Психология и философия доброты. т. 2. глава 21

Талантливый добродетельный человек – это ценность общественного и государственного плана. Поэтому, особенно важно правильное отношение, в первую очередь, самого человека к своему таланту. Чем более значительным талантом одарен человек, тем более существенный энергетический потенциал Внешние силы вкладывают в него. И, если человек расходует эту энергию не на развитие своих творческих способностей и своей личности в целом, то к ситуации активно подключаться темные силы, которые стремятся использовать этот энергетический потенциал в своих интересах. В жизни человека с творческим потенциалом начинает возникать бесконечное множество самых различных по сути и форме соблазнов. Которые, при их чисто внешней приятности, требуют от человека громадных затрат времени и сил, создают особую потребность (которую невозможно насытить в принципе) в особенных, необычных, экзотических и просто острых ощущениях. И уже на удовлетворение этой потребности человек тратит большую часть своего свободного времени. И более того: резко сдвигаются акценты в системе жизненных ценностей от понятий в системе вечных духовных ценностей к понятиям сиюминутной радости и удовольствия от удовлетворения минутных капризов и прихотей второстепенного и третьестепенного характера. Вот и получается, что "бытие определяет сознание".

Ведущими чертами характера человека становятся легкомысленность и поверхностность, сумасбродство и своенравность, пониженное чувство долга и ответственности. Возникает первоначально небольшая, но, тем не менее, весьма устойчивая психологическая и духовная деградация талантливого человека. Снижается уровень организованности и самодисциплины. Занятия творчеством, если и происходят, то предельно хаотично и импульсивно, без какой-либо системы и порядка. Снижается уровень серьезной осмысленности творчества, как и глубина интеллектуального и психологического погружения человека в творческие процессы.

Мотивы творчества становятся сиюминутного характера. Ведущим руководствующим фактором для осуществления творчества становится тщеславие человека. Когда наибольшую радость у человека вызывает не сдержанное одобрение эксперта, а внешняя шумиха непосвященной толпы восторженного и нередко лицемерного характера.

На примере героя Гоголя в повести «Портрет» мы можем ясно и отчетливо видеть то, как пренебрежение истинными духовными ценностями ведет талант в тупик интеллектуального и психологического характера. Духовная эволюция личности таланта превращается в деградацию. В большинстве случаев, к сожалению, необратимую. Только серьезный и напряженный, упорный и целенаправленный труд по развитию своих творческих способностей может спасти талант от деградации.

Рано или поздно, у деградирующего таланта возникает хотя бы короткое просветление ума, и он с громадным ужасом открывает для себя то, во что он превратился. И это душевное потрясение, в ряде случаев, бывает настолько мощным, что вызывает полное и необратимое сумасшествие. Жизнь в таких случаях наказывает очень сурово.

Для добродетельной личности совершенно не свойственен максимализм. Свойство характера и ума, возникающее обычно у человека в подростковом возрасте. Но, при низкой психологической зрелости личности человека, оно может сохраняться и на всю оставшуюся жизнь. Максимализм проявляется в том, что человек подходит к оценке различных жизненных явлений с крайних позиций. Все, что не имеет абсолютно белого цвета, считается уже черным. И в отдельных случаях, относящимся к явлениям, близким к черному цвету. Максималист не предполагает каких-либо возможных оттенков и полутонов интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Для него есть только «хорошо» и «плохо».

Идеальных людей не существует вообще. И ничто, созданное человеком, не идеально. Как, собственно, и все так называемые максималисты. Этот упрощенный подход к жизни свидетельствует либо о значительной незрелости ума человека либо о значительной лени ума (в более зрелом возрасте).

В значительной степени такая ситуация возникает тогда, когда человек лишен существенной самокритичности и в силу этого не может объективно оценивать самого себя, свою жизнь, свое творчество. Ему представляется, что, если он приложил определенное количество усилий, то результат обязательно должен быть самым наилучшим. Что называется, уже по определению. И если оптимального результата нет у другого человека, то это в силу значительного несовершенства личности последнего или в силу недобросовестного отношения этого человека к той или иной конкретной ситуации. И то, и другое, по мнению максималиста, должно быть подвергнуто жесткой и категоричной критике. Чтобы на будущее было неповадно вести себя таким образом.

Упрощенный и облегченный подход к жизни создает у максималиста большую иллюзию того, что и на самом деле все легко и просто. Стоит только чуть-чуть пошевелить мозгами. Саму идею о том, что жизнь – это явление сложное и многовариантное, он полностью отвергает. Как какое-то чересчур абстрактное рассуждение демагогов и резонеров, любителей пустить пыль в глаза. Максималист думает: «Вот черное, вот белое. Над чем еще тут размышлять?» Облегченность такой логической манипуляции создает иллюзию того, что только сам максималист обладает истиной в последней инстанции. А остальные находятся в полном заблуждении. И этот момент вызывает у него сильное изумление. И он думает, что это какими же дураками или сволочами нужно быть, на самом деле, чтобы так извращенно размышлять. А раз он знает истину, то он должен о ней рассказать всем. А не только своему непосредственному окружению. Ощущение того, что он может нести истину другим людям очень сильно возвышает такого человека в собственных глазах. Придает ему дополнительной уверенности, создает чувство особой собственной значимости.

Узнав правила арифметики, такой человек начинает считать, что теперь он полностью вооружен для решения жизненных задач любой степени сложности. В том числе алгебры, тригонометрии и даже высшей математики. Условно говоря. Среди разных категорий жизненных явлений. Быстро и легко вразумить максималиста не представляется возможным даже чисто теоретически. Ибо, это связано не только с его характером, но и мировоззрением. В котором существенные метаморфозы происходят, как правило, у большинства людей очень медленно и постепенно. Нельзя ждать от компьютера с процессором "пентиум один" работы, по сложности равной работе компьютера с процессором "пентиум четыре".

