Княжна Марина Петровна Романова. Святая простота

Имя княжны императорской крови Марины Петровны Романовой (1892-1981) мало кому известно, оно теряется в тени её известных родственников из русского царского дома, но судьба этой талантливой и скромной женщины может заслуживать отдельного внимания.
Марина Петровна родилась в Ницце в 1892 году, где временно жили её родители из-за заболевания туберкулёзом её отца, великого князя Петра Николаевича. Марина была правнучкой императора Николая I и приходилась кузиной, троюродной сестрой, императору Николаю II. Согласно табелю о рангах, Марина Романова от рождения имела титул княжны императорской крови, этот титул был введён в 1885 г. императором Александром III c целью ограничения круга лиц, носящих титул ,,Великий Князь” и ,,Великая Княгиня”. Дом Романовых был очень многочисленной и плодовитой семьёй и к 1880-м годам насчитывал более 100 персон с этим титулом. На содержание внуков и правнуков русских императоров, их жён, сестёр и братьев, дядей и племянниц полагались очень щедрые выплаты и широкий ряд привилегий. Статус же князей императорской крови имел более узкий круг привилегий и более скромную сумму денежного содержания.  Этими обстоятельствами для своей дочери была очень недовольна мать Марины, великая княгиня Милица Николаевна, принцесса Черногорская. Брак Петра и Милицы, родителей Марины, был династическим, основанным на государственных интересах, а не на чувствах. Россия была очень заинтересована в укреплении своих позиций на Балканах и имела очень тесные связи с Черногорией, короля этой страны Никола I Негоша Александр III считал своим личным преданным другом. Шесть дочерей черногорского короля учились в Смольном институте в Санкт-Петербурге: Елена позже стала супругой итальянского короля, Анна женой немецкого герцога, Зорка вернулась в Черногорию, а Мария стала жертвой сурового петербуржского климата и умерла от скоротечной чахотки в возрасте 16 лет. Было решено, что Милица и Стана останутся в России и станут жёнами великих князей. Пётр Николаевич принял очень настойчивый совет своего двоюродного брата Александра III и женился на Милице Черногорской. Несмотря на не очень романтические обстоятельства брака, он был крепким и продлился 42 года, до смерти Петра Николаевича, у супругов родилось четверо детей.
 Вернувшись с семьёй в Россию, великий князь Пётр Николаевич купил участок земли в Крыму недалеко от Ялты и занялся постройкой дворца, получившего название Дюльбер. Пётр Николаевич был по образованию военным инженером и строил фортификационные сооружения, сам о был человеком творчески очень одарённым, как художник участвовал в выставках, собственно говоря, искусство было его главным интересом в жизни, всё остальное было второстепенно. Пётр Николаевич создал эскизы будущего дворца и точно знал, как он должен выглядеть, он пригласил к работе ялтинского архитектора Н.П. Краснова. В 1897 году по проекту Краснова был построен Дюльбер, просторный белый дворец в восточном (мавританском) стиле, который прекрасно вписался в крымский ландшафт и местный колорит.
Так детство Марины проходило между огромным дворцом в Знаменке возле Петергофа и сказочным Дюльбером в Крыму. От своих родителей Марина переняла нелюбовь к суете больших городов, её семья лишь короткими отрезками времени, по мере необходимости, жила в арендованном особняке на Английской набережной в Петербурге. Марина росла общительной и доброй девушкой, с ярко выраженной склонностью творчеству, с детства она была очень религиозна. Она была немного белой вороной и была равнодушна к обычным интересам своих сверстниц из высшего общества, главными её привязанностями были природа и творчество, с детских лет марину интересовали и новинки технического прогресса. Марина всегда была в прекрасных и сердечных отношениях с отцом, хотя Пётр Николаевич, всецело поглощённый своей живописью, не мог уделять достаточно времени дочери. Отношения же Марины с матерью были напряжёнными. Милица и её младшая сестра Стана (великая княгиня Анастасия Николаевна) были особами очень темпераментными и постоянно находились в состоянии мистического экстаза. Они приближали к себе различных знахарей и шарлатанов, проводили дни во всевозможных обрядах, а ночи в спиритических сеансах. Черногорки окутали своим настойчивым покровительством молодую царицу Александру Фёдоровну, за что их невзлюбили при дворе. Легко внушаемая и, как ей казалось, обделённая вниманием, Александра Фёдоровна полностью находилась под властью черногорских принцесс. Проводимые ими древние балканские обряды с целью рождению наследника престола, вызвали у царицы ложную беременность. Феликс Юсупов упоминает в своих мемуарах о том, что иногда Милица после определённых заклинаний считала себя невидимой для окружающих.
