напряжения, то тогда разговор может идти уже об уровне гениальности или просто феноменальной одаренности. О ценности личности не только с точки зрения того или иного конкретного общества, но и всего человечества в целом. Вот такие тонкости и нюансы имеют место быть.

Достойный и добродетельный человек отличается от большинства прочих людей тем, что, как правило, имеет качественную душевную отдушину. С одной стороны, он отчетливо понимает то, что это такое на самом деле. И то, какую особенную ценность она имеет в человеческой жизни вообще и в его жизни, в частности. Ибо, это есть сознательный и целенаправленный элемент психогигиены и психопрофилактики. А жизнь его – это напряженная работа ума и души, духа и тела. Это четкий и многогранный самоконтроль, непрерывный и весьма изощренный. И поэтому для его ума и души необходим не просто какой-либо произвольный и хаотичный отдых, а максимально осмысленный, сознательно смоделированный на хорошем качественном уровне в эстетическом параметре. С интеллектуальной, психологической и духовной точки зрения.

Конечно, в первую очередь, это общение с другими добродетельными, достойными людьми и истинными интеллигентами. Но это только до революции в России было много (относительно много, по большому счету, много в сравнении с нынешним временем, когда истинные интеллигенты исчисляются на всю страну всего лишь несколькими десятками тысяч). А ныне это очень большая проблема, потому как, практически все они полностью разобщены. И между ними нет абсолютно никакой формальной связи. А те, кто лишь изображает из себя интеллигентов и гуляет толпой, к ним не имеет, как правило, совершенно никакого отношения. Хотя, конечно, есть люди с некоторыми интеллигентными качествами ума и души. Составляющими среди всех прочих качеств их личности пять-десять процентов.

По нынешним меркам тридцать качеств из трехсот возможных – это уже, мягко говоря, неплохо. Ибо, современная формальная интеллигенция в половине случаев не имеет даже одного процента аристократичности в себе. А те, кто что-то имеет, как правило, не знает, что именно с этим делать, как это развивать. Не говоря уже о том, что правильно строить отношения и с самим собой, и с окружающими. Те, в ком есть элементы истинной интеллигентности, как правило, отличаются повышенной скромностью и развитой самокритичностью. В силу чего и не претендуют даже на самое символическое звание аристократа. И эта потенциальная интеллектуальная и психологическая элита общества, к сожалению, не понимает истинной ценности того, чем уже обладает. И того, чем могла бы обладать. И не только с точки зрения своего непосредственного окружения. Или даже общества в целом. И что самая главная их ценность имеет место быть с точки зрения иерархии вечных классических ценностей. И, в первую очередь, духовного характера. Иначе говоря, с позиции Высших сил Вселенной.

Ибо, каждому из них предназначена особая персональная миссия на Земле. И очень жаль, что большинство из этих потенциальных аристократов не только об этом не знает, но и не догадывается. И именно поэтому не особо серьезно задумывается о том, чтобы сознательно и целенаправленно и работать над собой, и создавать для себя не просто какую-то там отдушину, а именно высокого качественного уровня.

Дающей возможность наиболее полноценно восстанавливать свои душевные и духовные силы, потраченные на решение суровой прозы жизни, мелкой суеты, обретения себя в этом мире. Построения более или менее полноценного внутреннего мира. Часто не благодаря усилиям своего окружения, а в принципиальное противоречие ему. И на выстраивание своей системы принципов и убеждений, взглядов и представлений, правил и законов, привычек и традиций. Ибо, то, чем довольствуется большинство окружающих, не только не совсем подходит человеку с некоторыми аристократическими наклонностями, творческой личности с хорошим уровнем интеллекта, зрелости, мудрости, самодостаточности, гармоничности, созидательности, конструктивности, а, чаще всего, ему принципиально не подходит. И это надо увидеть, понять, принять.

Ощутить разумное зерно своей избранности, чтобы понять свою ответственность перед Вселенной и не впасть в банальную гордыню и манию величия. Очень важен в этом моменте элемент избирательности. Во всем. В фильмах и спектаклях, музыке и книгах, общении и развлечениях. По сути, приходится почти опытным путем постигать то, что является не просто благотворным для своего ума и души. В какой-то незначительной степени. А то, что наиболее благотворно для них. И в последующем стараться пожизненно делать акцент именно на таких явлениях и моментах жизни.
Сознательно и целенаправленно отбрасывая от себя все второстепенное и третьестепенное, мелкое и прозаичное, деструктивное и дисгармоничное, примитивное и упрощенное. Не говоря уже о том, что необходимо выработать собственные критерии качества восприятия жизни с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. И тут есть масса весьма специфических нюансов.

Например, не стоит их противопоставлять критериям окружающих, более упрощенного характера. Чтобы не создавать проблемные и конфликтные ситуации. По крайней мере, по возможности. Это, конечно, не означает того, что нужно специально всегда и во всем противопоставлять себя всем остальным. Но и слепо идти на поводу у окружающих тоже не стоит. Ибо, задачи стоят совершенно различные. И их радости совсем не обязательно являются истинными и главными радостями для истинного индивида. Не говоря уже об интеллигенте с аристократическими наклонностями.

Степень душевного комфорта и равновесия, мощности и глобальности радости, возникающей в душе от соприкосновения добродетельного человека с тем или иным явлением жизни, может быть косвенным критерием того, насколько именно это явление жизни подходит для данного конкретного человека. Истинная душевная отдушина должна присутствовать достаточно регулярно и на протяжении вполне определенного интервала времени. Час, два и т.д. Так как пять минут, даже самого замечательного времяпровождения, как правило, не могут дать существенного и стабильного положительного эффекта для ума и души.

Человек с элементами аристократизма знает и понимает то, что может быть источником качественных положительных эмоций. Например, формальная сексуальная связь с лицом противоположного пола, без должного душевного взаимопонимания, вряд ли будет большим праздником именно для души. Хотя, в отдельных эксклюзивных случаях, тоже имеет смысл в своем существовании. Но, не как главный и постоянный источник положительных эмоций. Очень важно для каждого человека, а творческой личности, в особенности, четко понимать реальный уровень качества того явления, с которым он, так или иначе, столкнулся. Нельзя себя питать только второстепенной душевной и духовной пищей. Это, в любом случае, внесет мощный элемент деструктивности и дисгармоничности в ваш внутренний мир, в его важнейшие процессы и явления. Все должно оцениваться с точки зрения классических ценностей. И в первую очередь, духовного характера. Все должно иметь хороший потенциал изящности мысли и чувства. В идеальном варианте - еще и изящности духа. Что, собственно, мы и видим у истинных интеллигентов. И в чем имеется их принципиальное отличие (кроме всего прочего) от большинства других людей в ближнем и дальнем их окружении.

Для добродетельного человека особенно важно его отношение к своим способностям и талантам. Почему с художником Гоголя из повести "Портрет" случилась такая драматичная история? Одна из причин заключается в том, что он забыл о своей миссии таланта. Человеку дается талант не для самоуверенности и самовлюбленности, высокомерия и чванства по отношению к тем, кто такого рода талантом в такой значительной степени не обладает.

Таланты и способности даются человеку для того, чтобы он выполнял миссию Высших сил по повышению уровня гармонии в человеческом обществе, на Земле, во всей Вселенной. И не по четным или нечетным дням месяца, а всю свою жизнь до последнего вдоха. Материальные блага, которые могут сопутствовать талантливому человеку, предназначены, в первую очередь, для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для дальнейшего развития и совершенствования таланта и всесторонней гармонизации личности талантливого человека. Если человек не занимается интенсивным развитием своего таланта, так сказать, зарыл его в землю, если он не придает особого внимания своему духовному развитию, то бесконечное множество искушений, мелких и банальных распространенных и даже отчасти престижных (с точки зрения основной массы современников таланта) приводит его талант в бесплатное приложение к многочисленным капризам и прихотям, к мелкой повседневной суете, способной забрать всю его жизнь таланта без остатка. Все его время, силы ума, души и тела. Уж, о какой гармонии собственной или окружающего мира при этом может идти речь.