К сожалению, не менее девяноста процентов обычных людей не умеет жить. И так было две тысячи лет назад, и тысячу лет назад. По мнению философов тех времен, да и современных классиков психологии и философии. И в этом проявляется принципиальное отличие духовной логики от житейской. Ибо, в соответствии с житейской логикой, почти все люди умеют правильно жить. Что называется не хуже других. В данном случае, под понятием «другие» подразумевается большинство из своего непосредственного окружения. При этом, как бы подразумевается то, что большинство делает только то, что правильно. Мысль о том, что большинство-то как раз ошибается, нередко даже в анализе явлений жизни средней степени сложности (не говоря уже о действительно сложных или сверхсложных) не приходит в голову подавляющему большинству представителей стандартного менталитета. А если вдруг и возникает мимолетно в виде интуитивного озарения, то жестко и категорично отвергается, как принципиально нелогичная и неправильная. И только некоторым представителям творческого менталитета дан шанс сделать хотя бы один шаг дополнительно к банальному стандартному пути с высокой степенью упрощения (это в лучшем случае) основных понятий и представлений, принципов и убеждений, правил и законов из иерархии классических духовных ценностей (кстати, вечных и универсальных) или с разнообразными и многочисленными извращениями, в худшем случае.

Этот упрощенный путь познания реальности свойственен большинству представителей стандартного менталитета. И в рамках одного человеческого воплощения никому не дано вырваться за рамки этого достаточно грустного менталитета. Ибо, его возможности не просто несколько меньше, чем у творческого менталитета, а принципиально меньше – в десятки или сотни раз. Отличие в этой ситуации настолько значительно, что главные и основные процессы у представителей этих двух менталитетов идут совершенно в разных системах координат, так сказать, в иных плоскостях, имеющих мало общего между собой.

Уровень умения жить, принятый у большинства, принимается за стандарт, становится своего рода стереотипом. А то, что этот стандарт изначально предполагает и вполне конкретно моделирует принципиально неправильное решение многих особенно важных вопросов средней степени сложности и большинство высокой степени сложности – это попадает в поле зрения лишь профессиональных психологов и психотерапевтов. Изучающих не только своих непосредственных клиентов и пациентов, но и их многочисленных родственников. Всё-таки пятьдесят тысяч человек – это достаточно большое количество, чтобы на основе анализа их личности и жизни делать вполне верные и достоверные выводы. И тридцать лет наблюдений и исследований автора, дающих в девяносто пяти - девяносто девяти процентах случаев достаточно однозначную информацию – это не три дня и даже не три года.

Объяснить большинству представителей стандартного менталитета то, что, мягко говоря, многие их стереотипы хотя бы чуточку не соответствуют истинной духовной логике (не говоря уже о значительном или принципиальном несоответствии) часто представляется совершенно невозможным даже чисто теоретически, не говоря уже о практической стороне дела. Негативный консерватизм – это не просто проблема отдельного человека. Это проблема почти всего нашего общества. И не только проблема, но очень часто явная драма и трагедия. Где платой за духовное невежество идет злокачественная шизофрения или онкология. Инвалидность или смерть. И ладно бы этот консерватизм касался только интересов его обладателя. Но драматизм высокого уровня этой ситуации заключается в том, что деструктивное влияние этого консерватизма касается здоровья и судьбы многих других людей, в том числе, родных и близких этого обладателя. В некоторых случаях, значительно более широкого круга людей.

Собственно, большинство людей совершенно не склонно делиться с кем-либо, тем более, широким кругом людей, о своих больших неудачах и поражениях, о реальных результатах своего решения сложных проблемных ситуаций. И это наводит большинство окружающих на мысль о том, что именно этот человек живет достаточно благополучно. И, он по большому счету, умеет жить. И лишь, когда психотерапевт, в ходе работы с клиентом, анализирует десять-двадцать сложных ситуаций, особенно закончившихся далеко не самым оптимальным образом, выявляется истинная статистика удач и неудач в жизни этого человека. Иначе говоря, то, насколько правильно он живет. И умеет ли он жить вообще. И когда результаты анализа жизни клиента сообщаются ему самому, то в качестве главного аргумента, своего рода оправдания, человек выбирает мысль о том, что «так делают все». Вроде как, все ошибаться не могут. А потому негативный результат его решений связан не с их неправильной сутью, а с неблагоприятным стечением обстоятельств, не зависящих от воли этого человека. Мысль о том, что состояние ума, характер, мировоззрение человека, в их нынешнем состоянии, и не могут в принципе породить что-либо существенное и конструктивное, категорически отвергается слушателем психотерапевта. Исходя из логики: «этого не может быть, потому что быть не может». Логика железная.

В результате человек продолжает наступать на те же грабли десятки и сотни раз. Каждый раз при этом обвиняя жизнь и окружающих в несправедливом к нему отношении. Невежество очень цепко держит свою жертву всеми своими колючими коготками. И чем глупее и невежественнее человек, тем с большим фанатизмом и энтузиазмом он охраняет свое невежество. Устраивая грандиозные скандалы тем, кто, из искренних и бескорыстных побуждений, старается хотя бы в некоторой степени избавить человека от столь «драгоценного» груза деструктивных и дисгармоничных мнений и представлений, принципов и убеждений, правил и законов.

Получается своего рода замкнутый круг: человек мало знает, потому что не стремится узнать много; а не стремится узнать много, потому что глобальная и фундаментальная лень ума и души не позволяют ему двигаться вперед в познании нового, в познании психологии и философии человеческого бытия.

К сожалению, даже шизофрения и онкология родных и близких (да и самого человека), возникшие в результате принципиального духовного невежества (да и психологического тоже) абсолютно (!) ничему не учат таких «умников». Потому как, они и не хотят чему-либо учиться вообще. Что называется, в принципе. Вот и возникает ситуация, что «воз и ныне там» или «а вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Конечно, от ошибок не застрахован никто. Есть даже выражение, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает». Но одно дело, когда из десяти дел человек ошибся лишь в одном. И совсем другое дело, когда в восьми-девяти. И эта грустная статистика сопровождает человека практически всю его жизнь. Как показывают наблюдения многих людей в возрасте шестидесяти-восьмидесяти лет.

