Лаконичной строкой-2025

***
  Роман Александра Чудакова "Ложится мгла на старые ступени" (М., 2012) поразил многообразием жизни, яркими характерами, прекрасным языком. Произведение  признано "лучшим русским романом первого десятилетия нового века" за "высокую концентрацию исторической правды", "достоверность чувств и мыслей героев", за воссоздание "образа подлинной России в ее тяжелейшие годы"  ("Русский Букер", 2017).
 Выборочная цитация:
    "Нужна защита психики современного человека от стремительно растущей агрессии вещей, красок, от слишком быстро меняющегося мира".
     "...Те одиннадцатилетние еще до поступления (в гимназию - И.Д), уже в семье были индивидуальностями, им было чем, перекрестно опыляясь, умственно обогащать один другого. А сейчас создай любой лицей — и детки только усугубят тупость друг друга".
   "Они отобрали сад, дом, отца, братьев. Бога они отнять не смогли, ибо царство Божие внутри нас. Но они отняли Россию. И в мои последние дни нет у меня к ним христианского чувства. Неизбывный грех. Не могу в душе моей найти им прощения"

***
   Книга мемуариста, участника исторических событий  В.В. Шульгина "Дни" (первая публикация - 1920 г.), отразившая "политическую жизнь в России накануне и во время Первой мировой войны, две революции, Гражданскую войну", вызвала интерес
альтернативно-монархическим ракурсом изображения революционной эпохи.


***
   Последняя лекция Аркадия Ипполитова "Начало нового века. От декаданса к модернизму" (Спб.: Сеанс, 2024) показалась схематичной, беглой - "глобализация" в ущерб глубине.


***
   В сборнике рассказов православной писательницы Юлии Воскресенской "Утоли моя печали" (М., 2010) выделила шедевры о детях "Данилкины жемчужинки", "Белая занавеска в окне", тронувшие красотой образов, умением автора передать светлый мир детства.
   Задела "суицидальная" тема - "Развязка", "Черный резиновый коридор, идущий по кругу", "Шнурочки бантиком".
    Произведения, в которых мастерство художника "перекрывает" православную ортодоксальность, показались наиболее убедительными.


***
   "Посторонний" А.Камю - книга-"ребус": непритязательное письмо, ординарный герой, банальное поведение. За внешней простотой - раздумья о ценности  жизни,  неповторимости каждой личности, об отчуждении людей,  о социальной стигматизации.
Многослойность романа удалось  передать  Лукино Висконти в экранизации "Посторонний" (1967).   


***
   "Белые ночи"  Достоевского при "возрастном" прочтении "зацепили" мифологической составляющей избыточного сознания героя, проявляющейся в его способности разговаривать с окружающими предметами, природными объектами.



***
    Сборник воспоминаний  А. Михалкова-Кончаловского "Низкие истины" (М., 2014) не впечатлил ни содержательной стороной, ни слогом, ни уровнем личности.


***
   В "Аристосе" Джона Фаулза (М., 2008) выделила главу
"Поэзия и человечество". Рассуждения автора о значении и специфике поэзии показались убедительными:
   "Литература, в частности поэзия, - это самые существенные и ценные виды искусства".
   ...В других искусствах нет ни одного произведения, которое ... не определялось бы словами, в то время как в литературе присутствуют бесчисленные артефакты и ситуации, какие не поддаются даже самому нечеткому определению "языком" других искусств."
   "...Поэзия...
требует содержательной всеохватности".
   "Поэты по своей природе - защитники порядка и смысла"...
  "Если мы считаем поэзию наименее значительной из искусств, мы уподобляемся генералам, расформировывающим свои лучшие боевые части".
   "Берегите поэта: казалось, в мире так много больших бескрылых гагар, пока не погибла последняя."


***
   Из книги Виктории Токаревой "Римские каникулы" (М., 2014) выделила одноименный рассказ, повествующий о встрече писательницы с Феллини. Социализм и капитализм  представлены в жестко-ироничном сопоставлении.


***
   Моя жизнь - несколько жизней" Варлама Шаламова (https://shalamov.ru/library/27/) оказась близкой раздумьями о творческом акте создания поэтических произведений:
    * По моему глубокому убеждению, поэзия — это опыт... Художественная зрелость достигается огромным личным опытом.
   * Без чистой крови нет стихотворений, нет стихотворений без судьбы, без малой трагедии.
Только величайшая искренность, величайшая отдача, капли чистой крови могут родить стихотворение.
     * Когда пишется стихотворение, поэт не знает, какой строкой, какой строфой, каким чувством и мыслью он кончит.
     * Ничто не может быть улучшено. Угадать можно только один раз...
Первый вариант – самый искренний.
   

***
   Книга коротких заметок А. Гениса "Люди и праздники. Святцы культуры" (М., 2022), оформленная в виде календаря, "утомила" обилием дат и личностей, раскрытых пусть и "нетривиально", но неглубоко.
   "Мандельштам писал свернутыми “веерами”, которые способны развернуться только в сознании каждого читателя" - думаю, данное замечание верно для творчества любого талантливого поэта. 


Рецензии