Мощный энергетический потенциал, заложенный в организм и психику талантливого человека, обязательно должен найти свое практическое воплощение. И если это не происходит в хорошем плане, то обязательно в плохом. Природа не терпит пустоты. Анархия и хаос овладеют умом и душой таланта, а отсюда недалеко и до полного сумасшествия.

Истинный талант, как правило, имеет особое личное подключение к информационному полю Земли. Именно этим объясняется высокая степень оригинальности идей, приходящих ему в голову, даже для сознания самого таланта. Не говоря уже обо всех прочих людях. Но эта особая привилегия не дается человеку даром. Он должен постоянно (в первую очередь, наедине с самим собой) оправдывать это доверие, это особое расположение Высших сил. Своей жизнью, своим творчеством. Отношением к себе и своему таланту талантливый человек должен постоянно доказывать свое право на эксклюзивное, предназначенное только для него, вдохновение. В противном случае, талант будет отобран у него. И нередко раз и навсегда. Господь долго терпит, но, в конце концов, сурово наказывает отщепенцев, своенравных и сумасбродных людей, особенно с наклонностью к интриге и авантюре, жестокости и равнодушию, агрессивности и грубости, подлости и наглости и прочим подобным «замечательным» психологическим и духовным завихрениям. Не зря же сказано, что и гений и злодейство несовместимы. И не потому, что формально они не могут находиться в одном человеке одновременно. А потому, что талант не имеет права быть безнравственным человеком.

В особо тяжелых случаях безнравственности таланта Высшие силы просто–напросто прекращают его жизнь чисто физически. Ибо, он не только не выполняет возложенную на него миссию весьма достойным образом, но и создает массу искушений для тех, кто восхищается его талантом и стремится всячески подражать своему кумиру и в главном, и во второстепенном. Иначе говоря, безнравственный талант несет зло (сознательно и целенаправленно) не только в свою жизнь, но и жизнь многих других людей. Тем самым, существенно снижая уровень гармонии в человеческом обществе. А этот важный и принципиальный момент Высшие силы не могут пропустить мимо своего внимания. И поэтому они вынуждены принимать соответствующие меры.

Другой вопрос в том, что практически у всех людей есть своя персональная миссия: социальная, профессиональная, половая, семейная, роль ребенка по отношению к своим родителям, роль родственника по отношению к близким и т.д. и т.п. И этот список миссий не менее важен, чем миссия таланта. И за нежелание знать, понимать и учитывать в своей жизни этот список миссий, Высшие силы нередко очень серьезно наказывают практически каждого из нас. Таланта, конечно, наказывают в два–четыре раза тяжелее, чем обычного человека.

И опять же: у разных людей перечень способностей для выполнения каждой из перечисленных миссий свой. И даже более того: степень развития отдельных способностей для выполнения каждой из перечисленных миссий (и всех прочих) у каждого своя. И то, что легко и просто дается одному, может пожизненно оставаться недоступно для другого. Конечно, бывает и так, что при всех равных задатках, один серьезно работает над собой и в результате добивается достаточно неплохих результатов. А другой пускает все на самотек. И о каких–либо существенных результатах в этом случае речь вести не стоит.

Есть и отдельный момент: отношение окружающих к миссии таланта. Соприкосновение любого человека с талантливым есть для первого очень удобный и удачный шанс заработать, что называется, массу призовых очков в глазах Высших сил. И, таким образом, получить явную возможность заработать себе большой подарок от Высших сил. И, может быть, даже не один. Все будет зависеть от уровня энтузиазма человека, от степени добросовестности, от количества и качества приложенных усилий для помощи талантливому человеку в решении творческих и житейских вопросов интеллектуального и психологического, духовного или эстетического плана. В некотором смысле даже от степени самоотверженности человека по отношению к талантливому ближнему. Другой момент в том, что быстро и четко распознать наличие не только таланта, но даже особенных способностей большинству людей не представляется возможным. Иначе говоря, почти в каждом есть свой набор способностей. О многих, из которых не только окружающие, но и сам их обладатель часто просто не догадывается.

В таком случае можно вести речь о миссии хорошего и достойного человека. Которая в современном мире, чем дальше, тем больше, приобретает особую ценность и значимость. Можно сказать, что в своего рода ценностной иерархии человеческих миссий миссия хорошего человека (не говоря уже о замечательном!) стоит на первых ступенях. Именно после нее идут миссии родителей и детей, супругов, родственников, друзей, наставников и учеников и т.д.

И нести миссию достойного, хорошего человека – это далеко не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд непосвященному человеку. Когда в обществе на первый план выходят далеко не самые замечательные качества с духовной точки зрения: изворотливость и пронырливость, способность манипулировать окружающими из своих корыстных целей, склонность к интриге и авантюре, эгоистическая сообразительность и изобретательность, карьеризм, ненасытная жажда власти и богатства, изощренных развлечений и увлечений, погоня за чисто внешними атрибутами славы, равнодушие к окружающим вообще, и к родным и близким, в частности, стремление и умение пускать пыль в глаза не только отдельным доверчивым людям, но и обществу в целом, стремление и умение обманывать окружающих, мощный и изощренный эгоизм, презирающий все классические нравственные и духовные ценности человечества, остаться хорошим человеком не только не просто, но и почти невозможно. Ибо, на смену нормальному человеческому достоинству приходит банальная амбициозность с обостренным и предельно болезненным самолюбием не только у взрослых людей, но и у пятилетних детей. Не говоря уже о более старших.

Но при этом сознательный отказ человека от миссии достойного человека и его стремление пуститься во все тяжкие имеет страшную оборотную сторону медали – психологическую и нравственную деградацию. Одновременно с этим абсолютное лишение себя даже чисто теоретической возможности быть когда–либо счастливым. Именно быть, а не обладать формальной иллюзией счастья. Негативные нравственные изменения личности человека, как правило, необратимы. Человек добровольно впускает в себя такое громадное количество злых духов, что ни самостоятельно, ни с помощью весьма относительно гармоничных людей, ни с помощью духовно обедненных людей ему избавиться от них представляется весьма маловероятным вариантом развития жизненных обстоятельств. Как говорится, обратного хода нет. И одной из причин столь грустного сценария является то, что вокруг деградирующей личности очень быстро собираются те, кто уже деградировал в значительно большей степени и отчасти уже начал осознавать этот момент. Что наводит его на очень грустные мысли. И вот, чтобы хотя бы отчасти оправдать себя в своих собственных глазах, человек может очень умно, тонко и изощренно способствовать еще более интенсивной деградации ближнего. Особенно под лозунгом: «Верной дорогой идете товарищи».

Практически все люди, не зависимо от наличия в них реальных или мнимых достоинств и добродетелей, и от степени развития таковых, хотят считать себя достаточно достойными и достаточно добродетельными, претендующими на большое уважение и расположение. С одной стороны, это вроде бы и неплохо. Стремление использовать уважение и любовь к себе является элементом, лежащим в основе психологического и психического здоровья человека. Вот только с чувством меры у многих людей возникают большие проблемы, как и со способностью принципиально адекватно оценивать степень развития хотя бы основных достоинств и добродетелей. Например, люди, имеющие уровень интеллекта в диапазоне тридцати–пятидесяти процентов, как правило, категорически убеждены в том, что якобы, на самом деле, их интеллект имеет величину в диапазоне восьмидесяти – ста процентов. И, вроде бы, все обстоит не так уж и плохо и драматично. Но, вот какая при этом имеется закавыка. Дело в том, что, если тот или иной конкретный человек преподносит себя обществу (и Высшим силам одновременно) как человека с большим интеллектом или, тем более, с высокой добродетельностью, то общество, быть может, и может простить индивиду его некоторые заблуждения относительно самого себя, посмотрев принципиально снисходительно (хотя и это бывает далеко не всегда) на некоторые завихрения в его мозгах, в его мировоззрении. То, вот Высшие силы, как правило, такой чрезмерной и принципиальной лояльностью не отличаются.