Именно Милица и Стана представили Александре Фёдоровне Григория Распутина, с которым познакомились во время паломничества в Палестину, сыграв тем самым злую роль в русской истории. Считается, что таким образом сёстры хотели через Распутина усилить своё влияние на царицу. Однако эффект был обратным: царица полностью попала под влияние Распутина и дружба с принцессами отошла на дальний план. Разгневанные черногорки стали распространять злые слухи о царице и Распутине, за что они впали в немилость при дворе. Отныне императорская чета оказывала им лишь ледяной приём и за глаза именовала их не иначе как ,,чёрными женщинами”.
Всё это очень огорчало Марину, её дружба с царскими дочерями практически сошла на нет, Марина мучалась вопросом была ли она тоже ,,чёрной женщиной”. Вообще Марина и её отец побаивались Милицы и их тяготил окружавший негатив. Не было у Марины и близких отношений с братом Романом, тот рос типичным представителем золотой молодёжи, не имея никаких устремлений кроме удовольствий. Хорошие отношения Марина имела со своей младшей сестрой Надеждой. В 1898 г. Милица родила в Дюльбере девочек-близнецов, Надежду и Софию, через некоторое время София умерла. По каким-то причинам Марина всю жизнь считала мать виновной в смерти младенца.
Самой близкой подругой Марины была Мария Сталь (все звали её Мушей), с которой они вместе выросли и дружили долгие годы и после России. Отец Муши, генерал барон Алексей Иванович Сталь фон Гольштейн (Хольштайн) состоял при Петре Николаевиче адъютантом и управляющим двора, фрейлиной Милицы служила Анна Пушкина, внучка великого поэта. Всю свою нерастраченную любовь к матери Марина перенесла на свою няню Надежду Писаревскую, простую сибирскую крестьянку, которую все звали Нюсси. Марина буквально боготворила няньку, и Писаревская до конца своих дней оставалась рядом с княжной.
Марина делала успехи в изучении живописи и брала уроки у нескольких известных преподавателей и художников, в том числе и у Ильи Репина. В Ялте Марина Петровна брала уроки живописи у Льва Николаевича Шаповалова, архитектора Белой дачи А.П. Чехова. Особой любовью Марины был фольклор крымских татар, она собирала и записывала старые легенды и обладала внушительной коллекцией крымскотатарских костюмов, предметов утвари и вышивки. Главной целью Марины было достичь свободы и избавится от сковывавших условностей её статуса и от деспотичного контроля матери, Милица тем временем уже подыскивала для Марины подходящего жениха в королевских домах Европы. Марина же не представляла для себя возможного брака по расчёту, брак вообще не входил в её планы. Не имея эффектных внешних данных, Марина понимала, что встретить любимого человека будем для неё делом непростым. 
Относительную свободу Марина получила с началом Первой мировой войны в 1914 г., она закончила курсы сестёр милосердия и поступила на службу в госпиталь при Покровском монастыре в Киеве, где она с усердием исполняла свои обязанности. В этом монастыре 20 лет своей жизни провела как монахиня Анастасия бабушка Марины по отцу, великая княгиня Александра Петровна, для религиозной Марины бабушка обладала ореолом святости. Позже Марина Петровна работала в госпитале в Тифлисе, а затем в военном госпитале в турецком городе Трапезунд, оккупированном русскими войсками в 1916 г. Несмотря на ужасы войны, тягости и лишения, Марина была довольна своей жизнью и ощущала себя востребованной и полезной для людей.
