МиМ без попкорна или Надежда есть
Прошел почти год, и я поняла – пора. Почему? Потому что сегодня я узнала о том, что только что были объявлены фильмы-лауреаты премии «Белый слон», которую присуждают российские кинокритики, и фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» был премирован в пяти номинациях и признан лучшим фильмом 2024 года. Награды получили также художник Денис Лищенко, композитор Анна Друбич, актер Аугуст Диль, авторы сценария Роман Кантор и Михаил Локшин.
Я очень рада, что этот фильм увиден, замечен и отмечен не только зрителями, но и критиками, и теперь он навсегда останется в истории отечественного кино.
И потому… Да… Надежда есть…
А вот и текст, написанный мною почти год назад.
МиМ БЕЗ ПОПКОРНА или НАДЕЖДА ЕСТЬ
После премьеры «Мастера и Маргариты» я написала, что непременно буду смотреть этот фильм на большом экране второй раз, и спустя две с небольшим недели после первого просмотра я это сделала.
Результат превзошел все мои ожидания. Во время второго просмотра я еще больше погрузилась в действие, еще больше тонкостей увидела в нем, еще больше открыла смыслов, еще больше восхитилась замечательными постановочными решениями и потрясающей игрой актеров, среди которых совершенно невозможно выделить кого-то одного, настолько великолепен тот актерский ансамбль, который своей слаженной и неуловимой игрой создал это смелое авторское высказывание, которое решился сделать режиссер Михаил Локшин по мотивам романа писателя Михаила Булгакова, и в котором эти два Михаила слились воедино настолько сильно и органично, что, даже хорошо зная роман, сложно отличить в этом замечательном фильме одного от другого. Все правда. Все реальность. Все так, как и бывает тогда, когда авторское высказывание одного мастера может гармонично со-звучать с авторским высказыванием другого, быть ему равнозначным и равновеликим, а также быть современным и своевременным для тех, для кого оно было создано в определенное время в определенном пространстве.
Не прошло и месяца после выхода этого фильма на экраны страны, а количество вылитого на него и его создателей яда не поддается измерению. А сколько обнаружилось апологетов главного булгаковского романа: ярых ревнителей его буквы и тонких знатоков его сути! А сколько появилось апологетов его экранной версии, которую создал когда-то режиссер Бортко! Они бросились пересматривать ее и петь ей хвалебные оды, выдавая довольно подробную и добротную экранизацию за шедевр киноискусства. А сколько ревнителей высочайшей нравственности показали свои «чистейшие» лица, употребляя при этом самые грубые и нечистые выражения, требуя снять этот фильм с проката, запретить!
Но жизнь идет… И фильм идет… И на него идут люди… И они будут на него идти, потому что режиссеру Михаилу Локшину и его команде удалось сделать то, что никому из тех, кто создавал предшествующие его киноверсии, при всем моем уважении к ним и по моему глубоко личному мнению, сделать так и не удалось. Но Локшину и его команде удалось сделать свое киновысказывание настолько правдивым и убедительным, что оно тут же стало катализатором процессов, свидетелями которых мы все являемся сейчас. И в основе этих процессов лежит запрос на новую реальность, творимую новым сознанием, запрос на новое, как на основополагающую категорию бытия.
Сеанс, на котором мне довелось побывать во второй раз, состоялся вечером того самого дня, который называют Днем Святого Валентина. Но, несмотря на это, зал был почти полным. Я была очень удивлена тем, что вместо того, чтобы провести романтический вечер в кафе или посмотреть легкую комедию, люди в такой праздничный вечер пришли на такой серьезный фильм. Правда, некоторые из них вошли в зал с попкорном, различными снеками и бокалами с колой. Пара, сидевшая слева от меня, тоже запаслась внушительным количеством еды, чем навела меня на очень невеселую мысль: «Неужели это будет МиМ с попкорном?»
Фильм начался. Какое-то время шевеление в зале еще было. Изредка шуршали ведерки и что-то еще. Но очень скоро в зале наступила та самая тишина, которая и должна быть во время просмотра серьезного фильма, требующего от зрителя полного погружения в его смыслы и сложной работы души. Зал замер, и я подумала: «Кажется, попкорн сегодня отменяется. Волшебная сила искусства».
Фильм прошел на одном дыхании… Для меня… Я снова очень сильно и глубоко прожила его. А когда в зале зажгли свет, я увидела, что не я одна сделала это. На эту мысль меня навело мое наблюдение за лицами зрителей, покидающих зал, и оно же, это мое наблюдение, дало мне повод снова испытать надежду. Но вот надежду на что?..
Это сложно сказать… Очень сложно… Возможно, не нужно ее формулировать и не нужно о ней говорить… Возможно, достаточно просто пережить некое состояние, которое можно назвать надеждой, и сказать миру о том, что она есть. Возможно, и так…
Вот я и говорю: «Она есть. Есть надежда, мои дорогие». Она есть, как есть и любовь, которая всегда существует, несмотря ни на что и поверх всего, и которая никогда не перестает и не перестанет. И нам с вами сейчас, именно сейчас и особенно сейчас нужна безусловная вера в то, что это именно так. Вера, как тот наиважнейший объединяющий принцип, без которого ничто не может существовать, нужна нам сейчас, как никогда.
И по вере да будет!
P.S. К слову сказать, лучшим сериалом 2024 года, по мнению кинокритиков и киноведов «Белого слона», стал сериал «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева. Еще не смотрела. Непременно буду. А вы?
Свидетельство о публикации №225012801707