Получается примерно так: назвался груздем – полезай в кузов. Назвался умным человеком, претендуешь на звание действительно достойного человека, полезай в соответствующий кузов. А существование человека в этом духовном кузове накладывает на него большой комплект очень строгих обязанностей. Невыполнение которых ведет к обязательным и очень серьезным наказаниям этого конкретного человека (да и группы людей, народа, государства и человечества в целом) со стороны Высших сил. И наказания идут не просто регулярно и бесконечно, а еще и по возрастающей по степени серьезности и драматичности. Пока тот, кого наказывают, не облагоразумится. Терпение Высших сил большое, но когда и оно заканчивается, то они принимают категоричное решение об уничтожении провинившегося, как принципиально неисправимого. Как существа, категорически уверенного в том, что обладает большим комплектом фундаментальных (а не только второстепенных) достоинств и добродетелей в высокой степени их развития.

Но принципиальный драматизм этой ситуации как раз и заключается в том, что девяносто процентов ныне живущих (да и наших предшественников тоже) людей не обладали, и в ближайшие пару тысяч лет обладать не будут именно таким комплектом достоинств и добродетелей. Но, если говорить применительно к народам, так называемого третьего мира, то какая–либо скидка еще чисто теоретически возможна. Ведь нельзя же от растения требовать, того, чтобы оно существовало по принципам мира животных, а от животного требовать того, чтобы оно жило как человек. То, применительно к развитым странам цивилизованного мира такого рода скидка исключена в принципе. Считаешь себя особенным и передовым – будь добр добросовестно выполняй эту сложнейшую и тяжелейшую функцию.

Иначе говоря, получается так, что девяносто процентов людей сами, по своей воле и желанию, обрекают и себя, и своих потомков (которые очень часто перенимают у своих родителей склонность к неадекватной самооценке) на пожизненные мучения и страдания.

В задаче спрашивается: а оно вам нужно? Думаю, что нет. Потому и впрягаться в повозку, которую достойно тянуть вы в принципе не в состоянии, не стоит. Чем адекватнее будет ваша самооценка, тем меньше в связи с этим будет количество и тяжесть ваших персональных наказаний по жизни. Другой вопрос в том, что жизнь, как правило, ставит перед каждым из нас задачи по нарастающей степени сложности. Стремясь, тем самым, по возможности, достаточно интенсивно развивать наши истинные достоинства и добродетели.

А чтобы расставить чуть конкретнее хотя бы некоторые акценты в иерархии вечных классических ценностей Вселенной, нужно упомянуть следующий момент: достижение высокой степени личностной зрелости и гармонии у человека возникает лишь через пятьдесят–семьдесят воплощений в человеческом образе, каждое продолжительностью в пятьдесят-семьдесят лет. В то время как, человечество так стремительно количественно растет, что девяносто пять – девяносто девять процентов современных людей имеют, в лучшем случае, всего два–три воплощения. Иначе говоря, серьезный и интенсивный труд, даже за сто лет, приведет к повышению вашего личного уровня гармонии, в лучшем случае, на один процент.

Но, к сожалению, на такой серьезный труд оказывается реально способны только один человек из тысячи. Вот вам и реальная действительность, вот вам и «повод» для самоуверенности и самовлюбленности, завышенной самооценки.
Конечно, никто из нас при рождении не выбирает для себя комплект персональных достоинств и добродетелей в высокой степени развития. Это, с одной стороны. А, с другой, - каждый из нас обязан в своей жизни выполнить миссию хорошего человека.
Вы удивлены тем, что все так просто? А зря, ибо, миссия хорошего человека далеко не так проста и доступна, как этого многим хотелось бы. И как большинство об этом думает. Это серьезный и непрерывный, большой и весьма ответственный труд по контролю более трехсот недостатков в себе, по мощному и принципиальному, осознанному и целенаправленному торможению из развития. А это десятки тысяч осознанных и продуманных поступков, мыслей и чувств, желаний и стремлений, взглядов и представлений. Принципов и убеждений, правил и законов, требующих высокой внутренней дисциплины и организованности (имеет место быть, в лучшем случае, у пяти процентов людей). Это и развитие, сознательное и целенаправленное, более трехсот достоинств и добродетелей. Работы, что называется, непочатый край. А вы говорите о каком–то своем, уже достигнутом совершенстве? Подумайте об этом, как минимум, еще раз в свете новой информации о диалектике человеческого бытия вообще и, в том числе, и вашего личного, в частности.

Не может обычный первоклассник решать задачи за пятый класс, а пятиклассник – задачи за десятый класс. И когда тот или иной обычный первоклассник начинает высказывать претензию на то, что он, якобы такой особенный и потому может решать задачи и за пятый, и за десятый класс, то это выглядит, мягко говоря, глупо и нелепо. А, если это повторяется хотя бы несколько раз, то у окружающих возникает закономерное сомнение в принципиальном психическом здоровье этого самозванца.
Ибо, в ясном рассудке человек не должен озвучивать подобные мысли. Аналогичная ситуация складывается и в плане многих фундаментальных достоинств и добродетелей.
И относительно, так сказать, обучения в школе жизни. Которое, в отличие от школьного, продолжается всю жизнь, И не одну жизнь, а десятки. И которые не всегда имеют воплощение в человеческом образе. И далеко не всегда следуют одна за другой непосредственно. Иногда между этими жизнями может быть достаточно продолжительный интервал времени. Величина которого напрямую связана с тем, насколько серьезно и добросовестно конкретный человек занимается развитием души, которую в него поместили Высшие силы. Большинство же людей, не то что сильно, но даже чуть–чуть об этом не задумывается. А результат в итоге получается вполне соответствующий, точнее весьма символический.

Зачем человеку, закончившему, условно говоря, второй класс жизни, напрашиваться на решение задач даже за шестой класс (не говоря уже о десятом)? Заведомо ясно, что оценка будет плохой. Реально лишь двойка по пятибалльной системе. Но, вот за то, что ты вызвался, но не решил задачу, и делал это многократно, несмотря на отрицательные предшествующие результаты, жизнь человека наказывает.

Добродетельный человек понимает отрицательную суть резонерства и поэтому стремится проявлять в наибольшей степени рассудительность. Резонерство – это склонность к бесцельному рассуждению. Это формальное и крайне поверхностное мышление стереотипного характера и упрощенного типа. Человек, склонный к резонерству, как правило, не имеет должностной компетенции в обсуждаемом вопросе, но при этом желает произвести впечатление очень грамотного и знающего тонкости дела личности. Такой человек лишен способности видеть то или иное явление многогранно и многослойно, глубоко и основательно. Он, например, оперирует лишь двумя-тремя основными категориями из десяти возможных, но изображает, что видит максимально полноценную картину того или иного сложного явления. Посторонний человек, относящийся к стандартному менталитету, после прослушивания «умных» речей резонера, может испытывать не только определенное чувство удовлетворения от получения якобы качественной информации, но временами даже большой восторг и восхищение. И даже более того: со временем формальное (в смысле предельно поверхностное, с опорой на некоторые второстепенные моменты) и доверчивое отношение к поверхностным мыслям резонера может стать основным и единственным стилем восприятия любой внешней информации.