Грянувшая как гром среди ясного неба революция коренным образом меняет обстановку, Марина Петровна возвращается в Тифлис, а оттуда переезжает в ещё спокойный Крым. На Южном берегу в своих имениях, в Дюльбере, Хараксе, Ай-Тодоре, Чаире собирается большая часть семьи Романовых. Марина живёт с семьёй в Дюльбере, положение Романовых ещё достаточно благополучно. 25 апреля 1917 года в имении Харакс состоялась скромная свадьба младшей сестры Марины Надежды с князем Николаем Орловым, она станет последним светским мероприятием дома Романовых в России. На фотографиях того днях мы видим Марину в форме сестры милосердия и со счастливой улыбкой, Марина переживает первое романтическое увлечение. Она проводит несколько дней в кампании офицера Николая Волконского, который приехал с фронта чтобы быть шафером князя Орлова на свадьбе. Стихи, прогулки под луной, свидания на пристани, чистая романтика, до страсти дело не дошло. Через несколько дней князь Волконский возвращается на фронт, влюблённые не договариваются о новой встрече, всё слишком зыбко.
В 1918 году большевики занимают Крым, положение Романовых сильно ухудшается, их всех собирают в Дюльбере, где содержат под арестом, угроза расправы над ними висит в воздухе. В переполненном Дюльбере царят тоска и страх, когда Марина Петровна собирает молодых Романовых и их друзей для постановки любительских спектаклей, это помогает им отвлечься от тревожных мыслей.
Неожиданное спасение приходит от вчерашних врагов: после подписания Лениным позорного Брест-Литовского мира, Крым оккупируют немецкие войска, Романовы спасены и освобождены из-под ареста. Немцев вытесняют войска Антанты, затем в Крым приходят войска Деникина, так проходят два с половиной года. В апреле 1919 года войска большевиков вновь стремительно продвигаются вглубь Крыма, и волна беженцев устремляется на Кавказ и в Турцию. Покидают Крым и Романовы, они эвакуируются на английском военном корабле ,,Мальборо”. Известен случай во время плавания на ,,Мальборо” хорошо характеризующий Марину Петровну: так как корабль был переполнен, кают не хватало и многие из пассажиров расположились прямо на палубе, Марина и её няня Нюсси получили крохотную каюту с одной узкой кроватью и два матраса. Делая обход корабля, офицер команды обнаружил что в каюте княжны на кровати с двумя матрасами спит пожилая няня, а княжна спит прямо на железном полу каюты, Марина объяснила это тем, что у няни болит спина и она нуждается в большем комфорте. При бегстве Марина взяла с собой лишь коллекцию крымскотатарских костюмов.
Сразу по прибытию во Францию Милица очень выгодно продала шесть длинных ниток натурального жемчуга, вырученных денег хватило на покупку комфортабельной виллы ,,Донателло” в Антибе на Лазурном берегу, весь верхний этаж виллы Пётр Николаевич занял под своё ателье. Вскоре все рынки Европы и Америки оказались переполнены изысканнейшими ювелирными украшениями беглой русской аристократии, и цена на эти предметы роскоши стала падать, появившийся искусственный жемчуг обесценил жемчуг натуральный, который вышел из моды. Марина не захотела жить с родителями, ей была дорога свобода, она переехала в Париж, где поселилась в семье графа Тышкевича, графиня Елена Тышкевич была её двоюродной сестрой. Вместе с няней Нюсси, Марина занимала небольшую комнату с двумя кроватями, там же была и мастерская княжны.
Марина Петровна пыталась зарабатывать на жизнь самостоятельно, рисовала картины и иконы и брала заказы на портреты. Но прожить живописью было нельзя: заказы на портреты брали лишь друзья и по ,,дружеским” ценам, картины Марины не пользовались спросом, иногда их тайно покупал её кузен Умберто, наследник итальянского престола. В 1926 г. Марина Петровна реализовала уникальный проект: она выпустила в свет написанную ею на французском языке книгу ,,Легенды крымских татар”. Тираж книги составлял всего 100 экземпляров, но каждый экземпляр украшали четыре иллюстрации, собственноручно нарисованные Мариной Петровной. Книга имела большой успех в очень узких кругах, но никакого дохода не принесла, сейчас эта книга является библиографической редкостью, иногда она продаётся на аукционах по высокой цене.