Собственно, а как может быть иначе, если человек никогда не задавался целью узнать не просто чуть-чуть больше, чем его окружение, о жизни, а принципиально больше. Узнать психологические и философские законы жизни. Автор может по этому поводу сказать следующее: прочтение и осмысление более пятисот классических романов с серьезной духовной подоплекой, более двухсот фундаментальных трудов классиков психологии, столько же классиков философии, более ста трудов мудрецов создало вполне определенный информационный фундамент в его голове. Но, по большому счету, с точки зрения абсолютной истины, все эти знания – это лишь постижение арифметики. За которой следует математика, алгебра, тригонометрия, высшая математика. А что можно видеть в реальной жизни? Прочитал человек десяток-другой толковых романов, пять книг по психологии и пять по философии и уже считает себя истинным мудрецом, постигшим истину в последней инстанции. Что, на самом деле, мягко говоря, выглядит смешно.

Все классики психологии и философии писали о том, что они изучали узкий круг вопросов в отдельной теме на отдельном уровне погружения в эту тему. Все нобелевские лауреаты говорили о том, что они узнали во много раз больше, чем большинство людей. Но это всего лишь ничтожная песчинка знаний в бескрайних просторах Космоса, Вселенной. Вспоминается анекдотичная ситуация, которая возникла на встрече выпускников средней школы с профессорами научно-исследовательского института. Одна из выпускниц спросила профессора о том, чем он занимается. Он ответил ей, что изучает физику. На что она весьма пренебрежительно высказалась: «Какой же вы тупой профессор. Я ее еще в школе изучила»…

Проблема глубокого осмысления полученных новых знаний наглядно проявляется в следующей ситуации. Одна из знакомых автора, получила второе высшее образование в МГУ на факультете психологии. Но фрагментарность полученных знаний, отсутствие должного мировоззрения привело к тому, что из тридцати выпускниц-психологов двадцать девять разошлись со своими мужьями, имея средний возраст около тридцати лет. Знание некоторых психологических законов жизни, к сожалению, еще не означает обретения мудрости. Ибо, для этого необходимо очень серьезное и основательное изучение трудов философов и мудрецов. Но проблема в том, что бумажные книги для девяноста процентов населения нашей страны, из числа трудов классиков психологии и философии, совершенно недоступны. А для определения того, что можно бесплатно скачать в интернете, нет должной эрудиции. Как, собственно, и конкретных рекомендаций комплексного характера: что читать и зачем. Очень мало и критической литературы о классике художественной литературы, о классических трудах психологии и философии, которая помогла бы сориентироваться читателю, отличающемуся повышенной любознательностью. Хотя, если специально задаться целью, то все же, кое-что можно найти. И для начала не так уж и мало.

Но главная проблема даже не в этом. А в том, что умственная лень не дает возможности усвоить что-то новое и девяноста процентам европейцев и американцев, которые имеют все лучшие книги не только в электронном виде, но и бумажном. У них только о нашем российском философе Бердяеве написано более трехсот книг. Но мудрость западных людей от этого не стала выше даже на один процент. Аналогичная картина и у нас: только один процент людей интересуется психологией или философией.

Каждый человек и, особенно талантливый и добродетельный, должен знать то, что тщеславие (тщетная, показная слава) вредно для любого из нас. Ибо, приводит к постепенной психологической и духовной деградации человека. Талантливый человек (если, конечно, он действительно талантлив) должен четко знать, понимать и учитывать то, что талант ему дан Высшими Силами. Иначе говоря, никакой личной заслуги талантливого человека в том, что он является обладателем конкретного таланта нет и быть не может. Это аванс Высших сил, который талант обрабатывает всю оставшуюся жизнь. Развивая свои способности в максимальной степени путем долгого и интенсивного, упорного и целеустремленного, серьёзного и фундаментального труда. И реализуя их постепенно в жизнь в своих творениях, наполняя их все в большей степени новым интеллектуальным и психологическим, духовным и эстетическим содержанием в соответствии с классическими законами Жизни, вечными и универсальными, единственно имеющим реальный смысл и ценность.

Безусловно, потребность в чувстве собственной значимости является естественной и закономерной для всех людей. Другой вопрос в том, что разные люди совершенно различно удовлетворяют эту потребность. Одни разумно и осмысленно, а другие – фанатично, любыми способами и средствами, совершенно не заботясь о приемлемости и допустимости. Истинная потребность в признании состоит преимущественно в спокойном и внешне достаточно сдержанном высказывании своего мнения профессионалами в конкретной узкой сфере деятельности. Способными оценить не только главные моменты творчества (например, масштабность замысла), но и различного рода тонкости и нюансы, обуславливающие сам факт наличия таланта в человеке, степень его развития и уровень реализации на практике.

Тщеславный же человек ищет только чисто внешних атрибутов славы: дурных аплодисментов, возгласов и реплик восторженного характера у людей широкого круга (преимущественно), не способных ни увидеть, ни адекватно оценить профессиональные тонкости и нюансы.

Признание профессионалами, как правило, означает сам факт наличия вполне конкретного таланта. Но это лишь, условно говоря, фундамент, на котором талантливому человеку предстоит еще только построить здание своего таланта. Это повод не для самоуспокоения, а для дальнейшей еще более сложной и напряженной работы по развитию и совершенствованию таланта. Как, впрочем, и необходимых качеств личности для таланта: чувства долга и ответственности, в первую очередь, перед Высшими силами, а уже потом перед обществом; усердия и упорства, дисциплины и организованности, целеустремленности и настойчивости, трудолюбия и добросовестности, самокритичности и одухотворенности, любознательности и сознательности, решительности и мужественности, терпения и силы воли.