Если же такому «аналитику» встречается действительно умная и сложная информация, то она категорически отвергается, как нечто совершенно странное и непонятное, чуждое ему в принципе. Человеческий ум, привыкший к минимальным нагрузкам, чаще всего, совершенно невозможно быстро и основательно перестроить на качественно новый уровень оперирования понятиями даже средней степени сложности. Не говоря уже о сложных. И даже два-три диплома о высшем образовании ничего в данном положении вещей, к сожалению, изменить не могут. Ибо, для полноценного творческого мышления нужны, в первую очередь, конкретные врожденные задатки. Не говоря уже об интуиции и проницательности. Которые все вместе встречаются достаточно редко.

Резонер и творчески мыслящий добродетельный человек, обладающий реальной рассудительностью, как правило, никогда не находят общий язык. Ибо, они мыслят совершенно в разных смысловых плоскостях и с принципиально различными целями. Для добродетельного важно обретение истины, даже если они и отличается от его первоначального представления о том или ином явлении жизни. А для резонера обретение истины совершенно безразлично. Ему важно эффектно подать свою личность в глазах окружающих. И это стремление, в силу постоянности и длительности проявления, со временем становится своего рода вторым «Я». И даже более того: привыкнув масштабно лгать окружающим, человек начинает, вольно или невольно (это лишь для начала) лгать и самому себе, в системе отношений с самим собой.
Настолько сильно он проникается верой в истинность свой лжи. А это уже большая драма внутреннего мира того или иного конкретного человека. А так как, таких людей очень много, то и драмой всего общества в целом. Ибо, принципиально изменить такого человека уже не может никто и ничто. Даже тяжелая шизофрения или злокачественная онкология. А в отдельных случаях, даже смерть. Хотя ложь самому себе, как постоянное фоновое состояние, означает начало интеллектуального и психологического, морального и духовного умирания человека, как личности. А это автоматически означает то, что человек, кроме всего прочего, мощно и интенсивно разрушает гармонию еще и в окружающем мире.

Трепетность души – это совершенно особенное качество добродетельного человека.
Я ехал в метро, думал о чем-то своем и ждал своей остановки. Когда осталось буквально пару минут, я подошел поближе к двери. Возле нее стояла молодая девушка и что-то читала. После того, как я подошел к двери и оказался рядом с ней, она вдруг подняла голову и посмотрела на меня. Казалось бы: что тут особенного - мало ли кто на меня смотрит в течение дня, и мало ли на кого смотрю я сам, ежедневно и почти ежечасно на улице и в транспорте. Но тут меня поразил даже не сам взгляд, а его выражение. В этих глазах я вдруг увидел поразительную чистоту и трепетность души этой девушки. Словно глубокое, чистое и совершенно прозрачное горное озеро предстало предо мной. И в тоже время, я увидел поразительной силы трепетность ее души. Это было похоже на крылья прекрасной тропической бабочки, легко и беззаботно порхающей в пространстве. Легкость и тонкость, изящность и хрупкость этих крылышек не просто поразили меня - они потрясли.

Это был еще и очаровательный цветок диких джунглей, еще незнакомых с человеческой подлостью и пошлостью, с опьяняющим ароматом, совершенством формы лепестков, богатейшей палитрой красочных оттенков и фантастической бархатистостью каждого изящного лепестка, от прикосновения к которому в душе невольно рождается что-то удивительно прекрасное и неповторимое. Впечатление было столь мощным и глобальным, что, как только мне представилась возможность взять в руки ручку и бумагу, я тут же набросал для себя в тезисном виде некоторые свои мысли и чувства по поводу данного явления, ибо я, как никогда, понимал и почти ощущал его важность и ценность, полезность и редкость.

Людей с обостренной эмоциональной чувствительностью я встречал тысячи, но мало кто производил на меня столь мощное и яркое впечатление. И, быть может, именно поэтому мне и захотелось разобраться в явлении трепетности более основательно и подробно. Истинная трепетность, как правило, является признаком определенной чистоты человеческой души. Толстый слой грязи обычно препятствует проявлению даже задатков душевной трепетности. Истинная трепетность - это проявление определенного уровня гармонии личности. Ибо, в дисгармоничной личности трепетность, если таковая и вложена изначально, то настолько преобразуется, что превращается уже в совершенно иные явления психологии и философии нашего бытия.
Это экзальтированность - склонность впадать в безграничный восторг от восприятия чисто внешних моментов того, что считается особенно престижным и красивым в данном обществе и в данное время его существования. Экзальтированность отличается от трепетности, в частности, тем, что проявляется только на публике, а трепетность - это больше сокровенное чувство, которое, по возможности, стараются не демонстрировать окружающим, часто, даже своим родным и близким, если те не способны адекватно его воспринимать.

В ряде случаев, трепетность превращается в психологическую и физическую внешнюю экстравагантность, когда главной целью является не создание или выражение чего-то интересного или полезного, а лишь стремление поразить ближайших окружающих своим внешним видом (одежда, прическа и т.д.) или своим своеобразным или странным, вызывающим или шокирующим поведением. Главное - это выделиться любой ценой из окружения. А что будет потом - это уже не столь важно.
    
Трепетность души - это дар Божий. Его невозможно искусственно создать, если он от рождения не вложен в душу конкретного человека. Это особый дар человеческой душе, своего рода отметина Высших Сил об избранности человека для особой роли в этой жизни. Вопрос лишь в том, что человек делает с этим качеством: тормозит его, активно развивает и совершенствует или просто безразлично к нему относится. Поэтому, встречая трепетность души в том или ином человеке, мы обязаны должным образом отнестись к ней, не причинить ей вреда, по возможности (хотя бы сиюминутно), помочь человеку сохранить ее и развить дальше.

Трепетность - это особенно утонченное и изящное восприятие прекрасного и возвышенного, гармоничного и красивого в человеке, в природе, в обществе. Наличие трепетности позволяет человеку более ярко и более объемно видеть, слышать, чувствовать окружающий мир, более тонко ощущать мысли и чувства другого человека, настраиваясь ему в резонанс, понимая не только главные моменты, но и второстепенные в том или ином явлении. Это дает возможность более яркому проявлению чувств сопереживания и сострадания, тактичности и деликатности высокого уровня качества, чуткости и предусмотрительности, альтруизма и душевной щедрости. Трепетность дает возможность добродетельному человеку более правильно анализировать мир и самого себя, как многогранное и многослойное явление, противоречивое и неоднозначное, сложное и проблематичное, своеобразное и нестандартное. Трепетность души помогает более тонко и точно понять истинные мотивы, которые двигали кем-либо в том или ином действии и поступке, порой отстраняясь от банальной формальной логики, стереотипного мышления и общепринятых стандартов.

Без трепетности невозможно адекватно относиться к своим и чужим сокровенным мыслям и чувствам, многим явлениям внутренней жизни каждого человека. Конечно, в этом процессе участвует не только трепетность, но без нее этот момент был бы гораздо более проблематичным. Это, как говорится, элемент необходимый, но не достаточный.

Трепетность - это врожденный душевный талант и поэтому, как и всякий другой талант, он мало кому дан. Не говоря уже о том, что большинство людей, либо в силу сложившихся обстоятельств, либо в силу собственной умственной и душевной лени, почти никогда не заботились о развитии и совершенствовании своей трепетности. Собственно, все хорошее в человеке нуждается в дальнейшем развитии. Но есть вещи первостепенные, а есть второстепенные. Для интеллектуала, светского человека, творческой личности трепетность - это одна из самых необходимых составляющих его личности. Человек с трепетной душой более красиво делает свою работу не потому, что ему за это больше платят, а потому, что у него имеется такая естественная потребность души и ума. И если он не будет в полной мере удовлетворять эту потребность, то его душевному и духовному, психическому и физическому здоровью будет нанесен непоправимый ущерб.