В августе 1922 года на горизонте Марины из небытия появляется князь Николай Волконский, её дюльберский ,,роман”. Князь Волконский очень робко обращается к Марине напоминая о себе, он вообще не уверен помнит ли она его. Марина же очень рада известию от старого и милого ей знакомого, исчезнувшего в вихре гражданской войны. Николай живёт с семьёй в Сербии, в городе Нови-Сад, как и практически вся русская эмиграция семья Волконских потеряла всё: отец Николая князь Пётр Николаевич Волконский работает плотником, а сестра Лиза- простая работница на фабрике, сам Николай- мелкий чиновник с крошечной зарплатой. Между Мариной и Николаем завязывается оживлённая переписка, скоро они уже на ,,ты”, а затем дело доходит и до признаний в любви. Влюблённые мечтают о встрече и строят планы на будущее, при этом Волконского совершенно не смущает то, что он женат на некой Н. Мирониченко и у них есть ребёнок. Марина совершенно ослеплена любовью, она приглашает Николая приехать во Францию и даже снимает маленький домик под Парижем для их совместной жизни, она даже объявляет родителем о близком замужестве. Николай мягко отказывается приехать, так как его одежда так истрёпана, что в ней стыдно появляться в обществе. Марина, которая имеет единственное платье, в котором Николай видел её ещё в Дюльбере, посылает ему деньги на новую одежду, потом на дорогу. Приезд Николая с каждым разом откладывается, то по болезни, то по неотложным делам, не дали отпуск и т.д. Так продолжается два года. В течении этого времени Марина Петровна, у которой нет гроша за душой, снова и снова посылает в Сербию довольно значительные суммы денег, занимая их у друзей, прося у богатых родственников и оформляя в сомнительных банках займы на имя няни Нюсси. Сохранилась переписка Марины и Николая, её письма искренни и полны любви, его письма полны жалоб на отсутствие ,,проклятых денег”, угроз самоубийства и лживых клятв в любви. Постепенно Марина начинать терять надежду на встречу и её письма становятся короче и суше, его же письма принимают всё более деловой оборот.
Неприятная ситуация разрешается после ужасной новости из Сербии- Николай Волконский убит! 1 февраля 1924 года пытаясь защитить девочку-подростка на улице, Николай ввязался в драку и попал в участок, где был застрелен полицейским. Настоящая же правда об этой драме вскрылась в многочисленных газетных публикациях и откровениях знакомых убитого. Князь Николай Волконский был всего лишь мелким мошенником и азартным игроком, связанным с криминалом. 12-летняя девочка была им растлена и стала его любовницей, узнав об этом Волконского застрелил её отец-полицейский. Разумеется, что простодушная Марина не верит ни одному слову из этих пересудов. Она пишет икону Николая Чудотворца для могилы Волконского и уходит в глубокий траур. Марина создаёт из своего ,,возлюбленного” святой образ благородного рыцаря, которому остаётся верна до конца своих дней. 
В 1926 году Марина Петровна знакомится в Ницце с князем Александром Николаевичем Голицыным, который работал там садовником. Александр Николаевич был представителем одной из самых знатных и богатых русских семейств, потерявших всё после революции. Отец Голицына был последним премьер-министром Российской Империи, он был расстрелян большевиками в 1925 г. Уже в Париже Александр Николаевич случайно встретил на улице свою чудом спасшуюся от казни мать, оба они думали, что их нет в живых. Александр Николаевич и стал той родственной душой, которую искала Марина, князь был глубоко интеллигентным и добрым человеком, 3 февраля 1927 года они обвенчались в Антибе. Сразу после свадьбы Марина решает покинуть нелюбимый Париж и поселиться в деревне. Её кузен итальянский престолонаследник Умберто в качестве свадебного подарка даёт ей деньги на покупку дома в Провансе. Это был простой сельский дом, бывшая винная ферма недалеко от Тулона. Марина, Голицын и Нюсси сами перестраивают дом и налаживают быт, живут они как отшельники. Брак Марины с Александром Николаевичем был белым, без физической близости, в этом браке всегда был незримый третий, тень Волконского, Марина ещё до свадьбы честно рассказала Голицину историю своей трагической любви, предупредив что останется верна памяти ,,возлюбленного”. Александр Николаевич искренне считал Марину святой и решил посвятить свою жизнь помощи ей. Биограф княжны Мартина Артц утверждает, что Марина Петровна умерла девственницей. Родство душ стало выше интимных отношений. Жизнь в имении в Провансе можно было бы считать идиллией, если бы не откровенная, на грани с нищетой, бедность. Собственно говоря, все последующие десятилетия супруги Голицины были заняты поиском хоть каких-нибудь средств чтобы не умереть с голоду.