Гоголь на примере своего героя в повести «Портрет» рассказывает нам о том, как тщеславие порождает жажду дешевой славы, самоуспокоенность, стремление бесконечно почивать на лаврах, испытывать конечное удовлетворение уже достигнутыми успехами. О том, как тщеславие расслабляет и дезорганизует талант, стимулируя в нем ревность и зависть к чужим успехам, и к чужим талантам. Внутри себя художник не мог не признать этих успехов и талантам, ибо был достаточно умен и талантлив для этого, был способен тонко и четно воспринимать истинное искусство. А также злой дух тщеславия активировал в нем ненасытную жажду интриги и авантюры против истинно талантливых людей по косвенной компрометации их личностей и трудов.
Безграничная злоба овладела душой художника: он стал скупать много талантливых картин других художников, которые еще не получили большого общественного признания. И уничтожать картины, испытывая от акта уничтожения особую радость, особое удовлетворение, которые стали доминирующими в его внутреннем мире. Они буквально подчинили себе художника, его творческий потенциал, его талант, его жизнь.

И даже когда художника пригласили в качестве эксперта для оценки картин другого таланта, то целая буря противоречивых чувств настолько резко и сильно охватила его, что он не смог даже слова вымолвить. И был вынужден покинуть картинный зал. И даже более того: художник впал в такую безграничную ярость от осознания того, что тщеславие прекратило его творческий рост, развитие его большого таланта. Тем самым, превратив его лишь в банальное подмастерье, виртуозно владеющего лишь стереотипными и стандартными элементами художественного творчества. Без особого полета фантазии и вдохновения, без озарения интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. И эта мощная и гигантская неудовлетворенность собой буквально съела художника – он заболел тяжелым и неизлечимым заболеванием и быстро умер.

Вопрос, собственно, ни в том, что судьба конкретного художника сложилась столь неблагоприятным образом. А в том, что каждый человек, поддавшийся банальному тщеславию, не зависимо от реальной степени своего таланта, может иметь похожую судьбу. Можно даже сказать то, что чем больше заложен талант в человеке, тем быстрее идет комплексная деградация человека. Причем необратимого характера. Да и к вопросу о тщеславии вообще: это качество портит очень сильно не только жизнь его обладателя, но и жизнь многих окружающих. И в первую очередь, реально талантливых людей.

Как говорится, принимая добровольно в себе злой дух тщеславия, мы, тем самым, приглашаем еще добрый десяток злых духов, еще более коварных и изощренных, еще более злобных и непримиримых к проявлению истинной гармонии в чем бы то ни было. И в первую очередь, в истинном творчестве, вдохновленном Божественной искрой таланта.

Большинство обычных людей отличается выраженной отстраненностью от философии бытия. У добродетельных людей ситуация выглядит более благоприятно. Интересен пример библейских сестер Марии и Марфы, где Мария обладает истинной добродетельностью, а Марфа только показной и мнимой. Если посмотреть на ситуацию ухода библейской Марфы от духовного общения с Иисусом более серьезно и более основательно, то выявляется некоторые не только особенности ее личного менталитета, но и закономерности людей ее психотипа. И особенности существования внутреннего мира человека, ведущие к принципиальному отторжению мира, к принципиальному отторжению большой и истинной духовности. Но не только в его жизни, как отдельного индивида, в частности, но и в жизни вообще. В том числе, жизни общества и государства, да и человечества в целом. Вот такие «небольшие» особенности и закономерности ситуации и имеют место быть. Все, что начинается порой с индивидуальной прихотливости и привередливости, сумасбродства и своенравности, капризности и причудливости, экстравагантности и демонстративности, в конечном счете, переходит в общественную и государственную политику и идеологию, психологию и философию. Иначе говоря, в принципиально более масштабные явления Бытия.

Нежелание девяносто девяти процентов людей хотя бы чуть серьезнее относиться к философии вообще, и к философии бытия, в частности, оборачивается гигантским ущербом не только для их индивидуального существования, но и для развития и эволюции и общества, и государства. Именно поэтому написаны десятки и сотни философских трудов о многогранной и интенсивной психологической и духовной деградации и России, и Европы. Идущей последние триста-четыреста лет особенно интенсивно.

Собственно, всем и всегда было понятно то, что без больших и продолжительных, сознательных и целенаправленных усилий в любой сфере жизнедеятельности невозможно достигнуть даже самого минимального мастерства, не говоря уже о виртуозности. А если и вы, и многие другие члены общества, сознательно уходите от постижения философии человеческого бытия, то откуда возьмется одухотворенность и гармоничность этого самого бытия? Чаще всего, получается так, что к власти приходит опытный и изощренный манипулятор (или его ставленник, что по сути дела, ничего не меняет для общества в целом), который использует свои возможности для личного обогащения и обогащения своей политической группировки. О проблематичности и драматичности этой ситуации писал ещё философ Беляев в девятнадцатом веке, продолжая эту мысль и в первой половине двадцатого века.

Принципиальное непонимание даже основных духовных правил и законов бытия среди основной массы населения приводит к тому, что девяносто девять процентов чиновников, имеющих ту или иную меру власти, имеют принципиально низкий уровень духовности. В соответствии с которым строят жизнь всего общества и государства. И пока в обществе не станет, условно говоря, «модным» заниматься более-менее серьезно философией, все останется прежним. Никакая положительная эволюция будет невозможна в принципе.

Дополнительный драматизм ситуации придает еще и следующий момент: люди, обладающие реальной духовностью, к сожалению, к власти особенно не стремятся. Ибо, свои основные усилия они, в большинстве своем, тратят на личное развитие. А вот те, кто интенсивно стремится к власти, как правило, какой-либо существенной духовностью не отличаются. И чтобы изменить эту тенденцию, нужно произвести очень большие и очень сложные метаморфозы в обществе. А большинство людей отличается принципиальным негативным консерватизмом интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. И именно потому встречают буквально «в штыки» почти любые инициативы, идущие от отдельных рядовых граждан. То, что Леонардо да Винчи и Макиавелли, к примеру, понимали принципиально больше в жизненно важных вопросах, чем большинство других людей, в том числе и элиты общества, никак не способствовало возникновению дополнительной симпатии и уважения к ним. Совсем наоборот, это были явные изгои общества. Которое с гораздо большим удовольствием сожгло бы их (а такие попытки реально предпринимались неоднократно), нежели прислушалось к их мнению.