Трепетность позволяет донести до других людей многие, даже стандартные, не говоря уже об утонченных и сложных, мысли и чувства. Ораторское искусство, как и любое другое, интенсивно подпитывается трепетностью. Трепетность лежит в основе эстетики мыслей и чувств, причем, это касается, как их формы, так и сути.
Человек, эстетично мыслящий и чувствующий, - это алмаз чистой воды и большого размера, а потому редко встречающийся. Это особая ценность для всего общества и государства, если они, хотя бы отчасти, претендуют на звание цивилизованных и развитых. То, что может сделать один трепетный человек, при всем своем желании и старании, не смогут сделать даже тысячи. Быть может, количественно они и сравняются с трепетным человеком, но качественно - никогда и ни при каких обстоятельствах. Человек, лишенный трепетности, никогда не будет талантливым композитором, художником, поэтом, писателем. Да и в науке трепетность души порой позволяет проникнуть гораздо дальше, чем позволяют чисто логические выкладки самого совершенного характера и величины.

Трепетность – это элемент основы проницательности и интуиции. Проницательность позволяет человеку распознавать лицемерие и фальшь, ложь и обман, почувствовать истинную основу того или иного явления. А это бывает особенно важно при появлении интриг и авантюр, психологических и идеологических, психических и культуральных манипуляций личным или общественным мнением.

Интуиция же дает возможность получать достоверную информацию в больших объемах из предельно малого количества фактов и прочих данных. Без интуиции невозможно возникновение настоящего ученого и исследователя-энтузиаста. Интуиция помогла Циолковскому без особой аппаратуры за несколько лет проникнуть в такие дебри науки, которые были совершенно невозможны не только самым крупным ученым с гигантскими лабораториями, но и всему миру вместе взятому за 100 лет.

Интуиция позволяет врачу ставить правильный диагноз при сложных и противоречивых случаях, когда информации о болезни или очень мало, или ее вообще нет, или она весьма своеобразна и неоднозначна. Работа профессионала-психолога или психиатра, как и психотерапевта, совершенно невозможна без интуиции. Потому что, главную и основную информацию о больном врач получает не от него, а от своего внутреннего "я". И часто получается так, что десятки других врачей (даже кандидаты и доктора медицинских наук!) не могли разобраться в конкретном больном лишь потому, что в них не было развитой интуиции. А не было ее, в первую очередь, в силу отсутствия трепетности. При этом, как бы предполагается наличие достаточного профессионального опыта и общего интеллекта - то есть общей мощной информационной базы. Интуиция повышает например, диагностические и терапевтические способности врача не на 1\10 или 1\20, а в 2-5 раз. Другой момент, что пользоваться интуицией большинство людей, даже имеющих ее, не умеет. Интуицию нужно развивать сознательно и целенаправленно, своевременно чередуя осторожность и энергичность.

Трепетность - это совершенно особое качество в духовном развитии человека. Его наличие позволило некоторым нашим святым достаточно быстро пройти по лестнице духовной эволюции личности и достигнуть истинной святости за относительно короткий период времени (Иоанн Кронштадский, Серафим Вырицкий, Сергей Радонежский, Варсонофий Оптинский и д.р.). В то время как, большинству, лишенному трепетности, даже в 5 раз больший период (при внешне даже более аскетическом образе жизни) не принес никаких существенных сдвигов в их духовном росте.

Трепетность - это как совершенное электронное устройство, которое позволяет человеку настраиваться на многие волны гармонии Вселенной, Высших Сил. Это приемник, не имеющий ограничений ни в диапазонах принимаемых волн, ни в числе конкретных волн в каждом из диапазонов (если рассматривать ситуацию чисто теоретически). И чем более развита трепетность, тем чаще и чище, яснее и отчетливее получается информация от Высших Сил. У человека с большим уровнем психологической и духовной организации внутренней жизни, трепетность позволяет получать информацию высокого качества, достойной быть достоянием всего человечества, а не только самого человека и его ближайшего окружения.

Без сочетания с духовностью человек с трепетностью может получать информацию от достаточно могущественных (хитрых и психологически изощренных, изобретательных и очень умных, настойчивых и целеустремленных, весьма энергичных и неутомимых), но темных сил. Так бывает у тяжело психически больных, которые воспринимают такую информацию, как поступающую от самого Бога. Конечно, им не хочется думать, что они общаются с представителем сатаны того или иного ранга. И поэтому не только верят в истинность и правдивость получаемой информации, но даже выполняют полученные таким образом приказы, какими бы нелепыми и абсурдными, безнравственными и криминальными они не были. Поэтому трепетность - это, так сказать, опасное оружие в неумелых руках, это большая опасность для разума и психики человека, не стремящегося максимально повысить свой духовный уровень и повысить уровень гармонии своей личности.

Без трепетности невозможно полноценное восприятие Божественной благодати. Человек, лишенный трепетности, будет лишь очень редко ощущать некоторые весьма кратковременные всплески этого удивительного чувства и ему будет совершено невдомек, что это лишь микроскопические крупицы от того, что ощущают люди с развитой и усовершенствованной трепетностью души. Но, на основе своего ограниченного ощущения, он будет судить об этом чувстве в целом, что невольно породит массу различного рода недоразумений и даже проблем.

Трепетность - это проявление естественности и искренности, оно требует к себе, как элемент внутренней и сокровенной жизни, очень внимательного и бережного отношения и со стороны самого человека. Потому что, трепетность только предполагает развитие многих важных и ценных качеств в человеке, но не является полной гарантией этого процесса.

Трепетность эффективна и полезна лишь в той степени, в какой имеет место общая гармония личности. Поэтому, основная забота должна быть о повышении именно общей гармонии, причем, не иногда и в кое в чем, а постоянно и в наибольшем числе аспектов. Иначе говоря, нельзя пренебрегать никакой возможностью стать еще лучше.

Этот момент актуален еще и в связи с тем, что полноценных возможностей заниматься своей личностью специально жизнь нам предоставляет предельно мало, если не сказать, что почти никогда. Чаще всего, дело ограничивается лишь какими-то минутными порывами и импульсами, которые резко затухают от примитивной прозы жизни, быта, в который мы все погружены. Многие святые старцы считают, что серьезная и длительная работа над собой, особенно с учетом духовных аспектов - это не просто важное и полезное дело - это душевный подвиг, требующий от человека большого количества душевных и умственных сил. Откладывание на завтра того, что можно сделать сегодня - это не самая лучшая затея и в этом моменте, ибо, не только расхолаживает самого человека, но и создает дополнительные препятствия на пути стабильности и эффективности процессов эволюции личности.

Если сам человек не понимает важности и ценности трепетности для его личности и жизни, то это качество может необратимо затухать и деформироваться, вызывая, своего рода рикошетом, деформацию почти всей структуры личности, что потом маловероятно исправить. Трепетность - это свойство человека, с помощью которого он получает возможность доносить до других людей наиболее совершенные мысли и чувства, как пришедшие извне, так и рожденные внутри него. На самом деле, это деление предельно условно, потому, что мы только думаем, что имеем свои собственные мысли и чувства, а в действительности, люди - это всего лишь своего рода электрические приборы, через которые более могущественные силы пропускают электрический ток. Наша задача состоит в том, чтобы быть готовыми пропустить через себя, свой ум и душу этот ток. Если наш приемник будет покрыт толстым слоем пыли и грязи, то качество его работы будет минимальным: многие диапазоны и конкретные волны, несущие важную и ценную информацию, будут для нас недоступны (что собственно, мы и наблюдаем применительно к большинству людей).