Отец Марины великий князь Пётр Николаевич умирает в 1931 г., после чего Милица продаёт виллу в Антибе. Милица, её сын Роман с женой Прасковьей (ур. Шереметевой) и их двумя детьми кочуют по Европе, напрашиваясь на приглашения от королевских семей и богатых людей, они стараются оставаться в гостях как можно дольше, так как их содержание оплачивается хозяевами. Марина Петровна в ужасе от такого позора, но её брат Роман и много лет спустя считал, что они оказывали честь своими визитами в чужие дома. В итоге Милица и Роман с семьёй оседают в Египте, в Александрии, на иждивении короля Фарука. В 1951 году великая княгиня Милица Николаевна умирает в Египте в возрасте 85 лет. Год спустя египетский король Фарук был свергнут с престола и брату Марины Роману Петровичу (1896-1978) пришлось искать новое пристанище. Марина Петровна практически обрывает все связи и со своей семьёй и с другими Романовыми, переписку за неё ведёт Александр Николаевич. Иногда она поддерживает контакт со своей младшей сестрой красавицей Надеждой. Надежда Петровна (1898-1988) вместе со своим мужем князем Орловым в первые годы эмиграции пустили на ветер огромное состояние семьи Орловых, после чего стали злейшими врагами. Став свободной, Надежда вступила в открытую связь со своей подругой. Страсти однополой любви были совсем не редкость среди русских великих князей; но Надежда, сделав обычно тщательно скрываемую тайну явной, открыто преступила все границы семейного этикета. Марина поддержала сестру в её честном стремлении к свободе.
В 1954 г. умирает любимая няня Нюсси, ей было 82 года. С её смертью больше некому поддерживать порядок в доме и Голицины живут в ,,творческом” беспорядке с сомнительной чистотой. Через 10 лет после смерти Нюсси приходит время платить за дальнейшую аренду могилы или её надо освободить, обычная европейская практика. Денег. как всегда, не было, и Марина Петровна складывает кости покойной в ящик, завещая похоронить останки любимой няни в своей могиле.
Голицины пытаются заниматься сельским хозяйством: разводить коз, потом кур, в другой раз заняться разведением щенков породистых собак, все начинания терпят неудачу. Марина Петровна написала книгу о древних рождественских легендах Прованса ,,Святая ночь”, которую собирается издать совершенно уникальным образом- на специальной вручную изготовленной бумаге, на страницах, напечатанных на средневековом станке, с собственноручно нарисованными иллюстрациями к каждому экземпляру. Но процесс издания этого шедевра оказывается настолько трудоёмким, что удаётся издать лишь несколько экземпляров, ставших большой библиографической редкостью. В последующие годы Марина работает также над несколькими техническими изобретениями, такими как рельефная фотография или создание плоского телевизионного аппарата (!), но нехватка средств не позволяет довести эти открытия до конца.
 Когда в 1974 г. умирает Александр Николаевич Голицын, Марина остаётся совсем одна. Марина по-прежнему живёт в совершенно запущенном доме, где уже невозможно навести порядок, она часто болеет, беспомощна и не доедает. Иногда её навещают друзья из библиотеки в Тулоне, которые привозят продукты и лекарства. 15 мая 1981 года Марина Петровна уходит из жизни, ей было 89 лет. Её похоронили на русском кладбище Кокад в Ницце рядом с мужем, в могиле были также захоронены останки её няни. Никто не предъявил права наследования на обременённый долгами ветхий дом Голициных.  Опустевший дом был до основания ограблен мародёрами, искавшими мифические сокровища русской принцессы. Но известно, что сейчас дом восстановлен и в нём находится местный культурный центр, в котором проходят выставки и концерты.


Рецензии