Собственно, еще библейские пророки сталкивались не только с некоторым непониманием их мыслей, но и с откровенной ненавистью большинства людей. Но в библейские времена такое поведение было хотя бы отчасти простительно. А вот, в настоящее время, век стремительного развития средств массовой информации, уровень ответственности буквально каждого человека перед обществом и государством значительно повышается. И то, что прежде, так или иначе, сходило многим с рук, теперь стремительно набирает дополнительную проблематичность и драматичность. И многие начинают серьезно об этом задумываться. Но без серьезного и конструктивного погружения вполне определенной группы лиц в философию человеческого бытия такие «специалисты» рождают лишь очередную серию суррогатов социальной политики и идеологии, науки и культуры. Без проникновения в истинную философию Бытия почти все современные реформаторы и революционеры принципиально бесплодны в плане построения адекватной общественной и государственной идеологии и политики.

Должно измениться отношение и общества, и государства к философам. И не просто в некоторой степени, а в принципе. Не говоря уже о том, чтобы провести серьезный отбор среди так называемых профессиональных философов на предмет их реальной компетентности и потенциальной плодовитости. Что, безусловно, сделать очень непросто. Ибо, нет четкой системы критериев, по которым можно это сделать.
Французская революция, приход Гитлера к власти, две революции в России – все это изначально было обречено на принципиальную неудачу, ибо игнорировало законы Бытия. На основании того, что мы новый совершенно другой мир построим, существующий на принципиально иных законах. Законы Бытия, были, есть и всегда будут одни и те же. Разным будет лишь степень их понимания и практического учета в том или ином конкретном обществе или государстве. Хотя, по большому счету, процент духовного невежества людей, не зависимо от его величины в пятьдесят или восемьдесят процентов ничего не меняет в самой сути этого невежества, в его проблематичности и драматичности. Причем, как реальных, так и потенциальных.

Ведь, если смотреть бесстрастно, то выявится тот факт, что девяносто процентов людей на девяносто процентов далеки от истинной одухотворенности. Среди интеллигенции эти показатели чисто количественно несколько иные, но это не меняет, к сожалению, сути дела. Ибо, с интеллигенции спрос в пять-десять раз больше, чем с остальных. И каждый ее вывих интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, ставший модным в последнее время, так или иначе, но обязательно ударяет по гармонии и благополучию общества и государства не только в настоящем времени, то и в будущем. И, судя по степени деструктивности современных тенденций, по очень отдаленному будущему всех членов общества того или иного государства. Да и человечества в целом.

Каждый человек, сталкиваясь со многими моментами суровой прозы жизни, вольно или не вольно вырабатывает в себе определенные компенсаторные свойства личности. У кого-то возникает защитное очерствение и ожесточение души. Чтобы она не так болезненно реагировала на отрицательные явления жизни и не создавала интенсивных и продолжительных переживаний, ведущих к различного рода невротическим или депрессивным состояниям. Не говоря уже о более серьезных психических нарушениях и заболеваниях.

Проблематичность данной ситуации состоит в том, что такой путь является для большинства людей наиболее понятным и удобоваримым, легким и доступным, не требующим существенных усилий ума и души. И в том, что в значительной степени очерствение и ожесточение может происходить на подсознательном уровне. Иначе говоря, почти полностью без сознательного контроля человека. Ни в количественном, ни в качественном плане.

Драматичность ситуации, по большому счету, в том, что однажды запущенный процесс во внутреннем мире человека, имея отрицательную психологическую суть (да и духовную тоже), может постепенно набрать все большие и большие обороты, захватывая новые и новые участки личности. Создавая во внутреннем (это первоначально только во внутреннем) мире массу моментов деструктивного и дисгармоничного характера. И запуская процесс психологической и духовной деградации. Иногда очень злокачественный. И часто совершенно необратимый.

Добродетельный человек старается, как правило, в средней степени контролировать этот процесс. Очерствение души проявляется в усилении равнодушия конкретного человека к страданиям других людей. Первоначально в их круг входят преимущественно посторонние люди. Из дальнего круга общения. Потом он расширяется до среднего круга (коллеги, приятели, соседи). Постепенно переходя и на ближний круг – родственники, семья, друзья. И если первоначально человек, хотя бы отчасти, отдает себе отчет в том, что происходит. То в последующем качество этого отсчета очень снижается. Человек привыкает быть равнодушным к бедам других людей. Это становится своего рода его вторым «я». И уже способно действовать помимо его воли и желания. В отдельных случаях, даже вопреки им.

Ожесточение заключается в том, что человек становится все более жестоким и регулярно творит зло. В начале бесцельное, а потом и исходя из своих корыстных интересов. Он может ради одного процента своих личных интересов пожертвовать ста процентами интересов другого человека. А потом и группы людей. Жестокость может доходить до откровенной злобности и агрессивности. Переходить, в отдельных случаях, в склонность к изощренным интригам и авантюрам, психологическим манипуляциям и прочим дрянным моментам жизни. В зависимости от уровня интеллекта, изощренности психологии личности, степени деструктивности и дисгармоничности конкретного человека. Иногда это превращается в самое откровенное человеконенавистничество. Бороться с которым, в подавляющем большинстве случаев, невозможно даже чисто теоретически.

Праздность, как порок, чужда истинной добродетельности. Праздность – это распространенный элемент личности, присущий, в той или иной степени, большинству обычных людей. Среди людей творческого типа он встречается в десять раз реже. Ибо, творческий человек ощущает мощный подсознательный зуд преимущественно психологического характера в виде жажды продуктивной и созидательной деятельности. Иногда, в начале своей жизнедеятельности, человек может и не отдавать себе отчета в том, что это такое на самом деле. И что с ним следует делать для уменьшения степени выраженности этого глобального и фундаментального внутреннего беспокойства, несколько хаотичного брожения мощных внутренних сил. Предназначенных для реализации продолжительного и интенсивного творчества в той или иной сфере деятельности.