Если трепетность придавлена житейскими неблагоприятными обстоятельствами или нашей собственной ленью и неорганизованностью, то восприятие прекрасного будет происходить (если еще будет!) с большими искажениями, в значительной степени упрощенно и приземленно. В итоге получится так, что наша душа в значительной степени утратит способность к восприятию прекрасного (в классическом понимании этого процесса) и от этого наша внешняя и внутренняя жизнь станет гораздо более бедной, если не сказать, что убогой. Любые истинные и глобальные творческие процессы станут нам недоступны, а то, что будет иметь место, будет, по большому счету, пародией на истинное творчество. И будет иметь соответствующую оценку в глазах истинных ценителей прекрасного и совершенного, гармоничного и вечного. Одним из главных залогов самого существования добродетельной творческой личности является факт наличия трепетности души. Многие таланты так и остались в зачаточном состоянии лишь потому, что кто-то или что-то не позволили им развить и укрепить их чувство трепетности.

Сохранение в себе трепетности - это повышение вероятности существования нашей жизни в гармонии со всей Вселенной, когда нам предназначено совершенно особое, более сложное и более важное, более трудное и более ценное предназначение, задача нашей жизни и ее цель по сравнению с большинством других людей. Это похоже на то, как от высококвалифицированного специалиста обычно ждут гораздо больше продукции и более высокого качества, чем от просто разнорабочего, каким бы он трудолюбивым и добросовестным не был. И если инженер, зная, что он может делать очень сложную работу, недоступную для многих других людей, ее не делает, а сознательно выполняет функции разнорабочего, то ни уважения, ни симпатии такое поведение у окружающих вызвать не может. Скорее, наоборот. Другой вопрос, что бывают экстраординарные обстоятельства, когда такая работа является необходимой в определенный период времени. Необходимой для общества, а не для минутной прихоти инженера. Длительное невыполнение профессиональных обязанностей приводит к значительному снижению квалификации, утрате профессиональной интуиции и проницательности, если таковые имели место быть.

Трепетность - это своего рода аванс Высших Сил, который необходимо, как и всякий другой талант, отрабатывать пожизненно, правильно и адекватно расставляя акценты в самом себе и своей жизни, в соответствии с этим особым предназначением. Ибо, ничто нам просто так от природы не дается. Все имеет свою специфическую и определенную цель. И если мы не понимаем этого или не хотим понимать, то Жизнь нас будет весьма жестоко и часто наказывать, пока мы не образумимся и не встанем на путь истинный.

Таланты даются людям, чтобы с их помощью талантливый человек делал мир вокруг себя более красивым и гармоничным, более правильным и совершенным. И если уж такая задача нам была поставлена от рождения, то, как бы мы не пытались от нее отвертеться и освободиться, у нас из этого ничего не получится. В лучшем случае, мы не станем счастливыми людьми (даже если будем иметь много денег и власти), а в худшем - станем очень несчастными. И каждое новое испытание, каждая новая проблема и препятствие на нашем ложном пути будет все больше и труднее, неприятнее и драматичнее.

Наличие трепетности в сочетании с организованностью внутренней жизни человека обычно означает факт наличия душевного здоровья. Правда, тут имеется масса скрытых подводных камней, о которые нередко разбиваются даже весьма крепкие корабли. Многие люди, как правило, начинают по своему личному усмотрению моделировать свою личность, исходя из требований их непосредственного окружения, а также обычаев и нравов своего времени, не учитывая вечные и универсальные законы Жизни. Так и получилось, что из нескольких десятков знакомых мне весьма одаренных людей практически никто не только не реализовал свои выдающиеся способности и таланты, но даже не смог вести образ жизни обычного человека. Почти все они стали очень несчастными людьми, предельно недовольными своей судьбой и миром. Иначе говоря, им не удалось задержаться на нулевой отметке - они опустились значительно ниже нуля, с точки зрения духовной и нравственной. И сделали несчастными еще ряд людей, гораздо более добродетельных, чем они сами.
Невольно возникает сильнейшее чувство досады от наблюдения таких драматичных примеров пренебрежения вечными законами жизни. Я уже не говорю о тех, кого Жизнь просто-напросто отправила в мир иной, как неисправимых отчепенцев и самозванцев, упорно и настойчиво стремящихся к еще большему и большему нравственному уродству, творя бесконечное нравственное и духовное, физическое и психологическое зло…
Многие культивируют в себе трепетность, как таковую, без должной огранки психологического и духовного характера. И, чаще всего, это чревато страшными последствиями.

Я много лет напряженно размышлял над тем, почему из многих десятков очень талантливых людей в памяти народа остались лишь единицы. И понял, что разгадка скрывалась в их духовном фундаменте. Если он был, то все обстояло более или менее благополучно. А вот, если его не было, то их произведения так и оставались предметом исследования узкого круга специалистов-профессионалов. И это - в лучшем случае.

Наличие трепетности накладывает особую ответственность на человека. Потому что, с одной стороны, трепетность позволяет в значительной степени расширять возможности человека интеллектуального и психологического плана, а с другой стороны, - является своего рода благоприятной почвой для самых тяжелых психических заболеваний. Проявление небрежности или сумасбродной самодеятельности по отношению как к трепетной личности вообще, так и к самой трепетности, в частности чревато весьма драматичными осложнениями.

Тригонометрические задачи невозможно решать с помощью арифметики. Степень сложности задачи обуславливает и уровень сложности применяемых способов ее решения.

Многие люди, имеющие задатки трепетности, считают, что уже один лишь факт наличия у них этого свойства натуры дает им достаточно оснований для безграничной любви к себе и особому уважению. Это опасное заблуждение. Потому что, вместо осторожности и повышенной внимательности, такие люди начинают делать массу глупостей, вольно или невольно, впадая в самоуверенность и самовлюбленность, амбициозность и чванливость. И вместо того, чтобы максимально плодотворно служить на благо людям, они начинают ублажать свое "я", при этом нередко унижая и оскорбляя, обижая и притесняя не менее добродетельных людей, но лишенных трепетности. А со временем они начинают пренебрежительно относиться даже к тем, кто имеет более развитую и более совершенную трепетность. Теперь уже из чувства зависти к чужим успехам и достижениям, к чужой гармонии личности и души. Никакого творчества у них нет и почти не предполагается, но поведение похоже на непризнанных гениев, которых никто не может оценить по достоинству. Они постоянно ждут и почти требуют особенно внимательного и чуткого к себе отношения, не считая нужным проявлять такое отношение к другим людям.

Обычно из таких мнимых гениев получаются отменные авантюристы и интриганы, прохвосты и подлецы. Ибо, признать свое итоговое ничтожество им не позволяет обостренное самолюбие, сами же расти они не хотят, а потом и не могут. И поэтому стараются сравняться с другими действительно талантливыми людьми лишь с помощью интриг, всячески унижающих человеческое и личностное достоинство последних. "Не могу вырасти до гения, так я его принижу до себя" - вот девиз таких людей. И на это они тратят почти все свои умственные и физические, душевные силы, а порой и всю жизнь.

Такое поведение идет от духовной невежественности. Безответственное отношение к собственной трепетности - это первое преступление человека перед Высшими Силами. Агрессивное или безразличное отношение к чужой трепетности - это второе преступление. И за второе, так как оно совершается сознательно, наказание предусмотрено еще более строгое и тяжелое. Небрежное отношение к воле Высших Сил никому и никогда не прощалось и не будет прощаться. За все зло, совершенное человеком, обязательно наступает наказание. И если не самого человека, то его детей или других родных. Все, что мы должны были, но вовремя не отдали другим людям, мы все равно вынуждены будем отдать, но в удвоенном или утроенном количестве и в не самое удобное для нас время. Все, что есть хорошего в том или ином человеке - это воля Высших Сил. И адекватным отношением к этой воле может быть только почтительное и уважительное.