Одним из отличительных специфических признаков принадлежности этого беспокойства именно к творческой сути конкретного человека является получение совершенно особого удовольствия человеком от созидания чего-то нового, особенного. Требующего не только глубокого погружения в конкретную деятельность, но и весьма интенсивных усилий ума и души. Иногда еще и духа, и тела. Это, в первую очередь, совершенно особенное по качеству, по выраженности, по специфичности чувство собственного удовлетворения от того, что делаешь. И особенно тем, как это делаешь. На высокой волне этого чувства возникает уникальное чувство благостности от творческой деятельности. Даже вне какого-либо особенного общественного признания. Возникает вполне определенное чувство самодостаточности. В этот момент, видимо, возникает состояние наибольшего созвучия гармонии Вселенной.
Начинает реализовываться миссия конкретного человека по повышению уровня гармонии в самом себе и в окружающем мире. То есть то, ради чего именно этот человек появился в этот мир. И это прикосновение к высшей функции человека, как носителя определенной духовной сущности, способно создавать состояние, по степени выраженности близкое к счастью. Большому и стабильному, прочному и перспективному, захватывающему все сокровенные уголки ума и души человека. Причем, помимо воли и желания самого человека.

Творчество, особенно достаточно полноценное – это мощнейший наркотик. И тот, кто в полной мере познал вкус полного погружения в творчество, уже не забудет его никогда. Не зависимо от того, в какой степени человек сознательно и целенаправленно будет развивать свои творческие способности и наклонности.

Миссия посланника Высших сил весьма непроста. В ряде случаев, предельно тяжела. Ибо, это постоянный пожизненный поиск новых и новых ступеней совершенства, абсолютной гармонии. Когда каждый мало-мальски существенный шаг вперед порождает гигантскую радость. С одной стороны. А с другой стороны, превращает человека в своего рода «летучий голландец», которому суждено вечно странствовать по информационным бескрайним просторам Вселенной в поисках обретения самого себя, реализации своей главной сущности, обретения своего места в громадной череде вечных тружеников на благо гармонии, на реализацию воли Высших сил по преобразованию внутреннего и внешнего космоса в нечто более совершенное и замечательное.

Злой дух праздности вызывает появление и развитие глобальной и фундаментальной лени ума и души, принципиальной пассивности человеческого духа. Обычный человек, не осознающий этого изощренного влияния на себя, погружается с головой в повседневную мирскую обыденную суету, в прозу жизни, тратя основное время и силы лишь на второстепенные и третьестепенные моменты жизни. А самые главные остаются вне его поля зрения. И это закономерно порождает приземленность и упрощенность подхода к себе, к жизни, к своему месту в жизни, к своей персональной миссии.
Злой дух, в компании своих многочисленных собратьев, приучает человека получать удовольствие от мелких и банальных удовольствий, предельно кратковременных и поверхностных. Нередко с элементами деструктивности и дисгармоничности. Злой дух банального рационализма, в паре с духом эгоизма, часто перестраивают программу существования человека в целом, в ее главной сути. Создают мощное и принципиальное отторжение вечных и универсальных классических ценностей. В том числе, духовного характера.

Конечно, сам факт наличия в человеке творческих задатков еще не является полной гарантией того, что они будут обязательно развиты и реализованы на практике. Один из драматичных моментов бытия человечества заключается в том, что творческие задатки особенно ощутимого уровня имеет только один человек из двадцати. И даже среди обладателей задатков только один из десяти более или менее полноценно реализуется. Иначе говоря, пять человек из тысячи. И так же получается, что, по большому счету, ценность всей этой тысячи, в лучшем случае, равна этим пяти людям с реализованным творческим началом.

Безусловно, каждый творческий человек нуждается в отдыхе. И даже более того: он нуждается в нем в два-три раза больше, чем большинство обычных людей. И не просто в любом пассивном и произвольном отдыхе, а в максимально полноценном, качественном, эффективном именно для него. И в этом плане многие простые житейские радости могут играть вполне конкретную роль. Но творческий человек использует их не как цель, а как средство достижения своей цели – накопление новой порции энергии для очередного этапа творчества. Другой вопрос, что творческий человек вольно или невольно стремится к тому, чтобы вспомогательные радости жизни не были слишком примитивными. И имели хотя бы небольшой, но, все же, оттенок изящности. В соответствии с тем чувством гармонии мира, что живет в его душе. И, вероятно, связано со степенью просветленности его духа.

Праздность, как фоновое состояние ума и души, чужда добродетельной творческой личности. Другой вопрос, что организация действительно полноценного и продуктивного, стабильного и продолжительного (месяцы и годы) творчества – это очень непростая задача. Доступная очень небольшому числу людей. Ибо, она требует от человека принципиально более высоких качественных параметров его личности по сравнению с большинством окружающих. Полностью довольных своей суетой. Жизнь творческого человека требует совершенно иной и психологии, и философии бытия. Более сложной, многогранной, изощренной, совершенной, конструктивной и гармоничной. И для ее осознания, выработки и реализации потребуется гигантское количество усилий на пределе возможностей всех сил человека, в том числе, разнообразных способностей и талантов.

Творческий потенциал – это большая и грозная сила. И если она не находит должного и адекватного выхода, то создаёт массу проблемных моментов в жизни человека. Вплоть до больших драм и трагедий. Творческие способности – это не подарок, а аванс, который следует должным образом отрабатывать. Максимально добросовестно всю жизнь. Ибо, в этом есть воля Высших сил. И не считаться с ней – это, мягко говоря, большая ошибка. Часто буквально страшная по своим многочисленным и разнообразным последствиям. Это к вопросу о необходимости одухотворенности. Без которой и жизнь, и творчество полностью бессмысленны.

Добродетельный талант, как и любой другой человек, нуждается в регулярном притоке положительных эмоций. И даже более того: он нуждается в них в несколько раз больше, чем обычный человек. Ибо, даже относительное душевное равновесие является основой для более или менее полноценного творчества. Упадок душевных сил, чаще всего, препятствует возникновению вдохновения. Без которого истинное творчество невозможно. Вопрос только в том, каким именно образом человек стремится получить наибольшее количество положительных эмоций. Для одних это алкоголь, для других – наркотики, для третьих – женщины, для четвертых – различные (от примитивных до предельно изощренных) развлечения и приключения. Можно даже сказать, что темные силы активно стремятся к тому, чтобы подавляющее большинство людей шло по пути наименьшего сопротивления в решении вопросов, жизненно важного характера. В том числе, притока положительных эмоций – без особого напряжения ума и души человека. Некоторым, правда, удается отчасти обойтись всего лишь небольшим допингом – кофе. Но и в этом случае, это лишь частичное решение проблемы, ибо, оно связано с тем, что человек занимается творчеством преимущественно в ночное время. Как, например, Бальзак. Другая сторона медали состоит в том, что к алкоголю и наркотикам развивается, в большинстве случаев, привыкание и зависимость. В результате чего, многие становятся алкоголиками или наркоманами.

Жизнь добродетельного и интеллигентного человека в несколько раз сложнее и порой драматичнее, чем обычного. Количество стрессов в единицу времени может достигать больших величин. А душевного комфорта хочется всем. Не говоря уже о том, что для интеллигентного человека свойственна и закономерна повышенная впечатлительность и ранимость, утонченная душевная организация, связанная с повышенной беззащитностью перед различными и многочисленными проявлениями суровой прозы жизни. В числе которых: грубость и хамство, жестокость и агрессивность, неуемная ревность и зависть. Интриганство и авантюризм, наглость и пошлость, подлость и лицемерие, лживость и двуличие, предательство и изощренный эгоизм, бестактность и бесцеремонность, амбициозность и мания величия (как житейская, так и медицинская), равнодушие и формализм, высокомерие и пренебрежение, ханжество и откровенная интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая примитивность, садизм, различного рода психологические и психические извращения и еще сотни других деструктивных, асоциальных, патологических, своеобразных и странных, декомпенсированных и дисгармоничных явлений. В том числе, изощренные и целенаправленные унижения и оскорбления, организованная групповая и коллективная психологическая травля, как относительно самой личности таланта, так и результатов его творчества.

Не забудем и о том, что талантливый добродетельный интеллигент нуждается в общественном признании в несколько раз больше не только силу наличия тонкой душевной организации, но и в связи с тем, что развитие творческих способностей практически невозможно без частичного или хотя бы косвенного, одобрения, хотя бы наиболее значимыми личностями из окружения таланта. Поддержка таланта – это совершенно отдельная тема. Что называется, отдельная песня.
Творческий процесс нередко весьма причудлив даже для самого таланта и, уж тем более, для его окружения. Поэтому рассчитывать на адекватное понимание таких сложных и временами странных тонкостей и нюансов со стороны окружающих добродетельному таланту, чаще всего, не приходится. А он, как никто другой, так нуждается в понимании, сочувствии, сопереживании. Пусть даже очень незначительном и предельно символическом. И тем не менее.

В результате он вынужден пользоваться, в ряде случаев, не искренним пониманием (которое встречается крайне редко даже чисто теоретически), а своего рода его суррогатами. Например, когда собутыльники таланта или партнеры по развлечениям и приключениям, после удовлетворения своих наиболее простых физических потребностей, нисходят до таланта, проявляя демонстративную снисходительность и великодушие, особую душевную «чуткость». А за неимением иного таланту изредка приходится довольствоваться и этим.

Конечно, когда основная ставка делается на наиболее простых, если не сказать – примитивных развлечениях и приключениях, то такого рода источники положительных эмоций достаточно быстро приедаются. Возникает состояние пресыщения. Ибо, такого рода источники положительных эмоций (в том числе своеобразных, странных, экзотических и особенно внешне ярких и субъективно острых) подпитывают, как правило, лишь низменную часть души таланта. Совершенно не способствуя не только нормальному существованию, но и развитию и совершенствованию его души.

Пресыщение – это мощный и глобальный интеллектуальный и психологический, а иногда и духовный кризис таланта. Требующий от него серьезной и сильной встряски ума и души для продолжения полноценной творческой активности. Пресыщение требует не просто новых источников положительных эмоций, а принципиально иного типа и вида. И быстро придумать их человеку, уже привыкшему в житейских вопросах мыслить упрощенными категориями, очень трудно, а иногда и невозможно. Предприняв ряд неудачных попыток, талант может впасть в тяжелое отчаяние или даже явную депрессию. Которая, в отдельных случаях, может быть целительной для его духовного здоровья в целом.

Собственно говоря, если человек сознательно выбирает в качестве источника положительных эмоций явления явно деструктивного или дисгармонического характера, то можно с уверенностью предсказать ему, что у него обязательно возникает состояние пресыщения. Что называется, дважды два всегда получается только четыре.
И об этом моменте желательно знать понимать и учитывать не только таланту, но и любому другому человеку. Ибо, использование такого рода источников положительных эмоций четко и однозначно влияет на характер развития личности человека, не зависимо от степени его талантливости. И влияние это, по своей сути, негативное – человек со временем становится все более дисгармоничным. А в худшем случае – еще и деструктивным. Его отношение к себе, к таланту, к жизни, к творчеству, к окружающим становится грубее и примитивнее, теряется утонченность и изящность, даже самые простые элементы интеллектуальной и психологической, нравственной и духовной эстетики. Деградация – это очень сложный, многогранный процесс. Очень постепенный в начальной стадии, а потому почти незаметный, как для самого человека, так и для его непосредственного окружения (о дальнейшем окружении речь вообще вести не стоит). Человек, если и спохватывается, то, чаще всего, тогда, когда дело зашло уже очень далеко.