Для тех, кто считает себя хотя бы отчасти воцерковленным человеком, выражаясь мирским или житейским языком, серьезно верующим, можно сказать, что уважительное отношение к трепетности души другого человека - есть выполнение основных заповедей Божиих. Иначе говоря, такое отношение хорошо и правильно не только с точки зрения житейских законов и правил, но и с позиций духовности, вечных и универсальных законов нашего бытия. Учитывая строгость и беспристрастность оценки наших мыслей и чувств, слов и поступков Высшими Силами, можно посоветовать быть, по возможности, осторожными в общении с другими людьми. В конечном счете, лучше быть хотя бы чуточку более доброжелательным, чем это требуется с формальной точки зрения, нежели допустить даже однократный проступок с духовной точки зрения (всплеск отрицательных эмоций или некорректное высказывание неприятных для другого человека мыслей).

Трепетность души отдельного человека - это не просто положительное качество или даже достоинство с точки зрения абстрактной этики или добродетельности, - это особенная ценность общественного и даже государственного характера. И поэтому в интересах и общества, и государства сохранить и развить это свойство в конкретном человеке и поставить его на службу и обществу, и государству. Ибо, чем выше культура или наука в государстве, тем выше его международный авторитет. Гармонично развитая трепетность, даже всего лишь одного человека, может способствовать мощнейшей гармонизации тысяч и миллионов других людей и в других государствах и странах. Вспомним Серафима Саровского или Сергия Радонежского, Николая Чудотворца или Пантелеимона и других святых. Их жизнь, их пример помог стать лучше десяткам миллионов человек в России и за ее пределами. А чем больше духовно богатых людей в обществе, тем больше шансов на успешное и стабильное развитие этого общества. И наоборот.

Трепетность не означает эмоциональной неуравновешенности и бесконтрольности. Это повышенная эмоциональная чувствительность, которая в значительной степени облагорожена интеллектом и духовным началом. Поэтому, в большинстве случаев, трепетность не только не исключает, но и предполагает наличие у человека сознательного и развитого чувства меры, когда степень эмоциональной реакции (не только внешней, но и внутренней!) регулируется, исходя из степени целесообразности применительно к конкретной ситуации. Вокруг нас постоянно происходят тысячи драм и трагедий. Если все их принимать близко к сердцу, то просто-напросто никакой нервной системы не хватит. Результатом такого отношения будут достаточно серьезные и тяжелые психические заболевания, да и физические болезни не останутся в стороне.

Регулирование проявления трепетности - это процесс сложный, многогранный, требующий значительной изящности и логического и психологического характера. В ситуациях грубых и примитивных проявление трепетности может выглядеть не только не совсем логично, но даже и нелепо. В ряде случаев, целесообразно вообще никак не реагировать на некоторые ситуации, не говоря уже о трепетности. Трепетность не может служить интересам только ее обладателя или его близких, она предназначена гораздо более широкому кругу людей. Особенно необходима трепетность в ситуациях щепетильных и утонченных, требующих особой тактичности и деликатности, психологической гибкости и дипломатичности, нравственной и духовной гармонии и эстетики.

Обладателю трепетной души не стоит ожидать, что другие люди будут по достоинству оценивать это его свойство. Даже со стороны тех, кто обладает похожим качеством, в большинстве случаев, ждать адекватности внешнего плана не стоит. Потому что, подобное поведение требует от человека душевной щедрости и альтруизма, искренности и естественности, определенной культуры поведения и мировоззренческих принципов. Что не всегда встречается в одном человеке сразу. Конечно, хорошо и даже замечательно, когда есть кто-то, кто способен оценить вашу трепетность в должной мере. Можно сказать даже больше: если вы нашли такого человека, то берегите его и цените, потому что, такого рода подарки жизнь нам делает не часто. И если вы потеряете такого человека, то следующая встреча может произойти, в лучшем случае, лишь спустя много лет.

Способность даже на 20-30 процентов ощущать и понимать вашу трепетность - это уже повод для предельно бережного и осторожного отношения к этому человеку. А если этот человек еще и сам желает анализировать ваши некоторые процессы, связанные с трепетностью или проходящие при ее непосредственном участии, то такого человека нужно считать буквально на вес золота. Потеря такого человека, чаще всего, невосполнима. Это возможность получить понимание высокого уровня самых сложных и сокровенных явлений нашей внешней и внутренней жизни. Это как выигрыш автомобиля по лотерее.

Человек, сознательно развивающий в себе трепетность - это не обязательно чисто внешне красивый человек, но, как правило, личность с высоким уровнем обаяния, очаровывающая всех вокруг, помимо их воли и желания. Это душа приличной компании, часто яркий и достойный пример для подражания. Лишенный же духовной подоплеки человек использует свою трепетность для поиска слабых мест в личности других людей для нанесения коварных ударов, уменьшающих их благополучие и уровень душевного комфорта. Это большое искушение стать садистом. Человек, сознательно ставший на путь психологического или физического унижения достоинства другого человека, попадает по власть злого духа жестокости и потом становится рабом этого злого духа, рабом пожизненным. И чем больше творит зла такой человек, тем в большей степени он превращается в раба. И так до бесконечности, пока Высшие Силы не прервут полет этой агрессивной крысы с крыльями. И в этом смысле трепетность может служить темным силам.

Самые злокачественные интриганы и авантюристы - это, как правило, прекрасные житейские психологи, которые за счет своей трепетности тонко и чутко чувствуют ситуацию и окружающих людей. Они, правда, об этом никому не сообщают, кроме, быть может, своих партнеров по интригам и главных единомышленников. Трепетность души позволяет им манипулировать окружающими, изображать в яркой внешней форме благородство и порядочность, вводя в заблуждение и гораздо более умных и приличных людей. И уже их руками творя самое большое и самое страшное зло, оставаясь чисто внешне, вроде бы, в стороне от происходящих неприятных событий.
Они могут даже изобразить показную жалость к своим жертвам и демонстративно изображать что-то вроде интенсивной и напряженной борьбы за интересы этих жертв, на самом деле, делая прямо противоположное. Завидовать им не стоит, потому что, за каждую подлость они будут наказаны и весьма строго. Но не обязательно уже завтра. Это, кстати говоря, будет одним из их личных внутренних аргументов, оправдывающих их в собственных глазах и дающих им своего рода разрешение на совершение дальнейших подлостей и гадостей. Опасная и вредная иллюзия.
Не зря же мудрецы всех времен и народов постоянно твердили своим ученикам: "спешите делать добро".

Почему нужна трепетность? Потому что без нее невозможно построить полноценные и перспективные отношения, потому что, нужно, по возможности, чаще и интенсивнее чувствовать состояние другого человека, чтобы быть адекватным своими мыслями и чувствами ему. Если мы, например, не заметим некоторой грустинки в глазах собеседника, то будем рассказывать ему о некоторых наших радостях. И это будет вызывать у него дополнительные отрицательные эмоции. И о нас он будет думать, как о нечутких и грубых людях. И наоборот, видя радостную искорку в глазах другого человека, мы можем поинтересоваться причиной его радости, чем доставим ему дополнительную радость от того, что он не безразличен кому-то в этом мире.
Нормальные супружеские отношения невозможны без трепетности, производящей чуткость и особую внимательность, психологическую гибкость и изящность. Вовремя задать вопрос в нужной интонации и форме - это дело далеко не такое простое, как может показаться многим непосвященным. Достаточно сказать, что невнимательность, вызванная погруженностью в бытовые мелочи, создала миллионы драм и трагедий, вплоть до неврозов и депрессий, разводов и самоубийств и других "замечательных" явлений нашей непростой и напряженной жизни.

Трепетность души дает возможность держать руку на пульсе психологической обстановки в семье и на производстве, в отношениях со знакомыми, друзьями, родными и всеми остальными. Проницательность, основанная на трепетности, позволяет быстро и легко выделять людей, с которыми общение нежелательно в принципе, в силу их относительной добродетельности (эгоистичности, легкомысленности, стервозности, сумасбродства, потребительскими тенденциями, авантюристичности и интриганства, бестактности и бесцеремонности и т.д. и т.п.).

Любовь между мужчиной и женщиной без трепетности - это прозаическое чувство, близкое к чисто физическому стремлению продолжать род человеческий. Понять то, что желает ваш ближний, особенно дорогой для вас человек и сделать ему что-то приятное - это одна сторона медали. А вторая - это понять, точнее сказать, почувствовать то, что ему не нравится и стараться этого не делать - вот лишь некоторые элементы искусства общения с большой буквы. И тут на помощь может прийти наблюдение, осторожное и ненавязчивое, постоянное и внимательное: мимолетный жест или выражение лица, оттенок в интонации речи, стилистическая особенность формулирования той или иной мысли, косвенный и частичный комментарий по поводу событий, далеких от сиюминутной сцены, высказывание симпатий и антипатий в адрес других людей на основе их практических поступков в реальной жизни или в кино, литературе, спектакле и т.д. Конечно, все это можно использовать и во зло ближнему.

Если мировоззрение человека - это редкие островки духовных истин, а во главе угла стоит банальный эгоизм, то трепетность будет средством развития этого эгоизма до самых изощренных и извращенных форм. Но, "если бы люди знали, что их зло, каким бы оно умным и хитрым не было, разрушает, в первую очередь, их самих, то они бы не творили так много зла". С этой мудростью древних нельзя не согласиться. Конечно, кто-то может возразить мне, что, мол, эти теоретические принципы не для нас. Но в том-то и дело, что пишутся эти строки, исходя не из теории, а из чисто практических наблюдений многих тысяч случаев, когда кто-то хотел заново открыть Америку или изобрести велосипед, создать новую культуру или нравственность в отдельно взятой стране или квартире.

Трепетность души - это один из необходимых моментов в познании Бога. Чем более тонко и изящно устроена конкретная человеческая душа, тем больше у нее шансов почувствовать истинную, а не показную радость от прикосновения к вещам духовного характера. Трепетность позволяет человеку психологически и умственно более правильно настроиться перед приложением к мощам святого, перед целованием иконы или креста, исповедью и причастием, да и любым церковным таинством, будь то крещение или венчание.

При чтении духовной литературы, особенно Нового Завета, трепетность - это помощник в переводе церковных выражений на мирской лад, без утраты основного смысла. Восприятие духовных истин лишь холодным умом, как бы значителен и совершенен он не был, это процесс, в большей степени формальный, а потому преимущественно бессмысленный. Ибо то, что оставляет душу человеческую равнодушной, не может принести ей истинной пользы.

Да и чтение классической художественной литературы без участия трепетности души - это пустая трата времени. Ибо, только сопереживая героям того или иного произведения, мы можем прийти к тем или иным психологическим или философским выводам, способным обогатить нашу личность, сделать ее еще чуточку совершеннее и гармоничнее.

Не только сама трепетность души нуждается в постоянном контроле и коррекции, но и вся внутренняя жизнь человека. Если человек, обладающий задатками трепетности, не научился контролировать свои мысли и чувства (не только в их внешнем проявлении, но и наедине с собой), то трепетность может выступить в роли естественного катализатора некоторых психических процессов хаотичного и негативного характера, приводя, тем самым, к значительной разбалансировке и дестабилизации, декомпенсации и дезадаптации многих внутренних процессов психологического и психического характера.

Трепетность позволяет человеку правильно чувствовать и понимать скрытый подтекст слов другого человека. Причем, как эмоционального, так и логического характера. И это позволяет не только более удачно построить ту или иную конкретную беседу с человеком, но и заложить некоторые кирпичики в фундамент ваших прочных перспективных (и что самое главное!) достаточно полноценных отношений.

Обнаружение трепетности в другом человеке предполагает и наличие определенных талантов или способностей. А это уже достаточно веский повод для более внимательного и более доброжелательного отношения к любому человеку, как бы просто и непритязательно он не выглядел для нас, на первый взгляд. Тут, пожалуй, уместно вспомнить и о том, что большинство людей отличается предельно стереотипным мышлением. Например, в человеке, одетом по светской моде, они скорее признают интеллигента, чем в том, у кого одежда отличается большей простотой и меньшей изысканностью. А то, что в некоторых людях с 8 классами образования может быть истинной интеллигентности в 2-3 раза больше, чем у обладателя двух дипломов о высшем образовании, им и в голову не приходит. Если не сказать больше, что подобное явление ими категорически отрицается, как невозможное, даже чисто теоретически. "Этого не может быть, потому что быть не может" - вот и весь ход их замечательной и неопровержимой логики.

Все красивое и прекрасное в этом мире, созданное человечеством, сделано людьми с трепетной душой. О сотнях миллионов людей, достаточно хороших и неглупых, но лишенных трепетности, будут вспоминать, в лучшем случае, их дети и внуки. А пройдет еще несколько поколений и в их роду о них память будет утрачена почти навсегда. А вот о людях с трепетностью таланта, реализованного хотя бы в средней степени, будут вспоминать потомки многих последующих поколений. Так что, задача родителей и общества - сохранить и укрепить, развить трепетность души того или иного человека, дабы усилить Силы Добра на Земле и своими постоянными и многочисленными, сознательными и бескорыстными добрыми делами заслужить расположение Высших Сил. В результате чего, обрести еще один момент для надежды на счастье и благополучие, на более лояльное отношение к себе со стороны Судьбы и Провидения. Собственно, доброжелательными мы должны быть всегда и со всеми, не зависимо от конкретной ситуации и нашего отношения к тому или иному конкретному человеку. Зло никогда не победить злом. Это не только теоретическая истина, она подтверждена десятилетиями практической жизни и наблюдениями автора этих строк, как и сотнями фундаментальных трудов классиков философии и психологии.
Человеку с врожденной трепетностью души необходима постоянная и особенно серьезная забота о своем душевном здоровье, своего рода психогигиена и психопрофилактика. Эти моменты, в принципе, нужны всем, но трепетной душе они просто-напросто жизненно необходимы, как залог принципиального психического (да и физического) здоровья.

Трепетность - это сокровенное свойство человеческой души. Поэтому желательно, чтобы к нему имело доступ как можно меньше людей. В противном случае, многочисленные доброжелатели так преобразят вашу душу по своему усмотрению, что от ее первичной гармонии не останется и следа. Только разруха и хаос будет напоминать о том, что здесь когда-то был цветущий сад. Но, в то же время, это не означает, что надо закрыться железным барьером даже от тех, кто не только желает вам добра, но и действительно умеет его делать с учетом сложности и своеобразия конкретной личности.

На развитие трепетности в значительной степени влияет образ и стиль жизни человека: то, что он читает и сколько, что он слушает и смотрит, с кем и как общается. Если воспринимаемая зрительная и слуховая информация не имеет особого смысла и по степени своей тонкости и изящности оставляет желать лучшего, то можно с достаточно большой степенью вероятности предположить, что трепетность у такого человека будет засыхать на корню (как и многие другие редкие таланты и способности, достоинства и добродетели) со всеми вытекающими из этого последствиями отрицательного характера непосредственного и отдаленного типа.


Рецензии