Профилактика возникновения пресыщения состоит, в первую очередь, в правильном выборе источников положительных эмоций. Если это музыка, то желательно классическая. Или приближающаяся к ней по уровню изящности и гармонии. Если это книги, то опять же, лучше всего, классика. Классика психологии, философии, художественной литературы, биографии великих людей. Иногда, исторические произведения. Но, в любом случае, несущие в себе достаточно конкретный и ощутимый элемент гармонии. Как минимум, интеллектуального и психологического характера. А, как максимум, еще и духовного, и эстетического плана. Ведь классика, почему и называется классикой, что основана на классических понятиях о гармонии, на вечных и универсальных правилах и законах жизни.

Другой момент, что в современном мире в число классиков искусства пытаются затесаться те, кто к классике не имеет ни малейшего отношения. Не имел, не имеет и никогда не будет иметь. Ведь Гоголь начал писать свои гениальные произведения уже в двадцать лет. Уже в этом возрасте чувствовалось присутствие его большого таланта, который в последующем обретал все новые и новые грани. Одним словом, добродетельный талант должен приложить все силы своего ума и души, чтобы избежать возникновения у него пресыщения жизнью.

Талантливый добродетельный человек, на первых этапах развития и реализации своего таланта, так или иначе, сталкивается с тем, что многие творческие люди в его сфере деятельности уже получили вполне конкретное общественное признание. Но самое главное даже не это, а то, что он сам  четко и однозначно понимает и чувствует тот факт, что многие из его коллег по творческому цеху действительно имеют собственный талант, который, чем дальше, тем больше будет развиваться и совершенствоваться. И, может быть, размер таланта у некоторых других людей существенно больший, чем его собственный. И темпы развития таланта у них гораздо значительнее.

И вот тут–то и возникает первоначально в его душе легкое, и едва приметное чувство зависти и ревности к чужому таланту и его успешной реализации. И здесь особенно важно то, как он будет реагировать на эту, вроде бы случайно, возникшую внутри него мысль. Конечно, кое–кто из его близких может, условно говоря, подлить масла в огонь, растревожив его самолюбие, вроде как, из самых благих намерений.
Искушение получается порой одновременно и внешнее, и внутреннее. Одним словом, достаточно мощное. Человек, хотя бы с минимальной степенью одухотворенности, жестко и категорично отгонит от себя такого рода наваждение, как абсолютно несовместимое с его фундаментальными принципами и убеждениями. А вот тот, кто привык чрезмерно лояльно относиться к своим слабостям и недостаткам, без необходимой степени самокритичности, без особого внимания и бдительности к своим внутренним процессам, в первый раз может отнестись к этому «озарению» вполне себе спокойно и даже нейтрально. И будет совершенно не подозревать о том, что уже угодил в психологическую ловушку злого духа зависти и ревности. Ибо, во второй раз такой человек воспримет происки злого духа уже с минимальной, но, все же, симпатией.

А от маленькой симпатии до большой – всего полшага. А от большой симпатии до всепоглощающей страсти тоже всего полшага. Которые, на первый взгляд, ничего и нигде принципиально не меняют. Но в комплексе создают проблему такой величины и характера, что делают ее практически неразрешимой. Человек, добровольно впустивший в себя этого злого духа, освободиться от него в последующем вряд ли сможет. Ибо, подавляющее большинство людей совершенно не подозревает о степени хитрости и коварства, сообразительности и изобретательности, фантазии и воображении злого духа, мощи его интеллекта и изощренности его души. Собственно, люди не понимают ни самих характеристик сущностей, которых мы условно обозначаем как «злые духи», ни самого факта, что они подвергаются воздействию такого рода сущностей. Которые на высоком профессиональном уровне играют на нужных струнах ума и души таланта (и любого другого человека), на его слабостях и недостатках, на белых пятнах внутреннего мира человека, на неподконтрольных территориях внутри человека. И играют лишь те мелодии, что интересны и выгодны именно им, а не кому–либо другому. А выгода состоит в том, чтобы в максимальной степени разрушить даже ту относительную степень добродетельности и гармонии личности, что имеется в таланте.

Ревность и зависть настолько мощно и глобально захватывают человека, что практически полностью отвлекают его от даже самой минимальной программы по развитию своей личности и программы развития своего таланта. Темпы реализации обеих программ, в лучшем случае, резко снижаются, а в худшем случае, – приближаются к нулю. Более того, они вносят элемент дисгармоничности и деструктивности в систему отношений таланта с самим собой и в систему отношений с окружающими. Талант начинает думать не столько о степени одухотворенности своего творчества, сколько о наиболее изощренных интригах и авантюрах против других талантов, способности которых начинают буквально резать глаз и слух, да и остальные органы чувств таланта. И чем чаще и больше талант погружается в этот импровизированный психологический и духовный омут, тем меньше вероятность остается для его обратного возвращения. «Коготок увяз - всей птичке пропасть».

Злой дух всегда найдет нужные аргументы для таланта для того, чтобы убедить его в том, что в успехе другого таланта участвовали еще и многие, мягко говоря, неформальные моменты. Принявшие на себя основную нагрузку по достижению большого успеха. При этом в наибольшей степени обесценив усилия самого другого человека. В голову таланта, наряду с прочими, вкладывается мысль о том, что этому другому таланту помогли привлечь успех его могущественные покровители. Без которых он якобы был, есть и останется навсегда полным нулем. А отсутствие успеха такой величины у самого таланта-аналитика объясняется не отсутствием серьезной и напряженной работы по развитию таланта и его личности, а тем, что у него нет столь же могущественных покровителей. Конечно, в ряде случаев, дело действительно обстоит именно так. Но, совершенно не обязательно, что во всех случаях большого чужого успеха.

Если талант не может смириться с тем, что кто–то может быть более талантлив, чем он сам, и с тем, что Жизнь относится к другому человеку более благосклонно, чем к нему, то такой талант обречен не только на неудачу, но и мощные пожизненные переживания и страдания по поводу несправедливости судьбы и провидения. Каждый должен четко знать, понимать и учитывать закон причин и следствий. То, что человек имеет в настоящем, было подготовлено им в прошлом. А то, что он будет иметь в будущем, готовится им в его настоящем. И никому не дано изменить этот вечный закон Жизни, как впрочем, и все остальные ее психологические и духовные законы.


Рецензии